Арктические конвои
Арктические конвои | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Вторая мировая война | |||
| |||
Дата | 21 августа 1941 — 30 мая 1945 | ||
Место | Северный Ледовитый океан, Баренцево море | ||
Итог | Арктические конвои сыграли свою роль в разгроме Германии | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
|
Арктические конвои — морские конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Отправлялись из портов Великобритании через северную Атлантику и моря бассейна Северного Ледовитого океанов в Архангельск и Мурманск. Проход конвоев сопровождался группой боевых кораблей ВМС Британии, большая часть конвоев сопровождалось упорными боями британского и немецкого флотов. По условиям ленд-лиза ответственность за доставку грузов из английских портов в советские лежала на советской стороне. Однако советский Северный флот не располагал необходимыми для этого силами и средствами. В результате, охрану конвоев взял на себя британский флот при небольшом участии флота США.
Арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по ленд-лизу[1]. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов).
История
Первый конвой
Первый конвой под названием «Дервиш» отплыл из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск через 10 дней без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Конвой охраняли три минных тральщика, три эсминца и три противолодочных траулера.[2]. Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал. В дальнейшем конвои отправлялись из портов Великобритании.
Состав
Конвой мог состоять из 7[3]-35[4] грузовых судов и 5[3]-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы, крейсеры, эсминцы и тральщики[5]. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек»[6]. В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий»[7] и «Куйбышев»[8]).
Маршрут
Первоначально морские конвои выходили из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться из залива Лох Ю в Шотландии (Великобритания). Маршрут конвоев пролегал в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.[9]. Конвой проходил 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч[6].
Значение
Арктические конвои отвлекали значительные силы обеих сторон от других театрах боевых действий на море. Рейды британских эсминцев у берегов Норвегии заставили немецкое командование думать, что британцы планируют вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Германию передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.
Эти немецкие корабли связывали силы британского флота, которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане.
После неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 года, линкор «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах, где подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие корабли германского флота никогда не дислоцировались в Норвегии,), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»).
Потери
С 21 августа 1941 по 30 мая 1945 года состоялось 78 походов, в которых 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потоплены. Погибло около 3000 британских моряков[10]. На дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.
Первые конвои остались незамеченными немцами и не имели потерь. В января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. В истории наиболее известен конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Конвой покинул берега Исландии 27 июня 1942 года. На 8-ые сутки похода конвой атаковала германская авиация и подлодки.
Германия потеряла один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов[6].
Примечания
- ↑ Татьяна Брицкая «Мы были друзьями, но нам не доверяли» // Новая газета. — 2017. — № 47-48 (2624—2625). 05.05.2017
- ↑ Russian Convoy series (англ.)
- ↑ 3,0 3,1 PQ-5
- ↑ PQ-16
- ↑ Дервиш (арктический конвой)
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Арктический конвой JW-64
- ↑ Конвой PQ-1
- ↑ PQ-2
- ↑ Bob Ruegg and Arnold Hague Convoys to Russia 1941—1945 ASIN B000S9V1TW ISBN 0-905617-66-5 (англ.)
- ↑ Арктические конвои Второй мировой войны
Ссылки
- Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение на сайте Минобороны России
- MOD veterans' agency Архивная копия от 19 сентября 2004 на Wayback Machine
- German account of Rösselsprung Архивировано 20 мая 2012 года.
- Описание войны в Арктике и арктических конвоев с советской точки зрения (адмирал Кузнецов Н. Г.)
- Naval History.net
- Ленд-лиз и северные конвои: обзор историографии и источников
- Музей Ленд-лиза
- Фонд «Международный центр Северных конвоев»