Госпожа Бовари (роман)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
«Госпожа Бовари»
фр. Madame Bovary
Издание
Титульный лист первого издания
Жанр роман
Автор Гюстав Флобер
Язык оригинала французский
Дата написания 1856
Дата первой публикации 1857
Издательство Journal de Paris
Госпожа Бовари
Изображение Госпожи Бовари, 1935 год. Иллюстрация Эдгара Шахина

«Госпожа́ Бовари́» — роман Гюстава Флобера, впервые напечатанный в 1856 году. Роман является ярким примером реализма и глубоким исследованием человека и его характера. В основу сюжета легла реальная история семьи Деламар. Перед написанием произведения Флобер изучил жизнь этой семьи. Писатель работал над романом почти пять лет. Рукопись произведения, которая находится в муниципальной библиотеке Руана, насчитывает 1788 исправленных и переписанных страниц. При этом окончательный вариант книги содержит лишь 487 страниц[1].

Главные герои романа

Эмма — красивая юная дама, , которая страдает от несоответствия жизни и её мечтаний. Эмма, начитавшись романов, мечтает о романтике и Париже.

Шарль Бовари — врач, супруг Эммы, простой, застенчивый, доверчивый мужчина[2].

Краткое содержание

Заглавная героиня произведения — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам, заводит связи вне брака в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Мадам живёт в несчастном браке со своим мужем. Ей скучно, и вскоре она заводит отношения за спиной супруга. Сначала её внимание привлекает помощник нотариуса, но он оказывается слишком нерешителен и уезжает из города. Но почти сразу после уезда нотариуса внимание Эммы привлекает более решительный и привлекательный Рудольф Буланж.

Герои тайно начинают встречаться, но их отношения не длятся долго. Об разрыве отношений дама узнаёт из письма от Рудольфа. После него Эмма начинает роман с Леоном, который вернулся в город. Со временем Эмма набирает долги и обращается с помощью к Леону и Рудольфу, но от обоих получает отказ. Отчаявшись, Эмма направляется в аптеку, где принимает мышьяк, когда аптекарь вышел из зала[3].

Первая публикация

Когда роман впервые был опубликован в «Ревю де Пари» в период с 1 октября по 15 декабря 1856 года государственные, обвинители назвали роман непристойным. Флобер не просто без лишнего стеснения описал любовные похождения, а откровенно поведал читателю о супружеских изменах. В романе были хорошо обрисованы сцены похорон и иные другие. Суд, который состоялся в январе 1857 года, сделал эту историю печально известной. После оправдания Флобера 7 февраля 1857 года «Мадам Бовари» стала бестселлером в апреле 1857 года, когда её опубликовали в двух томах[2].

Создавая историю Эммы Бовари, Гюстав Флобер выбрал необычный для своего времени литературный прием. В повествовании не было оценочных суждений автора, поступки героев отдавались на суд читателей. В романе нет рассуждений автора и его личного мнения по поводу происходящего. Удерживается Флобер и от осуждения главной героини. Писатель предпочел быть сторонним наблюдателем, беспристрастным зрителем происходящего[3].

Особенности сюжета

Несмотря на простой сюжет, книга по праву считается одним из шедевров мировой литературы. Главная её ценность — глубокий психологизм, выраженный в тонко подмеченных деталях и особой форме подачи. Сюжет новаторский для своего времени, а истинная ценность романа — в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда старался подобрать верные слова. Роман входит во Всемирную библиотеку[4].

В романе присутствуют черты литературного натурализма (литературное направление сложившееся в последней трети XX). Философское направление Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и длинную экспозицию романа, которая позволяет лучше понять характер заглавной героини и, соответственно, мотивацию её поступков. Жёсткая философская концепция о взаимосвязи в поступках героев стала обязательной чертой французского романа в середине XXI века[3].

Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где автор изображён в фартуке анатома, который вскрывал тело Эммы Бовари[3].

Экранизации

Примечания

  1. Ковалёва А.Л. Специфика психологизма в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» / Климович Е. А.. — 2001.
  2. 2,0 2,1 Гюстав Флобер. Госпожа Бовари. — Москва: Худож. лит., 1971. — 735 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Джей Анна. Кто такая мадам Бовари? // Аргументы и факты : газета. — 2022. — 9 апрель.
  4. Набоков В.В. Гюстав Флобер « Госпожа Бовари» // Иностранная литература. — 1997. — № 11.