Безводнинско-Ахмыловский круг памятников
| Могильники и городища | |
| Безводнинско-Ахмыловский круг памятников | |
|---|---|
| 59°46′41″ с. ш. 44°41′38″ в. д. / 59.778055555556° с. ш. 44.693888888889° в. д. (G) (O) (Я) | |
| Регион | Марий Эл, Нижегородская область, Кировская область |
| Дата основания | VI—VIII вв. |
Безводнинско-Ахмыловский круг памятников — объекты археологического наследия, городища и бескурганные грунтовые могильники VI—VIII веков, объединённые в группу археологических памятников[1].
История открытия
Погребальные памятники середины — третьей четверти I тысячелетия, расположенные в районе окского устья, сравнительно недавно стали рассматриваться как часть единой культурной традиции. Результаты первых раскопок, проведенных в конце XIX — середине XX веков, таких как Холуйский (1895 год), Чёртово городище (1908 год), Кочкинский (1959 год) и Младший Ахмыловский (1962 год), не позволили понять их культурное своеобразие. Это было связано не только с ограниченными масштабами исследований и небольшим количеством изученных комплексов, но и с периферийным положением этих памятников в культурном ареале[1].
Наиболее значительные исследования памятников безводнинско-ахмыловского типа были проведены в конце 1950-х — первой половине 1970-е годы. В этот период был практически полностью раскопан Безводнинский могильник, значительные площади были исследованы на Кочкинском, Младшем Ахмыловском и Желтухинском некрополях. Уже на этапе подведения итогов исследований отдельные исследователи отмечали отличия этих памятников от могильников соседних областей, таких как древнемордовские, рязано-окские и азелинские[1].
Геннадий Архипов, анализируя Младший Ахмыловский могильник, подчеркнул его специфику, которая, по его мнению, свидетельствует о завершении первого этапа формирования основ материальной культуры древних марийцев и отражает взаимоассимиляцию городецкого и азелинского компонентов их этноса. Юрий Краснов, подводя итоги монографического издания материалов раскопок у села Безводное, отметил, что раскопанный памятник оставлен группой населения, обладающей рядом этнокультурных особенностей, отличающих её от населения муромского течения Оки. Он предположил, что это могла быть особая группа поволжского финно-угорского населения, близкая по этнографическим признакам к муроме и северным группам мордвы[1].
Александр Дубынин в 1966 года указал на сходство Холуйского и Кочкинского могильников, а Юрий Краснов в своей монографии 1980 года отметил близость Безводнинского и Младшего Ахмыловского памятников. Юрий Зеленеев в публикации 1988 года обратил внимание на сходство Желтухинского могильника с этими двумя памятниками. В публикации 1990 года Варелий Гришаков и Юрий Зеленеев выделили Безводнинский, Младший Ахмыловский, Кочкинский, Желтухинский и Холуйский могильники в отдельную группу, предположив, что они оставлены переселенцами из средней и верхней Оки, мигрировавшими из-за гуннского нашествия. В этих публикациях впервые было предложено объединяющее название для этих памятников — «комплексы безводнинско-ахмыловского типа» и «памятники безводнинского типа»[1].
Татьяна Никитина в публикациях начала 2000-х годы предложила обосновать объединение безводнинско-ахмыловских памятников в рамках единой культурной традиции, выделив комплекс главных признаков их сходства и подчеркнув отличия в инвентаре и погребальной обрядности от соседних областей. Хронология и периодизация захоронений могильников безводнинско-ахмыловского круга остаются недостаточно изученными. Юрий Краснов, применяя метод частотной корреляции, выделил четыре последовательные стадии: первая стадия (13 погребений; конец V — начало VI веков), вторая стадия (20 погребений; VI век), третья стадия (21 погребение; VII век) и четвёртая стадия (21 погребение; конец VII — первая половина VIII веков). Даты, предложенные автором для этих стадий, могут быть пересмотрены с учётом последних хронологических исследований[1].
Описание
Могильники
Наиболее известные комплексы этого типа включают Кочкинский, Безводнинский, Младший Ахмыловский, Желтухинский и Подвязьевский могильники. Вблизи них расположены ещё несколько финских памятников, многие из которых слабо изучены или утрачены.
- Кочкинский могильник. Расположен в Палехском районе Ивановской области. Раскапывался с 1959 по 1962 годы. Здесь изучено 34 человеческих погребения, 9 погребений животных, 2 кремационные ямы и 20 ритуальных кострищ. Погребальный обряд включает ингумации, трупосожжения, вторичные захоронения и кенотафы. Обнаружены височные кольца, гривны, сюльгамы и крестовидная фибула[2].
- Младший Ахмыловский могильник. Находился на берегу Ахмыловского озера в Горномарийском районе Республики Марий Эл, сейчас затоплен Чебоксарским водохранилищем. Раскопан в 1962—1977 годы. Здесь изучено 75 захоронений, преимущественно одиночные ингумации и кремации. Обнаружены поясные наборы, мечи, височные кольца и головные венчики. Погребальный инвентарь включает вещи, типичные для азелинской культуры, но позже отнесен к более широкой культурной общности. Датируется второй половиной VI—VII века[1].
- Безводнинский могильник. Открыт Виталием Черниковым в 1970 году. Раскапывался Юрием Красновым в 1971—1972 годы. Содержит два полуразрушенных погребения[1].
- Желтухинский могильник расположен на левом берегу Волги, в 4 км от Городца, Нижегородская область. Он был открыт в 1974 году Виталием Черниковым и находится на высоте 10-12 м над уровнем воды в зоне затопленной поймы. Площадь памятника составляет 340 м², культурный слой — 60-110 см, включая остатки средневековой керамики и ритуальных костров. Могилы, преимущественно прямоугольные с закругленными углами, имеют глубину от 35 до 110 см и ориентированы головой на север или северо-восток, а ногами к реке[1]. Типы захоронений включают трупоположения (8, из них 2 с конями), трупосожжения (4), вторичные погребения (3) и кенотафы (9). Среди находок — головной жгут из шерсти и бронзовых пластинок, головные венчики (3), нагрудные бляхи (6), накосник, фибулы (крестовидные и двухпластинчатые), сюльгамы и височные кольца (8). Могильник имеет рядовую планировку с компактными группами и рядами могил, вытянутыми по линии северо-запад — юго-восток[3]. В захоронении найдены длинные мечи с прямыми перекрестиями более поздней модификации, длиной 72 и 79 см (погребение 3 Безводнинского могильника, погребение 100 Ахмыловского могильника), только в погребение 141 Безводнинского могильника меч длиной чуть более 73 см не был снабжен перекрестьем[3]
- Подвязьевский могильник расположен в Богородском районе Нижегородской области, на правом берегу Оки, в 42 км от устья. Открыт в 1959 году Виталием Черниковым как селище раннего железного века. Раскопки 2012—2015 годов выявили 59 погребений 61 человека. Могилы ориентированы на юго-восток, глубина соответствует уровню древней поверхности. Датировка: середина III — первая половина VIII вв. Найдены древнейшие комплексы безводнинско-ахмыловского типа. Могилы расположены рядами, группами, ярусами, часто перекрываются. На дне зафиксированы следы деревянных настилов. Могильники тяготеют к долинам Волги и Оки. Три группы: на возвышенных берегах (Безводнинский, Подвязьевский, Желтухинский), на низких террасах (Младший Ахмыловский, Гавриловский) и на водоразделах (Кочкинский, Холуйский)[1]. По ходу раскопок изучено 52 человеческих и 9 конских захоронений. Погребальный обряд представлен ингумацией (45 погребений), кремацией на стороне (4 погребения) и вторичными захоронениями (3 погребения)[4].
Поселения
Поселенческие памятники безводнинско-ахмыловской культуры включают городища (Сомовское II, Васильсурское II, Ардинское, Чортово) и селища (Безводнинское, Доскино-15 и др.). Наиболее изучены городища Сомовское II и Васильсурское II, а также селище Доскино-15. Характерные находки — фрагменты лепных сосудов с примесью дресвы. Селища расположены на водоразделах правого берега Оки и Волги, их размеры не превышают 1,5 га. Следы поселений обнаружены и в пойме Волги[2].
Хозяйство. Материалы указывают на важность скотоводства, особенно коневодства. Это подтверждается конскими погребениями, костями свиней, остатками шерстяной одежды и расположением могильников у заливных лугов[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Грибов Н. Н. Могильники безводнинско-ахмыловского типа (V-VIII вв.) // Археология Волго-Уралья. — 2022. — С. 583—595.
- ↑ 2,0 2,1 Ахмедов И. Р. Окские крестовидные фибулы как индикаторы этнокультурных процессов в Центральной России эпохи Великого переселения народов // Вояджер: мир и человек. — 2012. — № 3. — С. 107—123.
- ↑ 3,0 3,1 Ахмедов И. Р. Об одном типе мечей рязано-окских финнов в VI в. н. э // Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов : Конференция 4. Сборник научных статей, с. Моховое, Тульская обл., 12–17 ноября 2012 года.. — 2019. — С. 23—71.
- ↑ Грибов Н. Н. (дата обращения: 02.11.2025). Подвязьевский могильник на нижней Оке: культурные особенности и хронология (предварительные итоги исследований 2010, 2012-2015 гг. ) // Археология евразийских степей. — 2018.