Башадарские курганы
| Курганы | |
| Башадарские курганы | |
|---|---|
| 50°42′34″ с. ш. 85°46′32″ в. д. / 50.709562° с. ш. 85.77543° в. д. (G) (O) (Я) | |
| Страна |
|
| Регион | Республика Алтай |
| Город | Кулада |
| Первое упоминание | 1950 год |
Башадарские курганы — объекты археологического наследия, курганы эпохи раннего железного века, расположенные близ села Кулада в Онгудайском районе Республики Алтай, на левом берегу реки Каракол[1].
История исследования
Комплекс Башадарских курганов был исследован Сергей Руденко в 1950 году. Учёный раскопал два крупных кургана. В первом кургане были захоронены десять лошадей и саркофаг с останками молодого мужчины. Однако курган был ограблен, и сохранились лишь мелкие золотые украшения и обрывки шёлковой ткани[1].
Второй курган, имевший диаметр 58 метров и высоту 2,7 метра, содержал два саркофага с останками мужчины и женщины, а также 14 лошадей с богато украшенной сбруей. Это свидетельствует о высоком статусе погребённых и о важности, которую придавали древние люди ритуалам захоронения[2].
Описание
В Онгудайском районе Республики Алтай, в полутора километрах к северо-северо-западу от села Кулада, на левом берегу реки Кулады, расположено могильное поле Башадар. Оно находится на высоте 1150 метров и включает сооружения различного размера (от 87 до 58 метров, высота до 2,7 метра), выполненные из камня. Многие из них имеют воронки в центре, свидетельствующие об ограблении[1].
Курганы Башадарского могильного поля относятся к различным историческим эпохам, начиная с эпохи бронзы и заканчивая древнетюркским временем. Преобладают сооружения пазырыкской культуры (VI—III века до н. э.), относящиеся к эпохе раннего железа. Сергей Руденко исследовал два больших кургана. Один из них, курган № 1, имел диаметр 40 метров и высоту 2 метра. Признаки ограбления отсутствуют, к востоку от кургана находилась цепочка «балбалов». Могильная яма располагалась в западной части сооружения и имела размеры 4,2х4,8 метра, ориентированная по линии запад-восток. На глубине 4,2 метра размеры ямы уменьшились до 2,9х3,8 метра. Мерзлота присутствовала только до глубины 3,2 метра. Сохранность сооружения плохая[1].
В южной половине ямы стоял деревянный сруб из четырёх венцов размером 1,4х3,3 метра. Потолок был выполнен из двух накатов брёвен и бересты. Снаружи склепа стояли шесть бревенчатых столбов, на которых крепилось перекрытие могилы в два слоя брёвен. В северной половине могилы были похоронены семь лошадей, а в северо-восточном углу ещё три лошади. Сохранность сооружения очень плохая, что усугубилось разрушением камеры[1].
У северной стенки сруба в погребальном колоде был похоронен молодой мужчина, лежавший на спине, головой на восток, с согнутыми руками. В насыпи обнаружены раздавленные сосуды. На погребении найдены два лоскута шёлковой ткани и мелкие золотые украшения. Возле черепа — фрагменты чёрного и красного лака. В юго-восточном углу находились два глиняных сосуда. Вне камеры был найден оклеенный берестой колчан с девятью стрелами с роговыми наконечниками. Уцелели несколько деревянных украшений конской упряжи с покрытием из золотой фольги[1].
Курган № 2, диаметром 58 м и высотой 2,7 м, окружен двумя каменными кольцами. Внутри обнаружены каменные жернова, зернотерка, керамика и другие предметы. На глубине 30 см грунт замерзший. Могильная яма, размером 5,2×6,3 м и глубиной 6,15 м, заполнена бревнами и камнем. В южной части ямы выстлан пол, на котором возведен сруб. Камера покрыта бревнами и чёрным войлоком. В северной части захоронено 14 лошадей с берестой и кустами курительного чая. На лошадях 16 накатов бревен. В погребальной камере находятся два саркофага: один разграблен, другой содержит останки мужчины и женщины. Саркофаг украшен резьбой с фигурами тигров, лося и травоядных. Среди находок: обувь, ножны, пояс, бусы, бисер, нашивные бляшки, украшения узды и седла. Нагрудник лошади выполнен в виде рогов горного козла[1].
Среди археологических находок пазырыкской культуры выделяется серия конских украшений, имитирующих рога козла, выполненных из дерева. Эти украшения были обнаружены в курганах Первого Туэктинского, Второго Башадарского и Берельского. Анализ количества таких наверший свидетельствует о том, что образ коня-козерога был наиболее популярным среди алтайских народов. Светлана Щеброва связывает этот образ с представлениями о фарне, характерными для ираноязычных кочевников. Концепция «конь-козерог» объединяет множество семантических понятий, связанных с военной культурой. В то же время концепция «конь-олень» представляет собой ошибочный вывод, требующий дальнейшего изучения[3].
Огонь играл важную роль в погребальных ритуалах древних кочевников Алтая. Он использовался для обжига стенок могильных ям и изображался в виде языков пламени на конской сбруе. Например, в Первом Туэктинском кургане на узде и нагрудном седельном ремне было найдено девятнадцать подвесок в форме языков пламени, а во Втором Башадарском кургане такие подвески были обнаружены на седельных подвесках[3].
Горный баран также был важным символом в культуре древних кочевников Алтая. Его головки использовались в символике воинских костюмов как символ победы, славы и доблести. Представление о единстве судьбы всадника и его коня нашло отражение в погребении вождя из Второго Башадарского кургана, где на сбруе коня было прикреплено множество подвесок, которые Сергей Руденко описал как «листовидные фигуры с „запятой“ на концах»[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Молодин В.И. Башадарские курганы. Библиотека сибирского краеведа. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ Артефакты времени: 75 лет Башадарским курганам. Звезда Алтая. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Щеброва С. Я. Концепты культуры конь-олень и конь-козерог: идеи к интерпретации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. — 2019. — Т. 5 (71), № 1. — С. 146—158.