Белокурая женщина

Материал из «Знание.Вики»
Palma il Vecchio - A Blonde Woman.jpg
Якопо Пальма иль Веккьо
Белокурая женщина. ок. 1520
итал. Donna bionda
деревянная панель, масло. 77,5 × 64,1 см
Лондонская национальная галерея
инв. NG3939[1]

«Белокурая женщина» (итал. Donna bionda, также «Блондинка») — картина итальянского художника Якопо Пальма иль Веккьо, созданная около 1520 года.

На картине, написанной приблизительно в 1518—1520 годах, изображена женщина в свободной белой рубашке и темно-зеленой накидке, держащая в руках несколько цветов. Данная работа интерпретировалось как идеализированное представление о женской красоте: иногда в связи с римской богиней Флорой (за что картину иногда называют «Флора»), а также как реальный портрет красивой дворянки либо куртизанки.

Описание

Картина написана маслом на деревянной доске размером 77,5 см на 64,1 см; вдоль верхней части добавлена ​​полоса высотой 2,54 см, удлиняя ее[2]. Несмотря на давний срок написания, картина находится в очень хорошем состоянии.[3] На ней изображена молодая женщина со светлой кожей и светлыми, тщательно ухоженными шелковистыми волосами, ниспадающими на плечи, которая демонстрирует сильное декольте: ее белая сорочка (с узкой голубой лентой, предназначенный для застегивания) расстегнута и соскальзывает с плеча, обнажая правую грудь. В правой руке женщина держит небольшой букетик красочных цветов[4].

«Венера и Купидон»

Работа Пальма иль Веккьо была датирована примерно 1520 годом, и по мнению специалистов связана по композиции с «прекрасной серией портретов» художника, которая сейчас хранится в венском Музее истории искусств. Эту картину сравнивают с его работой «Сивиллa» («Sibilla»), которая также датируется 1520-ми годами. На картине Пальмы «Венера и Купидон», датируемой примерно 1523 или 1524 годом, у Венеры такая же ямочка на подбородке и другие черты лица, как у девушки на картине «Белокурая женщина».

«Флора» Тициана

В каталогах Лондонской национальной галереи эта картина ранее называлась «Флора» в честь древнеримской богини весны и цветов. А некоторые особенности композиции, такие как небольшой букет первоцветов, который девушка держит в правой руке, и эротический намек на расстегнутую сорочку, напоминают более раннюю картину Тициана с тем же названием. Британский историк искусства Сесил Гулд, специализировавшийся на живописи эпохи Возрождения, считает, что влияние Тициана вероятно, хотя и недоказуемо, учитывая нехватку первоисточников.

Личность модели неизвестна, и, по словам Гулда, невозможно определить её статус. Такие эротизированные изображения, часто не предназначавшиеся для публичной демонстрации, как правило создавались для богатых коллекционеров-мужчин и вывешивались в частных апартаментах. Также имеются свидетельства того, что некоторые успешные куртизанки и любовницы покупали и владели соблазнительными портретами самих себя, чтобы рекламировать свои прелести. Кроме этого, портреты обнажённых женщин заказывали их любовники и поклонники, которые иногда даже были изображены с ними.

Немецкий историк, каталогизатор произведений искусства Жан Поль Рихтер, утверждает, что некоторые из картин Пальмы, изображающих молодых женщин, могут изображать куртизанок, но они также могут быть портретами знатных дам, дворянок и молодых невест, мужья которых просто гордились их красотой.[5]

Провенанс

Пальма никогда не подписывал и не датировал ни одно из своих полотен, и хотя сегодня это полотно приписывают ему на основании стиля и обработки композиции, документация по картине отсутствовала до 1870 года. 30 апреля 1870 года она была продана на аукционе Christie's как лот 53 на торгах Уильяма Делафилда с атрибуцией итальянского художника Париса Бордоне. Картина была куплена у доктора Беччи во Флоренции, который приобрел ее некоторое время назад в Англии и был твердо убежден, что она принадлежит Леонардо да Винчи.

В 1889 году эту картину приобрел промышленник Людвиг Монд, который незадолго до своей смерти в 1909 году завещал ее (вместе с бо́льшей частью своей коллекции картин старых мастеров) Национальной галерее в Лондоне после факта смерти своей вдовы Фриды Монд (ум. 1923). В 1924 году, после урегулирования юридического спора с семьей, согласно завещанию Монда, Лондонская национальная галерея приобрела картину[6].

Примечания

  1. A Blonde Woman
  2. Richter 1910, i. p. 129.
  3. Gould 1987, p. 187.
  4. Kren, et al., eds. 2018, p. 346.
  5. Richter 1910, i. pp. 133—135.
  6. Palma Vecchio: A Blonde Woman

Ссылки