Цель таких встреч — дать участникам простые в использовании, безопасные и эффективные инструменты для профилактики профессионального выгорания и работы со стрессом.
В качестве лектора выступил директор Академии социального управления Денис Кузнецов. Он отметил, что в ходе диалога удалось уделить внимание не только теоретическим основам, но и отработать на практике новые умения.
Так, были разобраны возможные последствия для педагога и окружающих, если его решениями, поведением и реакциями управляют когнитивные искажения и негативные стимулы. Вместе с этим слушатели потренировались определять их и узнали, как осознанно заботиться о своём психоэмоциональном состоянии: «обходить» ловушки мышления, справляться с «вредным» стрессом на его этапе зарождения.
Любому человеку важно помнить, что зачастую нашему мозгу легче и комфортнее не напрягаться, действовать автоматически, применяя удобные или неудобные, но «вызубренные» стереотипы, установки и когнитивные искажения. Уверен, что кто-то в своей жизни был свидетелем того, к чему это может привести. Например, навешивание ярлыков может серьёзно помешать или заблокировать развитие талантливых людей. И ровно наоборот: ориентируясь исключительно на эмоциональные рассуждения, можно открыть путь чему-то посредственному,
— подчеркнул лектор.
Денис Кузнецов отметил, что одно из самых известных когнитивных искажений — «катастрофизация» — не только усиливает напряжение и тревогу, но и распространяется, как вирус, на команду, на учеников и на ближайшее окружение. Как следствие, вместо спокойной работы мозга, созидательного мотива и увлечённости образовательным или другим процессом можно получить класс, проектную группу, коллектив людей, истощённых эмоционально, а порой и физически.
Еще один вопрос, который рассмотрели участники, касался мотивации.
Мотивы — это вопрос вкуса, если человек осознает, какие из них им движут и делают его эффективнее, какие безопасны и полезны как для него самого, так и для окружающих. Некоторые люди находят комфорт в адреналиновых всплесках из-за мотива «лишь бы не разозлить...». Но это больше относится к взрослым во всех смыслах. Когда речь идет о школьниках, педагогу особенно важно уметь транслировать не только вербально, но и через свои действия, личный пример благородные и созидательные мотивы: радость и стремление к достижениям, которые придают силы, энергию, помогают сохранять адекватную самооценку, вселяют веру и любовь,
— акцентировал внимание спикер.
Он также дополнил, что для зарождения и поддержки нравственной и созидательной мотивации у школьников педагогу следует предварительно провести самодиагностику, опираясь на простые и надежные методики. Например, искренне ответить себе на вопросы: «Что мной движет?», «Это тревога провалить проверочную работу и тогда меня снова будут критиковать или подшучивать надо мной? Или это желание убедиться в знаниях учащихся и в дальнейшем их улучшить?». Обе формулировки очень чётко отражают потребность и чувства, с которыми будет выполняться работа.
Чем педагог зарядит школьников, или руководитель команду, напрямую зависит от него и его мотивов,
— подвел итог Денис Кузнецов.
Ожидается, что до конца декабря подобные встречи пройдут в ряде муниципалитетов Московской области.
Знание.Лекторий — это просветительский проект Общества «Знание», в рамках которого в каждом регионе РФ проходят лекции на самые разные темы: от микробиологии и физики до развития гибких навыков. Каждый субъект РФ может запустить на своей территории именно ту инициативу, которая важна для его жителей. Во время лекций молодежь может задать вопросы экспертам и обсудить актуальные вопросы.