Батенчук, Евгений Никанорович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Евгений Никанорович Батенчук
Батенчук, Евгений Никанорович.jpg
Имя при рождении Евгений Никанорович Батенчук
Дата рождения 28 февраля 1914(1914-02-28)
Место рождения Балта,
Одесская область,
Украина
Дата смерти 30 мая 1999(1999-05-30) (85 лет)
Место смерти Набережные Челны
Гражданство  СССР,
 Россия
Супруг(а) Людмила Васильевна Батенчук
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1981
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды Орден Отечественной войны II степени

Евгений Никанорович Батенчук (15 (28 февраля) 1914, город Балта[1], Полтавская губерния, Российская империя — 30 мая 1999, город Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия) — Герой Социалистического Труда, государственный и общественный деятель, организатор строительства, в том числе, в должности начальника строительного управления «Вилюйгэсстрой» (1958—1971) — Каскада Вилюйских ГЭС, первых в мире, построенных на вечной мерзлоте, а также, в должности начальника «Камгэсэнергостроя» (с 1971 по 1996) — комплекса заводов «КАМАЗ», Нижнекамской ГЭС, города Набережные Челны[2][3].

Биография

Детство и юность

Евгений Никанорович Батенчук был девятым ребёнком в семье[4]. Мать Евгения Батенчука — Мария Александровна — работала формовщицей на заводе.

В 1925 году семья переехала в Одессу. С 1930 года начал работать слесарем на предприятиях Одессы. В 1931 году вступил в комсомол. В 1932 году — избран членом одного из райкомов комсомола Одессы и недолго был здесь заведующим отделом. В восемнадцать лет был назначен директором завода по выпуску поршневых колец для американских тракторов «Фордзон», на которых держалось тогда сельское хозяйство. В считанные месяцы работа предприятия была налажена, а тракторный парк — обеспечен запчастями к посевной.

Затем семья переехала на Донбасс, в город Рубежное, где Евгений поступил вначале на рабфак, а потом, в 1935 году — в Рубежанский химико-технологический институт. Закончил его с отличием в 1940 году. В дипломе значится специальность «Химические машины, аппараты и установки», присвоенная квалификация — инженер-механик химической промышленности. Все годы учёбы Евгений Батенчук был сталинским стипендиатом, а по его окончании был оставлен в аспирантуре. Он вел большую общественную работу в качестве секретаря вузовской комсомольской организации. Играл в оркестре, выступал в художественной самодеятельности, занимался спортом — футболом, борьбой, боксом.

Плотина Вилюйской ГЭС, часть посёлка Чернышевский

В 1940 году был призван в армию. Воевал в Прибалтике с первого дня войны, за мужество был представлен к ордену Красной Звезды, но получить награду не успел. Во время отступления попал в плен. Находясь в плену, принял участие в создании подпольной организации «Комитет самозащиты», главной целью которой было препятствовать вступлению военнопленных в армию генерала Власова[5][6]. Он возглавлял движение Сопротивления в военном лагере № 326 в городе Гемер. Выпускал газету, подписанную номером его партбилета. Домой Батенчук вернулся лишь 9 мая 1946 года. После войны его участие в антифашистской подпольной организации подтвердилось, и его восстановили в партии с сохранением партийного стажа. А позднее ему вручили боевой орден, который он не успел получить в 1941 году[7].

В послевоенные годы Евгений Батенчук освоил профессию строителя-гидротехника и оставался ей верен до последних дней. Первым объектом строительства стала Краснополянская ГЭС. Здесь он многому учился сам и обучал других, работал механиком, заведующим механической мастерской, главным механиком управления строительства «Сочигэсстрой».

В 1955 году, как опытный инженер-строитель, Евгений Батенчук был приглашен на строительство Иркутской ГЭС. Будучи заместителем главного инженера, стал крупным специалистом по механизации гидротехнического строительства. В 1959—1971 годах Батенчук руководил строительством Якутского алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС.

В 1971 году он приезжает в Республику Татарстан и работает здесь четверть века. 25 лет Евгений Никанорович руководил производственным объединением «Камгэсэнергострой» — организацией, строящей промышленные объекты Камского автомобильного завода. Батенчук возводил не только КамАЗ, но и жильё и объекты инфраструктуры нового города на Каме. С его подачи при строительстве зданий стали применять буронабивные фундаменты и крупноблочный монтаж металлоконструкций, которые повышали качество работ и давали выигрыш во времени. Строительство КамАЗа и города Евгений Батенчук назвал стройкой века. «Такие города создавались за 300 лет, а мы создали за 20 лет, — писал он. — Жаль, что ни в одном столетии, ни в начале ХХI века не повторится наш опыт». Выйдя на пенсию, Евгений Никанорович остался жить в Набережных Челнах. Легендарного строителя не стало 30 мая 1999 года. Он похоронен на старом кладбище в посёлке ГЭС[4][8]:

А когда началась «горбачевско-ельцинская» перестройка и Евгений Никанорович оказался уже в роли советника у начальника «Камгэсэнергостроя», я зашел к нему как-то и увидел в кабинете много народу. Надо сказать, что его всегда окружали люди. «А я в это смутное время даю советы молодым, как выжить, как организовать свой „бизнес“ и т. д.», — поделился со мной Евгений Никанорович. Он и это знал раньше других.

Алексей Алексеевич Быкадоров — инженер-гидротехник, ветеран «Камгэсэнергострой»

Профессиональная деятельность

  • 1932 −1934 года — назначен директором «Одесского завода имени второй пятилетки», выпускавшего поршневые кольца для американских тракторов «Фордзон», на которых держалось тогда сельское хозяйство. В результате его умелого руководства завод преодолел отставание и довел выпуск колец до 120 тысяч в месяц, чем обеспечил посевную в области.
  • 1946—1955 года — механик, заведующий механической мастерской, главный механик Управления строительства «Сочигэсстрой». Краснополянская ГЭС.
  • 1955—1958 года — заместитель главного инженера строящейся Иркутской ГРЭС
  • 1958—1971 года — начальник строительного управления «Вилюйгэсстрой»
  • 1971—1996 года — начальник УС «Камгэсэнергострой»

Евгений Никанорович Батенчук родился в год, когда началась Первая мировая. А не стало его в 1999 году. Строитель, которому покорялись строптивые реки, писал[9]:

«Нам нечего стыдиться и незачем бояться будущего. Как бы ни было сейчас тяжело, но рано или поздно мы окажемся нужными. Потому что Россию все равно не угробить. А когда она распрямится, вновь понадобятся люди-мастера, которые умеют строить... Мы без России не обойдемся, но и она без нас тоже. Мне 80 лет, я всего в жизни насмотрелся: хлебнул войны, сибирской стужи, работы без сна и отдыха, топанья ногами всесильных начальников, смертей близких людей — и знаю, будет именно так».Е.Н. Батенчук

Общественно-политическая деятельность

Литературная деятельность

Писатель

Автор более 10 книг и коллективных работ, 60 печатных трудов. В их числе:

Прототип литературных героев

Прототип киногероев

  • «Иркутская история» - (ТВ, 1973) Режиссёр: Борис Ниренбург, Евгений Симонов, Евгений Карельских; Сценарий: Алексей Арбузов[11]; На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работает девушка Валя. Ей двадцать пять лет. Это веселая девушка, мало задумывающаяся о своем поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешевка. Её друг Виктор Бойцов, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать. Сергей сам женится на Вале. У них рождается двое детей. Сергей, спасая чужих детей, тонет в Ангаре…
  • «Коней на переправе не меняют» (1980) Режиссёр: Гавриил Егиазаров; Сценарий: Наум Мельников, Александр Мишарин, Гавриил Егиазаров[12]. Возводится автозавод-гигант. Представитель главка и начальник строительства по-разному оценивают ситуацию и по-разному понимают поставленную перед ними задачу. Возникший конфликт заходит так далеко, что начальника строительства предложено отстранить от занимаемой должности…
  • «Дорога» (1975) Режиссёр: Леонид Попов, Николай Конюшев; Сценарий: Юрий Дмитриев[13]. Лена и Паша приезжают в родной город девушки, чтобы подать заявление на развод. Паша не понимает мотивов развода и очень расстраивается по этому поводу. Но в ЗАГСе говорят, что необходимо подождать 3 месяца. Молодые люди решают на это время остаться в городе и договариваются не встречаться и не общаться. Они оба устраиваются на строительство крупной дороги, и с этого момента их судьба кардинально меняется…

Изобретатель и рационализатор

Вилюйская гидростанция стала испытательным полигоном для ряда принципиальных научных разработок. Так, каменно-набросная плотина с суглинистым противофильтрующим экраном (сооружение было признано изобретением) длиной 700 метров и высотой 70 метров соединяет обе станции на противоположных берегах[2]:

Запомнилась работа на севере тем, что все было неизведанно. Мы не знали, как обращаться с вечной мерзлотой. А обращаться, оказалось, надо было на «Вы», потому что в Мирном алмазники построили без нас плотинку водохозяйственного снабжения, а мерзлота оттаяла и плотинку разнесло…Тогда мы создали новую плотину с замороженной завесой — через плотину пустили морозильные завесы — труба в трубе и вентиляторы качают воздух в трубы большого диаметра, а обратно уже выходит относительно чистый воздух, а холод остается в плотине. Таким образом, мы поддерживали вечную мерзлоту, сохраняли ее. Это и называется отношение к мерзлоте на «Вы».Е.Н. Батенчук, из документального очерка Павла Вечерина «Батя»

На всех этапах строительства КамАЗа Деятельность Евгения Никаноровича была направлена на поиск эффективны путей сокращения сроков сдачи объектов: внедрение буронабивных и забивных свай на устройстве фундаментов, непрерывного подряда на производстве земляных работ, прогрессивного способа конвейерной сборки и крупноблочного монтажа металлоконструкций, организация поточного метода работ на нулевом цикле заводских корпусов — дало значительную экономию во времени возведения промышленных и жилых объектов[2]:

…Руками строителей воплощались в жизнь задумки Батенчука-инженера, Батенчука-рационализатора: буронабивные сваи, в разы сократившие сроки возведения заводов КАМАЗа, конвейерная сборка металлоконструкций, монтаж «с колёс» зданий и многое-многое другое.Минтимер Шаймиев, Первый Президент Республики Татарстан

Память

Объекты

  • «Каскад Вилюйских ГЭС имени Е. Н. Батенчука» (2005) — город Мирный, Республики Саха (Якутия)[14][2][5];
  • «Площадь имени Е. Н. Батенчука» (1999) — город Набережные Челны;
  • «Улица имени Е. Н. Батенчука» (2004) — город Набережные Челны;
  • «Набережночелнинский экономико-строительный колледж имени Е. Н. Батенчука» — город Набережные Челны;
  • Ювелирный алмаз «Евгений Батенчук» весом 64,47 карата хранится в Москве, в Алмазном фонде.

Памятники и мемориальные доски

  • Мемориальная доска (2001) на Каскаде Вилюйских ГЭС[14][2][5];
  • Бюст (2002) — город Набережные Челны;
  • Надгробный памятник (2002).— город Набережные Челны;
  • Мемориальная доска (2005) на доме в городе Набережные Челны где жил Е. Н. Батенчук;
  • Мемориальная доска на доме в городе Мирный, где жил Е. Н. Батенчук;
  • Мемориальная доска на здании «Вилюйгэсстрой»;
  • Памятник в городе Ленске;
  • Бюст в поселке Чернышевский.

Награды

  • Герой Социалистического Труда[14][2][5].
  • Кавалер трех орденов Ленина.
  • Кавалер ордена Октябрьской Революции.
  • Трудового Красного Знамени.
  • Отечественной войны 2-й степени.
  • Красной Звезды.
  • Медали, в том числе Золотая медаль ВДНХ СССР.
  • Почетные грамоты Президиумов Верховного Совета РСФСР (1956), Якутской АССР (1964, 1970), ТАССР (1974), PT (1994, 1999), Республики Саха (Якутия, 1999).
  • Почетный гражданин города Мирный (1971).
  • Почетный гражданин города Набережные Челны (1997).
  • Заслуженный энергетик СССР.
  • Заслуженный строитель Якутской АССР (1964).
  • Заслуженный строитель РСФСР (1984).
  • Заслуженный строитель ТАССР (1989).

Литература

Примечания

  1. Малый энциклопедический словарь: в 4т. Т.1./ Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. — М.: ТЕРРА, 1997. — 544 с.: с ил. с. — ISBN 5-30-01014-6.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Энциклопедия города Набережные Челны / Гл. редакторы Б.Л. Кузнецов, М.Ш. Бибишев, ответ. редактор Б.А. Канеев. — Казань: Идел-Пресс, 2007. — С. 32—33. — 464 с. — ISBN 978-5-85247-177-2.
  3. Евгений Батенчук: его до сих пор все называют Батей. Интернет-издание "Бизнес-онлайн". Дата обращения: 12 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 Библиотека № 11. Наш "Батя" - улица и площадь в честь Е.Н. Батенчука. Централизованная библиотечная система г. Набережные Челны. Дата обращения: 23 декабря 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Лариса Полякова. Воспоминания и размышления (из автобиографической рукописи Е.Н.Батенчука). — Набережные Челны: Издательский дом "Медиагруп", 2014. — 148 с.
  6. Вечерин Павел Петрович. Батя: Докум. очерк : [О Герое Соц. Труда Е. Н. Батенчуке]. — Якутск: Книжное издательство, 1986.
  7. Калимуллина Фирдаус Галимовна. Жизнь и трудовая деятельность героя СССР Е.Н.БАТЕНЧУКА (1914–1999) // Научный Татарстан : журнал. — 2020. — Февраль.
  8. Евгению Никаноровичу Батенчуку – 105 лет. КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ. Дата обращения: 20 июля 2023.
  9. Батенчук — гидростроитель. Baikal info (Копейка , № 8 от 29 февраля 2012 года). Дата обращения: 19 июля 2023.
  10. Кокоулин Л.Л., Полухин Ю.Д. Табак хороший : Докум. повесть о нач. строительства на Вилюе Е.Н. Батенчуке. — Москва: Сов. Россия, 1968. — 232 с.
  11. Иркутская история, 1973, СССР — описание, интересные факты — Кинопоиск. Дата обращения: 25 июля 2023.
  12. Коней на переправе не меняют, 1980, СССР — описание, интересные факты — Кинопоиск. Дата обращения: 25 июля 2023.
  13. Дорога, 1975, СССР — описание, интересные факты — Кинопоиск. Кинопоиск. Дата обращения: 20 июля 2023.
  14. 14,0 14,1 14,2 Батенчук Евгений Никанорович. РАО Энергетические Системы Востока. Дата обращения: 22 июля 2023.

Ссылки