Арсланов, Мухаммед Нуриахметович

Материал из «Знание.Вики»
Арсланов Мухамед Нуриахметович
башк. Арыҫланов Мөхәмәт Нуриәхмәт улы
Дата рождения 2 февраля 1910(1910-02-02)
Место рождения деревня Мамяково, Кушнаренковский район, Уфимская губерния
Дата смерти 20 октября 2001(2001-10-20) (91 год)
Место смерти Уфа, Россия
Гражданство  СССР Россия
Жанр театрально-декорационное искусство
Учёба Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Награды
Звания
Премии Премия имени Салавата Юлаева — 1973

Мухамед Нуриахметович Арсланов (2 февраля 1910, Мамяково, Кушнаренковский район, Уфимская губерния — 20 октября, 2001, Уфа, Россия) — народный художник Башкирии, заслуженный деятель искусств РСО, один из старейшин башкирского искусства, чье творчество стало необходимой ступенью в развитии и формировании культуры республики, вошло в сокровищницу ее лучших достижений. В Башкирии он стал основателем национальной: школы театрально-декорационного искусства, получил всесоюзную известность и признание. Арсланов принадлежит к первому поколению художников театра, воспитанных Всероссийской Академией художеств

Биография

Детство и юность. Годы учебы

Мухаммед Нуриахметович Арсланов родился зимой 1910 года. В деревне Мамяково Кушнаренковского района Башкирии в семье крестьянина прошло его детство. Maльчик рано проявил интерес к народному искусству.

А. Башмаков увез Мухамеда учиться в Уфу. В школе у мальчика укрепился интерес к рисованию, ярко проявилась художественная одаренность. В 1926 году было открыто художественное отделение Уфимского техникума искусств, в котором и обучался Мухамед. Против воли родителей он начал учить­ся рисовать человека. Вместе с ним в группе занимались В. Андреев, К. Ге­расимов, А. Храмов. Его педагогами были работавшие в то время в Уфе профессиональные мастера И. Самарин, П. Козлов.

Учился в Академии художеств, которая тогда называлась Институтом пролетарского изобразитель­ного искусства на живописном факультете.

Любимым учителем Арсланова был преподаватель живописи профессор Р. Фрелц.

Влияние на становление М.Арсланова оказали выдающиеся мастера советской театральной декорации М. Бобышов, В. Дмитриев. Арсланов был приглашен оформлять спектакли татарского театра при Доме народов Востока в Ленинграде.

Начало самостоятельной работы

В 1934 году Арсланов возвращается на родину. Проработав полгода в Башкирском театре драмы в Уфе, он вскоре уезжает в дальний район Башкирии — Баймак. В тридцатые годы здесь был создан первый башкирский колхозно-совхозный театр.

Здесь Арсланов про­ектирует перестройку местного клуба под театр. Вместе с режиссером К. Бакировым он осуществляет постановку спектаклей молодой националь­ной драматургии: «Хакмар» С. Мифтахова, «Карагол» Д. Юлтыя, «Ала-Тау» А. Тагирова. В 1936 году на олимпиаде колхозно-совхозных театров в Уфе, а затем в Москве Баймакский театр был отмечен среди лучших. Особо говорилось в решении жюри о выразительности и культуре оформления спектаклей. В том же году Арсланов был отозван в Уфу для работы в Башкирском академическом театре драмы. В своей работе над первыми декорациями к спектаклям в Уфе («За Родину» А. Тагирова, «Как закалялась сталь» Н. Островского) Арсланов стремился к политическому заострению темы, в известной мере прямоли­нейно. В приемах сценического оформления он приспосабливается к при­вычным для башкирского театра формам. Этапным в творческом формировании Арсланова стал спектакль «Борис Годунов», поставленный режиссером М. Магадеевьм в 1937 году к 100-летию со дня смерти А. Пушкина. К ранним работам относится и декорация к спектаклю «Женитьба» Н. Гоголя в 1938 году. В 1937 году участвует в декорациях к «Последней жертве» А. Остров­ского.

Арсланов начинает пользоваться творческим авторитетом среди живописцев, его выбирают в руководящие органы Уфимского Союза советских художников. В качестве председателя Союза, члена правления он активно участвует в общественной работе. В конце тридцатых годов Арсланов некоторое время преподает живопись и рисунок в Уфимском техникуме искусств.

Приход в музыкальный театр

В 1940 году правительство Башкирии отметило творческий труд Арсланова Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР. В этом же году Арсланов был призван в Красную Армию. Рядовым бойцом он участвовал в войне с белофиннами. Весной 1941 года он возвратился в театр и сразу включился в подготовку к декаде башкирской литературы и искус­ства в Москве, намеченной на лето 1941 года. Это был период интенсивно­го духовного развития художника. Ему многое дала совместная работа с режиссером Н. Петровым, назначенным художественным руководителем декады, художниками А. Гончаровым и Н. Шифриянш, которые должны были оформлять спектакли.

В 1942 году в Башкирском академическом театре драмы была поставлена пьеса Б. Бикбая «Салават» в новой редакции — поэт написал стихотворный вариант пьесы. Художник стремился создать монументальный, героический образ, созвучный военному времени и соответствующий пониманию им исторического прошлого башкирского народа. Арсланову пришлось отстаивать новаторское решение декораций к пьесе, уход от прямолинейной докумен­тальной передачи исторической обстановки через быт.

К 1942 году относится первое самостоятельное оформление Арслановым музыкального спектакля — оперы А. Спадавеккиа и X. Заимова «Акбузат», либретто которой было написано по мотивам башкирского народного сказа­ния «О Хаубан-батыре, волшебном коне Акбузате и алмазном мече». В 1943 году Башкирский академический театр драмы ставит пьесу Н. Исанбета «Ходжа Насретдин».

В 1942 году oн участвовал в выставке художников Башкирии «За родину» и как живописец-станковист и как скульптор, вылепивший барельеф с изображением башкирского народного героя Салавата Юлаева с конницей повстанцев.

В 1948 году Арсланов написал картину «Салават в пещере» (Республиканский краеведческий музей Башкирской АССР). В ней художник по-своему трактует образ народного батыра, многократно воспетый во всех видах и жанрах башкирского искусства и литературы.

В 1944 году Арсланов становится главным художником Башкирского театра оперы и балета. С этого времени он лишь изредка работает в драме. Арсланов становится ведущей фигурой в театралъно-декорационном искусстве республики. Вокруг него группируются другие художники театра, на которых оказывает влияние его оригинальный живописный дар.

В 1944 году правительство Башкирии вновь отмечает талантливый труд художника Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР.

Одной из первых премьер Башкирского театра оперы и балета в послевоенный период была постановка в 1946 году оперы Н. Жиганова «Алтынчеч» по либретто Мусы Джалиля. В декорации к постановке Арсланов выразил мысли и чувства, пережитые советскими людьми в годы Вов.

За плодотворную работу в дни войны Арсланов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Художественное оформление балета «Лебединое озеро», пьес «Князь Игорь»" и «Журавлиная песня»

Первая встреча с творчеством Чайковского у Арсланова произошла в 1947 году при постановке балета «Лебединое озеро». Большое значение имела декорация картины «У озера». В соответствии с содержанием музыки Арсланов создает эскиз этой картины как образ борьбы добрых и злых сил в мире. Решение картины «Сад герцога» подсказано патетикой музыки. С этого времени, признается Арсланов, он горячо полюбил музыку Чайковского с ее проникновенным лиризмом, светлым романтизмом. Эта работа углубила понимание художником романтической природы театра, стала экзаменом на зрелость, который он блестяще выдержал.

В 1948 году произошла новая встреча Арсланова с русской классикой: театр принял к постановке оперу А. Рубинштейна «Демон». Чуждый стремления к внешним, поверхностным «оперным» эффектам, Арсланов не идет по пути смакования восточной экзотики, внешней красивости. Он стремится опереться на жизненный материал, который позволит ему соз­дать на сцене убедительный художественный образ.

Одна из жемчужин среди арслановских эскизов к опере «Демон» — «Дарьяльское ущелье». Сложное цветосветовое решение, богатая гамма лилово-розовых тонов заставляют вспомнить увлечение художника Врубе­лем, хотя лиризм образа здесь чисто арслаповский.

В 1949 году театр обратился к балету Р. Глиэра «Красный мак». И здесь художнику важны черты края, где живет Тао-Хоа, его своеобразие. Деко­рации картины «В порту» изображают угол древней китайской пагоды, на­висшие над водой стрелы кранов и оранжево-красные паруса лодок. Это — Шанхай. Поэтичен эскиз к картине «Сад», где национальное своеобразие передало не только в силуэте пагоды и низкой арке ажурного мостика, по и в цветовой гамме. Журнал «Театр» в краткой информации о постановке балета «Красный мак» в Башкирском театре оперы и балета отмечал: «Го­рячее одобрение зрителей вызывает оформление, сделанное заслуженным деятелем искусств БАССР М. Арслановым».

Художник написал живописный задник для симфонической картины «Полтавский бой». В 1951 году за четыре года до постановки оперы А. Бородина «Князь Игорь» в Башкирском театре оперы и балета большие, сложные задачи. Его манит своим демократизмом и народностью русская классическая Арсланов пишет эскизы декораций. С восторгом погружается он в полный высокой поэзии мир героев бессмертного «Слова о полку Игореве», мир мо­гучих образов музыки Бородина. В эскизах к этой опере он выступает как мастер монументального полотна, воссоздав на эскизах (а затем на сцепе) остро врезающиеся и память образы Древней Руси.

Ярким примером тому может служить контраст двух картин в эскизах к опере «Князь Игорь». Вот «Терем Ярославны». В тяжелой бревенчатой степе терема с красновато-золотистым ковровым узором росписи на мощ­ных столбах, художник вырезает широкое окно, делая фоном событий, про­исходящих в картине, сумрачные дали русской земли за крепостной сте­ной. Золотое небо заставляет вспомнить икону. Широкий пейзажный фон аккомпанирует душевному смятению героини.

Совсем иное в картине «У Галицкого». Двор замкнут постройками, лишь невысокий проем ворот открывается в глубине сцены. Корявое, урод­ливое, огромное дерево на первом плане и тяжелое, с массивными баляси­нами, крыльцо княжеского дома подавляют, стесняют пространство: здесь пет места живому, величавому дыханию природы, как нет связи с образом борющейся земли русской. Антинародное в интерпретации декоратора трактуется как антиприродное. И в этом — одно из основных начал твор­чества художника, для которого образ природы всегда осмыслен и поэти­чески многозначен.

Венцом работы над национальным музыкальным спектаклем у Арсланова стали его прославленные декорации к балету Л. Степанова «Журавлиная песня» в постановке И. Анисимовой (1953). |

Навеянный старинными легендами образ, созданный композитором использованием народных песенных мелодий, вдохновил художника на высокую поэзию в декорации. Она пронизывает, как всегда у Арсланова, простые, с детства милые сердцу мотивы природы: камышовые заросли, девственный лес, цветущие степи. Уральская природа с ее контрастами суровых и нежных форм и красок, выраженными особенностями времен года с ее необычайной цветовой насыщенностью получает в этих эскизах поли фоническое звучание.

Эскиз к картине «Майдан» проникнут народной удалью. Это сцена са­бантуя и традиционных состязаний джигитов на нем. Декорация изображает лесную поляну, залитую солнцем. Смешиваясь с пышными золеными кронами деревьев, весело полощутся на ветру яркие красные полотенца на шестах. Многоцветные, с вышивкой, праздничные костюмы дополняют впе­чатление народного веселья.

По контрасту с этой картиной драматической экспрессией выделяется эскиз декорации «Стаи Арсланбая», где томится в плену героиня Зайтун-гуль. На живописном заднике — властный размах крыльев байской юрты, шесты с лошадиными черепами, с трепетно взлетающими под ветром поло­тенцами па фоне мрачного неба. Напряженный динамический ритм всей композиции, багрово-красные тона, составляющие основу колорита эскиза, слагаются в образ кровавой свадьбы.

Природа участвует в борьбе героев балета «Журавлиная песня», ей присуще, в интерпретации художника, все многообразие человеческих чувств. С большой фантазией и вкусом были выполнены костюмы журавлей и главных героев: легкие, изящные, близкие к природным краскам и формам в первом случае, несущие национальное своеобразие — во втором. В трак­товку костюма Арсланов вносит философское осмысление сценического, образа спектакля в целом. Костюмы героев у него ценны и интересны не столько сами по себе, сколько своей причастностью именно к данному спек­таклю, цветовой и стилевой связью с декорациями. В этом он продолжает традиции К. Коровина, живописный мир сценических образов которого всегда привлекал Арсланова.

 Образы башкирской национальной оперы

Важной вехой в развитии культуры Башкирии, плодом зрелости ее национального музыкального театра явилось создание крупнейшим башкирским композитором 3. Исмагиловым историко-героической оперы «Салават Юлаев» в 1954 году и ее постановка с декорациями Арсланова в 1955 году. Характер декорации отражал национальное своеобразие, патетику звучания темы Родины, судеб народных в музыке талантливого башкирского композитора. Любимый принцип работы художника над оформлением — объемно-живописный — нашел и здесь применение, причем большую роль в действии играет исторический пейзаж.

Глубокое знание и проникновенное понимание особенностей истории башкирского парода, его быта позволили Арсланову создать декорации полные яркого национального своеобразия.

В 1955 году состоялась декада башкирском литературы и искусства в Москве. Арсланов был назначен ее главным художником. В его оформле­нии шли на декаде балет «Журавлиная песня» и опера «Салават Юлаев». Он был также автором оформления заключительного концерта мастеров искусств Башкирии, написав стометровую панораму с изображением стра­ниц истории: от дикой Башкирии до преобразованного новой жизнью края. В сообщении ТАСС это было описано так: «Величественно движется декоративная панорама, изображающая пейзаж Башкирской АССР. Перед зрителями появляются силуэты нефтяных вышек, фабрик и заводов, пло­тин гидроэлектростанций на фоне колхозных полей и лазурного неба». Гостями были отмечены высокие художественные качества оформления концерта.

На выставке произведений художников Башкирии, приуроченной к декаде, были показаны эскизы Арсланова к русской классике («Князь Игорь», «Лебединое озеро», «Мазепа», «Иван Сусанин»), к национальным музыкальным спектаклям, шедшим на декаде, и к «Айхылу». На состоявшемся обсуждении выставки в разделе театрально-декорационного искус­ства были выделены эскизы Арсланова, их колористические достоинства, близость к музыке, образность языка.

В дни декады Президиум Верховного Совета СССР наградил Арсланова орденом Трудового Красного Знамени.

В пятидесятых годах Арсланов непременный участник всех крупных выставок — республиканских, всесоюзных, а также специальных в Москве а других городах. В 1955 году оп впервые участвует в Международной выставке театров в Вене. Его работы отмечают на пленумах Союза худож­ников СССР, на всесоюзных съездах художников среди лучших достиже­ний советского многонационального театрально-декорационного искусства. Так, па выставке художников РСФСР в 1955 году были показаны эскизы Арсланова к балету «Журавлиная песня», на всесоюзной выставке худож­ников театра и кино в 1956 году — эскизы к операм «Князь Игорь» и «Салават Юлаев», на двух республиканских выставках в 1957 году —эскизы к названным спектаклям и к «Мазепе». Он участвовал в большой выставке «Советский театр 1917—1958 гг.», организованной Государственным цент­ральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, подводившей итоги развития советского театра за сорок пет. Работы Арсланова входят также в постоянную экспозицию этого музея. В 1957 году музеем имени А. А, Бахрушина была организована выставка лучших работ советских художников театра в Чехословакии и Венгрии (Прага, Братислава, Будапешт), на ко­торой экспонировался эскиз Арсланова к балету «Журавлиная песня». В том же году на первом Всесоюзном съезде художников Арсланов был избран в члены правления Союза художников СССР. Его приглашали на оформление спектаклей в другие театры РСФСР.

Успешно продолжается его работа в Башкирском театре оперы и балета, репертуар которого обогащается новыми национальными спектаклями.

К 1958—1959 годам относится создание декораций к операм-легендам «Горная быль», «Акбузат» (вторично), новому балету о Салавате «Горный орел» X. Ахметова и Н. Сабитова. В образном решении любимой темы героической жизни Салавата Юлаева вновь проявляется способность художника к глубокому пониманию исторических событий.

Поиски новых приемов оформления

Шестидесятые годы, особенно вторая их половина, отмечены большим оживлением в развитии советского театрально-декорационного искусства. Свободным, динамическим ритмом была пронизана декорация оперы В. Шебалина «Укрощение строптивой» (I960).

Новым успехом в оформлении произведений западной классики была увенчана работа Арсланова над спектаклем «Поэма о любви» (1961). Это «Сольвейг», «Вальпургиева ночь», «Франческа да Римини». Художник на­шел колорит, близкий природе, национальному своеобразию страны, со­звучный современности образный язык выражения.

С глубоким пониманием задач времени подошел Арсланов к сценическому образу оперы Д. Верди «Отелло», поставленной режиссером А. Бакалейшиковым в Башкирском театре оперы и балета в 1962 году. К образам Шекспира вновь обращается Арсланов в 1967 году в оформлении трагедии «Макбет» в Башкирском академическом театре драмы (постановка режиссера Ш. Муртазиной). Итогом поисков новых принципов оформления в шестидесятые годы явилось решение декорации к опере Д. Верди «Аида» в 1967 году.

На оформлении национальных спектаклей эти новые для себя приемы Арсланов использует менее прямолинейно. Исключение, пожалуй, состав­ляют лишь декорации к драме М. Карима «В ночь лунного затмения» в Узбекском академическом драматическом театре имени Хамзы. Однако эти опыты не проходят бесследно. Декорации Арсланова обогащаются интерес­ным пространственным решением: композиция обретает большую стро­гость, организованность. Стремление к сочетанию сочного живописного языка с четким пространственным построением видно в эскизах декора­ций к новым национальным музыкальным спектаклям шестидесятых годов: опере 3. Исмагилова «Шаура» и балету X. Заимова и А. Чугуева «Черноликие». Так в крупных формах, уверенным живописно-пластическим языком решена декорация к опере-легенде «Шаура» (1963) в соответ­ствии с драматическим содержанием оперы, с ее колоритными жанровыми сценами, с акцентом на главной лирической теме в музыке. Падуга — силуэтный срез юрты — строгой линией охватывает пространство сцены. Тревожные вопросы, звучащие в музыке первого действия («Юрта тархана Кобека»), нашли преломление и в декорации. Так, есть нечто устрашаю­щее и напряженное в черно-красном с белым шаршау, ниспадающем с рогатого черепа оленя, осеняющего ложе умирающего тирана. Меняя освещение, художник достигает динамической связи декорации с развитием музыки, акцентируя кульминационный момент сцепы, когда в воображении Кобека возникают призраки ого жертв.

Красотой живописного решения выделяется эскиз художника к картине «Стоянка Яубики», с кибиткой и столбами огня, поднимающегося от костров. Певучий колорит эскиза построен на золотых, красных и черных: онах.

В решении оформления оперы «Шаура» Арсланов вновь выступает отличным, тонким мастером костюма. Вот костюмы враждебных народу персонажей. Яубика, жена Кобека, в громоздкой, остроконечной шапке и жиляне ярко-красных тонов. Такие же яркие, режущие глаз цвета в одежде хальфи Сахи и других байских приспешников, резко контрастирующие, противопоставленные зеленоватым и сипим тонам пейзажа. Иное в про­стых, цельных по силуэту, выдержанных в мягких серовато-голубоватых гонах костюмах Шауры, Акмурзы, белых рубахах их товарищей по борь-5е, органически входящих в цветовую среду пейзажа. Здесь находит выра-кепие важная для понимания мировоззрения Арсланова мысль о живой, гармонической связи народных героев с природой.

К числу лучших работ художника шестидесятых годов следует отнести оформление балета X. Заимова и А. Чугаева «Черноликие» (1.965) на сюжет известной повести М. Гафури «Кара Юзляр».

Тема молодости и любви звучит в живописной декорации с веселым разбегом берез на фойе светящегося голубовато-зеленоватого неба и яркими костюмами деревенских девушек и парней. И вдруг, точно стая налетевше­го черного воронья, появляется байский сын с приятелями в характерных национальных черных тюбетейках и черных костюмах; темнеет лес, близится трагедия.

С созданием в 1960 году Союза художников РСФСР и возникновением зоны «Урал социалистический» Арсланов становится ведущим в зоне ма­стером театрально-декорационного искусства. Его эскизы, написанные гу­ашью, обнаруживают виртуозное, артистичное владение кистью, техникой гуаши, позволяющей красочно наметить сценический образ. Арсланов уме­ет заставить цвет гуаши звучать то мощно, насыщенно (опера «Салават Юлаев»), то трепетно-нежно, прозрачно (балет «Зугра»), то превратиться в горсть драгоценных камней — самоцветов Урала (опера «Шаура»). Эс­кизы декораций к опере «Шаура» и к балету «Черноликие» экспопировались на выставке «Урал социалистический» (Свердловск, 1964, Пермь. 19G7), где были отнесены к числу лучших работ театрального раздела.

Героическая тема современности — источник вдохновения Арсланова

Интересным и новым в репертуаре Башкирского театра оперы и балета во второй половине шестидесятых годов стало широкое обращение к музыкальным спектаклям о современности, о советской действительности. Этому способствовало появление ряда удачных произведений советских композиторов. Башкирский театр подчас выступает их первооткрывателе в том числе произведений башкирских композиторов: «Волны Агидели» 3. Исмагилова, «Люблю тебя, жизнь» Н. Сабитова. Это выдвигает пер художником задачу поисков новых выразительных средств для образно раскрытия героики современности. Одним из первых в стране театр осуществил постановку оперы А. Николаева «Последняя роль» (1966) по пьесе А. Салынского «Барабанщица».

С темой Великой Отечественной войны Арсланов встречается и в рабе тс над оформлением нового достижения башкирского музыкального театра — балета Н. Сабитова «Люблю тебя, жизнь», поставленного в 1967 году к юбилею Великого Октября.

В эскизе к картине «Дорога» художник создает образ войны: пылающее небо, пересеченное лучами прожекторов, багровый горизонт, перекошенный столб линии электропередачи и черная масса печатающих шаг фашистов, несущих смерть. Драматизм атмосферы жизни военных лет выражен не только в эскизах к картинам, действие которых происходит на фронте но и в колорите, элементах декорации картин, показывающих жизнь в тылу, в изображении природы.

За оформление балета «Люблю тебя, жизнь» Арсланов, как и автор и дирижер балета Н. Сабитов, был удостоен диплома на Всесоюзном кон­курсе-смотре театров в честь 50-летия Великого Октября.

К жизни башкирской республики обратился Арсланов в работе над оформлением оперы 3. Исмагилова по либретто М. Карима «Гюльзифа», или «Волны Агидели» в 1967 году.

Опера рисует светлый мир советской действительности. Верный стремлению к широкому образному прочтению темы, Арсланов задумал декора­цию в целом, как поэтический образ советской действительности. Близость к мироощущению человека социалистического мира читается в чистой кар­тине природы — могучих стволах дубов, долине реки, ясных далях. Ника­кая мелочь не нарушает этот крепкий союз земли и человека. В макете была выполнена декорация другой картины — огромный полудиск солнца у горизонта, плотно охватывающий лучами землю, и возвышающаяся опора высоковольтной линии создают энергичный, полный экспрессии образ на­шего времени.

В 1968 году за высокие творческие достижения Арсланов был удостоен высшего в республике звания народного художника Башкирской АССР, К 50-летнему юбилею Башкирской автономной советской социалистиче­ской республики в марте 1969 года Арсланов работает над двумя большими спектаклями: первым национальным татарским балетом-сказкой Ф. Яруллина «Шурале» и большим полотном о социалистической революции в Башкирии — опере Р. Муртазина «Дауыл» (по мотивам романа X. Давлет-шиной «Иргиз»); в республиканском русском драматическом театре он оформляет «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского.

Эскизы к балету-сказке строились на контрасте мрака логова лесного злого духа, места с уродливыми корявыми стволами и ветвями деревьев, словно закогтившими луну, и светлого обиталища девушек-птиц. Живопис­ной сочностью отличается эскиз «Логово Шурале», впечатляюще выполнен­ном в спектакле. Празднично звучал финал победы над злым духом — со свадебным шествием и широкими, светлыми далями.

XXIV съезду КПСС Башкирский театр оперы и балета посвятил новый спектакль — балет Н. Сабитова «Страна Айгуль». Либретто М. Карима построено на столкновении психологии человека буржуазного мировоззрения с советской действительностью в Башкирии. Трудности оформления многокартинного балета были успешно преодолены Аре лаповым: он написал движущийся живописный .задник-панораму, что позволяло быстро менять обстановку действия: Урал, Финляндия, Италия, мельница на оккупированной фашистами земле, снова Урал с синевой уходящих в небо гор.

В прологе живописью и сложным световым решением была воссоздана атмосфера военных лет: полосатое, коричнево-серое вскопанное по. фоне грозного, мрачного неба, прорезаемого красными зарницами; беспокойный свет в камере концлагеря; резкие контрасты тени и света от фонарей и прожекторов в сцене преследования беглянки отрядом фашист мельнице. Драматический пафос творчества Арсланова нашел здесь и форму выражения, насыщенную движением цвета и света.

За оформление балета «Люблю тебя, жизнь» Арсланов, как и автор и дирижер балета Н. Сабитов, был удостоен диплома на Всесоюзном кон­курсе-смотре театров в честь 50-летия Великого Октября.

В том же году большим праздником советской культуры стала Всесо­юзная выставка художников театра и кино, открывшаяся в Центральном выставочном зале п Москве. Она продемонстрировала высокие достижения советского многонационального театрально-декорационного искусства. Арс­ланов участвовал в ней двенадцатью эскизами — и давними, и новыми ра­ботами: эскизами к балетам «Черноликие» и «Люблю тебя, жизнь». В аль­боме «Художники театра», созданном по материалам выставки", репродуци­рован в цвете эскиз Арсланова «Поляна журавлей» к балету «Журавли­ная песня».

К сегодняшней жизни башкирской республики обратился Арсланов в работе над оформлением оперы 3. Исмагилова по либретто М. Карима «Гюльзифа», или «Волны Агидели» в 1967 году.

Опера рисует светлый мир советской действительности. Верный стремлению к широкому образному прочтению темы, Арсланов задумал декора­цию в целом, как поэтический образ советской действительности. Близость к мироощущению человека социалистического мира читается в чистой кар­тине природы — могучих стволах дубов, долине реки, ясных далях. Ника­кая мелочь не нарушает этот крепкий союз земли и человека. В макете была выполнена декорация другой картины — огромный полудиск солнца у горизонта, плотно охватывающий лучами землю, и возвышающаяся опора высоковольтной линии создают энергичный, полный экспрессии образ нашего времени.

В 1968 году за высокие творческие достижения Арсланов был удостоен высшего в республике звания народного художника Башкирской АССР, К 50-летнему юбилею Башкирской автономной советской социалистиче­ской республики в марте 1969 года Арсланов работает над двумя большими спектаклями: первым национальным татарским балетом-сказкой Ф. Ярул­лина «Шурале» и большим полотном о социалистической революции в Башкирии — опере Р. Муртазина «Дауыл» (по мотивам романа X. Давлетшиной «Иргиз»); в республиканском русском драматическом театре он оформляет «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского.

В шестидесятые годы Арслановым создано оформление нескольких оперетт в Башкирском театре оперы и балета: «Проделки Майсары», «Цирк зажигает огни», «Когда приходит любовь». В них он вносит пони­мание роли и значение декорации в спектакле и, в то же время, чувствует особенности жанра музыкальной комедии.

В 1969 году Арсланов участвует в большой республиканской художест­венной выставке в Уфе, посвященной 50-летию Башкирии, а также в твор­ческом отчете художников республики к 50-летнему юбилею БАССР и к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Ульяновске, Москве и Ленин­граде, где были широко представлены его работы пятидесятых — шестиде­сятых годов. Эскизы Арсланова экспонировались и на Выставке достиже­ний народного хозяйства в Москве, что приносит ему в 1970 году медаль и премию ВДНХ.

Он участвует в Выставке шестнадцати автономных республик РСФСР в 1971 году в Центральном выставочном зале Москвы. За заслуги в разви­тии советского искусства правительство СССР в 1971 году наградило Арсланова вторым орденом Трудового Красного Знамени.

XXIV съезду КПСС Башкирский театр оперы и балета посвятил новый спектакль — балет Н. Сабитова «Страна Айгуль». Либретто М. Карима построено на столкновении психологии человека буржуазного мировоззрения с советской действительностью в Башкирии. Трудности оформления многокартинного балета были успешно преодолены Аре лаповым: он написал движущийся живописный .задник-панораму, что позволяло быстро менять обстановку действия: Урал, Финляндия, Италия, мельница на оккупиро­ванной фашистами земле, снова Урал с синевой уходящих в небо гор.

Событием в культурной жизни республики стала персональная выставка Арсланова в 1971 году. Она была показана в Башкирском театре с и балета, а затем развернута в залах Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова и в заводских дворцах культуры Уфы. В экспонированных на выставке работах перед зрителем пре самобытный национальный художник, тонко чувствующий музыку, тающий в своих эскизах философскую глубину мысли с силой чувств.

Арсланов живет в мире образов своих героев; он чужд всякой мелкой суеты и жизненного практицизма. Это художник в самом глубоком и этого слова. Может быть, именно поэтому и в шестьдесят четыре год НЕсмотря на нездоровье, не иссякает его творческая энергия.

Зрелостью художественного замысла отмечены работы Арсланова семидесятых годов. Это, прежде всего, декорации к опере М. П. Mycopгского «Борис Годунов» (1971), которые благодаря своей живописной силе подлинной народности и патриотизму стали одним из важнейших компонентов постановки этого монументального музыкального произведения.

Одновременно Арсланов работал над возобновленной в театре о Д. Верди «Риголетто». Художник по-новому решает картину «Домик Риголетто», стремясь заострить ее социальный смысл. Утопающий в цвет; домик за оградой он помещает у ступеней величественной лестницы дворца герцога. Тень от массивного памятника, верхняя часть которого ухо; падугу сцены, падает на домик, как бы подчеркивая обреченность reроини.

Заострение социального начала в образном решении декораций свидетельствует о глубоко современном понимании художником своей задачи, о том, что творчество Арсланова находится в главном русле развития советского театрально-декорационного искусства.


За декорации к операм «Биржан и Сара» и «Волны Агидели» Арсланов был удостоен республиканской премии имени Салавата Юлаева за 1972 год.

Примечания