Белоусов, Леонид Георгиевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Эта статья выставлена на рецензию
Материал из «Знание.Вики»
Леонид Георгиевич Белоусов
Л. Г. Белоусов. Фрагмент фотографии летчиков 3-й истребительной авиаэскадрильи. 1935 год
Л. Г. Белоусов. Фрагмент фотографии летчиков 3-й истребительной авиаэскадрильи. 1935 год
Дата рождения 3 марта 1909(1909-03-03)
Место рождения Одесса
Дата смерти 7 мая 1998(1998-05-07) (89 лет)
Принадлежность  СССР
Звание капитан, гв. майор
Часть 4-й гвардейский истребительный авиационный полк
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии Герой Советского Союза

Леони́д Гео́ргиевич Белоу́сов (3 марта 1909 года, Одесса7 мая 1998 года, Санкт-Петербург) — легендарный «несгораемый» лётчик-истребитель, помощник командира 4-го гвардейского истребительного авиационного полка по лётной подготовке 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, гвардии майор, ветеран финской и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Получил тяжелейшие ожоги при выполнении боевого задания в 1938 году и выжил[1]. С 1944 года гвардии майор Белоусов летал без ног, с протезами. В составе 13 ИАП (позже 4-й гвардейский ИАП) прикрывал ледовую трассу «Дорога жизни» на Ладожском озере[2], участвовал в обороне Ханко, в воздушных боях над Ленинградом, Карельским перешейком[3].

Детство

«Мне захотелось стать сильным — таким, чтобы никто чужой никогда не мог безнаказанно входить в наш двор, не мог грабить, убивать ни в чём не повинных людей…» — писал Леонид Георгиевич в автобиографии. В 1923 году Белоусов стал воспитанником полка Перекопской дивизии, где, по его мнению, у него сформировался сильный характер. Твёрдость воинской жизни, порядок и дружный коллектив оказали на будущего лётчика благотворное влияние. Из полка Белоусова перевели в музыкантскую команду, служба в которой была ему не по душе. Белоусов принял решение поступить на завод. Леонид Георгиевич попал в одну из лучших бригад паровозоремонтного цеха.

В 1929 году под влиянием командира бригады Белоусов вступил в комсомол. В 1930 году Белоусову предложили поступить в Одесское пехотное училище. Учёба длилась три года. Во время обучения Л. Г. Белоусова избрали секретарём ротной партийной организации. Также Белоусов вошёл в сборную команду округа и принял участие во всеармейских стрелковых соревнованиях, где занял почётное второе место. В день выпуска Л. Г. Белоусов неожиданно узнал, что его назначили не в пехотную часть, а отобрали в Краснознамённую школу военных лётчиков в Борисоглебск. В своей книге Леонид Георгиевич Белоусов вспоминал[4]:

«Мы искренне думали тогда [в детстве], что управлять самолётами могут только особые люди, и мечтали лишь о том, чтобы хоть разок поближе посмотреть на чудесную машину. Вот так неожиданно начала сбываться и моя давняя мечта — посмотреть поближе самолёт. Но теперь предстояло не только посмотреть на него, но и научиться управлять им».

Путь в авиацию

За два года обучения Леонид Георгиевич Белоусов научился летать на самолётах разного типа: на разведчике «Р-5» и на истребителях «И-3», «И-4» и «И-5». Училище Белоусов окончил с хорошими результатами, что дало право выбрать место службы при распределении. Белоусов выбрал одну из частей Краснознамённого Балтийского флота, стоявшую под Ленинградом, где его назначили командиром звена в эскадрилью. Леонид Георгиевич Белоусов старался быть примером для своих подчинённых, слушал советы опытных командиров и постепенно овладел основами высокого искусства воспитания и обучения подчиненных. За старания звено Л. Г. Белоусова получило допуск к полётам на новых машинах. Это были первые самолёты, в которых убирались шасси. Всё звено изучило особенности новой техники, а Леонид Георгиевич Белоусов скрупулёзно изучил самолёт ещё во время сборки. Также тщательно командир изучал особенности стрельбы из пулемётов, которые были установлены иначе, чем на старых моделях. Для этого приходилось изучать теорию стрельбы, пристреливаться, продумывая любое возможное положение самолёта в воздухе и чертя схемы. Учиться искусству боя обязывала и международная обстановка: за рубежом шла война[5].

В феврале 1938 года Л. Г. Белоусов вылетел по сигналу боевой тревоги навстречу вражескому самолёту. Из-за плохой погоды видимость была минимальная. Враг вернулся на свою территорию, а Л. Г. Белоусову нужно было посадить самолёт практически вслепую. Посадка была жёсткой — от удара взорвались топливные баки. В результате аварии Леонид Георгиевич Белоусов получил множественные ожоги лица и тела. «Он сумел победить саму смерть: получил тяжелейшие ожоги при выполнении боевого задания … и выжил, удивив до крайности врачей», — писал в книге «Во имя Ленинграда» советский лётчик-ас Василий Фёдорович Голубев[6].

К осени 1939 года Леонид Георгиевич Белоусов перенёс около 20 пластических операций на лицо. Леонид Георгиевич Белоусов попросил разрешения сделать перерыв в лечении и с повязкой на лице вернулся в полк, чтобы сесть на уже изученный «И-16». В это время началась война с белофиннами. Морозы стояли сильные, до 35-40 градусов, а кабина самолёта, на которой летал Л. Г. Белоусов, была открытого типа[7]. Суровая зимняя погода ухудшила состояние Л. Г. Белоусова, несмотря на старания врача спрятать тонкую наращённую кожу под слоем гусиного жира, ваты и бинтов. В 1940 году указом Президиума Верховного Совета СССР Л. Г. Белоусов был награждён орденом Красного Знамени за особые отличия в боях. После вручения награды лётчику запретили полёты до выздоровления и отправили на лечение[8].

Великая Отечественная война

Леонид Георгиевич Белоусов встретил Великую Отечественную войну в лице командира эскадрильи истребителей, базировавшейся на маленьком аэродроме полуострова Ханко. Лётчики были полностью готовы к бою: каждый день проходил в напряжённой боевой учёбе. Авиационная часть под командованием майора Александра Владимировича Ильина в составе авиационных эскадрилий истребителей майоров Л. Г. Белоусова и М. Т. Леоновича мужественно сражалась за Ханко. С первых дней Великой Отечественной войны вместе со своими подчинёнными Леонид Георгиевич Белоусов зорко стережёт небо Балтики. На самолётах И-153 и И-16 лётчики под артиллерийским обстрелом поднимались в воздух и вели разведку, бомбардировали аэродромы и корабли противника, поддерживали штурмовкой и обстрелами передний край обороны, прикрывали базу с воздуха[9]. За время обороны полуострова Белоусов сбил три фашистских самолёта и был награждён вторым орденом Красного Знамени[10].

В сентябре 1941 года полк, в котором воевал Леонид Георгиевич Белоусов, перебазировался в Кронштадт. Уже тогда лётчик чувствовал боль в ногах. Иногда после боевых вылетов техники доставали его из самолёта, потому что сам он уже не мог выйти: ноги болели все сильнее. После осмотра врачей было установлено, что началась гангрена, и Белоусова отправили в тыловой госпиталь в Алма-Ату, где лётчику пришлось поочерёдно ампутировать обе ноги. Лёжа в госпитале, Леонид Георгиевич Белоусов без устали продумывал, как приспособить к педалям два протеза, разрабатывая свою, единственную в авиации, систему[11].

Летом 1944 года друзья-фронтовики помогли Л. Г. Белоусову вернуться в боевой строй. Опытный лётчик стал вновь учиться летать. Два с половиной года Леонид Георгиевич ждал своего первого вылета. Сотни дней и ночей, тысячи часов до изнурения готовил себя к нему[12]. Для однополчан Леонид Георгиевич Белоусов стал подлинным примером героизма и неприклонности характера, безудержной отваги и доблести. Однако Леонид Георгиевич Белоусов считал так: «Если бы не помощь советских людей, с которыми мне пришлось в этот период столкнуться, летать снова мне бы не удалось»[13]. В январе 1945 серьёзная нагрузка снова спровоцировала развитие болезни: бесстрашному лётчику снова грозила ампутация ног. Командованию совместно с врачом пришлось решительно объявить Л. Г. Белоусову о прекращении полётов и необходимости срочного лечения. Лётчик тихо ответил: «Уж очень хотелось дотянуть до Победы. Видать, не суждено»[14]. Всего за годы войны Леонид Георгиевич Белоусов совершил 300 боевых вылетов[15].

Дальнейшая деятельность

С июля 1945 года Леонид Георгиевич был назначен начальником Ленинградского аэроклуба Озерки. «С первых дней пришлось работать, прямо скажем, с „фронтовой“ нагрузкой и настойчивостью, сжимая время отдыха до предела. По существу, аэроклуб создавался заново», — вспоминал Л. Г. Белоусов[16].

Позже Леонид Георгиевич Белоусов работал на речном транспорте[17].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1957 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Леониду Георгиевичу Белоусову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10837)[18].

Некоторое время Леонид Георгиевич Белоусов был директором 1-го таксомоторного парка в Ленинграде[19].

Леонид Георгиевич Белоусов читал лекции по всей стране в качестве внештатного сотрудника общества «Знание». Также ветеран написал автобиографию «Веление долга»[20].

Скончался Леонид Георгиевич Белоусов 7 мая 1998 года в Санкт-Петербурге. Похоронен Леонид Георгиевич Белоусов в Приморском районе Санкт-Петербурга на Серафимовском кладбище[21].

Память

В городе Одесса на Ришельевской улице, 3 10 апреля 1964 года был открыт мемориал «Герої Радянського Союзу Одещини», где увековечено имя Героя Советского Союза Л. Г. Белоусова.

Мемориальная доска. Школа №188. Санкт-Петербург

В ГБОУ СОШ № 188 Красногвардейского района Санкт-Петербурга был открыт 3 марта 1975 года военно-исторический музей 4-го Гвардейского истребительного авиационного ордена Ушакова II степени полка военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота. Открытие было приурочено ко дню рождения Героя Советского Союза Леонида Георгиевича Белоусова, который принимал активное участие в жизни образовательного учреждения. Также в этот день на первом этаже школы была установлена мемориальная доска в честь Л. Г. Белоусова. Музей продолжает свою работу, информацию о которой можно узнать на сайте[22].

В городе Кронштадте на Якорной площади 9 мая 2000 года был открыт мемориал «Стена Славы» в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда. Имя Л. Г. Белоусова увековечено на мемориальной доске среди других, навечно вписанных в историю Кронштадта имён Героев Советского Союза морских авиационных полков[23].

Данные о захоронении Л. Г. Белоусова внесены в Книгу Памяти 20 августа 2013 года[24].

Литература

  • Белоусов, Л. Г. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958. — 64 с.
  • Великая Отечественная война 1941 —1945: Словарь-справочник / Под ред. М. М. Кирьяна. — М.: Политиздат, 1988. — 559 с.
  • Герои Петроградской стороны / Под ред. О. Капполь. — СПб.: Златоуст, 2000. — 110 с.
  • Голубев, В. Ф. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 512 с.
  • Залесский, К. А. Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. — М.: ACT, 2013. — 832 с.
  • Трибуц, В. Ф. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985. — 463 с.

Примечания

  1. В. Ф Голубев. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — С. 75. — 512 с. — ISBN 5-8183-0159-1.
  2. Великая Отечественная война 1941 —1945: Словарь-справочник / Под ред. М. М. Кирьяна. — М.: Политиздат, 1988. — С. 50. — 559 с. — ISBN ISBN 5-250-00107-6.
  3. Летчик Леонид Белоусов. proza.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
  4. Л. Г. Белоусов. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958. — С. 12. — 64 с. — ISBN 5-0458889-А.
  5. В. Ф Трибуц. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985. — С. 34. — 463 с. — ISBN 978-5-4444-3050-7.
  6. В. Ф Голубев. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — С. 76. — 512 с. — ISBN 5-8183-0159-1.
  7. Летчик Леонид Белоусов. proza.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
  8. Л. Г. Белоусов. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958. — С. 25. — 64 с. — ISBN 5-0458889-А.
  9. В. Ф Трибуц. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985. — С. 34. — 463 с. — ISBN 978-5-4444-3050-7.
  10. Балтийский Маресьев. kronvestnik.ru. Дата обращения: 1 июля 2024.
  11. Л. Г. Белоусов. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958. — С. 12. — 64 с. — ISBN 5-0458889-А.
  12. Красные соколы. Советские лётчики 1936-1953. airaces.narod.ru. Дата обращения: 1 июля 2024.
  13. Л. Г. Белоусов. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958. — С. 55. — 64 с. — ISBN 5-0458889-А.
  14. В. Ф Голубев. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — С. 495. — 512 с. — ISBN 5-8183-0159-1.
  15. Герои Петроградской стороны / Под ред. О. Капполь. — СПб.: Златоуст, 2000. — С. 19. — 110 с. — ISBN ISBN 978-5-86547-586-6.
  16. Л. Г. Белоусов. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958. — С. 60. — 64 с. — ISBN 5-0458889-А.
  17. К. А. Залесский. Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. — М.: ACT, 2013. — С. 138. — 832 с. — ISBN 978-5-17-078426-4.
  18. Школе №188 Красногвардейского района присвоено имя Героя Советского Союза Леонида Георгиевича Белоусова. spb.er.ru. Дата обращения: 1 июля 2024.
  19. Балтийский Маресьев. kronvestnik.ru. Дата обращения: 1 июля 2024.
  20. Летчик Леонид Белоусов. proza.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
  21. Белоусов Леонид Георгиевич. warheroes.ru. Дата обращения: 5 июля 2024.
  22. Школьный музей истории 4-го ГИАП. Дата обращения: 9 июня 2024.
  23. Школьный музей истории 4-го ГИАП. museum_4giap. Дата обращения: 9 июня 2024.
  24. О проекте. Книга Памяти (5 июля 2024). Дата обращения: 5 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!