Тайны нейропсихологии, музыкальный диалог Востока и Запада и записка царя Пушкину – в Казани прошли полуфиналы конкурсов на звание лучшего лектора

С 30 марта по 3 апреля в Казани прошел полуфинальный этап конкурсов «Лига Лекторов» и «Школьная Лига Лекторов», организованных Российским обществом «Знание». 59 взрослых и 17 юных претендентов на звание лучшего лектора, приехавшие из разных регионов Приволжского федерального округа, выступили в студии Общества «Знание» на площадке Казанского федерального университета. Конкурсанты из Уфы, Саратова, Иннополиса, Кирова, Чебоксар, Ульяновска, Волжска, Набережных Челнов и других городов и посёлков познакомили слушателей с интересными аспектами психологии, законами построения успешного бизнеса, способами найти ресурсы для социального проекта, напомнили о высокой славе русских писателей и поэтов, которых знает весь мир. Зрители уже выставили оценки участникам, а результаты полуфиналов станут известны в апреле.

Полуфиналистов и зрителей приветствовали официальные лица. От правительства Татарстана к участникам обратился с напутствием заместитель министра образования и науки Станислав Андреев:

От имени и по поручению министра образования и науки Республики Татарстан хочу поприветствовать участников конкурса. Отдельное спасибо Приволжскому федеральному университету, где мы сегодня находимся. Большое спасибо хочу сказать Обществу «Знание» за то, что выбрало нашу республику для очередного проекта. Все мы знаем, как влияет на усвоение знаний личность педагога, лектора, его харизма, умение держать аудиторию, умение говорить и отвечать на непростые вопросы. Все эти навыки формируются долгими, иногда даже тяжелыми тренировками. И всем этим вы будете заниматься в течение ближайших пяти дней. Уверен, этот конкурс – отличная возможность прокачать личные компетенции, и я думаю, вы выйдете отсюда с большим положительным опытом. Пусть у вас все получится!.

О просветительском значении конкурса «Лига Лекторов» в своей приветственной речи упомянул представитель хозяев площадки, проректор по внешним связям Казанского федерального университета Тимирхан Алишев

Мероприятие действительно значимое, и оно важно не только для Общества «Знание», не только для ребят, которые принимают сегодня в нем участие, но и для всей системы образования России. Мы понимаем, насколько важно с ранних этапов вовлекать в науку, в исследовательскую и образовательную деятельность ребят, которые действительно в этом заинтересованы. А вовлекают их, пробуждают в них интерес к науке те самые лекторы, которые сегодня будут излагать нам свои идеи, свои мысли. Особенно приятно, что есть здесь и ребята из школ, которые еще только хотят стать учеными, исследователями, молодыми педагогами. Наш университет, ориентированный на исследовательскую деятельность, всегда открыт для молодых интересных ребят, готовых к научному и творческому поиску. Хочу пожелать всем участникам успехов!

Выступления 76 конкурсантов были разделены на 4 дня и сгруппированы по направлениям. 30 марта площадку предоставили для лекций о здоровье, бизнесе и финансах. Два последующих дня вместили выступления по темам социально-гуманитарных дисциплин, а в завершение полуфинала 3 апреля выступали представители естественных наук, медийной сферы и маркетинга.

Честь открыть череду конкурсных презентаций выпала преподавателю ораторского искусства Кристине Жуковой. Её выступление на тему «Азбука тела или о чём говорят наши телодвижения» заставило многих слушателей по-новому взглянуть на свои привычные жесты и внимательнее относиться к искусству самопрезентации, без которого просто нельзя обойтись – например, на собеседованиях с работодателем или в деловых встречах.

Директор АНО «Экокультура и технологии» Сергей Денисов посвятил свою лекцию проблеме химического и, в частности, фармацевтического загрязнения окружающей среды, сосредоточив внимание на широко распространённых сегодня антибиотиках. Употребляя в пищу вино, сыр или консервы, люди обычно не задумываются о химическом составе продуктов, но антибиотики присутствуют в них гораздо чаще, чем мы можем себе представить. А ведь есть ещё и выброшенные в мусор лекарства! Лектор видит пути решения проблемы фармацевтического загрязнения в ответственном потреблении и более тщательном исследовании новых антибиотиков, которые ежегодно разрабатывают фармкомпании.

Член комиссии по трудоустройству Общественного молодёжного парламента при Самарской губернской Думе Виктория Замятина в своей лекции о рынке труда ближайшего будущего обратила внимание аудитории на изменения, которые уже произошли во многих привычных сферах. Цифровизация, став тотальной, диктует необходимость овладевать новыми навыками, увеличивает плотность и скорость событий. Меняются социальные модели, распространённые в человеческой жизни – например, детство сегодня не означает лишь подготовки к «взрослой» жизни, это вполне самоценный период, а подростки подчас умеют намного больше взрослых – если речь идёт о цифровых технологиях. Тему рынка труда и трудоустройства молодёжи продолжила Елизавета Саксонова, изложившая в своей презентации несколько вариантов для старта карьеры со всеми их плюсами и минусами. А директор АНО «Сообщество мам Республики Татарстан» Нина Шимина раскрыла слушателям секреты поиска бизнес-ниши, зарядив аудиторию азартом и созидательным настроением.

Каждому участнику предоставили только 20 минут на лекцию, в которой нужно было проявить все лучшие качества: логику, артистизм, актуальность информации. В конце выступления лекторов зрители в зале и онлайн могли отсканировать QR-код, чтобы оценить услышанное по нескольким критериям. Сейчас ведется подсчет баллов, а опубликуют их после того, как полуфиналы пройдут во всех десяти городах России. 

Проректор по воспитательной работе и молодёжной политике УлГПУ Елена Папуша научила собравшихся искать и находить ресурсы для реализации социального проекта – и это не только деньги, а ещё и нематериальные вещи: время, здоровье, энергия. Доцент Альбина Ганиева заложила главный смысл своей лекции в само название: «Арт-терапия – путь к долголетию».  Банковский консультант Ян Хуторянский поделился основными правилами, которые помогут каждому человеку сохранить финансовую безопасность – или, проще говоря, не потерять сбережения из-за действий мошенников.

Во второй день лекторы обозначили стремление к продвижению национальных культурных ценностей. Главный библиотекарь Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества Ольга Клопкова посвятила свою лекцию знаменитому писателю-романтику Николаю Карамзину.  Учитель русского языка и литературы Наталья Валиева посчитала нелишним вновь обратиться к великому Пушкину, вспомнив о роли царя Николая I в его судьбе – немногие знают, что монарх написал умирающему поэту записку с обязательством позаботиться о его семье. Доцент Казанского государственного института культуры Лилия Салихова познакомила слушателей с творчеством татарского композитора и пианиста Рустема Яхина, проанализировав самобытность его музыки и заострив внимание на теме музыкального диалога Востока и Запада в ней.

Ещё один внятный тренд в выступлениях лекторов был сформирован вокруг воспитательного аспекта и этики межличностного взаимодействия. Преподаватель Артём Бекеев, разработавший авторский курс по профилактике экстремизма, изложил часть своего труда в презентации «Куда ведёт язык вражды». Кандидат психологических наук Антон Заграничный рассказал о разных стратегиях совладания со стрессом. Александра Ланцберг предложила сценарий исполнения конструктивной мечты всего за 8 шагов – отметив, что потрудиться всё же придётся серьёзно. Профессор Кирилл Захаров привёл примеры подростковых субкультур и выделил в них некие общие культурные коды, свойственные разным поколениям. Президент общественной организации «Самарское психолого-педагогическое общество» Григорий Спижевой дал максимально полное представление о том, что такое психологическое здоровье и как современному человеку сохранить его в стремительно меняющемся мире. 

Полуфинальный этап «Школьной Лиги Лекторов» в Казани проходил 3 апреля – и в него вошли выступления всех 17 старшеклассников, уверенно пробующих свои силы в публичных выступлениях. Ученик Дебёсской средней школы им. Л. В. Рыкова Тимофей Иванов познакомил слушателей с историей Сибирского тракта, по которому в прежние века прошло немало тысяч каторжан. Старшеклассница школы № 41 из Набережных Челнов Арина Евдокименко посвятила свою лекцию поведенческой экономике, объяснив, как люди принимают решения о покупке того или иного товара под влиянием психологических, поведенческих, эмоциональных и социальных факторов. 

Несколько юных полуфиналистов сосредоточили внимание на том, как современному человеку сберечь здоровье и по возможности минимизировать вредное антропогенное воздействие на мир дикой природы. Например, Илья Садрисламов из Казани рассказал о том, как светодиодные лампы влияют на зрение и восприятие информации. Даниил Слепов из Саратова рассмотрел влияние радиации на живые организмы. Лицеистка из Уфы Белла Ситникова противопоставила здоровый образ жизни разнообразным зависимостям, доказав, что человек может стать счастливым, лишь освободившись от них. Ещё одна уфимская школьница Юлия Яковлева поделилась настоящим руководством по занятиям спортом – девушка составила его, основываясь на личном опыте. Александра Белова из Новочебоксарска призвала земляков сортировать мусор и убедила, что делать это совсем несложно, главное – выработать привычку, а эффект от таких простых действий может быть колоссальным.

В конкурсе приняли участие и двое студентов Уфимского колледжа отраслевых технологий: Степан Прокофьев рассказывал о принципах рационального питания, а Софья Васильченко представила Республику Башкортостан в 12 самых популярных символах, среди которых оказались памятник Салавату Юлаеву, гора Иремель, Стерлитамакские шиханы, Капова пещера и другие удивительные объекты. 

Не обошлись ребята и без изучения истории Великой Отечественной войны. Ксения Черанёва из Кировской области посвятила своё исследование участию земляков в битве за Днепр.  А Данила Морозов из города Звенигово объяснил слушателям, почему знаменитая операция «Цитадель», задуманная фашистскими захватчиками в 1943 году под Курском, была обречена на провал.

Завершала полуфинал старшеклассница из Уфы Екатерина Мясникова, которая рассказала, как весело и творчески в её школе ученики организуют внеучебные мероприятия – и каждому из них предоставляется шанс раскрыть все свои таланты.

Онлайн-трансляция и все записи выступлений полуфиналистов будут доступны для просмотра участникам сообщества Российского общества «Знание» в социальной сети «ВКонтакте», а также на сайте проекта «Лига Лекторов» и проекта «Школьная Лига Лекторов».

По итогам полуфинала 100 участников «Лиги Лекторов» и 50 участников «Школьной Лиги Лекторов» пройдут в финал, где им предстоит выступить на площадках ведущих вузов страны. Победители войдут в пул лекторов Российского Общества «Знание» и будут участвовать в его мероприятиях. 

`