Волжская башня

Башня и памятник архитектуры
Волжская (Арсенальная) башня
Arsenal Tower of Yaroslavl 01.jpg
57°37′30″ с. ш. 39°54′05″ в. д. / 57.6250083° с. ш. 39.9015778° в. д. / 57.6250083; 39.9015778 (G) (O) (Я)
Страна Флаг России Россия
Город Ярославль
Местоположение Волжская набережная, 2а
Тип здания крепостная башня
Строительство 1658—1669 годы
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 761510003810006

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Арсена́льная ба́шня (также известная как Волжские ворота или Волжская башня) — историческое крепостное сооружение в городе Ярославле, одна из немногих сохранившихся башен Земляного города. Расположенна на высоком правом берегу Волги у окончания Медведицкого оврага, башня представляет собой ценный памятник оборонительной архитектуры XVII века. В настоящее время башня является объектом культурного наследия федерального значения и входит в состав исторического центра Ярославля, включенного в список ЮНЕСКО[1].

История

Строительство и ранний период

Волжская башня была построена из кирпича в период между 1658 и 1669 годами на месте древней деревянной башни Рубленого города[1]. Строительство каменной башни началось после разрушительного пожара 1658 года, который за несколько часов уничтожил почти весь Ярославль[1]. Башня служила главными водными воротами города, охраняя устье Медведицкого оврага[1][2]. Первоначально Волжская башня представляла собой крупное монументальное сооружение с мощными стенами толщиной до 4 метров[1]. Она имела дополнительную полукруглую отводную башню (захаб) со стороны Волги и высокий деревянный шатёр (до 17 метров) с дозорной вышкой, на которой постоянно дежурила стража. На обращённой к городу стене, в нише, был некогда написан образ Богоявления[1].

Перестройки и изменения

История башни отмечена рядом значительных изменений.

В 1711 году сгорел деревянный шатёр башни, который впоследствии не восстанавливался.

В 1731 году была разобрана стрельница.

В начале XIX века разобрали полукруглую отводную башню (захаб)[2].

В 1820 году рядом с башней был построен каменный мост-виадук через Медведицкий овраг, который часто называют Волжскими воротами[3].

Наиболее серьёзная перестройка произошла в 1842 году, когда Волжская башня отошла военному ведомству. По проекту архитектора А. Полетаева к ней пристроили третий этаж и устроили здесь арсенал, просуществовавший до Октябрьской революции (отсюда и второе название — «Арсенальная»). При этой реконструкции были заложены зубцы, пробиты широкие окна, закрыт проезд и выполнены другие модификации[1].

Архитектурные особенности

Волжская башня. И. М. Белоногов. 1846
  1. Форма и планировка: башня имеет строгую четырёхугольную форму с слегка расширяющимся верхним ярусом. Это отличает её от более сложных многоугольных форм, характерных для некоторых других крепостных башен, таких как Башня Сююмбике в Казани.
  2. Декор и фасады: волжская башня лишена сложного декора, характерного для многих других крепостных сооружений. Её фасады украшены простыми горизонтальными тягами и широкими лопатками, что придаёт ей скупой, но монументальный вид.
  3. Крыша и верхний ярус: в отличие от многих башен, которые имеют шатровые завершения или сложные пирамидальные крыши, Волжская башня в настоящее время покрыта металлической четырёхскатной крышей. Исторически она имела деревянный шатёр, который был утерян в пожаре
  4. Функциональные изменения: башня претерпела значительные перестройки, включая надстройку для арсенала и изменение оконных проёмов, что делает её уникальной по сравнению с другими башнями, сохранившимися в первоначальном виде.
  5. Расположение и назначение: Волжская башня служила главными водными воротами города, что отличает её по функциональному назначению от многих других башен, которые часто выполняли роль дозорных или угловых укреплений[4].

Современное состояние и значение

В настоящее время Волжская башня является одним из символов Ярославля и важным туристическим объектом. На первом этаже башни располагается кафе[2]. Башня входит в комплекс Волжской набережной, для благоустройства которой, включая реставрацию моста-виадука через Медведицкий овраг, по состоянию на 2024 год требуется 1 млрд 250 млн рублей[3].

В 2024 году определена подрядная организация (ООО Научно-технический центр «РЕГИОНТЕХСЕРВИС»), которая займётся разработкой проекта ремонта исторического моста-виадука, расположенного рядом с Волжской башней. Проект должен быть завершен к концу ноября 2024 года, а предполагаемая стоимость работ по сохранению моста составляет 150 миллионов рублей[3].

Историческое значение

Волжская башня представляет особую ценность как один из немногих сохранившихся образцов крепостной архитектуры. Она даёт возможность судить о характере ярославских укреплений, которые в прошлом тянулись вдоль берегов реки Волги. Башня считается особенно ценной, поскольку не только в Ярославле, но и в других старинных русских городах крепостных башен сохранилось значительно меньше, чем памятников церковного зодчества.

Сегодня Волжская башня, являясь частью исторического центра Ярославля, входит в зону охраны ЮНЕСКО и относится к объектам культурного наследия федерального значения[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Волжская башня. Дата обращения: 11 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Волжская башня в Ярославле. Онлайн путеводитель GEOMERID. Дата обращения: 11 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 На ремонт набережной в Ярославле нужно 1,25 млрд рублей. АИФ-Ярославль (23 октября 2024). Дата обращения: 11 апреля 2025.
  4. Чекмасов Д.Н. Энциклопедия гражданской застройки Ярославля до 1917 года. Волжская набережная, дом 2а. Государственный архив Ярославской области. Дата обращения: 11 апреля 2025.