Анфас

Материал из «Знание.Вики»
Автопортрет Дюрера: как считается, первый портрет, изображающий человека анфас. До этого подобные изображения были прерогативой только Иисуса Христа и святых

Анфа́с (фр. en face — «перед лицом», «спереди», «в лицо») — положение, при котором лицо человека, передняя часть головы животного или лицевая сторона объекта обращены прямо к наблюдателю[1].

Слово «анфас» в русском языке является заимствованием из французского (en face), где оно буквально означает «в лицо», «лицом к лицу». Употребление русского «анфас» с дополнительным предлогом «в» избыточно, хотя в современной речи допустимы оба варианта[1].

В искусствоведческой терминологии «анфас» обозначает особый ракурс в портретной живописи и фотографии, при котором плоскость лица параллельна плоскости изображения, а линия носа совпадает с осью симметрии[2].

В изобразительном искусстве[править]

Древнейшие из сохранившихся портретных изображений анфас относятся к искусству Древнего Египта (например, скульптурные портреты Нефертити и Эхнатона, XIV в. до н. э.) и Месопотамии. Для античного и средневекового искусства портреты анфас не характерны и встречаются лишь в виде редких исключений. В этот период преобладающим типом портретного ракурса был профиль.

Расцвет портрета анфас приходится на эпоху Возрождения. Развитие этого ракурса связано со стремлением ренессансных художников к более естественной, жизнеподобной трактовке человеческого образа, а также с растущим интересом к уникальной индивидуальности портретируемого[3]. Одним из первых примеров чистого ренессансного анфаса считается «Портрет молодого человека» кисти Сандро Боттичелли (ок. 1482-1485 гг., Лондонская национальная галерея)[4]. В дальнейшем этот ракурс широко применяли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и другие мастера Высокого Возрождения.

В XVII-XIX веках изображение анфас приобрело почти исключительное распространение в станковом портрете. Его примеры можно найти в творчестве Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Веласкеса, Гойи. Художники нередко трактовали анфас довольно свободно, соединяя фронтальную постановку фигуры с лёгким поворотом или наклоном головы.

В XX веке мастера реалистического портрета использовали анфас наряду с другими ракурсами. Представители модернистских течений зачастую намеренно избегали анфаса или интерпретировали его предельно субъективно (примеры — «Портрет Гертруды Стайн» Пикассо, «Разноцветная Мона Лиза» Уорхола).

В фотографии[править]

С появлением фотографии в середине XIX века анфас занял важное место и в этой области портретного искусства. В фотопортрете строго фронтальная постановка модели получила особенно широкое распространение, став стандартом для снимков на официальные документы[5]. При этом голова фотографируемого человека должна быть расположена прямо, без поворотов и наклонов в какую-либо сторону, а взгляд направлен точно в объектив камеры.

Многие мастера фотопортрета, начиная с Надара и Джулии Маргарет Камерон, использовали анфас и для более свободных по композиции художественных снимков, стремясь с его помощью раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть наиболее выразительные черты его внешности. Современная портретная фотография также часто обращается к этому ракурсу, трактуя его подчас довольно нестандартно (работы Филиппа Халсмана, Ричарда Аведона, Энни Лейбовиц).

Особенности композиции[править]

Портреты анфас обычно имеют симметричную или близкую к симметричной композицию, уравновешенную относительно центральной вертикальной оси. Фронтальное расположение фигуры и головы часто сочетается в таких портретах со статичной позой модели и нейтральным, неброским фоном. Благодаря этим особенностям изображения анфас нередко производят впечатление предельной прямоты, концентрированности, иногда даже навязчивости[5].

С другой стороны, портреты анфас могут различаться характером освещения, психологической трактовкой образа, эмоциональной насыщенностью. Яркий направленный свет, контрастно высвечивающий лицо на тёмном фоне, способен придать портрету оттенок драматизма и напряжённости («Мужской портрет» Антонелло да Мессины, «Портрет Жана Оноре Фрагонара» Давида). Мягкое рассеянное освещение, напротив, смягчает черты модели, порождая ощущение созерцательности и лиричности («Форнарина» Рафаэля, «Портрет молодой женщины» Петруса Кристуса).

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Грамота.ру Архивная копия от 16 мая 2021 на Wayback Machine.
  2. Власов В.Г. Анфас // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — Т. 1. — С. 291..
  3. Арган Дж. К. История итальянского искусства: В 2 т. — М.: Радуга, 1990. — Т. 2. — С. 68..
  4. Дзуффи С. Возрождение: XV век. Кватроченто..
  5. 5,0 5,1 Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. — М.: Искусство, 1980. — С. 250—251..