Абрамова, Зоя Александровна

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Зоя Александровна Абрамова
Абрамова, Зоя Александровна.jpeg
Дата рождения 19 марта 1925(1925-03-19)
Место рождения Потепеньки, Ярославская губерния, Ярославская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 31 октября 2013(2013-10-31) (88 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Научная сфера археология
Альма-матер Санкт-Петербургский государственный университет
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии Медаль «За трудовую доблесть»
Серебряная медаль на синей ленте.png

Зо́я Алекса́ндровна Абра́мова (19 марта 1925, Потепеньки, Ярославская область — 31 октября 2013, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский археолог, доктор исторических наук (1972), профессор (1998)[1]. При её участии был создан Археологический заповедник на территории верхнепалеолитической стоянки Юдиново и павильон «Палеолит».

Биография

Детство

Родилась в селе Потепеньки Ярославской области в семье рабочего. Дед по отцовской линии в 1905 году за участие в революционных событиях (выбросил управляющего завода, где он работал, через забор), был сослан в Ярославскую губернию. У его сына Александра Ивановича родились дети Анатолий, Нина и Зоя. В 1928 году семья переехала в Ленинград. Сначала они жили в доме 38/96 по Каменноостровскому проспекту в комнате с окнами во двор, а затем в доме 31—33 там же, в большой коммунальной квартире на втором этаже. В школе Зоя училась на «отлично», за что в 1938 году получила путёвку в пионерский лагерь «Артек». Школу до войны ей закончить не удалось[2][3].

Жизнь в период Великой Отечественной войны

В августе и сентябре 1941 года Зоя Александровна участвовала в строительстве Лужского оборонительного рубежа. Затем началась блокада Ленинграда. Зиму 19411942 годов она провела в городе[3].

Об этом периоде своей жизни она практически никогда никому ничего не рассказывала…. Единственное, что у неё осталось от блокады, — это очень бережное отношение к хлебу. Потом в экспедициях я неоднократно замечал, что если человек оставлял что-то из еды в миске, то она к этому относилась достаточно спокойно, но если выбрасывался кусок хлеба, то её лицо очень быстро менялось, и появлялось не всегда приятное выражение. Также она откровенно не любила звук метронома, он слишком о многом ей напоминал.Из воспоминаний А. Б. Черномордика

В июле 1942 года через Ладогу Мария Степановна, Нина и Зоя были вывезены в эвакуацию в небольшую деревушку в предгорьях Алтая. Зоя переболела цингой. В 1942 году в Ленинграде умер отец. В 1945 году семья вернулась из эвакуации. Комната, в которой они проживали до эвакуации на Каменноостровском, оказалась занята каким-то мелким чиновником из райкома партии. В результате семья оказались в пятисемейной коммунальной квартире на последнем этаже в комнате в 20 м² в угловом доме у Сампсониевского моста.

Обучение. Начало работы

В 1945 году Зоя Александровна устроилась на работу вольнонаёмной на базу Военно-морского флота СССР в Порккала-Удд, расположенную на территории Финляндии в 30 км юго-западнее Хельсинки, непосредственно на берегу Финского залива в самой его узкой части. Она работала помощником киномеханика. В 1946 году вернулась в Ленинград, сдала экзамены за среднюю школу. В этом же году она поступила на исторический факультет Ленинградского университета. В 1948 году состоялась её первая археологическая экспедиция в Бурят-Монголию на реку Селенга под руководством профессора Алексея Павловича Окладникова. Часто выходила с ним на маршруты. В 1951 году закончила институт. С 1952 года работала в секторе Ленинградского отделения института археологии — институте истории материальной культуры под руководством Павла Иосифовича Борисковского. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Палеолитическое искусство на территории СССР» (1961). В 1972 году получила степень доктора исторических наук с диссертацией «Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии»[4], занимала должность старшего научного сотрудника института истории материальной культуры Российской академии наук.

Маменька очень любила читать и собрала большую библиотеку от русских и иностранных классиков до Фазиля Искандера и Чингиза Айтматова, от Рокуэлла Кента до Иржи Ганзелка и Мирослава Зигмунда. Но особое предпочтение она отдавала Анне Ахматовой. Ей посвящена огромная подборка книг. В библиотеке есть и её прижизненные издания, и воспоминания о ней современников, и огромная литературоведческая подборка. Особенно много маменька стала читать художественную литературу.Из воспоминаний А. Б. Черномордика

Семья

На пятом курсе (в 1950 году) Зоя Александровна вышла замуж за своего одногруппника Бориса Айзиковича Черномордика. 22 августа 1950 года родился сын[3]. В 1976 году семья Абрамовых переехала из коммунальной квартиры в трёхкомнатную благоустроенную, но далеко от центра. Был небольшой домик в Новгородской области, где она любила с мужем собирать грибы[3].

Научная деятельность

река Судость в районе Юдиново

В 1953 году участвовала в работе Костенковской палеолитической экспедиции под руководством Павла Иосифовича Борисковского. В 1954 году возглавила палеолитическую группу 2-го отряда Куйбышевской экспедиции и провела разведки на Средней Волге, обследуя остров у села Ундоры, полуострова Тунгуз, местонахождение Переволоки. Затем, по предложению Алексея Павловича Окладникова, Зоя Александровна начала разведки в бассейне реки Селенги в Бурятии (1955—1956 годы), вела исследования палеолита Ангары Иркутской области (19571959)[5].

Находки со стоянок Афонтовой горы. Красноярский краеведческий музей

В конце 1950-х годов началось ускоренное строительство гидроэлектростанции на Енисее, что стало стимулом для археологических раскопок. Хотя многие археологи критиковали недостаток ресурсов для сохранения древних памятников, раскопки Н. Н. Гуриной, Л. П. Хлобыстина, З. А. Абрамовой в местах будущего водохранилища выявили значимые артефакты. Они пришли к выводу о различном развитии двух археологических культур: афонтовской (Кокорево II, III, Таштык I и II и др.) и кокоревской (Кокорево I, Новоселово I, II, Аешка и др.), проявившейся в специфике орудий и структуре поселений. В этот период были открыты новые стоянки Тарачиха и Афанасьева гора, имевшие черты сходства с Палеолитом на Байкале. З. А. Абрамова назвала эти стоянки локальным вариантом мальтино-буретской культуры и ввела понятие «ангаро-чулымская область», объединяющая сходные памятники на Енисее и Чулыме[6][7]. В 1970-х годах проводила археологические разведки в Минусинской котловине, в междуречье Абакана и Енисея и в других местах[1]. В 19711973 годах вновь участвовала в работе Костенковской экспедиции под руководством Александра Николаевича Рогачева (раскопки Костенок 1). В 1974—1979 годах З. А. Абрамова руководила раскопками в гроте Двуглазка, где были обнаружены средне- и верхнепалеолитические остатки[8][9][10].

Благодаря ей результаты исследований палеолита Забайкалья получили освещение в обобщающих публикациях по археологии СССР и палеолиту мира. Представляла российскую науку за рубежом, выступая с докладами на конференциях и конгрессах в Чехословакии, Италии, во Франции, в США, Алжире. Опубликовала более 60 работ в зарубежных изданиях[11].

Труды Зои Александровны в области древнего искусства пользуются всемирным признанием. По приглашению Андре Леруа-Гурана читала курс лекций по палеолиту и первобытному искусству России в Коллеж де Франс (Париж) в 1974—1975 годы. Для этого выучила за три года французский язык. Тогда же изучала основные памятники пещерного палеолитического искусства в Дордони и Арьеже.

Ещё один пример её силы воли и целеустремленности. В одной из экспедиций на Енисее перевернулась экспедиционная машина. Почти никто не пострадал, все отделались лёгкими ссадинами и ушибами, но у маменьки были обнаружены три сломанных грудных позвонка. В результате она провела несколько месяцев в гипсовом корсете на вытяжке в Новоселово, потом последовал очень сложный с физической точки зрения перелёт в Ленинград, опять вытяжка, несколько месяцев реабилитации. Один из врачей посоветовал: для того чтобы уменьшить боли в спине и вернуться к нормальной жизни, надо создать так называемый «мышечный корсет». Для этого требовались долгие и упорные занятия лечебной физкультурой. Дома был специально сделан турник, на котором маменька несколько раз в день сначала просто висела, а потом стала делать на нём различные упражнения. При этом продолжалась обычная физкультура, в основном направленная на мышцы спины. В результате почти за два года после травмы маменька восстановилась полностью и снова смогла ездить в экспедиции, где по-прежнему могла идеально зачищать стенки раскопа.Из воспоминаний А. Б. Черномордика

Катакомбная культура

Из-за несчастья, произошедшего в экспедиции, она не смогла уже ездить в дальние экспедиции, поэтому начала исследование в Брянской области[3]. С 1980 года по предложению Николая Дмитриевича Праслова Зоя Александровна начала раскопки стоянки Юдиново (Погарский район Брянской области, долина реки Судость). В 1981 году археологи открыли группу костей, напоминающую часть стенки жилища. В 1982 году открылась полная картина — обнаружены остатки двух жилищ из костей мамонтов. В 1984 году, благодаря помощи председателя колхоза «Победа» Михаила Степановича Баранка, по проекту директора краеведческого музея села Юдиново Леонида Ивановича Гришина над остатками жилищ был построен павильон «Палеолит»[12]. Зоя Александровна писала: «Задумано и осуществляется великое дело, имеющее большое воспитательное значение». Археологический заповедник на территории верхнепалеолитической стоянки стал третьим музеем в Советском Союзе на месте палеолитической стоянки и единственным на территории верхнего Поднепровья. Из-за взрыва на Чернобыльской атомной электростанции экспедиция 1986 года не состоялась, хотя в письмах ещё в начале апреля планы были описаны.

В одном из последних писем в Юдиново (31 июля 2000 года) Зоя Александровна писала: «Здравствуйте, дорогой Леонид Иванович, пользуюсь случаем послать Вам маленькую весточку. Сама я приехать не смогу, видимо, уже навсегда распрощалась с Юдиново… С грустью и нежностью вспоминаю Юдиново и его замечательный народ. Почти 20 лет отдано этому интересному памятнику…Низко всем кланяюсь. Сердечные приветы и от Бориса Азарьевича. Всего самого доброго. Ваша З. А.»[2].

Награды

Многолетний труд З. А. Абрамовой был отмечен медалью «За трудовую доблесть», серебряной медалью ВДНХ, знаками «Ветеран труда» и «Житель блокадного Ленинграда», она имела почётные грамоты Президиума РАН, Санкт-Петербургского научного центра и Профсоюза работников РАН, многочисленные благодарности по институту.

Публикации

  • Абрамова З. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии / З. А. Абрамова ; Акад. наук СССР, Ин-т археологии. — Москва : Наука. Ленинградское отд-ние ; Ленинград : Наука. Ленинградское отд-ние, 1966. — 223 с., [4] л. черт., карты : ил.; 27 см.
  • Абрамова З. А. Палеолит Енисея. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1979. — 26 см. [1]: Афонтовская культура . — 1979. — 157 с. : ил.
  • Абрамова З. А. Палеолит Енисея . — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1979. — 26 см. [2]: Кокоревская культура . — 1979. — 200 с. : ил.
  • Абрамова З. А. Палеолитическая скульптура на территории СССР : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.00. — Ленинград, 1960. — 567 с. + Прил. (Альбом; 29 с.; илл.).
  • Институт истории материальной культуры (Санкт-Петербург).
  • Труды = Proceedings / Рос. акад. наук. Ин-т истории матер. культуры. — СПб. : Петербург. востоковедение, 2000-. Т. 34: Древнейший образ человека. Т. 34 = Ancien icon of man : каталог по материалам палеолитического искусства Европы : [монография] / З. А. Абрамова. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2010. — 303 с. : ил., карты.; ISBN 978-5-85803-408-7
  • Абрамова З. А. Палеолит Енисея. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1979. — 26 см. Заказать
  • Абрамова З. А. Палеолитическая скульптура на территории СССР : Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата ист. наук / Акад. наук СССР. Ин-т истории материальной культуры. Ленингр. отд-ние. — Ленинград : [б. и.], 1958. — 20 с.; 20 см.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / Р. Ф. Гениатулин. — Новосибирск: Наука: Наука, 2011.
  2. 2,0 2,1 Сухопарова, Е. Н. Зоя Александровна Абрамова: письма в Юдиново // Брянский краеведческий вестник : журнал. — 2022. — № 2(4). — С. 95—107.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 А. Б. Черномордик, А. Нестеренко (Санкт-Петербург, Россия). Из семейного архива, <https://www.e-anthropology.com/Katalog/Arheologia/STM_DWL_hgYu_nLyNdnYKGnPJ.aspx>. Проверено 18 марта 2024. 
  4. Абрамова Зоя Александровна. Биография на сайте ИИМК РАН, 2019, <https://newfreelance24.ru/abramova-zoya-aleksandrovna/>. Проверено 18 марта 2024. 
  5. Зоя Александровна Абрамова // Записки Института истории материальной культуры : журнал. — 2011. — № 6. — С. 251—252.
  6. Акимова Е. В. (дата обращения: 20.03.2024). Поздний палеолит Красноярского водохранилища // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2011. — № 7.
  7. (PDF) Late Palaeolithic Assemblages of Afontova Gora II (based on the materials of 2014 excavations), <https://www.researchgate.net/publication/314136130_Late_Palaeolithic_Assemblages_of_Afontova_Gora_II_based_on_the_materials_of_2014_excavations>. Проверено 18 марта 2024. 
  8. Васильев С. А. Памяти Зои Александровны Абрамовой (19.03.1925—29.10.2013) // Записки Института истории материальной культуры. — 2014. — № 9. — С. 200—201.
  9. Васильев, С. А. Палеолитические местонахождения Хакасии: материалы к археологической карте // Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая : Материалы XI Международной научной конференции. — 2021. — С. 27—32.
  10. Абрамова, З. А. Мустьерский грот Двуглазка в Хакасии (предварительное сообщение) / З. А. Абрамова // Краткие сообщения Института археологии. — 1981. — № 165. — С. 74—78.
  11. Васильев, С. А. Зоя Александровна Абрамова. — Санкт-Петербург : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории материальной культуры Российской академии наук, 2005. — С. 5—10.
  12. Артефакты из Юдиново и хранитель костей мамонта, <https://dzen.ru/a/XmzH7FO-DQoZsiyY>. Проверено 18 марта 2024.