Гоблины

Материал из «Знание.Вики»
Гоблины
Goya - Caprichos (49).jpg
Гоблины в представлении Ф. Гойи

Го́блин (от англ. goblin и фр. gobelin) — загадочное антропоморфное создание в западноевропейском фольклоре. Эти мифические существа, согласно легендам, обитают в мрачных подземных лабиринтах, избегая губительных для них солнечных лучей. Гоблины представляют собой яркий пример хтонических созданий, чьё существование неразрывно связано с подземным миром и тьмой.

Этимология термина уходит корнями в старонормандский язык, где слово gobelin имело схожее значение. Интересно отметить, что оно, в свою очередь, происходит от латинского gobelinus, восходящего к древнегреческому κόβαλος, означающему «плут» или «бес». Эта лингвистическая связь подчёркивает древность и широкое распространение концепции гоблинов в европейской культуре.

Этимология

Этимологический анализ лексемы «гоблин» раскрывает интересную лингвистическую эволюцию:

Косплей гоблина
  • Современная форма:
    • английский: goblin;
    • французский: gobelin.
  • Языковая деривация:
    • старонормандский: gobelin;
    • латинский: gobelinus;
    • древнегреческий: κόβαλος (кóбалос).
  • Семантическое значение древнегреческого первоисточника:
    • «плут»;
    • «бес».

Примечательно, что термин «кобольд», обозначающий сходное мифологическое существо в германском фольклоре, имеет общее этимологическое происхождение с «гоблином». Это указывает на возможное единство концепции в индоевропейской мифологической традиции[1].

Данная этимологическая цепочка демонстрирует лингвистическую преемственность и культурный обмен в формировании мифологических концепций Европы на протяжении веков.

Внешний вид

Гоблины в европейской мифологии известны своей непривлекательной внешностью. Хотя их описания могут различаться, некоторые черты остаются неизменными[2]:

  • Общий вид: гоблины считаются одними из самых уродливых существ в европейском фольклоре.
  • Форма тела: несмотря на человекоподобное строение, гоблины имеют ряд отличительных особенностей.
  • Рост: может варьироваться от совсем маленького (около 30 см) до довольно высокого (до 2 метров).
  • Характерные черты внешности:
    • длинные уши;
    • глаза, напоминающие кошачьи;
    • длинные когти на руках.
  • Способность к превращению: по легендам, гоблины умеют принимать человеческий облик, однако три вышеупомянутые черты всегда остаются неизменными (уши, глаза и когти).
  • Как гоблины маскируются:
    • уши прячут под шапку или головной убор;
    • когти скрывают перчатками;
    • глаза остаются без изменений.
  • Распознавание: согласно преданиям, даже когда гоблин притворяется человеком, его можно узнать по глазам, которые он не в силах изменить.

В современной культуре

Английский писатель–фантаст XIX века Джордж Макдональд предложил оригинальную концепцию происхождения гоблинов.

Ключевые элементы теории:

  1. Изначально гоблины были идентичны людям.
  2. Вынужденное переселение под землю из-за конфликта с монархом.
  3. Трансформация внешнего вида и характера в результате длительного подземного существования.

Образ гоблинов в современном фэнтези сложил Дж.Р.Р. Толкин с помощью своей повести «Хоббит» (1937 г.):

  1. Гоблины представлены как агрессивные подземные обитатели.
  2. Характерная черта — фотофобия (боязнь солнечного света).

В романе «Властелин колец» (1954-1955 гг.) термины «гоблин» и «орк» используются как синонимы; преимущественное использование термина «орк».

В современной фэнтези-литературе некоторые авторы разделяют понятия «гоблин» и «орк»:

  1. Вселенная Forgotten Realms;
  2. Мир WarCraft.

Гоблины и орки часто представлены как отдельные, но родственные расы.

В произведениях Дж.К. Роулинг (серия книг о Гарри Поттере)[3] гоблины интегрированы в магическое общество; их профессиональная специализация — банковское дело, а место работы — волшебный банк Гринготтс.

Во вселенной Marvel Comics термин «гоблин» используется в ином контексте:

  1. «Зелёный гоблин» — антагонист супергероя Человека-паука.
  2. Отсутствие прямой связи с мифологическими гоблинами.

Данный обзор демонстрирует эволюцию и вариативность образа гоблинов в литературе и массовой культуре, от классических фэнтези-произведений до современных интерпретаций в различных медиа.

Примечания