Генератор отчётов

Материал из «Знание.Вики»

Генератор отчётов — класс программного обеспечения, используемого для автоматизированного (в некоторых случаях — автоматического) формирования разного рода электронных документов.

Генераторы отчётов могут использоваться как в составе программ, программных систем и комплексов, так и самостоятельно (для анализа имеющихся данных безотносительно формирующих их систем).

Описание

Генератор отчётов — это неотъемлемый элемент концепции «Business Intelligence» (BI). Основным достоинством генератора отчётов, при его использовании, является значительное повышение производительности труда при подготовке однотипных документов[1]. Повышение производительности происходит за счёт использования автоматизации тех операций, производимых при подготовке документа, которые могут быть автоматизированы. Идеи такой автоматизации происходят из значительно более ранних программ для подготовки документов, например в LaTeX — специальном пакете для TeX (система вёрстки документов и, одновременно, некоторая замена редактору документов), имеется так называемый «LaTeX-конвейер» — принятый порядок работы в совокупности с обеспечивающими его применение утилитами, который позволяет готовить некоторые части документов (оглавление, ссылки, списки литературы, автоматизированное оформление текста) и обеспечивать их правильность, соответствие действительности, автоматически, экономя значительное время работника. Для построения графических частей документации автоматизация впервые была применена в программе Gnuplot.

Генераторы отчётов позволяют автоматизировать процесс работы с документацией на всех этапах её жизненного цикла, который, как правило, включает в себя:

  • процесс разработки документации;
  • процесс публикации документации как на бумажных носителях, так и в электронном виде;
  • процессы учёта и хранения документации;
  • процессы модификации, отслеживания изменений документации (сопровождение);
  • процесс обмена документацией между различными подразделениями предприятия;
  • процесс передачи документации конечному пользователю.

Типы

Генераторы отчётов делятся на следующие типы:

  1. По способу создания отчётов:
    • генераторы отчётов, осуществляющие генерацию документа только по заранее заданному шаблону;
    • генераторы отчётов, которые имеют, помимо прочего, функции для создания, просмотра и редактирования шаблонов отчётов.
  2. По способу привязки к программам-источникам входных данных:
    • встроенные в программы-источники данных (то есть представляют собой подпрограммы);
    • стационарные программы (выполнены в форме отдельного приложения).

Функциональные возможности

Современные генераторы отчётов обладают богатыми функциональными возможностями, в числе которых:

  1. Возможность использования существующих и разработки новых шаблонов типовых документов.
  2. Генерация стандартных разделов документов.
  3. Возможность экспорта как всего документа, так и отдельных его фрагментов в документы наиболее распространённых форматов (Microsoft Office Word Document, XML Document, PDF, TXT, LaTeX и т. д.).
  4. Возможность мгновенного вывода сформированного документа (или его отдельного фрагмента) на печать.
  5. Возможность подключения программы для математической обработки результатов измерений и последующей передачи обработанных данных в формируемый документ.
  6. Возможность подключения аппаратных средств, как источников данных для автоматизированного формирования документов.
  7. Поддержка произвольных стадий проектирования/моделирования.
  8. Сквозная нумерация страниц в формируемом документе.
  9. Автоматизированное формирование тестовых, табличных, графических и составных (смешанных) документов.
  10. Централизованное хранение всех данных, файлов и документов в специализированных базах данных.
  11. Визуальное моделирование структуры документа с помощью встроенного редактора.
  12. Современный настраиваемый пользовательский интерфейс.
  13. Автоматизированное формирование документов различного назначения.
  14. Автоматизированное документирование в соответствии с требованиями стандартов и других нормативно-технических документов.
  15. Интерактивное документирование (возможность «на лету» изменять содержимое документа).
  16. Возможность управления версиями формируемых документов.
  17. Возможность предоставления общего доступа к формируемым документам.

Примеры

См. также

Примечания

  1. Панов С. А., Ганджа Т. В. Автоматизация документирования в научно-исследовательской деятельности // Современные техника и технологии: Сборник трудов XVIII Международной научно‐практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 9–13 апреля 2012 г. — Томск: Изд‐во Томского политехнического университета, 2012. — Т. 2. — С. 375—376.

Литература

  1. Поскребышев Д. Новые принципы и технологии инженерного документооборота // САПР и графика. — 2010. — № 10(168). — С. 8-10.
  2. Ланин В. В. Интеллектуальное управление документами как основа технологии создания адаптируемых информационных систем // Труды международной научно-технической конференций «Интеллектуальные системы» (AIS’07) и «Интеллектуальный САПР» (CAD-2007). — М.: Физматлит, 2007. — Т.2. — С. 334—339.
  3. Ланин В. В. Модель документов, основанная на гиперграфах, в системах интеллектуального управления документами // Современные проблемы математики и её прикладные аспекты: сб. ст. — Пермский уни-верситет: Пермь, 2010. — С. 81-86.
  4. Тугенгольд, А. К. Интеллектуальное электронное документирование технологических объектов в системе PLM / А. К. Тугенгольд [и др.] // Вестник ДГТУ. — 2011. — Т. 11, № 3. — С. 860—867.
  5. Веретехина, С. В. Методика разработки интерактивной электронной эксплуатационной документации для наукоёмких изделий отрасли связи и информатизации. — Москва: ВНИИ ПВТ, 2008. — 128 с.
  6. Иванов А. Н., Кадиев А. Р., Ульянов М. В. Структура и организация функционирования системы автоматизации документирования конструкторской подготовки ГАП // Автоматизация, роботизация, интеллектуализация производства: Межвуз. сб-к. — М.: МИЭМ, 1985, — С. 59-62.
  7. Толкачева Е. В., Семенова И. И. Автоматизация синтеза технологических решений и их документирования на основе извлечения инженерных знаний / Е. В. Толкачева, И. И. Семенова // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2011. — Т. 7, № 4. — С. 76-80.
  8. Пушина А. А. Исследование предпосылок к автоматизации процессов формирования технической документации на разработку информационных систем // ФӘН-Наука. — 2012. — № 2. — С. 18-19.
  9. Панов С. А. Автоматизированное формирование паспортов проектов по разработке новых месторождений нефти и газа / С. А. Панов, Т. Е. Григорьева // Электронные средства и системы управления: материалы докладов XIII Международной научно-практической конференции (29 ноября — 1 декабря 2017 г.): в 2 ч. — Ч. 2. — Томск: В-Спектр, 2017. — С. 119—122.
  10. Панов С. А. Автоматизированное формирование финансового раздела бизнес-плана с помощью интерактивного генератора отчётных форм / С. А. Панов, Т. Е. Григорьева // Современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 8. — С. 127—131.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!