Вырин, Василий Филиппович
Василий Филиппович Вырин | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||
Дата рождения | 22 апреля (5 мая) 1913 | |||||||
Место рождения | Москва, Российская империя | |||||||
Дата смерти | 7 октября 1990 (77 лет) | |||||||
Место смерти | Казань, Татарская АССР, СССР | |||||||
Награды и премии |
|
Вы́рин Васи́лий Фили́ппович (22 апреля (5 мая) 1913, Москва, Российская империя — 7 октября 1990 Казань, Татарская АССР, СССР) — машинист тепловоза локомотивного депо Юдино Горьковской железной дороги (далее — ГЖД), располагавшегося в Татарской Автономной Советской Социалистической республики. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1966). Награждён двумя орденами Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Василий Филиппович Вырин родился 22 апреля (5 мая) 1913 году в Москве в семье рабочего. Его отец был слесарем в трамвайном парке. В 1920 году семья Василия Филипповича переехала в Донбасс. Мать умерла. Воспитание мальчика взял на себя дядя, который увёз его в Свияжск[2].
В 1933 году Василий Вырин окончил школу фабрично-заводского ученичества на железнодорожной станции Юдино, получив квалификацию слесаря пятого разряда и удостоверение помощника машиниста. Сначала работал на маневровом паровозе, а затем и на пассажирском паровозе. В 1935 году завершил курсы машинистов в Алатыре (Чувашия)[1].
Став машинистом, Василий Филиппович стремился к повышению скорости движения, увеличению числа вагонов в поездах и перевыполнению планов перевозок. В 1939 году был назначен дежурным по локомотивному депо Юдино. В 1939-1940 годах Вырин водил тяжеловесные поезда с высокой технической скоростью, увеличивая пробег между ремонтами[1].
В первые дни Великой Отечественной войны Василий Филиппович в составе группы опытных паровозников направили вместе с локомотивом на запад. Под вражескими бомбардировками он водил эшелоны с эвакуированными людьми на восток и военными — на запад. Василий Филиппович первым начал водить воинские маршруты товаро-экспрессом без остановок от Шемордана до Юдино, несмотря на необходимость частой заправки дровами[1].
Василий Вырин инициировал движение за «кооперированный» ремонт паровозов, когда бригады трёх локомотивов совместно выполняли ремонт, что способствовало сохранению локомотивного парка и транспортным перевозкам. К концу войны он стал опытным машинистом второго класса и инструктором. В послевоенные годы Василий Филиппович перешёл работать на свой паровоз, включился в движение пятисотников. Достигал пробега до 600 км в сутки и превышал техническую скорость[1].
С 1951 года Василий Вырин водил пассажирские поезда, а в конце 1950-х годов освоил тепловоз. Ежегодно он достигал выдающихся результатов в перевозках, сокращении времени оборота вагонов и экономии топлива[1].
За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года, Василий Филиппович Вырин был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему были вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»[1].
Василий Филиппович работал машинистом тепловоза до выхода на пенсию в 1974 году. Вёл общественную работу в парткоме депо, райкоме и горкоме партии. Избирался депутатом Верховного Совета Татарской АССР. Последние годы жизни Василий Вырин проживал в Казани. Умер 7 октября 1990 года[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (4 августа 1966 года)[1]
- Орден Ленина (2 августа 1942)[1]
- Орден «Трудового Красного Знамени» (1 августа 1953)[1]
- Медаль «За трудовую доблесть» (10 апреля 1951)[1]
- Медаль «За трудовое отличие» (9 августа 1947)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
- Знак «Отличный паровозник»[1]
Память
В честь празднования 150-летия со дня основания Горьковской железной дороги на железнодорожных предприятиях Казанского региона ГЖД будут установлены мемориальные доски с именами работников, внёсших значительных вклад в развитие железнодорожного транспорта. На железнодорожной станции Юдино будет установлена мемориальная доска, посвящённая Василию Филипповичу Вырину[3].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Каргапольцев С. Вырин Василий Филиппович . Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 16 апреля 2025.
- ↑ Мидхатов И. Вырин Василий Филиппович . Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан (31 марта 2016). Дата обращения: 16 апреля 2025.
- ↑ В Юдино установят мемориальные доски на железнодорожных предприятиях . Официальный портал органов местного самоуправления города Казани (31 июля 2012). Дата обращения: 17 апреля 2025.
Ссылки
Вырин, Василий Филиппович . Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 5 мая
- Родившиеся в 1913 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 7 октября
- Умершие в 1990 году
- Умершие в Казани
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За трудовую доблесть»
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту