Ганье, Роберт Миллс
Роберт Миллс Ганьé | |
---|---|
англ. Robert Mills Gagné | |
![]() | |
Дата рождения | 21 августа 1916 |
Место рождения | Норт-Андовер, Массачусетс, США |
Дата смерти | 28 апреля 2002 (85 лет) |
Место смерти | Сигнал-Маунтин, Теннесси, США |
Страна |
![]() |
Научная сфера | психология, педагогическая психология |
Место работы |
Университет Принстон, Университет штата Флориды |
Альма-матер |
Йельский университет (степень бакалавра), Брауновский университет (доктор наук) |
Учёная степень | Доктор наук |
Награды и премии |
Премия Фи Дельта Каппа, Премия Е. Л. Торндайка, Премия Роберта М. Лоутона |
Роберт Миллс Ганьé (англ. Robert Mills Gagné; 21 августа 1916, Северный Андовер, штат Массачусетс — 28 апреля 2002, Сигнал-Маунтин, штат Теннесси) — американский психолог и педагог, основоположник образовательной психологии и инструкционного дизайна.
Ганье внёс значительный вклад в теорию условий обучения, разработав модель девяти событий обучения, которая обеспечивает структурированный подход к планированию и проведению обучения[1].
Биография
Р. М. Ганьé получил степень бакалавра в Иельском университете в 1937 году, затем в 1940 году в Брауновском университете ему была присвоена степень доктора философии[2].
Р. М. Ганьé работал профессором психологии и педагогической психологии в ряде учебных заведений США: с 1940 по 1949 годы — в Женском колледже Коннектикута, с 1945 по 1946 годы — в Пенсильванском государственном университете, с 1958 по 1962 годы в Принстоне и с 1966 по 1969 годы в Калифорнийском университете в Беркли. Начиная с 1969 года Ганьé работал в качестве профессора в Департаменте образовательных исследований Флоридского государственного университета в Таллахасси, в период с 1969 по 1958 годы Ганьé служил директором по исследованиям для военно-воздушных сил США в Лэкленде, штат Техас, и Лоури, штат Колорадо. С 1958 по 1961 годы Ганьé работал консультантом в Министерстве обороны США, начиная с 1964 по 1966 годы работал в министерстве образования США. Кроме того, с 1962 по 1965 годы он был директором по исследованиям в Американском институте исследований в Питтсбурге[3].
Р. М. Ганьé начал свою карьеру как преподаватель психологии в Женском колледже Коннектикута в 1940 году. Вскоре после этого Ганьé был призван на военную службу в Армию Соединённых Штатов Америки. В декабре 1941 года Соединённые Штаты вступили во Вторую мировую войну, и тогда возникла острая необходимость в разработке эффективных методов тестирования и обучения военного персонала. Ганьé работал над разработкой тестов на психомоторные способности, которые использовались для отбора лётного экипажа, такого как пилоты и навигаторы. В последующем, во времена войны, он участвовал в создании тестов на восприятие с использованием фильмов и исследовал методы посредством которых можно улучшить перенос знаний и навыков при обучении[4].
«Война значительно расширила наши знания о том, как следует обучать и как следует учиться»— Роберт Миллс Ганьé
Научный вклад
Роберт Ганьé сделал значительный вклад в теорию обучения, в основном, через свои разработки в области условий обучения и инструкционного дизайна посредством разработки модели девяти событий обучения.
Теория Условий Обучения «The Conditions of Learning»
Ганье исходил из предположения, что разные типы обучения требуют разных условий для эффективного обучения. В его знаковом труде — теория условий обучения «The Conditions of Learning»[5], он выделил восемь различных типов обучения:
- Сигнальное обучение (Signal Learning) — включает в себя условные рефлексы и реакции на конкретные стимулы. Это самый простой тип обучения, при котором индивиды учатся реагировать на сигнал или стимул определённым образом. Например, школьный звонок может сигнализировать об окончании урока.
- Обучение через пробы и ошибки (Stimulus-Response Learning) — учащийся открывает новые способы реагирования через практику и исправление ошибок. Этот процесс включает формирование новых навыков и умений через практику и обучение.
- Освоение цепочек действий (Chaining) — учащийся формирует последовательности действий. Студент осваивает последовательность действий или реакций, каждая из которых служит стимулом для следующей. Пример может включать в себя обучение процессу выполнения сложной задачи шаг за шагом.
- Ассоциативное обучение (Verbal Association) — учащийся фокусируется на формировании связей между словами и концепциями. Это обычно связано с изучением языков, где студенты учатся ассоциировать слова с их значениями.
- Обучение дискриминации (Discrimination Learning) — этот тип обучения требует, чтобы учащиеся учились различать между разными стимулами, идеями или концепциями. Это важно для развития навыков критического мышления и анализа.
- Освоение концепций (Concept Learning) — включает в себя формирование и понимание классов или категорий, основанных на общих свойствах или характеристиках. Это обучение способствует формированию обобщений и категоризации информации.
- Освоение правил (Rule Learning) — этот тип обучения включает в себя понимание и применение правил, принципов или законов для решения проблем или предсказания результатов. Данное условие позволяет студентам применять полученные знания в новом контексте.
- Решение проблем (Problem Solving) — является самым сложным типом обучения. Оно включает в себя выработку способности решать сложные задачи при помощи применения всех предыдущих типов обучения. Это обучение охватывает анализ проблем, генерацию возможных решений и их реализацию[6].
«У разных видов учения есть свои уникальные характеристики, и они требуют различных условий для обучения. Оптимальные условия для одного вида обучения могут не подходить для другого»— Роберт Миллс Ганьé
Продукты указанного обучения также подразделяются на пять основных категорий:
- Двигательные навыки — важность двигательных навыков заключается в необходимости выполнения конкретных действий. Обучение направлено на развитие точности и автоматизации движений, что является ключевым в выполнении последовательных действий.
- Устная информация — этот тип обучения фокусируется на приёме и сохранении конкретной информации, например, запоминании имён или фактов. Обучение здесь включает в себя процессы передачи и усвоения информации.
- Интеллектуальные навыки — эта категория охватывает способности, которые позволяют анализировать, интерпретировать и применять когнитивные элементы для понимания окружающего мира, включая способность к символизации. Такие навыки содействуют умению различать стимулы и связывать их с реальностью.
- Познавательные навыки и стратегии — включают когнитивные процессы, применяемые для анализа, сбора и обработки информации. Они также связаны с адаптацией поведения к конкретным требованиям окружающей среды и включают внимание, планирование и выбор стиля реакции.
- Отношение — внутренние предрасположенности или стойкие склонности, которые формируют нашу реакцию и поведение в отношении конкретных ситуаций, объектов или людей[7].
Модель Девяти Событий Обучения «Nine Events of Instruction»
Теория условий обучения также включает девять событий обучения «Nine Events of Instruction», которые обеспечивают структурированный подход к планированию и проведению уроков и курсов. Данная модель стала важным инструментом для преподавателей и разработчиков курсов, так как данная модель помогает создать условия, необходимые для различных типов обучения. Эти ступени включают в себя:
- Захват внимания — первый шаг обучения, направленный на привлечение внимания учащихся через интересные факты, вопросы или аудиовизуальные стимулы, создавая таким образом вступление в обучающий процесс.
- Информирование учащегося о цели — на данном этапе описываются обучающие цели, давая студентам четкое представление о том, что ожидается от них на протяжении процесса обучения.
- Стимулирование или призыв к предыдущему опыту — активация уже имеющихся знаний и опыта учащихся содействует обучению, облегчая введение новой информации и её интеграцию с уже имеющимися знаниями.
- Представление нового материала — на данном этапе преподаватели вводят новый учебный материал с использованием различных методов обучения, таких как лекции, демонстрации и чтение.
- Направляемая практика — учащиеся применяют новые знания под руководством преподавателя, что позволяет закрепить материал и получить обратную связь.
- Обратная связь и коррекция — предоставление конструктивной обратной связи необходимо для коррекции ошибок и уточнения усвоенности материала.
- Оценка исполнения — данный этап позволяет удостовериться в том, что учащийся достиг обучающих целей и может применять полученные знания и навыки.
- Усиление и подкрепление — позитивное подкрепление, такое как похвала и вознаграждение, укрепляет процесс обучения, увеличивая мотивацию учащихся.
- Трансфер или перенос знаний на новые ситуации — это финальный этап, на котором учащиеся применяют полученные знания и навыки в новых ситуациях, практикуя использование полученных знаний.
Ганье считал, что данная модель может помочь преподавателям эффективнее планировать и проводить обучающие сессии, учитывая различные нужды и стили обучения учащихся, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному обучению и более глубокому усвоению материала[8].
Награды
Ганье награжден следующими премиями:
- Премия Фи Дельта Каппа за выдающиеся исследования в образовании.
- Премия Е. Л. Торндайка за достижения в образовательной психологии и премия за выдающийся научный вклад в применении психологии, вручаемые Американской ассоциацией образовательных исследований.
- Премия Роберта М. Лоутона за выдающуюся профессорскую деятельность от Флоридского государственного университета. Данная премия является самой высокой академической наградой данного учебного заведения.
Являлся членом следующих профессиональных организаций:
- Член Национальной академии образования США.
- Президент Американской ассоциации образовательных исследований.
- Президент отделения образовательной психологии и военной психологии Американской психологической ассоциации[2].
Примечания
- ↑ Byers, Paula K., Bourgoin, Suzanne Michele. Robert Mills Gagné // Encyclopedia of World Biography. — 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Reiser, R.A. Encyclopedia of the Sciences of Learning. — Boston: Springer, 2012. — С. 1395—1397. — ISBN 978-1-4419-1427-9.
- ↑ Ernst Z. Rothkopf. In Appreciation: Robert Mills Gagne (1916 – 2002) // Association for Psychological Science. — 2002.
- ↑ Richey, Rita C., Ed. The Legacy of Robert M. Gagne. — Syracuse: ERIC Publications, 2000. — ISBN ISBN-0937597-49-X.
- ↑ Robert M. Gagne. The Conditions of Learning and Theory of Instruction. — USA: Wadsworth Pub Co, 1965. — ISBN 978-0030636882.
- ↑ Conditions of Learning (Robert Gagne) (англ.). www.instructionaldesign.org. Дата обращения: 29 сентября 2021.
- ↑ Robert M.Gagne, Leslie J.Briggs, Walter W.Wager. Principles of Instructional Design. — США: Harcourt Brace College Publishers, 1992. — ISBN 0-03-034757-2.
- ↑ Gagné's Nine Events of Instruction (англ.). www.niu.edu. Northern Illinois University Center for Innovative Teaching and Learning (2020). Дата обращения: 26 сентября 2023.
