Волюбилис
| Археологические памятники Волюбилиса | |
| Волюбилис | |
|---|---|
| Archaeological Site of Volubilis | |
| | |
| 34°04′26″ с. ш. 5°33′19″ з. д. / 34.07389° с. ш. 5.55528° з. д. (G) (O) (Я) | |
| Страна | Марокко |
| Область | Префектура Мекнес, Фес-Мекнес |
| Основан | III век до нашей эры |
| Другие названия | [wɔˈɫuːbɪlɪs] Латинское произношение:; Арабский: وليلي, романизированный: walīlī; Берберские языки: ⵡⵍⵉⵍⵉ, романизированный: wlili |
| Разрушен | XI век нашей эры |
| Современная локация | Мавритания |
| Культурный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО № 836 с 1997 года (21 сессия) |
|
| Название | [1] |
| Регион | Арабские страны |
| Критерии | ii, iii, iv, vi |
|
|
|
Волю́билис ([wɔˈɫuːbɪlɪs] Латинское произношение:; Арабский: وليلي, романизированный: walīlī; Берберские языки: ⵡⵍⵉⵍⵉ, романизированный: wlili) — город, находившийся на юго-западе Римской империи (Марокко), вблизи Мулай-Идриса. Расположен в 35 километрах к северу от автомагистрали A2, между Фесом и Рабатом, если свернуть на Мекнес. С 1997 года этот объект признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия[1].
История исследования
Город Волюбилис привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке[2]. В 1871 году французский дипломат и археолог Шарль Тиссо посетил это место и провёл там научные изыскания. В период с 1884 по 1891 год дипломат Анри Ла Мартиньер осуществил первые раскопки в районе базилики и северо-западного некрополя, где были найдены многочисленные погребальные тексты. С 1912 года заинтересованным лицам больше не требовались разрешения марокканских властей, так как страна стала колонией[3].
В мае 1915 года была создана Марокканская служба древностей. Тогда же под наблюдением французских солдат и с участием немецких военнопленных начались раскопки Декумануса. Далее работы проводились в официальной части форума, к базилике и триумфальной арке. Эти первые исследования колониального периода были инициированы по приказу генерала Луи Лиотея. В том же году руководство раскопками перешло к Луи Шателену, который первым установил хронологию города[3].
В 1930-е годы Жером Каркопино была подготовлена глава «Волюбилис, резиденция Юбы и римских наместников» для своего труда «Le Maroc Antique». В 1940-е годы Луи Шателен, первый «шеф службы антиквариата Марокко», опубликовал книгу «Le Maroc des Romains». После Луи Шателена руководство «Службой древностей Марокко» и раскопками в Волюбилисе принял Раймон Тувено[3].
С 1953 по 1960 год археологические исследования в юго-восточном районе города были сосредоточены на древних руинах, восточном святилище и храме B. В этот период Раймон Тувено, продолжая раскопки в Волюбилисе и его окрестностях, ввёл стратиграфический метод, который впоследствии применялся всеми французскими археологами, работавшими в Марокко[3].
В 1963 году продолжались раскопки северной и восточной частей стены первоначального города. С 1965 по 1976 год исследования продолжились благодаря поддержке Управления марокканской службы древностей, особенно в западном районе, где были проведены несколько стратиграфических исследований. В 1980-х годах франко-марокканская программа исследований предоставила новые данные о городском развитии и заселении территории в мавританскую и раннеримскую эпохи[3].
В последние десятилетия XX века систематические исследования франко-марокканской группы расширили знания о Волюбилисе. В начале XXI века мароккано-английская миссия под руководством Хасана Лимана и Элизабет Фентресс, работавшая в рамках соглашения между Национальным институтом археологических наук и наследия Марокко и Университетским колледжем Лондона, провела исследования на городище Волюбилис с 2000 по 2005 год[3].
Латинская эпиграфика Волюбилиса начала систематически изучаться сравнительно поздно, хотя некоторые надписи были переписаны ещё в XV веке. Систематическое обследование и исследование латинских надписей в Марокко началось в последней четверти XIX века. На 2010 год эпиграфический корпус Волюбилиса и его окрестностей, были каталогизированы каталогизированный М. Эвзенном и Ж. Марион, включал 471 надпись[3].
Раскопки 2000 — 2004 годов в секторе D Западного квартала показывают образ жизни населения перед приходом мусульман. Сектор D находится на крутом рельефе, где римские слои отделены от средневековых почти 2-метровым слоем разрушения. Это указывает на полное разрушение римского города. Новое население выровняло поверхность и добывало материалы для строительства. Аомар Акерраз датирует восточный вал VI веком, а христианские свидетельства подтверждают заселение до арабского завоевания Мавретании в 681 году[3].
Топография города
Стены Волюбилиса длиной около 2600 м имели толщину 1,5 м и высоту 5-7 м, с 40 башнями и 9 воротами, включая главные — Тингисские[2]. Город имел регулярную планировку, особенно в южной части, с главной артерией Декуманус длиной 400 м и шириной 12 м. Она вела к Тингисским воротам и была окружена портиками и магазинами. Северо-восточный квартал, где жили патриции, имел шахматную планировку и включал акведук и Северные бани. Здесь находились обширные участки с виллами, а в центре был канализационный коллектор.
Уличная сеть сохранялась до эпохи Клавдиев, а самая старая часть Декумануса могла быть построена во времена Юбы II.[3] Через город тянулись две улицы: одна вела с юга на север, другая — с востока на запад. Они пересекались на центральной площади, где собирался народ[4].
Западная часть города не раскопана. На окраинах были фермы. Богатые дома имели перистили с бассейнами и мозаики, а бедные — простые постройки. Площадь резиденций достигала 1500 м², а некоторые имели мозаики с сюжетами. В городе также находились общественные здания, Форум, термы и арка Каракаллы[3].
План домов Волюбилиса отличается от домов Помпей и ближе к традиционному африканскому. В Африке атриум заменял перистиль с 2-4 галереями, часто с атриолумом и термальным комплексом. Функции помещений сложно определить, кроме промышленных или коммерческих[4].
Виллы перестраивались, изменяя планы. Приёмные включали вестибюль, перистиль и триклиний. Хозяйственные постройки — маслодельни, пекарни, термы и хранилища. Дома украшали лепниной, мрамором и мозаикой. Безопасность города обеспечивали три военных лагеря (Айн-Шкур, Токолосида и Сиди-Муса) с радиусом действия 25 км. Форты на высоких участках обозначали границу провинции. В лагерях служили вспомогательные войска под руководством префекта и берберских контингентов. Элита Волюбилиса сохранила языческую культуру поздней античности даже после римской власти, как и в других городах. Приход византийцев в VI веке не оказал значительного влияния на культуру города, которая осталась латинизированной. О процессе христианизации можно лишь догадываться, но археологические находки указывают на её наличие[3].
Волюбилис, как и другие города Средиземноморья, не избежал влияния исторических событий своего времени. Арабское завоевание во второй половине VII века стало завершающим этапом постантичной истории города[4].
История города
Месторасположение
Памятник находится на берегу реки Вади-Румане в окрестностях Мекнеса, рядом со священным городом Мулай Идрисс Зерхун, в регионе Фес-Мекнес. Он расположен недалеко от массивного скалистого массива, где возвышается Зерхун, достигающий высоты 1025 метров, а средняя высота окружающих скал составляет примерно 500—800 метров. Эти скалы, сложенные из песчаника и известняка, служили источником строительных материалов для города. Город спускается с северной границы вдоль широкого отрога, постепенно сужаясь, пока два ограничивающих его оврага не соединяются к югу от центра. Почва в этом регионе насыщена мергелем, который широко применяется в производстве керамики и кирпича. Город расположен на плато с террасами, на высоте примерно 390 метров над уровнем моря[1].
Доримский период
Изначально здесь возникло берберско-пунийское поселение, которое в III веке до нашей эры попало под сильное влияние Карфагена и впоследствии стало столицей Мавретанского царства[1]. Доримский город в южной части поселения отличался узкими и извилистыми улицами. Однако информация о его развитии ограничена, так как археологические раскопки в этом районе проводились недостаточно активно[3].
После падения Карфагена в 146 году до нашей эры Мавретанское царство объединилось. Царь Бокх I (118 — 91 годы до нашей эры) стал союзником Рима в борьбе против Югурты и присоединил части бывшего карфагенского царства. Его сыновья, Богуд и Бокх II, после смерти отца разделили его владения. Будучи сторонниками Юлия Цезаря, они впоследствии приняли разные стороны в гражданской войне в Риме. Богуд, поддержавший Марка Антония, был убит в 38 году до нашей эры, что привело к воссоединению Мавретании[3].
После смерти Бокха II в 33 году до нашей эры, управление страной перешло к Риму, который разместил ветеранов в городах Тингис, Банас, Зилил и Бабба. Однако в 25 году до нашей эры император Август передал Мавретанию в качестве клиентского царства нумидийскому царевичу Юбе II, который получил блестящее античное образование. В 19 году до нашей эры он женился на Клеопатре Селене, и эта пара правила страной до 23 года[3].
Во время их правления Волюбилис, возможно, служил резиденцией Юбы II. Площадь города могла достигать 12 гектаров. После смерти Юбы II в 23 году до нашей эры его сын Птолемей занял трон и правил до 30 года. Однако в 30 году император Гай Калигула убил Птолемея, что вызвало восстание под предводительством Эдемона, вольноотпущенника Птолемея[3].
Волюбилис поддержал Рим, создав милицию вспомогательных сил, что способствовало подавлению восстания. Некоторые археологические находки указывают на разрушения, вызванные восстанием. После смерти Эдемона восстание не прекратилось, а старое царство Мавретании погрузилось в анархию. Волюбилис оказал значительную помощь Риму, и город обратился к местному нобилю Марку Валерию Северу с просьбой установить контакт с новым императором, чтобы получить вознаграждение за лояльность и военную поддержку. Эта помощь свидетельствует о процессе романизации[3].
Римский период
В конце 42 или начале 43 года Римская империя официально присоединила бывшее царство Мавретания, разделив его на две провинции: Мавретанию Тингитанскую (со столицей в Тингисе на западе) и Мавретанию Цезарейскую (со столицей в Иоле-Кесарии на востоке). Провинция Тингитана управлялась губернатором, назначенным императором, и имела статус прокуратора конницы. Император Клавдий в 44 году присвоил Волюбилису статус римского муниципия, сделав всех свободных жителей города римскими гражданами. Это изменение статуса дало Волюбилису множество преимуществ, включая брачные права, наследование и десятилетние налоговые льготы[4].
Эволюция статуса города привела к проведению важных работ и изменениям на институциональном и религиозном уровнях. Волюбилис стал передовым форпостом Римской Африки против полукочевых племен, имея три лагеря и башни и тесную связь со столицей Тингитаны. Недалеко от города на юге был построен лимес, не опирающийся на естественные природные рубежи. Римское влияние и контроль в провинции Мавретания Тингитанская простирались вдоль Атлантического побережья до реки Сала (Бу-Регрег) около Колонии Сала и плато Атлас вокруг Волюбилиса, где сельское хозяйство было особенно продуктивным, что требовало постоянной защиты[2].
Волюбилис, вероятно, был второй столицей провинции Мавритания Тингитана, где жил губернатор. В римско-ранневизантийскую эпоху такие дихотомии были распространены (например, Тир и Берит в Финикии). Город управлялся эдилами (милиция, рынок) и дуовирами (суды, совет). Совет состоял из декурионов, набираемых из старых магистратов, что подтверждается памятниками императорам и статуями[3].
Волюбилис включал город, район, охраняемый фортом, и сельскую округу с берберскими племенами, прежде всего, бакватами. Марк Валерий Север стал первым фламином после захвата города Римом и превращения его в муниципий. Официальную религиозную жизнь организовали по римскому образцу с императорским культом. До конца III века известны шесть фламинов и три фламиники, включая муниципальный и провинциальный уровни, а также севират вольноотпущенников.
Пантеон был греко-римским, восточным и местным. После ухода римских войск прекратился митраизм. Надписи на греческом языке напоминают о доисламских арабских божествах Манафе и Феандрии. Домашняя религия известна по 73 алтарям, включая алтарь местного божества Аулисуа, отождествляемого с Консом. В Доме Дисциплины, возможно, практиковался культ абстракции[4].
После прекращения римского управления в конце III века город продолжал существовать до середины V века: в элитных домах заказывали изящные мозаики, что подтверждают раскопки начала XXI века (Дом Венеры IV века). В поздний период (IV—V века) город занимал площадь в 15 га и был защищён стеной длиной 660 м и шириной 2 м. На городище была найдена статуэтка Доброго Пастыря, датированная IV веком, что свидетельствует о христианском присутствии. Христианизация города произошла уже после ухода римских властей. Конец этого периода был отмечен разрушительным землетрясением. Если предположить, что римский Волюбилис прекратил свое существование примерно в середине V века, то сложно установить, при каких обстоятельствах и под чьей властью город был заново заселён[3].
После римский период
После римского периода город Волюбилис продолжал служить населённым пунктом ещё на протяжении как минимум семисот лет. Первоначально он функционировал как латинизированная христианская община, а затем трансформировался в раннеисламское поселение. С прибытием арабов в 708 году название города было изменено на Уалила или Валили, и он стал населённым пунктом для арабов-берберов, происходивших из Ливии. Значительная часть центральной части города была заброшена и преобразована в кладбище, в то время как основное место проживания переместилось на юго-западную окраину, где была возведена новая оборонительная стена[3].
В конце VIII века Волюбилис стал резиденцией Идриса ибн Абдаллаха, основателя династии Идрисидов в Марокко. К XI веку город был окончательно покинут после того, как административный центр был перенесён в Фес. Окончательное разрушение Волюбилиса произошло в 1755 году в результате Лиссабонского землетрясения, после чего от города остались лишь руины[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Стародуб Т. Х. Волюбис. БРЭ. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Никитин A. H. Роль африканских провинций в политической. Экономической и культурной жизни римской империи // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2006. — № 16—1. — С. 40—49.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 Болгова А. М. Волюбилис - римский и постантичный город на крайнем западе ойкумены // Византийский клуб. Альманах. 2025 : К 60-летию профессора Н.Н. Болгова. – Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр. — 2025. — С. 157—172.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Усков Г. В. Культурное развитие городов североафриканских провинций римской империи во II в. н.э // ЛІСТАПАДАЎСКІЯ СУСТРЭЧЫ - XIII//Матэрыялы міжнароднай навуковай выкладчыцка-студэнцкай канферэнцыі ў гонар акадэміка М.М. Нікольскага і У.М. Перцава. — 2019. — С. 60—63.