Арктические конвои

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Арктические конвои
Основной конфликт: Вторая мировая война
HMS Sheffield convoy.jpg
Дата 21 августа 194130 мая 1945
Место Северный Ледовитый океан, Баренцево море
Итог Арктические конвои сыграли свою роль в разгроме Германии
Противники

 Великобритания
Флаг США (48 звёзд) США
Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия

Командующие

Флаг ВМС Великобритании Дадли Паунд
Флаг ВМС Великобритании Брюс Фрэзер
Союз Советских Социалистических Республик Арсений Головко

Кригсмарине Эрих Редер
Кригсмарине Карл Дёниц
Кригсмарине Хуберт Шмундт
Кригсмарине Отто Шнивинд
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Ганс-Юрген Штумпф

Силы сторон

78 конвоев, 1400 судов, 17 тыс. человек

неизвестно

Потери

101 корабль (в т.ч. 16 боевых кораблей), 3000 моряков

34 корабля (в т.ч. 30 подводных лодок и линкор "Шарнхорст")

Арктические конвои — морские конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Отправлялись из портов Великобритании через северную Атлантику и моря бассейна Северного Ледовитого океанов в Архангельск и Мурманск. Проход конвоев сопровождался группой боевых кораблей ВМС Британии, большая часть конвоев сопровождалось упорными боями британского и немецкого флотов. По условиям ленд-лиза ответственность за доставку грузов из английских портов в советские лежала на советской стороне. Однако советский Северный флот не располагал необходимыми для этого силами и средствами. В результате, охрану конвоев взял на себя британский флот при небольшом участии флота США.

Арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по ленд-лизу[1]. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов).

История

Первый конвой

Первый конвой под названием «Дервиш» отплыл из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск через 10 дней без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Конвой охраняли три минных тральщика, три эсминца и три противолодочных траулера.[2]. Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал. В дальнейшем конвои отправлялись из портов Великобритании.

Состав

Конвой мог состоять из 7[3]-35[4] грузовых судов и 5[3]-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы, крейсеры, эсминцы и тральщики[5]. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек»[6]. В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий»[7] и «Куйбышев»[8]).

Маршрут

Маршруты северных союзных конвоев. 1941—1945
Британский постер времён Войны

Первоначально морские конвои выходили из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться из залива Лох Ю в Шотландии (Великобритания). Маршрут конвоев пролегал в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.[9]. Конвой проходил 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч[6].

Значение

Северный морской конвой в походе.

Арктические конвои отвлекали значительные силы обеих сторон от других театрах боевых действий на море. Рейды британских эсминцев у берегов Норвегии заставили немецкое командование думать, что британцы планируют вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Германию передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Эти немецкие корабли связывали силы британского флота, которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане.

После неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 года, линкор «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах, где подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие корабли германского флота никогда не дислоцировались в Норвегии,), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»).

Потери

С 21 августа 1941 по 30 мая 1945 года состоялось 78 походов, в которых 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потоплены. Погибло около 3000 британских моряков[10]. На дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.

Первые конвои остались незамеченными немцами и не имели потерь. В января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. В истории наиболее известен конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Конвой покинул берега Исландии 27 июня 1942 года. На 8-ые сутки похода конвой атаковала германская авиация и подлодки.

Германия потеряла один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов[6].

Примечания

Ссылки