Авиатор (фильм 2004)

Материал из «Знание.Вики»
Авиатор
англ. The Aviator
Жанр фильм-биография
драма
Режиссёр Мартин Скорсезе
Продюсер Майкл Манн
Сэнди Климан[en]
Грэм Кинг
Чарльз Эванс-мл.[en]
Автор
сценария
Джон Логан
В главных
ролях
Леонардо Ди Каприо
Кейт Бланшетт
Джон К. Рейли
Кейт Бекинсэйл
Алан Алда
Алек Болдуин
Джуд Лоу
Гвен Стефани
Уиллем Дефо
Оператор Роберт Ричардсон
Композитор Говард Шор
Кинокомпания Miramax Films
Forward Pass
Appian Way
IMF
Initial Entertainment Group
Дистрибьютор Warner Bros. Pictures
(Северная Америка)
Buena Vista International/Initial Entertainment Group
(Другие территории)
Длительность 169 мин
Бюджет 110 млн $
Сборы 213 741 459 $
Страна Шаблон:USA-cinema
Флаг Японии Япония
Год 2004

«Авиа́тор» (англ. The Aviator) — американская биографическая драма эпического масштаба, выпущенная в 2004 г.[1]. Режиссёр проекта — Мартин Скорсезе, сценарий написан Джоном Логаном. Главные роли исполнили Леонардо Ди Каприо, сыгравший Говарда Хьюза, К. Бланшетт в роли Кэтрин Хепбёрн и К. Бекинсейл, изображающая Аву Гарднер. Второстепенные роли исполнили такие актёры, как И. Холм, Д. Райли, А. Болдуин, Д. Лоу, Г. Стефани, К. Гарнер, М. Росс, У. Дефо, А. Алда и Э. Херрманн.

Фильм основан на материалах научно-популярной книги о Говарде Хьюзе, опубликованной в 1993 г., и ленте Чарльза Хайэма «Тайная жизнь» (англ.), которая повествует о биографии Говарда Хьюза — пионера авиации и режиссёра, известного по фильму «Ангелы Ада». Действие фильма охватывает период с 1927 по 1947 гг., демонстрируя путь Хьюза к успеху в киноиндустрии и авиации, а также прогрессирующее ухудшение его психического состояния, вызванное тяжёлым обсессивно–компульсивным расстройством (ОКР).

Съёмки проходили в Монреале, Канада. Премьера в Соединённых Штатах состоялась 25.12.2004 г. Картина получила положительные отзывы, особенно были отмечены режиссёрская работа Скорсезе, операторское мастерство и актёрские достижения Ди Каприо и Бланшетт. При бюджете в 110 миллионов долларов «Авиатор» заработал $214 мил. в мировом прокате, что позволило считать его умеренно успешным с коммерческой точки зрения[1].

На 77-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм номинировался в 11 основных категориях, включая лучший фильм, режиссуру (М. Скорсезе), муж. роль (Л. Ди Каприо) и муж. роль второго плана (А. Алда). В итоге фильм удостоился 5 наград, включая премию за лучшую жен. роль второго плана (К. Бланшетт).

На 58-й церемонии вручения премии Британской киноакадемии фильм был представлен в 14 номинациях, включая лучшую режиссуру, мужскую роль (Л. Ди Каприо) и мужскую роль второго плана (А. Алда). В итоге он получил 4 награды, включая премии за лучший фильм и жен. роль второго плана (К. Бланшетт).

На 62-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» картина получила 6 номинаций, включая лучшую режиссуру и жен. роль второго плана (К. Бланшетт), и завоевала 3 ключевые награды, среди которых премия за лучший фильм — драма и лучшую муж. роль — драма (Л. Ди Каприо). Вдобавок к этому, фильм был номинирован в 3 категориях на 11-й премии Гильдии киноактёров США, включая лучшую муж. роль (Л. Ди Каприо) и жен. роль второго плана (К. Бланшетт).


Сюжет[2]

В 1913 г. в Хьюстоне восьмилетний Говард Хьюз принимает ванну под присмотром матери, которая учит его произношению слова «карантин» и предупреждает о вспышке холеры в городе, настаивая на необходимости соблюдения мер предосторожности.

В 1927 г. Говард Хьюз начинает съёмки фильма «Ангелы Ада» и нанимает Ноа Дитриха для управления своей бизнес-империей. После выхода первого частично звукового фильма «Певец джаза», Хьюз становится одержим идеей сделать «Ангелов Ада» полностью звуковым, стремясь к максимальному реализму. Хотя фильм получил положительные отзывы на премьере в Голливуде, Хьюз остаётся недоволен результатом и решает внести правки. В это время он начинает отношения с актрисой Кэтрин Хепбёрн, которая помогает ему справляться с симптомами обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).

В 1935 г. Хьюз устанавливает новый рекорд скорости на тестировании самолёта H–1 Racer, но из-за нехватки топлива вынужден совершить аварийную посадку в свекольном поле. Три года спустя он устанавливает рекорд, пролетев через США, Европу и СССР за четыре дня. В этот период он приобретает контрольный пакет акций авиакомпании Transcontinental & Western Air (TWA), что привлекает внимание главы Pan American World Airways Хуана Триппа. Трипп поручает сенатору от штата Мэн Ральфу Оуэну Брюстеру продвинуть законопроект, предоставляющий Pan Am монопольные права на международные авиаперевозки. Устав от эксцентричности Хьюза, Хепбёрн начинает встречаться с актёром Спенсером Трэйси. Хьюз находит ей замену сначала в 15-летней Фейт Домерг, а затем в актрисе Аве Гарднер.

В середине 1940-х годов Хьюз заключает контракт с Военно-воздушными силами США на разработку разведывательного и военно-транспортного самолётов для нужд Второй мировой войны. В 1947 г., когда летающая лодка H–4 Hercules всё ещё находится в стадии разработки, Хьюз проводит испытательный полёт самолёта-разведчика XF–11. Однако один из двигателей выходит из строя, и самолёт падает в районе Беверли–Хиллз, причинив Хьюзу серьёзные ранения. После завершения войны армия отменяет заказ на H–4 Hercules, но Хьюз решает продолжить финансирование проекта из собственных средств. По возвращении из больницы он сталкивается с дилеммой между развитием авиакомпании и продолжением работы над «летающей лодкой», при этом поручает Дитриху заложить активы TWA.

С прогрессированием ОКР Хьюз становится всё более параноидальным: устанавливает микрофоны, организует прослушку телефонов и наблюдение за домом Гарднер. Когда актриса узнаёт об этом, она разрывает с ним отношения. ФБР проводит обыски в его доме и компаниях, пытаясь найти доказательства военных спекуляций. Брюстер предлагает Хьюзу снять обвинения в обмен на продажу TWA Триппу, но Хьюз отказывается. Состояние Хьюза ухудшается, он запирается в «зоне, свободной от микробов» на три месяца, что лишь усугубляет его психическое здоровье. Трипп убеждает Брюстера вызвать Хьюза на слушания в Сенате. Гарднер навещает Хьюза, ухаживает за ним и помогает подготовиться к слушаниям. Хьюз делает ей предложение, но она отказывается, посмеиваясь, что он «слишком хорош» для неё.

На протяжении трёх дней сенатских слушаний Хьюз активно защищает свои позиции и обвиняет Брюстера в получении взяток от Триппа. В завершение Хьюз обещает завершить строительство H–4 и покинуть США, если самолёт не сможет взлететь.

Законопроект Брюстера терпит поражение. После успешного испытательного полёта 02.11.1947 г. Хьюз обсуждает с Дитрихом и инженером Гленном Одекерком новый реактивный самолёт для TWA. Видя группу мужчин в перчатках, Хьюз впадает в панику и начинает заговариваться. Его прячут в уборной, которую охраняет Одекерк, пока не приходит Дитрих с врачом. Хьюз долго смотрит на своё отражение в зеркале, повторяя фразу «дорога в будущее» (англ. the way of the future).

Роли

Актёр Роль
Леонардо Ди Каприо Говард Хьюз Говард Хьюз
Кейт Бланшетт Кэтрин Хепбёрн Кэтрин Хепбёрн
Кейт Бекинсейл Ава Гарднер Ава Гарднер
Джон К. Рейли Ноа Дитрих[en] Ноа Дитрих[en]
Дэнни Хьюстон Джек Фрай[en] Джек Фрай[en]
Адам Скотт Джонни Мейер Джонни Мейер
Алек Болдуин Хуан Трипп Хуан Трипп
Алан Алда Ральф Оуэн Брюстер сенатор Ральф Оуэн Брюстер
Иэн Холм Фитц профессор Фитц
Гвен Стефани Джин Харлоу Джин Харлоу
Уиллем Дефо Роланд Свит Роланд Свит
Келли Гарнер Фейт Домерг Фейт Домерг
Джуд Лоу Эррол Флинн Эррол Флинн
Брент Спайнер Роберт Гросс Роберт Гросс
Стэнли ДиСантис[en] Луис Майер Луис Майер
Фрэнсис Конрой Хепбёрн миссис Хепбёрн
Эдвард Херрманн Джозеф Брин[en] Джозеф Брин[en]
Мэтт Росс Гленн Одекерк Гленн Одекерк
Энн В. Коутс киномонтажёр Говарда Хьюза (в титрах не указана)


Диагноз Говарду Хьюзу

В расширенном издании фильма, выпущенном на DVD, содержится краткий экскурс в историю постановки диагноза Говарду Хьюзу, которому приписывают обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Этот раздел озаглавлен The Affliction of Howard Hughes: Obsessive–Compulsive Disorder / «Недуг Говарда Хьюза: Обсессивно-компульсивное расстройство». В процессе работы над фильмом «Авиатор» к съёмочной группе был привлечён психиатр Джеффри Шварц в качестве консультанта. Хотя точных данных о том, страдал ли реальный Хьюз ОКР, не имеется, Леонардо Ди Каприо, исполнивший роль Хьюза, весьма достоверно передал признаки данного расстройства[3].

Технические аспекты съёмок

В своей статье для журнала American Cinematographer Джон Павлус указывает, что в фильме использованы старинные технологии освещения, обширные эффекты и цифровое воссоздание устаревших цветовых систем — двухцветного и трёхполосного Technicolor. Павлус подчёркивает, что это сочетание стало одной из характерных черт картины[4].

На протяжении первых 52 минут хронометража сцены выполнены в красно-синих тонах, причём зелёные элементы отображены в синем цвете. Режиссёр Мартин Скорсезе объясняет, что это решение было принято для воссоздания ранних цветных плёнок бипак, в частности, процесса Multicolor, которым пользовался сам Хьюз, чтобы имитировать доступные на тот момент технологии. Сцены, отражающие события, произошедшие после 1935 г., были обработаны для создания эффекта насыщенного изображения, характерного для Technicolor. Остальные сцены были колоризированы и включены в финальную версию фильма. Работа над цветовыми эффектами велась компанией Legend Films[5].

Награды

Премия Категория Имя Результат
Оскар Лучший фильм Майкл Манн, Грэм Кинг Номинация
Лучшая режиссура Мартин Скорсезе Номинация
Лучшая мужская роль Леонардо Ди Каприо Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Алан Алда Номинация
Лучшая женская роль второго плана Кейт Бланшетт Победа
Лучший оригинальный сценарий Джон Логан Номинация
Лучшая операторская работа Роберт Ричардсон Победа
Лучшая работа художника-постановщика Данте Ферретти, Франческа Ло Скьяво Победа
Лучший дизайн костюмов Сэнди Пауэлл Победа
Лучший монтаж Тельма Скунмейкер Победа
Лучший звук Том Флайшмен, Петур Хлиддэл Номинация
BAFTA Лучший фильм Майкл Манн, Сэнди Климан, Грэм Кинг, Чарльз Эванс-мл. Победа
Лучшая режиссура Мартин Скорсезе Номинация
Лучшая мужская роль Леонардо Ди Каприо Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Алан Алда Номинация
Лучшая женская роль второго плана Кейт Бланшетт Победа
Лучший оригинальный сценарий Джон Логан Номинация
Лучшая операторская работа Роберт Ричардсон Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Данте Феррети Победа
Лучшие визуальные эффекты Роберт Легато, Питер Дж. Трэверс, Мэттью Грацнер, Р. Брюс Штейнхаймер Номинация
Лучший дизайн костюмов Сэнди Пауэлл Номинация
Лучший монтаж Тельма Скунмейкер Номинация
Лучший грим Мораг Росс, Кэтрин Блонделл, Сиан Григг Победа
Лучшая музыка к фильму Говард Шор Номинация
Лучший звук Филип Стоктон, Юджин Герти, Петур Хлиддэл, Том Флайшмен Номинация
Золотой глобус Лучший фильм — драма Победа
Лучшая режиссура Мартин Скорсезе Номинация
Лучшая мужская роль в драме Леонардо Ди Каприо Победа
Лучшая женская роль второго плана Кейт Бланшетт Номинация
Лучший сценарий Джон Логан Номинация
Лучшая музыка к фильму Говард Шор Победа
Премия Гильдии киноактёров США Лучший актёрский ансамбль Номинация
Лучшая мужская роль Леонардо Ди Каприо Номинация
Лучшая женская роль второго плана Кейт Бланшетт Победа
Грэмми Лучший альбом, являющийся саундтреком для кино или ТВ Говард Шор Номинация


Примечания

Ссылки