Барсовская культура

Барсовская культура
Поздний этап бронзового века
Географический регион Западная Сибирь
Локализация Сургутское Приобье
Типовой и другие памятники селища: Барцевка-IV, Барсовая Гора
Датировка Последняя четверть 2-го — первая четверть 1-го тысячелетия до н. э.
Тип хозяйства Присваивающее: охота, рыболовство
Исследователи Ю. П. Чемякин, С. Ф. Кокшаров
Преемственность
Местная основа последующего этапа развития гребенчато-ямочной керамики Белоярская

Барсовская культура — археологическая культура, группа памятников позднего этапа бронзового века, расположенных в Сургутском Приобье[1].

История открытия

Барсовскую культуру открыли Юрий Чемякин и Сергей Кокшаров. Они исследовали материалы поселений Барсовой горы и выявили особенности гончарной технологии у носителей этой культуры. В 1974 году Валентина Кернер открыла селище Барсова гора I/43, описав его как селище Барсова гора I/3. Более поздние исследования показали, что это два самостоятельных памятника. В 1978 и 1980 годах селище Барсова гора I/43 было практически полностью раскопано под руководством Юрия Чемякина, вскрытая площадь составила 1 266 кв. м[1].

На Барсовой горе и прилегающих к ней территориях известно около 35 селищ и местонахождений, где раскопано минимум 20 построек. Например, селище Барсова гора III/4: первый план памятника был снят в 1971 году Наталья Алексашенко и Вячеслав Морозовым. В 1972-1973 годах Любовь Косинская, Наталья Фёдорова полностью раскопали памятник, исследовав 6 построек барсовской культуры[1].

Локализация или местонахождение

Барсова Гора представляет собой уникальный археолого-ландшафтный комплекс, расположенный на высоком правом берегу реки Оби, между речками Барцевка и Калинка (Калинина), вблизи города Сургута в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области. На площади в шесть квадратных километров к настоящему времени обнаружено более четырёхсот памятников, охватывающих период от неолита до Нового времени[1].

Обнаруженные материалы, включая керамику, позволяют детально изучить особенности гончарной техники на различных объектах в пределах одного ландшафта. Барсовская археологическая культура относится к эпохе поздней бронзы (XII — VIII века до н. э.) и генетически связана с памятниками кульёганского типа, которые предшествовали ей на этой территории. На Барсовой Горе и в её окрестностях известно около тридцати пяти селищ и местонахождений, в которых раскопано не менее двадцати построек. В ходе разведок были выявлены памятники на левом берегу Оби и в бассейне реки Аган. Наиболее распространенной категорией находок является керамика, также встречаются каменные, в том числе кремневые, орудия и тигли. Бронзовые предметы и мелкая глиняная пластика встречаются крайне редко[1].

Материальная культура

Керамика

Керамика барсовской культуры имеет ряд особенностей. Сосуды преимущественно плоскодонные, выполненные в форме горшков, банок и реже чаш. Для внешней орнаментации применялись разнообразные штампы, такие как гребенчатый, мелкоструйный, крестовый, рамчатый, а также штампы в виде уточки, птички и пальцевые защипы. Материалом для изготовления служили ожелезнённые природные глины. Рецепты формовочных масс варьировались: на трёх поселениях основным был состав «Глина + Шамот», а на селище Барцевка IV использовался рецепт «Глина + Шамот + Органический раствор»[2].

Поверхности сосудов обрабатывались различными способами, включая механическое заглаживание мягким материалом, твёрдым орудием, травой и зубчатым инструментом. Обжиг проводился в двух режимах: восстановительном и восстановительно-окислительном[1]. Барсовская керамика включает 57 сосудов, в основном горшки, банки и переходные формы. Диаметр крупных сосудов — 30 см и более. У двух третей сосудов орнаментирован венчик, днища часто имеют ямки. Преобладают горизонтальные линии и зигзаги, реже встречаются треугольники и ромбы. Узоры наносятся штампами, включая круглые, гребенчатые, змейковидные, в виде птички или уточки, а также кресты. Сравнение керамики из жилищ показывает различия между селищами 1/40 и 1/43: средний коэффициент сходства по элементам — 69,2 %, по технике — 70,6 %[2].

Орудия труда

Для барсовской археологической культуры эпохи поздней бронзы (XII—VIII века до н. э.) характерны как каменные, так и металлические орудия труда, большинство из которых находят на Барсовой горе. Каменные изделия встречаются чаще, в то время как металлические предметы — в единичных случаях и связаны с металлообработкой[3].

Каменные орудия, изготовленные из галек и небольших булыжников, преимущественно из сланцев, подвергались технике оббивки и шлифовки. Рубящие изделия составляют около 60 % всех каменных артефактов. Среди них можно выделить скребло, пестик для растирания, пест для дробления и растирания, а также шлифовальную плитку. На памятниках также находят осколки разной величины, которые являются отходами производства[3].

Металлические орудия представлены обломками тиглей и сплесками металла. Бронзовые предметы и мелкая глиняная пластика встречаются редко. Каменный инвентарь беден: гальки без явных следов использования, аморфные сколы (возможно, естественного происхождения), абразив, галька, использованная для растирания, и два отщепа (из кварцита и кремнистой породы) без обработки. Брусок использовался для заточки металлических орудий. О металлообработке свидетельствуют ошлакованные фрагменты керамики, которые могли использоваться как тигли[3].

Поселения

Поселение Барсова гора 1/40 расположено в 12-13 км от Сургута, на второй террасе Оби. В ходе раскопок 1978 — 1982 годов обнаружены остатки трех разновременных селищ (конец II — начало I тысячелетия до н. э.) на площади около 2,4 га. Выявлено более 20 объектов, включая впадины, площадки и ямы. На площади 300 м² зафиксированы минимум 22 постройки, относящиеся к позднему этапу барсовской культуры бронзового века, атлымской культуре конца бронзового века и раннему этапу белоярской культуры начала железного века. Жилища, кроме девятого, на поверхности не видны, но их следы заметны в рельефе. Жилище 9 — слабо выраженная площадка диаметром около 6 м, приподнятая на 5-10 см, с завалом из бревен и ямами глубиной 45 и 50 см. Найдены следы трех жилищ: № 10, 17, 18, размерами 7,8-8,5 х 7,5-8 м с очагами-кострищами. Очаги — линзы бурой супеси 1,5 × 1 м, мощностью до 10 см с прокалами. Вокруг очагов ямы и ямки от столбов. Жилища могли быть наземными каркасными с двускатной крышей и двумя очагами[2].

Барсовские постройки частично уничтожены в поздние эпохи: очаги и керамика найдены у атлымских жилищ 4, 1 и 3 раннего железного века, а также в белоярских 2, 13-15. Барсовские жилища — наземные, каркасные, с 1-2 очагами, площадь 7 х 7-7 х 8 м или 12-14 х 7-8 м при двух очагах. Пол перекрыт настилом[2].

Барсовская керамика (57 сосудов) — плоскодонные горшки, банки и переходные формы, диаметром 30 см и более, с примесью шамота. Поверхность покрыта узорами (кроме одного сосуда). У двух третей украшен венчик, многие днища — ямками. Узоры — горизонтальные линии, зигзаги, треугольники, ромбы. Шейки некоторых сосудов — с желобками или валиками. Ямки используются как разделители и элементы сложных узоров[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Селин Д. В., Чемякин Ю. П. (дата обращения: 27.10.2025). Технологические особенности керамики носителей барсовой культуры эпохи поздней броны (по материалам поселений Барсовой горы) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2022. — № 7.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Чемякин Ю. П. Поселение начала I тысячелетия до н. э. на Барсовой горе // Вопросы археологии Урала. — 1984. — № 17. — С. 115—130.
  3. 3,0 3,1 3,2 Панкратова Л.В. Семантика и функции комплекса бронзовой кулайской металлопластики из погребения 3 Барсового VII могильника: мифоритуальный контекст. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Дата обращения: 27 октября 2025.