Босх, Иероним
| Иероним Босх | |
|---|---|
| лат. Hieronymus Bosch | |
| Портрет Босха около 1550. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас | |
| Имя при рождении | Ерун Антонисон ван Акен |
| Псевдонимы | Aeken, Hieronymus van, Aken, Hieronymus van, Aken, Jeroen Anthoniszoon van, Aken, Jheronymus van, Aquen, Jheronimus и Bos, Jeronimus |
| Дата рождения | около 1450 |
| Место рождения | Хертогенбос, Северный Брабант, Бургундские Нидерланды |
| Дата смерти | вгуст 1516 |
| Место смерти | Хертогенбос, Северный Брабант, Габсбургские Нидерланды |
| Жанр | религиозная живопись, жанровая живопись, портрет |
| Стиль | Северное Возрождение |
Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch; при рождении — Ерун Антонисон ван Акен, нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken[1]; ок. 1450, Хертогенбос — август 1516, Хертогенбос) — нидерландский художник, один из наиболее значимых и новаторских мастеров Северного Возрождения[2].
Творческое наследие Босха, насчитывающее около двадцати пяти сохранившихся картин и двенадцати рисунков, выделяется на фоне современного ему искусства сложной символикой, обилием фантасмагорических образов и гротескных существ, а также глубоким интересом к темам греха, морали и человеческой природы. Художник был активным членом религиозного Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap), что оказало значительное влияние на его творчество[3]. В отличие от многих современников, Босх не писал портретов и почти не работал на заказ, сосредоточившись на создании сложных аллегорических композиций. Его уникальный стиль, предвосхитивший многие направления искусства будущего, продолжает оставаться предметом интенсивного изучения и интерпретации. В его родном городе Хертогенбос функционирует центр творчества Босха, где экспонируются копии всех его произведений[4].
Биография
Иероним Босх родился приблизительно в 1450 году в городе Хертогенбос, административном центре герцогства Брабант, входившего в то время в состав Бургундских Нидерландов[5]. Его семья, носившая фамилию ван Акен и происходившая из немецкого города Ахен, на протяжении нескольких поколений была тесно связана с художественным ремеслом. Дед будущего живописца, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, включая отца Иеронима, Антония ван Акена, профессионально занимались живописью[2].
Семейная мастерская ван Акенов специализировалась на выполнении церковных заказов, включая создание стенных росписей, изготовление и золочение деревянной скульптуры, а также производство предметов церковной утвари. Вероятно, именно в этой мастерской Иероним получил свои первые профессиональные навыки и познакомился с техниками монументальной живописи. После смерти отца в 1478 году Босх унаследовал художественную мастерскую, что позволило ему вести независимую профессиональную деятельность[6]. Первое документальное упоминание о художнике под новым именем относится к 1480 году; желая дистанцироваться от семейной династии и подчеркнуть свою индивидуальность, он взял псевдоним, производный от сокращенного латинского названия своего родного города — Den Bosch. Важнейшим событием в жизни Босха стало вступление в 1486 году в Братство Богоматери — влиятельное религиозное объединение, состоявшее из как из духовных лиц, так и из мирян. Братство, посвященное почитанию Девы Марии, занималось благотворительностью и организацией религиозных церемоний. Для капеллы Братства в соборе святого Иоанна Босх выполнял различные художественные работы, включая создание эскизов для витражей и росписи алтаря, а также оформление праздничных шествий. Членство в этом обществе не только предоставило ему связи среди городской элиты и потенциальных заказчиков, но и глубоко повлияло на иконографию и тематику его творчества, предоставив доступ к богатым библиотекам и богословским трудам[7].
Творчество
Творческий путь Иеронима Босха представляет собой особое явление в истории западноевропейского искусства. Его ранние работы, созданные предположительно в середине 1470-х годов, уже демонстрируют ярко выраженный сатирический характер и интерес к человеческим порокам. К этому периоду относят такие произведения, как «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Операция глупости» («Удаление камней глупости»). В этих работах Босх выступает как проницательный наблюдатель человеческой природы, высмеивающий наивность и легковерность людей, легко поддающихся обману шарлатанов, в числе которых нередко фигурируют и представители духовенства. Картина «Семь смертных грехов» приобрела неожиданную популярность в высших кругах; известно, что король Филипп II Испанский, страстный поклонник творчества нидерландского мастера, повесил это полотно в своих личных покоях в монастыре Эскориал для морального самоуглубления[7].
Расцвет творчества Босха пришелся на 1490—1500-е годы, когда были созданы его самые знаменитые и сложные работы. В это время им была написана картина «Корабль дураков», являющаяся острой сатирой на порочное человечество. На полотне изображена группа людей, включая монахов и монахинь, которые, распевая песни, плывут на утлом судне, управляемом шутом; эта композиция интерпретируется как аллегория бессмысленности и греховности человеческого существования, лишенного духовных ориентиров. Центральное место в наследии Босха занимают масштабные алтарные триптихи, которые позволяли художнику разворачивать сложные повествования. Триптих «Сад земных наслаждений» является одной из самых загадочных картин в истории искусства[8]. На его левой створке изображен Рай в день сотворения Евы, центральная часть представляет собой фантастический пейзаж, населенный множеством обнаженных фигур, странных животных и гигантских плодов, а правая створка посвящена изображению Ада. Искусствоведы предлагают множество трактовок этого произведения: от осуждения сладострастия до аллегории на всю историю человечества[2].
Другим ключевым произведением является триптих «Страшный суд», где с изобретательностью и детализацией изображены муки грешников в аду. На левой створке представлены сцены Эдемского сада и Грехопадения, а на правой — апокалиптический мир, охваченный огнём и разрушением. Триптих «Воз сена» продолжает тему человеческой греховности, представляя аллегорию на тему нидерландской пословицы «Мир — это воз сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». В центральной части изображена обезумевшая толпа, раздирающая охапку сена, что символизирует алчность, гордыню и другие смертные грехи, ведущие человечество к погибели[2].
Несмотря на преобладание религиозной и морализаторской тематики, творчество Босха не ограничивается ею. Он проявлял значительный интерес к пейзажу, часто используя его как важнейший элемент для создания общего настроения и символического подтекста. Его новаторский подход к композиции, внимание к деталям и смелое воображение позволяют считать его одним из предшественников жанровой и пейзажной живописи в европейском искусстве. Важной особенностью его рабочего метода было создание многочисленных подготовительных рисунков и эскизов, что было нехарактерно для нидерландских художников того времени. Эти рисунки, часто изображавшие фантастических существ и гротескные головы, служили для него своеобразным банком образов, которые он затем использовал в своих картинах. Большинство своих произведений Босх не подписывал и не датировал, что значительно осложнило последующую атрибуцию его работ. Из всего корпуса сохранившихся картин лишь семь несут на себе signature certa — несомненную подпись мастера. Современные названия его картин также большей частью являются поздними и были даны по музейным каталогам или инвентарным описям его покровителей[2].
Личная жизнь
Вопреки сложившемуся образу затворника и одинокого визионера, Иероним Босх вел вполне успешную и обеспеченную социальную жизнь. Около 1481 года вступил в брак с Алейт Гойартс ван дер Меервене, которая происходила из богатой и знатной купеческой семьи. Брак, вероятно, был заключён по расчёту, что было обычной практикой того времени, и оказался выгодным для художника. Приданое супруги, которое включало в себя дом и солидные денежные средства, существенно улучшило его материальное положение. Этот союз, который, по некоторым предположениям, был основан на давнем знакомстве семей ван Акен и ван дер Меервене, не принёс потомства, однако обеспечил Босху финансовую независимость. С этого момента он получил возможность выбирать заказы, руководствуясь исключительно собственными творческими интересами, а не материальной необходимостью. Его благосостояние и высокий социальный статус, подкрепленный членством в Братстве Богоматери, позволяли ему экспериментировать и развивать свой уникальный художественный язык, не оглядываясь на вкусы широкой публики[7].
Смерть
Иероним Босх скончался в августе 1516 года в своем родном городе Хертогенбос. Торжественное отпевание, организованное Братством Богоматери, состоялось в капелле собора святого Иоанна, тот самом месте, для которого художник создавал множество своих работ. Он был погребён с почестями, подобающими уважаемому члену сообщества. Причина его смерти не была зафиксирована, однако учитывая преклонный по меркам того времени возраст (около 66 лет), она, вероятно, была естественной. Однако с захоронением художника связана любопытная и таинственная история. В 1977 году группа исследователей во главе с историком Хансом Гаальфе произвела вскрытие предполагаемой могилы Босха в соборе Святого Иоанна. К удивлению ученых, саркофаг оказался пуст; вместо останков в нем был обнаружен лишь небольшой камень, который при исследовании под микроскопом проявил необъяснимые свойства — начал нагреваться и испускать свечение. Это обстоятельство, хотя и не получившее научного объяснения, заставило прекратить дальнейшие раскопки и лишь добавило мистического ореола фигуре художника[7].
Влияние
Творческое наследие Иеронима Босха оказало огромное влияние на последующие поколения художников, особенно на представителей маньеризма и сюрреализма, которые видели в нем своего духовного предтечу[6]. Его работы высоко ценились уже при жизни и особенно были популярны при испанском королевском дворе, что объясняет, почему значительная часть его наследия сегодня хранится в музее Прадо в Мадриде. Загадочность его образов, сложная символика и уникальный художественный язык продолжают порождать множество интерпретаций и научных споров, обеспечивая Иерониму Босху место одного из самых выдающихся и непостижимых мастеров в истории мирового искусства[2].
Картины Босха
В лиссабонском музее
В венской Академии
Прочие сведения
В Нидерландах в 2016 году, к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, был инициирован международный проект под названием «Босх 500». Данный проект включает в себя серию мероприятий, которые призваны отметить значимость творчества этого выдающегося художника.
Фильмы о Босхе
- Великие мастера: Загадки Иеронима Босха (реж. Anne James, 1980)
- Сад наслаждений Иеронима Босха (реж. Jean Eustache, 1980)
- День свиньи или Фантастический мир Иеронима Босха (реж. Sergio Pacelli, 1992)
- Иероним Босх: Вдохновлённый дьяволом / Jheronimus Bosch, touched by the devil (реж. Питер ван Хёйсте, 2016)
Литература
- Босх, Иероним : [арх. 3 января 2023] / Алёшина Л. С. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
- Бос, Гиероним // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. IVa. — С. 473.
- Баттилотти Д. Босх / пер. с итал. — М.: Белый город, 2000.
- Блинова О. В. Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. — 2000. — № 1. — С. 82—127.
- Бозинг В. Босх = Bosch / пер. с нем. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — ISBN 978-5-88896-058-5.
- Девитини А. Босх / пер. с итал. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Демпф, П. Тайна Иеронима Босха : роман. — М.: АСТ; Люкс, 2005. — 348, [4] с. — ISBN 5-17-026832-7; ISBN 5-9660-0797-7.
- Егорова К. С. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». // Сов. искусствознание. — Вып. 19. — 1985.
- Жабцев В. М. Хиеронимус Босх. — Мн.: Харвест, 2011. — 128 с. — ISBN 978-985-16-9166-7.
- Зорилья Х. Х. Босх. — Aldeasa, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / под ред. Ц. Г. Нессельштраус. — М., 1982.
- Коплстоун Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М.: Лабиринт-К, 1998.
- Мандер, Карел ван. Книга о художниках. — СПб, 2007. — С. 126—130
- Марейниссен Р. Х., Рейфеларе П. Иероним Босх: художественное наследие. — М., 1998.
- Мартин Г. Босх. — М., 1992.
- Тольнай Ш. де Босх. — М., 1992.
- Фомин Г. И. Иероним Босх. — М., 1974.
- Will С. Иероним Босх, меж Небес и Адом = Jèrôme Bosch, Entre Ciel et Enfer. — Amsterdam: Éditions Stokerkade, 2012. — 119 p. — ISBN 9789079156207.
- Михаил Майзульс. Между Христом и Антихристом. «Поклонение Волхвов Иеронима Босха». — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 238 с. — ISBN 978-5-00139-391-7..
Примечания
- ↑ Иероним Босх: 10 известных (и не очень) фактов. skillbox.ru. Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Л. С. Алёшина. Босх Иероним. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ Иероним Босх: Жизнь и творчество художника. Онлайн галерея живописи. Картины классиков и современников. Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ О некоторых символах картин Иеронима Босха. Вестник Санкт-Петербургского университета. Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ Иероним ван Акен — выдающийся нидерландский художник. artplaymedia.ru (9.11.2024). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Иероним Босх. Журнал ArtMajeur (21.06.2023). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Иероним Босх. Биограф. Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ Т. Богоявлянская. Непостижимый Иероним Босх. Сноб (3.11.2023). Дата обращения: 10 сентября 2025.
Ссылки
- Райгородский Леонид Дмитриевич. О некоторых символах картин Иеронима Босха. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2012). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- Засорина Ю.А. Иероним Босх "Сад земных наслаждений": Символика любви и ада. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2019). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- Знание.Вики:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Хертогенбосе
- Умершие в Хертогенбосе
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Художники Нидерландов
- Северное Возрождение
- Художники мифологической тематики
- Иероним Босх
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN