Валяев, Борис Дмитриевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Борис Дмитриевич Валяев
Валяев, Борис Дмитриевич.jpg
Дата рождения 14 января 1915 (27 января 1915)(1915-01-27)
Место рождения Вологда, Вологодская губерния, Российская империя
Дата смерти 18 февраля 1987(1987-02-18) (72 года)
Место смерти Вологда, РСФСР, СССР
Принадлежность  Российская империя,
 РСФСР,
 СССР
Награды и премии

Бори́с Дми́триевич Валя́ев (14 (27) января 1915, Вологда, Вологодская губерния, Российская империя — 18 февраля 1987, Вологда, РСФСР, СССР) — старший машинист локомотивного депо Вологда I Северной железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Борис Дмитриевич Валяев родился 14 (27) января 1915 года в Вологде Вологодской губернии (по состоянию на 2025 год — Вологодская область). С 1935 года Борис Дмитриевич начал трудовую деятельность на железной дороге в должности кочегара. После окончания Вологодского техникума железнодорожного транспорта был назначен на должность машиниста. Водил паровоз СО-18-11 в депо Вологда I. С начала 1940-х годов Борис Валяев водил тяжеловесные грузовые железнодорожные подвижные составы с превышением технической скорости. Его паровозная бригада стала известна благодаря отсутствию аварий и экономии топлива до 56 тонн ежемесячно. В 1941 году бригада установила рекорд суточного пробега в 726 километров и прославилась на Северной железной дороге[1][2].

С началом Великой Отечественной войны Борис Валяев стал работать в экипаже старшего машиниста Лукерьянова. В зимний период 1941-1942 годов вывозил ленинградцев из осаждённого города и перевозил военные грузы по ветке Вожега — Сухона — Вологда I. В период войны все бригады Северной железной дороги применяли метод вождения тяжеловесных железнодорожных подвижных составов по-болонински. Использовали дрова в качестве топлива[1].

В марте 1942 года Борис Дмитриевич совершил три маршрута в Ленинград (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербург), два из которых были с тяжеловесными железнодорожными подвижными составами весом до 300 тонн. В мае того же года бригада поезда № 1852, возглавляемая Зелениным и Валяевым, успешно провела пять тяжеловесных железнодорожных подвижных составов[1].

После завершения военных действий Борис Валяев продолжил профессиональную деятельность в сфере железнодорожного транспорта, специализируясь на управлении тяжеловесными поездами. Борис Дмитриевич был передовиком социалистического соревнования на Северной железной дороге. Инициировал внедрение технологии вождения железнодорожных подвижных составов без использования локомотива-толкача[1][2].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Борис Дмитриевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда за выдающиеся успехи в развитии железнодорожного транспорта. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].

В начале 1960-х годов, в период перехода депо Вологда I на тепловозную тягу, Борис Валяев одним из первых приступил к вождению тепловозов. Последние годы жизни проживал в Вологде. Уме 18 февраля 1987 года. Похоронен на Пошехонском кладбище[1].

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1 августа 1959 года)[1]
  • Орден Трудового Красного Знамени (16 июля 1951 года)[1]

Память

В музее локомотивного депо Вологды I хранится рабочая «шарманка» Бориса Валяева. Этот экспонат передал музей сын машиниста — Виктор Борисович Валяев[2].

Литература

  • Валяев Б. Д. В каждом деле есть романтика. — Вологда: Кн. изд-во, 1959. — 16 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Кузоватов С. Валяев Борис Дмитриевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 9 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Порецкий Н. Свидетель славных дел // Гудок : газета. — 2021. — 2 сентября (№ 158).
  3. Музалевский М. В. Герои Социалистического Труда. Библиографический словарь. — М.: РИЦ «Кавалер», 2007. — 200 с.