Аффилированое лицо

Материал из «Знание.Вики»
Герб Российской Федерации

Аффилированное лицо — физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом данные отношения связанности должны быть юридически оформлены с точки зрения законодательства, так как это следует из критериев отнесения лиц к аффилированным[1].

Понятие и сущность аффилированности

Базовым понятием, отражающим экономическую зависимость субъектов предпринимательской деятельности, в российском праве стало заимствованное из англосаксонского права понятие аффилированности как способности влиять на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Аффилированность (to affiliate — присоединиться, affiliated company — дочерняя компания, affiliation — присоединение) — взаимоотношения между двумя и более хозяйствующими субъектами, основанные на различных формах экономической зависимости и контроля[2].

В трактовке ГК РФ аффилированность — отношения связанности, наличие или отсутствие которых определяется в соответствии с законом[3].

Признаки аффилированности

К общим признакам аффилированных лиц следует отнести[4]:

— состав аффилированности (предусмотренный Законом исчерпывающий перечень признаков, характеризующих конкретное лицо как аффилированное);

— основания аффилированности (юридические факты, позволяющие в соответствии с законом отнести того или иного субъекта к аффилированным лицам);

— степень зависимости одних лиц от других;

— правовую форму этой зависимости.

Основания аффилированности

Основаниями аффилированности или причиной зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения антимонопольного законодательства могут быть отношения различного рода:

— имущественные, основанные на преобладающем участии в уставном капитале хозяйственного общества;

— договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор доверительного управления имуществом);

— организационно-управленческие, в частности, основанные на участии физических лиц в органах управления юридических лиц;

— родственные.

Законодатель разделяет аффилированных лиц юридического и физического лица[3]

Аффилированные лица юридического лица:

— член совета директоров или иного коллегиального органа управления, член коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на должность голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица[4].

Аффилированные лица физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность:

— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица[1].

Соотношение понятий «аффилированные лица» и «группа лиц»

Институт аффилированных лиц в российском законодательстве определяется в контексте антимонопольного понятия «группа лиц». Понятия «аффилированные лица» и «группа лиц» относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.

Отличие аффилированных лиц и группы лиц заключается в степени влияния, или глубине экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц.

Антимонопольное (конкурентное) право в основном содержит черты публичного права, поскольку призвано защищать публичный интерес, который заключается в создании конкурентных отношений между продавцами на рынке, а также в защите участников рынка от монополистических действий лиц, занимающих на нем доминирующее положение; государство регулирует такие правоотношения по большей части императивно-властными методами. Корпоративное законодательство, напротив, стоит на защите частных интересов инвесторов, обеспечивает нормальное функционирование внутрикорпоративных механизмов путем создания прозрачных процедур взаимодействия менеджмента и владельцев компаний, используя при этом частноправовые методы регулирования .

Следует заметить, что Закон о защите конкуренции определяет «группу лиц», уже не привязывая ее к категории аффилированности[5].

Место института аффилированности в российском праве

Несмотря на определение понятия в Законе о конкуренции 1991 года, сама аффилированность и ее последствия, по сути, никогда не были предметом антимонопольного регулирования: в законодательстве о защите конкуренции отсутствуют положения о специфике антимонопольного контроля за деятельностью аффилированных лиц, об учете их влияния при оценке состояния конкурентной среды, о возможности воздействия на лиц, являющихся аффилированными. Органы Федеральной антимонопольной службы не могут применить никакие правовые механизмы к аффилированным лицам, за исключением тех случаев, когда они относятся к группе лиц. Эти обстоятельства, в частности, стали одной из причин «выведения» категории аффилированности из сферы антимонопольного регулирования.

Категория аффилированности, или связанности, используется в настоящее время в корпоративном законодательстве[6]:

— при установлении перечня лиц, информация о которых хранится и раскрывается хозяйственным обществом (статьи 89 и 93 Закона об АО, статья 50 Закона об ООО);

— при определении лиц, обязанных в соответствии с гл. 1 Закона об АО соблюдать определенный порядок приобретения более 30 % акций публичного акционерного общества;

— при установлении независимости члена совета директоров в соответствии с Кодексом корпоративного управления (пункт 2.4)[7].

Понятие «аффилированные лица» активно используется и в других сферах правового регулирования. Так, положения об аффилированных лицах содержатся в законодательстве об инвестиционных фондах (статьи 8, 37 Закона об инвестиционных фондах), об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (статьи 9, 11, 12, 25, 28, 37 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»), в Законе об унитарных предприятиях (статьи 22, 28), в Законе о рынке ценных бумаг (статья 22.1), в Законе о кредитной кооперации (пункт 20 стати 1), в НК РФ (статья 280), в Законе о банкротстве (пункт 1 статьи 19) и др.[8]

Категория «аффилированные лица» используется и в законодательстве о бухгалтерском учете, предполагающем раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о связанных сторонах, к которым, в частности, относятся юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации[9].

Способы признания лица аффилированным

Признать лицо (лица) аффилированным возможно, установив наличие указанных выше связей между ним и другими лицами.

Признание факта аффилированности может быть как добровольным, так и производиться в судебном и административном порядке. Признание лица аффилированным в судебном порядке не может осуществляться в качестве самостоятельного требования, а только в рамках способа защиты, предусмотренного гражданским законодательством; признание лица аффилированным в административном порядке может осуществляться только в целях административного регулирования, например при применении мер административной ответственности[10].

Правовые последствия установления аффилированности

Правовые последствия признания лиц аффилированными определяются сферой правового регулирования.

Для обеспечения прозрачности взаимоотношений между хозяйствующими субъектами законодательство устанавливает требования к учету и информированию хозяйственным обществом других участников предпринимательского оборота и государственных органов о наличии у него аффилированных лиц.

Хозяйственные общества должны хранить списки своих аффилированных лиц (пункт 2 статьи 89 Закона об АО, пункт 2 статьи 50 Закона об ООО). Важно отметить, что и сами аффилированные лица обязаны в письменной форме уведомить акционерное общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (пункт 2 статьи 93 Закона об АО). Если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба (пункт 3 статьи 93 Закона об АО).

Акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах в соответствии с Законом об АО (статьи 92, 93) и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Согласно указанным документам публичные общества, а также непубличные акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала путем опубликования его на странице в сети Интернет не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, — не позднее двух рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. Общества с ограниченной ответственностью, публично размещающие облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, обязаны ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности, предусмотренную законодательством, включая информацию об аффилированных лицах (статья 49 Закона об ООО).

Следует отметить, что в законодательстве предусмотрены меры административной ответственности за нарушение требований законодательства, связанных с раскрытием информации об аффилированных лицах (статья 15.19 КоАП РФ)[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 4)
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ст. 53.2)
  3. 3,0 3,1 Гражданский кодекс Российской Федерации
  4. 4,0 4,1 Тотьев К.Ю. Конкурентное право. Правовое регулирование конкуренции.. — 2000. — С. 35.
  5. Бойко Т. Использование понятия "группа лиц" при определении понятия "аффилированные лица" // Корпоративный юрист.. — 2008. — № 2. — С. 40.
  6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ
  7. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления»
  8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008, утв. Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 № 48-н
  10. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  11. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. КонсультантПлюс. Дата обращения: 10 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!