Босх, Иероним

Иероним Босх
лат. Hieronymus Bosch
Портрет Босха около 1550. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас
Портрет Босха около 1550. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас
Имя при рождении Ерун Антонисон ван Акен
Псевдонимы Aeken, Hieronymus van, Aken, Hieronymus van, Aken, Jeroen Anthoniszoon van, Aken, Jheronymus van, Aquen, Jheronimus и Bos, Jeronimus
Дата рождения около 1450
Место рождения Хертогенбос, Северный Брабант, Бургундские Нидерланды
Дата смерти вгуст 1516
Место смерти Хертогенбос, Северный Брабант, Габсбургские Нидерланды
Жанр религиозная живопись, жанровая живопись, портрет
Стиль Северное Возрождение

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch; при рождении — Ерун Антонисон ван Акен, нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken[1]; ок. 1450, Хертогенбос — август 1516, Хертогенбос) — нидерландский художник, один из наиболее значимых и новаторских мастеров Северного Возрождения[2].

Творческое наследие Босха, насчитывающее около двадцати пяти сохранившихся картин и двенадцати рисунков, выделяется на фоне современного ему искусства сложной символикой, обилием фантасмагорических образов и гротескных существ, а также глубоким интересом к темам греха, морали и человеческой природы. Художник был активным членом религиозного Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap), что оказало значительное влияние на его творчество[3]. В отличие от многих современников, Босх не писал портретов и почти не работал на заказ, сосредоточившись на создании сложных аллегорических композиций. Его уникальный стиль, предвосхитивший многие направления искусства будущего, продолжает оставаться предметом интенсивного изучения и интерпретации. В его родном городе Хертогенбос функционирует центр творчества Босха, где экспонируются копии всех его произведений[4].

Биография

Иероним Босх родился приблизительно в 1450 году в городе Хертогенбос, административном центре герцогства Брабант, входившего в то время в состав Бургундских Нидерландов[5]. Его семья, носившая фамилию ван Акен и происходившая из немецкого города Ахен, на протяжении нескольких поколений была тесно связана с художественным ремеслом. Дед будущего живописца, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, включая отца Иеронима, Антония ван Акена, профессионально занимались живописью[2].

Семейная мастерская ван Акенов специализировалась на выполнении церковных заказов, включая создание стенных росписей, изготовление и золочение деревянной скульптуры, а также производство предметов церковной утвари. Вероятно, именно в этой мастерской Иероним получил свои первые профессиональные навыки и познакомился с техниками монументальной живописи. После смерти отца в 1478 году Босх унаследовал художественную мастерскую, что позволило ему вести независимую профессиональную деятельность[6]. Первое документальное упоминание о художнике под новым именем относится к 1480 году; желая дистанцироваться от семейной династии и подчеркнуть свою индивидуальность, он взял псевдоним, производный от сокращенного латинского названия своего родного города — Den Bosch. Важнейшим событием в жизни Босха стало вступление в 1486 году в Братство Богоматери — влиятельное религиозное объединение, состоявшее из как из духовных лиц, так и из мирян. Братство, посвященное почитанию Девы Марии, занималось благотворительностью и организацией религиозных церемоний. Для капеллы Братства в соборе святого Иоанна Босх выполнял различные художественные работы, включая создание эскизов для витражей и росписи алтаря, а также оформление праздничных шествий. Членство в этом обществе не только предоставило ему связи среди городской элиты и потенциальных заказчиков, но и глубоко повлияло на иконографию и тематику его творчества, предоставив доступ к богатым библиотекам и богословским трудам[7].

Творчество

Творческий путь Иеронима Босха представляет собой особое явление в истории западноевропейского искусства. Его ранние работы, созданные предположительно в середине 1470-х годов, уже демонстрируют ярко выраженный сатирический характер и интерес к человеческим порокам. К этому периоду относят такие произведения, как «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Операция глупости» («Удаление камней глупости»). В этих работах Босх выступает как проницательный наблюдатель человеческой природы, высмеивающий наивность и легковерность людей, легко поддающихся обману шарлатанов, в числе которых нередко фигурируют и представители духовенства. Картина «Семь смертных грехов» приобрела неожиданную популярность в высших кругах; известно, что король Филипп II Испанский, страстный поклонник творчества нидерландского мастера, повесил это полотно в своих личных покоях в монастыре Эскориал для морального самоуглубления[7].

Расцвет творчества Босха пришелся на 1490—1500-е годы, когда были созданы его самые знаменитые и сложные работы. В это время им была написана картина «Корабль дураков», являющаяся острой сатирой на порочное человечество. На полотне изображена группа людей, включая монахов и монахинь, которые, распевая песни, плывут на утлом судне, управляемом шутом; эта композиция интерпретируется как аллегория бессмысленности и греховности человеческого существования, лишенного духовных ориентиров. Центральное место в наследии Босха занимают масштабные алтарные триптихи, которые позволяли художнику разворачивать сложные повествования. Триптих «Сад земных наслаждений» является одной из самых загадочных картин в истории искусства[8]. На его левой створке изображен Рай в день сотворения Евы, центральная часть представляет собой фантастический пейзаж, населенный множеством обнаженных фигур, странных животных и гигантских плодов, а правая створка посвящена изображению Ада. Искусствоведы предлагают множество трактовок этого произведения: от осуждения сладострастия до аллегории на всю историю человечества[2].

Другим ключевым произведением является триптих «Страшный суд», где с изобретательностью и детализацией изображены муки грешников в аду. На левой створке представлены сцены Эдемского сада и Грехопадения, а на правой — апокалиптический мир, охваченный огнём и разрушением. Триптих «Воз сена» продолжает тему человеческой греховности, представляя аллегорию на тему нидерландской пословицы «Мир — это воз сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». В центральной части изображена обезумевшая толпа, раздирающая охапку сена, что символизирует алчность, гордыню и другие смертные грехи, ведущие человечество к погибели[2].

Несмотря на преобладание религиозной и морализаторской тематики, творчество Босха не ограничивается ею. Он проявлял значительный интерес к пейзажу, часто используя его как важнейший элемент для создания общего настроения и символического подтекста. Его новаторский подход к композиции, внимание к деталям и смелое воображение позволяют считать его одним из предшественников жанровой и пейзажной живописи в европейском искусстве. Важной особенностью его рабочего метода было создание многочисленных подготовительных рисунков и эскизов, что было нехарактерно для нидерландских художников того времени. Эти рисунки, часто изображавшие фантастических существ и гротескные головы, служили для него своеобразным банком образов, которые он затем использовал в своих картинах. Большинство своих произведений Босх не подписывал и не датировал, что значительно осложнило последующую атрибуцию его работ. Из всего корпуса сохранившихся картин лишь семь несут на себе signature certa — несомненную подпись мастера. Современные названия его картин также большей частью являются поздними и были даны по музейным каталогам или инвентарным описям его покровителей[2].

Личная жизнь

Вопреки сложившемуся образу затворника и одинокого визионера, Иероним Босх вел вполне успешную и обеспеченную социальную жизнь. Около 1481 года вступил в брак с Алейт Гойартс ван дер Меервене, которая происходила из богатой и знатной купеческой семьи. Брак, вероятно, был заключён по расчёту, что было обычной практикой того времени, и оказался выгодным для художника. Приданое супруги, которое включало в себя дом и солидные денежные средства, существенно улучшило его материальное положение. Этот союз, который, по некоторым предположениям, был основан на давнем знакомстве семей ван Акен и ван дер Меервене, не принёс потомства, однако обеспечил Босху финансовую независимость. С этого момента он получил возможность выбирать заказы, руководствуясь исключительно собственными творческими интересами, а не материальной необходимостью. Его благосостояние и высокий социальный статус, подкрепленный членством в Братстве Богоматери, позволяли ему экспериментировать и развивать свой уникальный художественный язык, не оглядываясь на вкусы широкой публики[7].

Смерть

Иероним Босх скончался в августе 1516 года в своем родном городе Хертогенбос. Торжественное отпевание, организованное Братством Богоматери, состоялось в капелле собора святого Иоанна, тот самом месте, для которого художник создавал множество своих работ. Он был погребён с почестями, подобающими уважаемому члену сообщества. Причина его смерти не была зафиксирована, однако учитывая преклонный по меркам того времени возраст (около 66 лет), она, вероятно, была естественной. Однако с захоронением художника связана любопытная и таинственная история. В 1977 году группа исследователей во главе с историком Хансом Гаальфе произвела вскрытие предполагаемой могилы Босха в соборе Святого Иоанна. К удивлению ученых, саркофаг оказался пуст; вместо останков в нем был обнаружен лишь небольшой камень, который при исследовании под микроскопом проявил необъяснимые свойства — начал нагреваться и испускать свечение. Это обстоятельство, хотя и не получившее научного объяснения, заставило прекратить дальнейшие раскопки и лишь добавило мистического ореола фигуре художника[7].

Влияние

Творческое наследие Иеронима Босха оказало огромное влияние на последующие поколения художников, особенно на представителей маньеризма и сюрреализма, которые видели в нем своего духовного предтечу[6]. Его работы высоко ценились уже при жизни и особенно были популярны при испанском королевском дворе, что объясняет, почему значительная часть его наследия сегодня хранится в музее Прадо в Мадриде. Загадочность его образов, сложная символика и уникальный художественный язык продолжают порождать множество интерпретаций и научных споров, обеспечивая Иерониму Босху место одного из самых выдающихся и непостижимых мастеров в истории мирового искусства[2].

Картины Босха

Прочие сведения

Диск «Апрель» Deep Purple (1969) с картиной И. Босха

В Нидерландах в 2016 году, к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, был инициирован международный проект под названием «Босх 500». Данный проект включает в себя серию мероприятий, которые призваны отметить значимость творчества этого выдающегося художника.

Фильмы о Босхе

  • Великие мастера: Загадки Иеронима Босха (реж. Anne James, 1980)
  • Сад наслаждений Иеронима Босха (реж. Jean Eustache, 1980)
  • День свиньи или Фантастический мир Иеронима Босха (реж. Sergio Pacelli, 1992)
  • Иероним Босх: Вдохновлённый дьяволом / Jheronimus Bosch, touched by the devil (реж. Питер ван Хёйсте, 2016)


Литература

  • Босх, Иероним : [арх. 3 января 2023] / Алёшина Л. С. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  • Бос, Гиероним // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. IVa. — С. 473.
  • Баттилотти Д. Босх / пер. с итал. — М.: Белый город, 2000.
  • Блинова О. В. Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. — 2000. — № 1. — С. 82—127.
  • Бозинг В. Босх = Bosch / пер. с нем. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — ISBN 978-5-88896-058-5.
  • Девитини А. Босх / пер. с итал. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Демпф, П. Тайна Иеронима Босха : роман. — М.: АСТ; Люкс, 2005. — 348, [4] с. — ISBN 5-17-026832-7; ISBN 5-9660-0797-7.
  • Егорова К. С. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». // Сов. искусствознание. — Вып. 19. — 1985.
  • Жабцев В. М. Хиеронимус Босх. — Мн.: Харвест, 2011. — 128 с. — ISBN 978-985-16-9166-7.
  • Зорилья Х. Х. Босх. — Aldeasa, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / под ред. Ц. Г. Нессельштраус. — М., 1982.
  • Коплстоун Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М.: Лабиринт-К, 1998.
  • Мандер, Карел ван. Книга о художниках. — СПб, 2007. — С. 126—130
  • Марейниссен Р. Х., Рейфеларе П. Иероним Босх: художественное наследие. — М., 1998.
  • Мартин Г. Босх. — М., 1992.
  • Тольнай Ш. де Босх. — М., 1992.
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. — М., 1974.
  • Will С. Иероним Босх, меж Небес и Адом = Jèrôme Bosch, Entre Ciel et Enfer. — Amsterdam: Éditions Stokerkade, 2012. — 119 p. — ISBN 9789079156207.
  • Михаил Майзульс. Между Христом и Антихристом. «Поклонение Волхвов Иеронима Босха». — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 238 с. — ISBN 978-5-00139-391-7..

Примечания

  1. Иероним Босх: 10 известных (и не очень) фактов. skillbox.ru. Дата обращения: 10 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Л. С. Алёшина. Босх Иероним. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 10 сентября 2025.
  3. Иероним Босх: Жизнь и творчество художника. Онлайн галерея живописи. Картины классиков и современников. Дата обращения: 10 сентября 2025.
  4. О некоторых символах картин Иеронима Босха. Вестник Санкт-Петербургского университета. Дата обращения: 10 сентября 2025.
  5. Иероним ван Акен — выдающийся нидерландский художник. artplaymedia.ru (9.11.2024). Дата обращения: 10 сентября 2025.
  6. 6,0 6,1 Иероним Босх. Журнал ArtMajeur (21.06.2023). Дата обращения: 10 сентября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Иероним Босх. Биограф. Дата обращения: 10 сентября 2025.
  8. Т. Богоявлянская. Непостижимый Иероним Босх. Сноб (3.11.2023). Дата обращения: 10 сентября 2025.

Ссылки