Агапов, Николай Андреевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Николай Андреевич Агапов
Портрет
Дата рождения 9 декабря (26 ноября) 1911(1911-11-26)
Место рождения Кашкарово, Чембарский уезд, Пензенская губерния, Российская империя
Дата смерти 3 мая 1985(1985-05-03) (73 года)
Место смерти Кошкарово, Белинский район, Пензенская область, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск железнодорожные войска
Годы службы 1941-1945
Звание Ефрейтор
Должность красноармеец-минёр
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Никола́й Андре́евич Ага́пов (26 ноября (9 декабря1911, Кашкарово, Чембарский уезд, Пензенская губерния, Российская империя — 3 мая 1985, Кошкарово, Белинский район, Пензенская область, РСФСР, СССР) — красноармеец-минёр восстановительного железнодорожного батальона, ефрейтор. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Агапов Николай Андреевич родился 26 ноября (9 декабря1911 года в селе Кашкарово Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне — Белинский район Пензенской области) в крестьянской семье. До начала войны работал в колхозе. В армии служил в железнодорожных войсках[2][3].

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года Николай Андреевич был призван на фронт. Он восстанавливал железнодорожные пути, был плотником-мостовиком и минёром. В 1942 году Николай Агапов работал на железнодорожном участке Сенная — Сызрань Волжской рокады, по которому осуществлялась переброска войск и техники к Сталинграду. Николай Андреевич систематически перевыполнял нормы по укладке железнодорожных путей. Он обладал навыками кузнеца, работая с горном и наковальней[1].

В январе 1942 года перед путейцами встала сложная задача. На перегоне в районе станции Поворино Воронежской области не было ни одного неповреждённого звена. Железнодорожники решили использовать уцелевшие фрагменты для восстановления пути, разрубая рельсы зубилом и кувалдой. Ефрейтор Николай Агапов предложил усовершенствованный метод рубки: три-четыре удара кувалдой по зубилу, и рельс перерублен. Команда путейцев в составе восьми человек за час начала делать по 45-50 рубок. Благодаря этому нововведению железнодорожники смогли своевременно восстановить пути[1][3].

Вскоре медицинская комиссия признала Николая Андреевича непригодным для строительства и отправила в военкомат города Чембары Белинского района Пензенской области. Но Агапов хотел вернуться на передовую. В начале 1943 года, во время Сталинградской битвы, Николая Андреевича зачислили в 15-ю железнодорожную бригаду под командованием полковника Василия Владимировича Безвесильного. Их задачей было обеспечение безопасности на железнодорожном участке Урбах — Астрахань. В 1943 году Николай Андреевич под огнём противника разминировал железнодорожный мост и обеспечил продвижение советских войск[1][3].

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении путевого хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Николай Андреевич Агапов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].

После окончания Великой Отечественной войны Николай Андреевич Агапов демобилизовался и вернулся в село Кашкарово. Он трудился в колхозе, занимаясь плотницким делом. Умер 3 мая 1985 года[3].

Награды и звания

Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]

Память

В 2005 году установлена мемориальная доска в память о Герое Социалистического Труда Агапове Николае Андреевиче на стене Аргамаковской школы[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Осовик К. Агапов Николай Андреевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 13 апреля 2025.
  2. Герои Социалистического Труда 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — С. 56. — 280 с. — ISBN 5-255-01358-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Агапов Николай Андреевич — часовой стальных дорог. Российское информационное агентство «Победа РФ» (26 ноября 2022). Дата обращения: 13 апреля 2025.

Ссылки