Абакша
| Древний город | |
| Абакша | |
|---|---|
| | |
| 53°25′00″ с. ш. 83°24′00″ в. д. / 53.41667° с. ш. 83.40000° в. д. (G) (O) (Я) | |
| Страна | РФ |
| Область | Барнаул |
| Основан | X |
| Первое упоминание | 1979 |
| Разрушен | XII |
| Состав населения | телеуты |
| Современная локация | между пос. Научный городок и с. Берёзовка, в 1 км к северу от бывшего пос. Абакша, на мысу, образованном восточным склоном большого лога и поймой Оби |
|
|
|
Абакша́ — средневековый город-крепость, городище телеутов, находится на территории современного Барнаула. Этот памятник археологии местного значения расположен на высоком левом берегу Оби, между селом Берёзовка и посёлком Научный городок. Городище было обнаружено в 1979 году в ходе планового осмотра берега археологами[1].
Этимология
Точное значение слова «Абакша» неизвестно. Есть несколько версий этимологии названия: возможно, оно связано с греческим словом «абак», означающим доску или верхнюю плиту капители. Некоторые исследователи считают, что название связано с пришедшим из французского словом «бирка» — «абака». Есть версия, что название связано с именем могущественного хана Абака, или Абага. Также существует мнение, что название связано с именем Абакша или Абакуша, которое является вариантом крестильного имени Аввакум, что в переводе с древнееврейского означает «объятие Божие»[2].
Слово «Абакша» имеет несколько возможных интерпретаций. Оно может быть связано с русским восточным словом «опакша» (или «опакуша»), которое означает «нерасторопный человек». Возможно, «Абакша» — производное от этого слова и используется как прозвище или характеристика[3].
Также есть предположение о связи со словом «о-пак» в тверском диалекте, означающим «назад». В этом случае «Абакша» может иметь метафорическое значение, но конкретное значение может быть неясным[3].
Существует предположение о тождестве с именем «Абакум», однако в контексте берестяных грамот второй компонент двучленного именования обычно является прозвищем, а не христианским именем в именительном падеже, поэтому связать «Абакша» с «Абакум» в данном контексте невозможно[3].
В пермском диалекте слово «Абакша» используется для обозначения небольшой рыбки с толстой головой. Это значение может быть метафорическим и связано с происхождением от слова с негативной коннотацией[3]. Предполагается также связь с финским словом «paksu», которое означает «толстый». Это может указывать на метафорическое использование слова для описания чего-то толстого или имеющего определённые характеристики.
В берестяной грамоте есть фрагмент «оу Озъкь оу Объкъшь», который, возможно, представляет собой прозвище, соответствующее слову «Абакша». Это подтверждает, что «Абакша» могло использоваться как прозвище или идентификационный маркер в определённый исторический период[3].
Месторасположение
Городище находится к востоку от посёлка Научный Городок, на границе территорий администраций Барнаула и Павловского района. Оно расположено на мысе правобережного борта крупного лога, который прорезал 40-метровую толщу Приобского плато[4].
Городище окружено естественными и искусственными защитными сооружениями. С напольной стороны его защищает ров шириной 5 метров и глубиной 0,8 метра. Также имеется вал, который имеет ширину 3 метра и высоту 1 метр. Эти укрепления могли служить для защиты поселения от внешних угроз и обеспечивали дополнительную безопасность для жителей городища в древние времена[2][4].
История исследования
В 1975—1980 годах Артур Леонидович Кунгуров и Вадим Борисович Бородаев провели масштабные исследования, обследовав все известные на тот момент места находок археологических предметов и перспективные для поиска памятники в левобережье Оби в районе Барнаула. В этих работах активно участвовали преподаватели Алтайского государственного университета (АлтГУ), в частности, Владимир Александрович Посредников и Юрий Фёдорович Кирюшин, а также студенты исторического факультета разных курсов. С 1978 года исследования археологических памятников Барнаула стали проводиться на основании Открытых листов, которые выдавал Институт археологии Академии наук СССР. Это позволило проводить работы в соответствии с научными стандартами и законодательством.
Памятник был открыт Артуром Леонидовичем в 1980 году. В период с 1981 по 1984 год его уже исследовал Вадим Борисович. В ходе работ на памятнике были раскопаны аварийные участки, площадь которых достигала до 16 квадратных метров. Это позволило учёным получить ценные данные о древнем поселении и его обитателях.
В ходе раскопок были найдены фрагменты керамических сосудов. Они были украшены треугольно-зубчатым штампом и ямками. Материалы, полученные в результате исследований этого памятника, полностью не изданы[5]. Исследовав керамику, учёные установили что городище следует относить к средневековой эпохе. Наиболее вероятный период его существования X—XII века нашей эры. Это означает, что поселение, вероятно, существовало ещё до прихода в Сибирь монголо-татар.
Однако исследователи не исключают и более поздней даты существования городища Абакша. Некоторые находки могут свидетельствовать о том, что оно могло существовать и в более поздние времена, вплоть до XVII века, когда территория вошла в состав западно-монгольского Джунгарского ханства. Для более точного определения хронологии существования поселения требуются дополнительные исследования и анализ находок[5].
Занятия жителей
Обнаруженные археологами кости лося и рыб свидетельствуют о том, что древние поселенцы крепости занимались охотой и рыболовством для обеспечения себя пищей. Вместе с тем среди находок были и кости домашней лошади, что указывает на возможное разведение животных и оседлый образ жизни части населения. В Абакше, расположенном в барнаульском Приобье, были найдены первые следы выплавки железа. Это открытие имеет большое значение для изучения истории региона. Обычно металлургическое производство развито в городах, так как выплавка руды в домашних условиях невозможна. Однако известно, что древние кочевники Горного Алтая умели производить сталь. В Чуйской долине до сих пор находят следы, свидетельствующие о развитии металлургии в этом районе[2].
Основная масса рядовых кочевников и часть элиты были самодийцами, а верхний слой общества — тюрками. Со временем они смешались с другими переселенцами из Евразийских степей, сформировав сросткинскую культуру раннегосударственного характера. К этой культуре на территории Барнаула относятся городище Абакша и некрополь на Туриной Горе. Материалы памятников позволяют реконструировать экономику и социальный строй сросткинского общества. Хозяйство оставалось скотоводческим, с преобладанием коневодства. Обнаружены летние и зимние поселения с лёгкими и долговременными жилищами. Развиты традиционные отрасли хозяйства, ремесла и торговые связи с государствами Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии, а также Передней Азии, Восточной и Западной Европы[1].
Военное дело оставалось важной сферой. Войско состояло из средневооружённой конницы с железными шлемами, кольчугами, щитами и пластинчатыми панцирями для всадников и коней. Для дальнего боя использовались сложносоставные луки и стрелы с железными наконечниками и костяными свистульками. Для закрепления дистанционного вооружения у воинов использовалось специальное снаряжение — пояс с бляхами и подвесками. Эти элементы не только служили для фиксации оружия, но и указывали на социальный статус и заслуги воина. Пояс являлся важной частью амуниции, на которой помимо дистанционного вооружения (например, луков) крепились мечи, сабли, кинжалы, ножи и кистени. Конница атаковала плотным строем, основным оружием в ближнем бою были копья с железными наконечниками. На бронзовых бляхах, которые, возможно, использовались для украшения доспехов или элементов снаряжения, изображены воины с различными видами оружия — луками, копьями, мечами и щитами. Это свидетельствует о том, что в арсенале воина могло быть несколько видов оружия, адаптированных для разных ситуаций и тактик боя[1].
Сросткинское общество имело сложную социальную структуру, включающую элиту, дружинников, скотоводов, общинников и рабов. Эта структура обеспечивала организацию и управление в обществе, а также влияла на распределение ресурсов и возможностей. Различия в социальном статусе отражались не только в доступе к определённым предметам и оружию, но и в образе жизни, статусе в обществе и привилегиях. В Верхнем Приобье в памятниках этой культуры наблюдаются различия, которые соответствуют племенному делению. Это означает, что помимо общей социальной структуры существовали и племенные объединения, которые могли влиять на культурные и социальные особенности различных групп населения. Памятники культуры отражают не только общие черты общества, но и региональные особенности, связанные с племенными традициями и обычаями[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Кунгуров А.Л., Сингаевский А.Т. Археологические памятники города Барнаула. — Барнаул: Изд-во: Азбука, 2006. — 200 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Города-призраки: Абакша. «Информационный портал «Алтайская правда». Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Шилов А. Л. Несколько комментариев к первому выпуску нового "Русского этимологического словаря" Вып. 1 (а - аяюшка)/ Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, Ин-т филологии Сибирского отделения РАН. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. - 368 с. // Русский язык в научном освещении. — 2009. — № 1(17). — С. 277—288.
- ↑ 4,0 4,1 Горбунов В. В. Поселения сросткинской культуры на территории Лесостепного Алтая: идентификационные признаки // Известия Алтайского государственного университета. — 2016. — № 4(92). — С. 218—229.
- ↑ 5,0 5,1 Паршикова Т. С. Деятельность музеев Алтайского краяв области археологии (конец 1940-х − 1950-е гг.) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2011. — № 8. — С. 039—041.