Škoda Auto
Škoda Auto a.s. (произносится [ˈʃkoːda]) — крупнейший автопроизводитель Чешской Республики со штаб-квартирой в г. Млада-Болеслав. Основана в 1895 г. как Laurin & Klement, в 1925 г. вошла в промышленный конгломерат Škoda[1]. После приватизации в 1991 г. поэтапно поглощена концерном Volkswagen Group. В 2018 г. продажи Škoda Auto превысили 1,25 млн автомобилей в более чем 100 странах.
Škoda Auto a.s. | |
---|---|
Тип | Akciová společnost |
Основание | 16 декабря 1895 |
Расположение | Чехия: Млада-Болеслав, Среднечешский край |
Ключевые фигуры | Томас Хаметов |
Отрасль | Автомобильная промышленность |
Продукция | Легковые автомобили |
Оборот | 416,7 млрд крон (2018) |
Операционная прибыль | 33,8 млрд крон (2018) |
Чистая прибыль | 28,9 млрд крон (2018) |
Число сотрудников | 33 696 человек (2018) |
Материнская компания | Volkswagen AG |
Сайт | skoda-auto.com |
История
Первая мировая война и межвоенный период
В 1925 году Laurin & Klement объединилась с промышленным концерном Škoda из Пльзеня, образовав дочернюю компанию Škoda Auto[2]. В 1929 году выпущена первая собственная модель Škoda 422. В 1933 году дебютировал революционный Škoda 420 Standard с несущим кузовом и независимой подвеской всех колёс. Позже появились модели Rapid, Favorit и Superb. К концу 1930-х Škoda занимала прочные позиции на внутреннем рынке и активно экспортировала автомобили.
Годы Второй мировой войны
В 1939-1945 годах Škoda входила в концерн Reichswerke Hermann Göring, производя военную технику для Германии[3]. Легковое производство продолжалось, включая модель Superb для вермахта. С 1940 года завод в Млада-Болеславе также выпускал газогенераторные установки и комплектующие для военной техники. 9 мая 1945 года город освободили советские войска. К тому времени значительная часть завода была разрушена американскими бомбардировками.
Послевоенный социалистический период
После войны в 1945 году Škoda Auto была национализирована, став монополистом в производстве легковых автомобилей в Чехословакии[4].
Ключевые модели послевоенного периода:
- 1946 – возобновление выпуска Tudor и Popular;
- 1952 – седан Škoda 1200 с несущим кузовом.
Параллельно выпускались грузовики Škoda 1202. Завод в Пльзене производил грузовики, автобусы, троллейбусы и сельхозтехнику.
В 1959 году появилась успешная модель Škoda 440 («Спартак»), заменившая Škoda 1200[5]. На её базе выпускались универсал Octavia и купе-кабриолет Felicia.
В 1964 году начался выпуск нового семейства заднемоторных автомобилей Škoda 1000 MB. Линейка расширялась моделями с более мощными двигателями, включая спортивные версии 110 R и 130 RS. На базе Škoda 100/110 выпускались грузовики и микроавтобусы серии Škoda 1203.
К 1980-м годам заднемоторные Škoda устарели технологически. Для создания новой переднеприводной модели компания обратилась к итальянскому ателье Bertone. В 1987 году был представлен хэтчбек Škoda Favorit[6], способный конкурировать с западными аналогами.
Вхождение в концерн Volkswagen
В декабре 1990 года правительство Чехословакии выбрало Volkswagen партнёром для Škoda. Концерн обязался сохранить производство в Млада-Болеславе и использовать опыт чешских специалистов[7].
16 апреля 1991 года Volkswagen AG приобрёл 31% акций Škoda Auto за 620 млн немецких марок. Škoda стала четвёртым брендом VW Group наряду с Volkswagen, Audi и SEAT.
В декабре 1995 года Volkswagen увеличил долю в Škoda Auto до 70% за 1,4 млрд марок. В мае 2000 года концерн получил полный контроль, выкупив оставшиеся 30% акций за 12,3 млрд чешских крон[8].
Став частью Volkswagen Group, Škoda получила значительные инвестиции для модернизации производства и разработки новых моделей на платформах концерна. Расширение модельного ряда началось в 1994 году с лифтбека Felicia, модернизированной версии Favorit. В 1996 году компания выпустила среднеразмерный лифтбек Octavia на платформе Volkswagen Group A4. Современный дизайн, просторный салон, мощные и экономичные двигатели сделали Octavia бестселлером марки.
Современная история
Сегодня Škoda Auto производит автомобили на главном заводе в Млада-Болеславе и на предприятии в Квасинах. Также есть сборочные заводы в других странах. В Млада-Болеславе действуют Университет «Škoda Auto» и техническое училище. Численность персонала компании Škoda Auto — более 33,6 тысяч человек. За последние годы компания представила следующие модели:
- 2016 — кроссовер Kodiaq;
- 2017 — компактный кроссовер Karoq;
- 2018 — компактный семейный автомобиль Scala;
- 2019 — субкомпактный кроссовер Kamiq.
В 2019 году в Братиславе Škoda представила свой первый серийный электромобиль Citigo-e iV и подключаемый гибрид на базе Superb[9]. Компания также начала производство тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей Volkswagen в Млада-Болеславе с объёмом 150 тысяч единиц в год.
В 2017 году председатель совета директоров Бернхард Майер анонсировал планы по выпуску 30 новых моделей к 2022 году, включая до 10 электромобилей и гибридов. На разработку электромобилей и сервисов мобильности планировалось инвестировать около 2 миллиардов евро.
Škoda развивает направление электромобильности под брендом Škoda iV. В 2019 году компания представила свой первый серийный электромобиль Citigo-e iV в Братиславе, а также подключаемый гибрид на базе Superb[10].
Производство тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей Volkswagen началось на предприятии в Млада-Болеславе с начальным объёмом 150 тысяч единиц в год и перспективой роста.
К 2025 году Škoda планирует выпустить пять полностью электрических автомобилей. Компания продолжает инвестировать в разработку электромобилей и создание экосистемы для их эксплуатации, включая зарядные устройства и сервисы мобильности.
В России и СССР
В СССР поставки Škoda были редкими, кроме крупной партии фургонов в 1950-х. В 1971-1972 гг. «За рулём» протестировал Škoda 110 R[11]. Популярность пришла в 1990-е с Felicia.
Сейчас Škoda — одна из популярных марок в России. С 2007 года завод в Калуге выпускает Rapid, Octavia и Kodiaq. В 2012-2018 гг. Yeti и Octavia собирались в Нижнем Новгороде[12]. Локальная сборка обеспечивает конкурентные цены и высокие продажи.
Современные модели
- Škoda Fabia четвёртого поколения — практичный и стильный субкомпактный хэтчбек.
- Škoda Rapid — доступный компактный лифтбек. Существуют отдельные версии для рынков Индии и Китая.
- Škoda Scala — высокотехнологичный хэтчбек гольф-класса с выразительным дизайном.
- Škoda Slavia — компактный седан для рынка Индии на платформе MQB-A0-IN.
- Škoda Octavia четвёртого поколения — один из лидеров гольф-класса, доступный в кузовах лифтбек и универсал. Имеется подзаряжаемая гибридная версия.
- Škoda Superb третьего поколения — элегантный и просторный бизнес-седан и универсал.
- Škoda Kamiq — субкомпактный кроссовер на платформе MQB-A0. Отдельная версия представлена в Китае.
- Škoda Karoq — компактный кроссовер, один из бестселлеров марки.
- Škoda Kodiaq — среднеразмерный 7-местный кроссовер. Для китайского рынка выпускается удлинённый вариант Kodiaq GT.
- Škoda Enyaq iV — первый полностью электрический кроссовер марки на платформе MEB концерна Volkswagen.
- Škoda Kushaq — компактный кроссовер, разработанный специально для Индии[13].
Концепт-кары
- Škoda 973 Babeta (1949) — футуристичный прототип малолитражки с кузовом из алюминиевых сплавов.
- Škoda 1100 Type 968 (1958) — элегантное купе на агрегатах серийной модели 440/445.
- Škoda 720 (1967-1972) — семейство прототипов, включавшее седан, купе и кабриолет. Должно было прийти на смену устаревшей заднемоторной серии, но было отклонено по политическим мотивам.
- Škoda Felicia Fun (1996) — трёхдверный пикап в молодёжном стиле на базе серийной Felicia.
- Škoda Tudor (2002) — ретро-стилизованный родстер в духе моделей чешской марки 1930-40-х годов.
- Škoda Yeti II (2006) — предвестник будущего компактного кроссовера, получивший имя серийной модели.
- Škoda Vision D (2011) — первый концепт-кар, выполненный новым шеф-дизайнером марки Йозефом Кабаном. Его стилистические решения позже нашли отражение в серийной Octavia и других моделях.
- Škoda Mission L (2011) — прототип нового компактного лифтбека Rapid.
- Škoda Vision C (2014) — пятидверное купе, демонстрирующее новый дизайнерский язык марки.
- Škoda Vision X (2018) — компактный гибридный кроссовер, подготовивший публику к выходу серийного Kamiq.
- Škoda Vision RS (2018) — «заряженный» хэтчбек, намекающий на возможное возрождение линейки RS (Rally Sport).
- Škoda Vision iV (2019) — предсерийная версия первого электрического SUV марки Enyaq[14].
- Škoda Vision IN (2020) — предвестник компактного кроссовера Kushaq для индийского рынка.
- Škoda Vision 7S (2022) — электрический кроссовер, демонстрирующий новый стиль марки и символизирующий переход к устойчивому развитию.
История моделей
1900-е
История Škoda началась в 1895 году с основания компании Laurin & Klement. Первой моделью стал Voiturette A, выпущенный в 1905 году. Он оказался коммерчески успешным, и вскоре последовали другие модели: B, C, D, E и F.
1910-е
В 1910-е годы линейка Laurin & Klement расширилась за счёт моделей различных классов, от недорогих до престижных: ENS, K/Kb/LOKb, S/Sa, MS. Компания также начала выпуск грузовых автомобилей.
1920-е
После объединения с Škoda в 1925 году была выпущена модель 110, за которой последовали более совершенные 422 и 430, а также первый Superb.
1930-е
В 1930-е годы появились инновационные модели Popular, Rapid и Favorit, которые принесли Škoda успех на внутреннем и экспортном рынках.
1940-е
Во время Второй мировой войны Škoda выпускала военную продукцию. После войны производство возобновилось моделями 1101 Tudor и 1102.
1950-е
Škoda 1200 и 440/445 стали основой послевоенной линейки. В 1959 году дебютировали красивые и практичные Octavia и Felicia.
1960-е
Главной новинкой 1960-х стал современный седан Škoda 1000 MB. Также появились модели 1202 и 100/110.
1970-е
В 1970-е годы выпускались спортивное купе 110 R и заднемоторное семейство 105/120/125.
1980-е
Škoda продолжила развитие заднемоторной компоновки в моделях 130/135/136. В 1987 году дебютировал переднеприводный хэтчбек Favorit - первая модель современной эпохи Škoda.
1990-е
После вхождения в состав Volkswagen новинками Škoda стали Felicia и первое поколение современной Octavia. В 1999 году появился компактный хэтчбек Fabia.
2000-е
Škoda представила флагманскую модель Superb и компактвэн Roomster. Octavia и Fabia сменили поколение, став ещё совершеннее.
2010-е
В 2010-е годы Škoda вывела на рынок компактный лифтбек Rapid, городской хэтчбек Citigo и первый SUV марки — Yeti. Позже к ним присоединились кроссоверы Kodiaq, Karoq и Kamiq.
2020-е
В новом десятилетии Škoda делает ставку на электромобили: первенцем стал кроссовер Enyaq iV. Также компания представила новые Octavia[15] и Fabia. Škoda развивает субкомпактное семейство, выведя на рынок седан Slavia и кроссовер Kushaq.
Данные о продажах
Даже в непростом 2020 году, на который пришёлся пик пандемии COVID-19, Škoda сумела реализовать 1 004 800 автомобилей, седьмой год подряд преодолев миллионную отметку. Однако в 2022-м мировой экономический кризис и нехватка полупроводников привели к падению продаж до 731 300 машин.
Данные по годам [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]:
- 2018: 1 253 700 автомобилей;
- 2017: 1 200 500 автомобилей;
- 2016: 1 127 700 автомобилей;
- 2015: 1 055 500 автомобилей;
- 2014: 1 037 200 автомобилей;
- 2013: 920 800 автомобилей;
- 2012: 939 200 автомобилей;
- 2011: 879 200 автомобилей;
- 2010: 762 600 автомобилей;
- 2009: 684 226 автомобилей;
- 2008: 674 530 автомобилей;
- 2007: 630 032 автомобиля;
- 2006: 549 667 автомобилей;
- 2005: 492 111 автомобилей;
- 2004: 451 675 автомобилей;
- 2003: 449 758 автомобилей;
- 2002: 445 525 автомобилей;
- 2001: 460 252 автомобиля;
- 2000: 435 403 автомобиля;
- 1999: 385 330 автомобилей;
- 1998: 363 500 автомобилей;
- 1997: 336 334 автомобиля;
- 1996: 261 000 автомобилей;
- 1995: 210 000 автомобилей;
- 1994: 172 000 автомобилей.
Заводы
Чехия:
- Млада Болеслав: Fabia, Kamiq, Karoq, Octavia, Scala, Enyaq iV; производство двигателей, КПП и батарей.
- Квасины: Karoq, Kodiaq, Superb.
- Врхлаби: производство трансмиссий.
За рубежом:
- Братислава, Словакия: Karoq, производство КПП. Партнёр — Volkswagen Slovakia.
- Пуна, Индия: Kushaq, Slavia, производство двигателей. Партнёр — Volkswagen India.
- Аурангабад, Индия: Octavia, Kodiaq, Superb. Партнёр — Škoda Auto India.
- Калуга, Россия: на 2022 год производство приостановлено. Партнёр — Volkswagen Group Rus.
- Нижний Новгород, Россия: на 2022 год производство приостановлено. Партнёр — ГАЗ.
- Усть-Каменогорск, Казахстан: крупноузловая сборка Karoq, Kodiaq, Superb. Партнёр — Азия Авто.
- Китай: Карок, Кодиак, Октавия, Рапид и Суперб выпускаются на четырёх заводах совместного предприятия Shanghai Volkswagen в Нинбо, Нанкине, Чанше и Ичжэне.
- Алжир: сборка Octavia, Superb. Партнёр — SOVAC Production S.P.A.
Всего в 2021 году на зарубежных предприятиях было выпущено более 750 тысяч автомобилей Škoda — около 65% от общего объёма производства марки [23].
Автомотоспорт
Škoda имеет богатую историю участия в автоспорте, восходящую к началу XX века. Наиболее значимые достижения связаны с ралли:
- 1970-80-е: победы моделей 130 RS и 130 LR в своих классах на этапах чемпионата мира и Европы, в Кубке Дружбы социалистических стран[24].
- 1994: победа в командном зачёте Кубка мира FIA среди 2-литровых автомобилей на Favorit 136 L[25].
- 1996: 3-е место Стига Бломквиста на Felicia Kit Car на Ралли Великобритании.
- 1999-2005: участие заводской команды в WRC с Octavia WRC и Fabia WRC, подиумы на отдельных этапах.
- 2009-2014: 27 побед и 3 титула в серии Intercontinental Rally Challenge c Fabia S2000, 16 побед в классах PWRC, SWRC и WRC-2, победы в APRC.
- 2015-2022: победы Fabia R5 в каждом сезоне WRC-2 с 2015 года как в командном, так и в личном зачёте, многочисленные успехи в региональных первенствах[26].
Škoda также поддерживает частные команды и молодых талантливых пилотов в рамках программы Škoda Motorsport.
Благотворительность и спонсорство
- С 1992 года является партнёром Олимпийского комитета Чехии, в 2008 и 2014 годах выступала официальным автомобильным партнёром Олимпийских игр[27].
- С 1993 года Škoda — генеральный спонсор чемпионата мира по хоккею, что отмечено книгой рекордов Гиннесса как самое продолжительное спонсорство. Также поддерживает национальные сборные ряда стран, проводит собственный юношеский турнир[28].
- Сотрудничает с Союзом биатлонистов Чехии и гоночной командой чешских железных дорог.
- С 2004 года выступает официальным транспортным партнёром Тур де Франс, а с 2011 года — Вуэльты Испании.
- Поддерживает множество культурных мероприятий, например оперный фестиваль в замке Глубока над Влтавой.
- С 2007 года совместно с фондом «Клаузика» помогает детям погибших или раненых чешских военнослужащих.
- С 2011 года сотрудничает с организацией «Детские деревни — SOS», предоставляя автомобили и оплачивая их эксплуатацию[29].
Логотип
Логотип Škoda с «крылатой стрелой» появился в 1926 году после слияния Laurin & Klement и Škoda Works[30]. Сохранил круглую форму и лавровый венок от L&K. Центр возможно изображает голову индейца в уборе с 5 перьями, идея приписывается Т. Магличу. С 2011 года используется вариант в зелёном цвете «ŠKODA Green» с хромированной окантовкой. В 2016 году обновлён под слоган «Движимый изобретательностью. Умные идеи с 1895 года». Упрощённый вариант без надписи используется на автомобилях и в рекламе.
Примечания
- ↑ Официальный сайт Škoda Auto — История компании .
- ↑ Petr Kožíšek, Jan Králík. L & K - Škoda: 1895-1945. The upward path, Часть 1 (англ.). – Moto Public, 2004. – 423 p. .
- ↑ Статья о Вацлаве Клементе почти целиком посвящённая истории Laurint & Klement .
- ↑ Сергей Канунников. Автомобилям Skoda 100 лет. Знак чешского индейца. За рулём (1 декабря 2005). .
- ↑ СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ "ШКОДА-450". Журнал За рулём, №6, 1958 (июнь 1958). .
- ↑ Favorit - последний собственный автомобиль марки Skoda (рус.) (29 декабря 2013). .
- ↑ Олег Макаров. Škoda: краткая история компании. Популярная механика (3 ноября 2015). Дата обращения: 8 октября 2019. .
- ↑ «E15», «Škoda Auto: od vtipů k vlajkové lodi», 11 апреля 2011 .
- ↑ Julian Rendell. Skoda electric models to stand out with unique lightstrip (англ.). Autocar (журнал) (8 мая 2019). .
- ↑ Леонид Попов. Обновлённая Skoda Superb научилась заряжаться от розетки (23 мая 2019). .
- ↑ А.Бродский. Два плюс два. «За рулём», №11, 1972 (ноябрь 1972). .
- ↑ Завод в Нижнем Новгороде. Volkswagen Group. .
- ↑ Škoda Kushaq на официальном сайте .
- ↑ Nick Gibbs. Skoda's Vision iV electric concept has self-driving tech Архивная копия от 25 июля 2021 на Wayback Machine. autonews.com. Crain Communications. 4 марта 2019. .
- ↑ Игорь Владимирский. Новая Skoda Octavia RS: пока только гибрид. Авторевю (3 марта 2020). Архивировано 20 апреля 2021 года. .
- ↑ ŠKODA delivers 1.25 million vehicles worldwide in 2018 (англ.). .
- ↑ ŠKODA delivered 1 127 700 vehicles last year (англ.). .
- ↑ Record-breaking 2015: ŠKODA Delivers 1.06 Million Cars to Customers (англ.). .
- ↑ ŠKODA 2013: Success with new models (англ.). .
- ↑ ŠKODA AUTO a.s. (англ.). Volkswagen Group (21 июня 2004). .
- ↑ GENERAL PRESENTATION ŠKODA 2008 (англ.). Institute for Industrial and Financial Management. .
- ↑ Case study: Skoda (англ.). .
- ↑ The Volkswagen Group. Portrait & Production Plants (англ.). Volkswagen Group. .
- ↑ ВЕЛИКОМУ ГОНОЧНОМУ АВТОМОБИЛЮ ŠKODA 130 RS ИСПОЛНИЛОСЬ 40 ЛЕТ. Škoda Auto (24 ноября 2015). .
- ↑ ERC 1998, Положение F2 (англ.). .
- ↑ SATURDAY IN MEXICO: DOMINANT TIDEMAND CLAIMS WRC 2 WIN (англ.). WRC (15 марта 2020). .
- ↑ Skoda не поскупилась ради Олимпийских игр. За рулём (19 августа 2008). .
- ↑ ŠKODA И СПОРТ. Škoda Auto. .
- ↑ Skoda Auto Россия становится партнером «Детских деревень – SOS» в России (23 мая 2011). .
- ↑ Официальный сайт Škoda Auto – История логотипа .