Stryker

Материал из «Знание.Вики»
Stryker
Транспортная машина пехоты M1126 Stryker (ICV)Транспортная машина пехоты M1126 Stryker (ICV)
Stryker
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 17,2
Компоновочная схема классическая (в передней части — моторно-трансмиссионное отделение, слева — отделение управления; в среднем отсеке и кормовой части — десантное отделение)
Экипаж, чел. 2 чел. (командир боевой машины + водитель)
Десант, чел. 9 чел.
История
Производитель General Dynamics Land Systems (бронекорпус), Delco (башня), Caterpillar (двигатель)
Годы производства с 2002
Годы эксплуатации с марта 2002
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6950
Ширина, мм 2720
Высота, мм 2170
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная высокой твёрдости, разнесённая + модульная композитная Mexas[1]
Вооружение
Пулемёты 12,7-мм M2 Browning, или 7,62-мм M240, или 40-мм автоматический гранатомёт Mk 19, или 30-мм артиллерийская установка Mark 44
Подвижность
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя, л. с. 350
Скорость по шоссе, км/ч 97
Запас хода по шоссе, км 531
Ёмкость топливных баков, л 215
Удельная мощность, л. с./т 20,3
Колёсная формула 8 × 8 / 4
Преодолеваемый подъём, град. 31
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м 1,2

Stryker — это семейство колёсных боевых бронированных машин, разработанных и производимых американской компанией «Дженерал Дайнемикс Лэнд Системз» (General Dynamics Land Systems). Они состоят на вооружении Вооружённых сил США.

Название Stryker дано в честь двух американских военнослужащих, посмертно награждённых Медалью Почёта: Стюарта С. Страйкера, погибшего во Второй мировой войне, и Роберта Ф. Страйкера, погибшего во Вьетнамской войне.

Машины Stryker предназначены для укомплектования бригад Stryker, сформированных в начале 2000-х годов в рамках концепции Brigade Combat Team, и предназначены для участия в конфликтах низкой интенсивности. Эти бригады занимают промежуточное место между «тяжёлыми» бронетанковыми бригадами, вооружёнными танками M1 Abrams и БМП M2 Bradley, и лёгкими пехотными бригадами[2].

История создания

В армии США долгое время наблюдался значительный разрыв между частями, вооружёнными тяжёлой техникой (такими как танки М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли»), и пехотными подразделениями, которые в основном использовали лишь бронированные автомобили. Чтобы устранить этот дисбаланс, в начале 2000-х годов на вооружение был принят бронетранспортёр Stryker — целое семейство восьмиколёсных полноприводных бронемашин, предназначенных для перевозки пехоты на поле боя и её непосредственной огневой поддержки. В результате БТР Stryker в армии США классифицируется как промежуточная бронированная машина (IAV).

БТР Stryker не является полностью оригинальной разработкой — он основан на концепции швейцарского бронетранспортёра MOWAG «Пиранья» III (8×8). По сути, «Страйкер» представляет собой модифицированную версию «Пираньи» и её более тяжёлого канадского аналога LAV III, разработанную американской компанией «General Dynamics Land Systems»[3].

Несмотря на хорошие характеристики и многофункциональность, идеальный результат им достичь не удалось. Оригинальные машины — «Пиранья» и «LAV III» — по сути являются «лёгкобронированными автомобилями» с соответствующим весом. Масса «Страйкера» значительно превышает ту нагрузку, которую его шасси и трансмиссия могут вынести без проблем, а высокий центр тяжести увеличивает риск опрокидывания на труднопроходимой местности.

Броня BTR Stryker способна остановить 14, 5-мм пулю от крупнокалиберного пулемёта и снаряды 30-мм пушки. Однако установка этого полуторатонного комплекта приводит к тому, что масса «Страйкера» приближается к 20 тоннам — для бронетранспортёра это довольно много, учитывая, что его база изначально была рассчитана на почти в два раза меньшую нагрузку.

В результате машина, созданная для роли «лёгкобронированного автомобиля» для пехоты, оказалась слишком тяжёлой даже для транспортировки с помощью стандартного армейского «аэрогрузовика» С-130 «Геркулес» на тактически необходимых расстояниях (нормальная грузоподъёмность С-130 чуть меньше веса «Страйкера»)[3].

Разработка

БТР «Страйкер» был разработан совместно американской компанией «General Dynamics Land Systems» и канадским подразделением GMC «General Motors Defence» на основе канадского бронетранспортёра LAV III «Кодиак» с колёсной формулой 8х8, который также имеет швейцарские корни. Этот бронемашина создавалась в рамках новой концепции «Армии нового типа».

При разработке использовалась канадско-швейцарская модель бронетранспортёра MOWAG Piranha 8x8, находящаяся на вооружении морской пехоты США. Проект, получивший название Interim Armored Vehicle (IAV) — «временная бронированная машина», был реализован крупнейшими оборонными компаниями США — General Dynamics и General Motors. Основные работы выполняло канадское подразделение General Dynamics Land Systems, ранее разработавшее бронемашины класса Light Armored Vehicle (LAV). Техническое задание на новую машину было выдано в начале 2000 года, и в это же время программа IAV получила название Stryker. В соответствии с американской традицией называть бронетехнику, платформу назвали в честь двух известных военных: рядового 1-го класса Стюарта С. Страйкера, погибшего в марте 1945 года, и специалиста 4 ранга Роберта Ф. Страйкера, служившего во Вьетнаме.

Первые образцы бронемашин были приняты на вооружение осенью 2002 года, и General Motors совместно с General Dynamics Land Systems получили заказ на поставку 2131 единицы данной техники. Первые машины прибыли в войска в конфигурации бронетранспортёров[3].

Характеристика

  • Страна: США
  • Тип: Бронетранспортёр (8 × 8).
  • Год выпуска: 2003 год.
  • Длина: 6,39 м.
  • Ширина: 2,67 м.
  • Высота: 2,17 м.
  • Лоб защита: Стальная броня высокой прочности, способная остановить 14,5-мм пули (с навесной пассивной защитой Mexas — выдерживает снаряды 30-мм).
  • Экипаж: 3 человека + 9 десантников.
  • Двигатель: 1 дизельный мотор марки «Caterpillar-3126», мощностью 350 л. с.
  • Дальность хода: 531 км (по шоссе).
  • Максимальная скорость: 97 км/ч.
  • Масса: 17,2 тонны (или 18,9 тонн с навесной пассивной защитой Mexas).
  • Вооружение: 1× 12,7-мм пулемёт M2 Browning — либо 1× 7,62-мм пулемёт M240 — либо 40-мм автоматический гранатомёт Mark 19[3].

Производство

В феврале 2000 года армия США подготовила документ с дополнительным требованием к новому бронетранспортёру. Он должен был быть способен перевозиться в боевой конфигурации на военно-транспортном самолёте С-130 «Геркулес». Эта бронемашина могла быть как колёсной, так и гусеничной, и должна была вмещать девять солдат с полным комплектом вооружения и снаряжения. Планировалось не только создание бронетранспортёра как базовой модели, но и разработка специализированных вариантов: самоходного миномёта, транспортёра для сапёров, носителя противотанковых управляемых ракет, разведывательной машины, машины огневой поддержки, командно-штабной машины, машины радиохимической разведки и санитарной эвакуации. Также рассматривалась возможность создания версии с установкой 155-мм гаубицы.

В ноябре 2000 года был утверждён план испытаний бронемашины IAV, и 16 ноября того же года с отделением компании Дженерал Дайнемикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн был подписан шестилетний контракт на сумму около 4 миллиардов долларов на поставку бронемашин LAV III для новых промежуточных боевых бригадных групп. Первоначально предполагалось закупить 2131 бронемашину LAV III для шести боевых бригадных групп, при этом заказчик выбрал колёсный вариант, так как он наилучшим образом соответствовал установленным требованиям[4].

Другие участники конкурса сразу же начали резко критиковать это решение, указывая на то, что Пентагон фактически саботировал проведение открытых торгов. Их протесты оказали влияние — Главное Балансовое Управление (GAO) США приостановило все работы по программе LAV III. Работы были возобновлены лишь в апреле 2001 года после тщательной проверки всех аспектов контракта и его предыстории специалистами GAO. Производство бронемашин планировалось организовать на трёх заводах: в Эннистоуне (Алабама), в Лиме (Огайо) и в Лондоне (Онтарио).

27 февраля 2002 года машине было присвоено официальное название «Страйкер», которое было дано в честь известных военных героев: Роберта Ф. Страйкера, удостоенного Медали Почёта за службу во Вьетнаме, и рядового 1-го класса Стюарта С. Страйкера, проявившего выдающийся героизм во время Второй мировой войны. Оба отважно сражались и погибли на поле боя.

Поставки «Страйкеров» в подразделения начались в апреле 2002 года, и это были бронеавтомобили, произведённые на заводах в Лондоне и Эннистоуне. 12 января 2005 года промышленность сообщила Республиканской партии США и лично Президенту Джорджу Бушу-младшему о сборке 1000-го бронеавтомобиля LAV III «Страйкер». Юбилейный образец был собран коллективом предприятия в Эннистоуне.

На вооружение первых трёх сформированных боевых бригадных групп поступило около 800 бронеавтомобилей LAV III. В декабре 2005 года заказчик получил две первые из 17 заказанных бронемашин для радиохимической разведки местности. Первый «Страйкер» в модификации M1128 MGS был передан армии США 15 мая 2006 года[4].

Модификации

Основные модификации, выполненные на боевой платформе Stryker:

  • Stryker M1126 ICV (Infantry Carrier Vehicle) — базовая модификация, предназначенная для транспортировки пехоты.
  • Stryker M1127 RV (Reconnaissance Vehicle) — разведывательная боевая машина.
  • Stryker M1128 MGS (Mobile Gun System) — боевая машина с мощным вооружением, выполняющая функции противотанковой САУ или колёсного танка. Оснащена 105-мм пушкой M68A2 и спаренным 7,62-мм пулемётом в увеличенной башне. Предназначенные для поддержки действий бронетранспортёров, «колёсные танки» показали свою неэффективность в реальных боевых условиях из-за низкой устойчивости к противотанковым средствам противника[3].
  • Stryker M1129 MC (Mortar Carrier) — самоходный миномёт калибра 120 мм.
  • Stryker M1130 CV (Command Vehicle) — командно-штабная машина.
  • Stryker M1131 FSV (Fire Support Vehicle) — транспортное средство для управления артиллерийским огнём.
  • Stryker M1132 ESV (Engineer Support Vehicle) — инженерная поддержка подразделения.
  • Stryker M1133 MEV (Medical Evacuation Vehicle) — машина для медицинской эвакуации.
  • Stryker M1134 ATGMV (Anti-Tank Guided Missile Vehicle) — самоходный ракетный комплекс с противотанковыми ракетами TOW-2.
  • Бронетранспортёр пехоты Stryker (M1126)
    Stryker M1135 NBCRV (Nuclear, Biological, Chemical Reconnaissance Vehicle) — машина для радиационной, химической и биологической разведки, предназначенная для выявления угрозы применения оружия массового поражения[5].

Описание

БТР M1126 «Страйкер» — это бронетранспортёр, предназначенный для перевозки пехоты, классифицируемый как ICV (Infantry Carrier Vehicle). Кроме экипажа из двух человек, бронетранспортёр может перевезти отделение пехоты, состоящее из девяти человек, хотя его грузопассажирский отсек способен вмещать до 11 пассажиров. M1126 «Страйкер» является основным типом бронетехники в боевой бригадной группе, и в каждой такой группе по штату предусмотрено наличие 127 этих бронемашин.

Бронезащита

Корпус бронетранспортёра изготовлен из листов закалённой броневой стали марки 160. Бронирование включает в себя кевлар и керамико-композитные материалы. Броня способна выдерживать прямые попадания пуль калибром до 14,5 мм, а также осколки от бомб и снарядов. При установке динамической брони от германской компании IBD/Дейзенрот Инжиниринг бронетранспортёр соответствует IV уровню защиты по стандарту STANAG-4569. Однако, бронезащита «Страйкера» IAV могла быть пробита выстрелами из ручных противотанковых гранатомётов РПГ-7, которые активно использовались различными незаконными вооружёнными формированиями в Ираке (так называемыми «инсургентами»).

Эффективная дальность стрельбы из РПГ-7 достигает 500 метров, а стандартная граната с кумулятивной боевой частью пробивает стальную броню на расстоянии до 400 метров. Часто РПГ-7 оснащаются боеприпасами с тандемными боевыми частями, которые способны преодолевать даже динамическую защиту[4].

Все «Страйкеры», отправленные в Ирак для операции «Ираки Фридом», были дополнительно оборудованы бронекомплектами, чтобы нейтрализовать угрозу от РПГ. Комплект реечной бронезащиты устанавливался по всему периметру корпуса бронеавтомобиля, в результате чего он напоминал клетку. Рейки брони способствовали детонации выстрелов РПГ до их контакта с корпусом, значительно уменьшая разрушительное воздействие боеприпасов. Использование такой бронезащиты было лишь временной, промежуточной мерой, так как на разработку противодействия РПГ было отведено всего девять месяцев. Масса комплекта реечной брони «Слэт» от компании Дженерал Дайнемикс для «Страйкера» составляет 2200 килограммов. Контракт на сумму 5,9 миллиона долларов, предусматривающий оснащение всех бронетранспортёров одной боевой бригадной группы реечной броней, был подписан с Дженерал Дайнемикс в мае 2006 года.

Stryker

После установки реечной брони бронетранспортёр перестал помещаться по ширине в военно-транспортный самолёт С-130. Кроме того, комплект «Слэт» затрудняет маневрирование бронетранспортёра, особенно в условиях пересечённой местности и на урбанизированных территориях. Увеличение веса от накладной брони также негативно сказалось на характеристиках машины. В марте 2005 года была заключена сделка с отделением сухопутных систем компании ВАЕ Системз на разработку и производство комплектов динамической защиты для 289 бронетранспортёров «Страйкер». Заказ был выполнен в период с сентября 2005 года по октябрь 2006 года. В феврале 2006 года первый «Страйкер» с установленным комплектом динамической защиты был принят заказчиком. Вес комплекта динамической защиты составляет 3100 килограммов[4].

Двигатель и ходовая часть

Как и бронеавтомобиль «Страйкер» IAV, бронетранспортёр M1126 «Страйкер» является полноприводным четырёхосным восьмиколёсным бронированным транспортом. В его конструкции установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель «Катерпиллер» 3126 16 JP8 с жидкостным охлаждением и электронным инжектором. Этот дизель обеспечивает максимальную скорость 101 км/ч для бронетранспортёра весом 18,3 т на шоссе. Такие же двигатели мощностью 350 л. с. при 2500 об/мин также используются в средних 5-тонных тактических грузовиках. При необходимости бронетранспортёр может двигаться очень медленно — со скоростью всего 2,5 км/ч. Двигатель установлен в моторном отсеке, который располагается в передней правой части машины. Он соединён с автоматической трансмиссией «Аллисон» MD-3066Р, имеющей шесть передач вперёд и одну назад. В силовой установке «Страйкера» также присутствуют двухскоростная распределительная коробка и четыре автоматических дифференциала, которые могут управляться вручную. Справа от двигателя размещена система климат-контроля. Изначально на «Страйкерах» климат-контроль не устанавливался, но во время эксплуатации в Ираке выяснилась необходимость в кондиционерах. Некоторые машины, отправленные в Ирак вначале, были оборудованы системами подогрева двигателей для работы в сильные морозы вместо кондиционеров[4].

Бронетранспортёр Stryker в Корее

Два топливных бака расположены по бортам в задней части корпуса. Запас хода на скорости 64 км/ч составляет 450 км. Баки установлены вне бронекорпуса, что делает их уязвимыми для повреждений от пуль и осколков. Подвеска колёс — гидропневматическая и включает систему регулировки высоты, работающую на азоте. Резервуар с азотом находится под полом, соединяющим отделение управления с боевым отделением. Гидропневматическая подвеска обеспечивает стабильность машины и комфорт для экипажа и десанта, даже при движении по сильно пересечённой местности и различным грунтам. В гидросистему также входят гидравлические амортизаторы. Колеса состоят из дисков «Хатчинсон» размером 20x8,5 дюйма и армированных шин «Мишлен» XML 12.00 R20. Клиренс составляет 51 см. На спущенных пневматиках автомобиль может проехать до 40 км со скоростью 48 км/ч. Гидропневматические тормоза установлены на всех восьми колёсах, а три последних оси оборудованы системой ABS. Для повышения проходимости по мягким грунтам бронеавтомобиль оснащён централизованной системой регулировки давления в шинах. «Страйкер» способен преодолевать вертикальные препятствия высотой до 60 см и уклоны до 60 градусов. Даже траншея шириной 200 см не является для него преградой. В отличие от броневика LAV III, «Страйкер» не является амфибией, но может преодолевать водные преграды с глубиной до 130 см. Рулевая система имеет гидроусилитель, а колёса двух передних осей являются поворотными. Минимальный радиус разворота составляет 16 м[4].

Рабочие места экипажа и архитектура

Место водителя выполнено в современном стиле и расположено слева от продольной оси машины. В крыше над ним предусмотрён большой люк, в крышке которого установлены три перископических наблюдательных устройства М17Е4. В открытом состоянии люк фиксируется в одной из пяти позиций. Люк можно запирать как изнутри, так и снаружи. Между отделением управления и боевым отделением проходит узкий туннель, который зачастую бывает завален различными предметами, что значительно затрудняет доступ между этими двумя разделами.

В туннеле часто располагаются два ПТУР «Джавелин». Комфортабельное кресло водителя оборудовано четырьмя эргономичными ремнями безопасности. Сразу перед креслом, перед рулём, находится дисплей Райтеон AN/VAS-5 DVE (усилитель зрения водителя). Этот дисплей является выходным устройством пассивной инфракрасной системы ночного видения, используемой во множестве образцов техники армии США. Система позволяет водителю безопасно управлять бронетранспортёром в условиях ограниченной видимости, включая ночное время и при использовании дымовой завесы. Датчики системы DVE установлены на броне справа от люка водителя, а изображение с этой системы выводится на два дисплея[4].

Помимо водителя, дисплеи также расположены у командира отделения пехоты в боевом отделении. Слева от кресла водителя находится панель приборов, на которой размещены спидометр, тахометр, часы, указатели давления в топливной и маслосистемах, блоки управления системами пожаротушения и климат-контроля, а также элементы для централизованной регулировки давления в шинах и выключатели световых приборов. За панелью расположена панель управления автоматическим детектором химических реагентов на стене туннеля. Справа от кресла находятся устройство внутренней связи и съёмная панель для доступа к двигателю. Кресло водителя можно регулировать по высоте, а педали и рулевая колонка также подстраиваются под рост водителя. Место командира расположено сразу за двигателем в правой части корпуса. В крыше над этим местом установлен люк, в который встроены семь перископических наблюдательных приборов М17Е4, обеспечивающих почти круговой обзор для наблюдателя. В центре крыши, прямо перед командира, установлена дистанционно управляемая турель М151 RWS от компании Конгсберг Дифенс энд Эйроспейс.

На «Страйкере» внедрена современная система C4ISR (Командование, Управление, Связь, Компьютер, Разведка, Наблюдение и Рекогносцировка), интегрированная в цифровую систему управления боем F8C82 (Force XXI Battle Command Brigade and Below) для уровня бригады и ниже. Система C4ISR включает две радиостанции ASIP, датчики для предупреждения об электромагнитном излучении, видеотерминал и навигационное оборудование с приёмником спутниковой навигационной системы. На видеотерминал выводится изображение с турели М151 или с тепловизора водителя. На втором дисплее, установленном у командира, отображаются карты местности, сообщения от командиров и информация, полученная от разведывательных самолётов и вертолётов. Когда на экран выводится цифровая карта местности, на ней иконками обозначаются позиции своей и вражеской техники, а также опасные зоны, такие как минные поля. Обмен информацией между «Страйкерами» и другими участниками системы F8C82 происходит почти в реальном времени[4].

Система дистанционно управляемого вооружения

Универсальная дистанционно управляемая турель M151 (RWS) от компании «Конгсберг Дифенс энд Эйроспейс», известная как M151 «Протектор», также устанавливается на боевых машинах M1130 «Страйкер — CV», M1132 «Страйкер — ESV», M1135 «Страйкер — NBCRV» и M1129 «Страйкер МС-В». На данной турели можно установить либо 40-мм автоматический гранатомёт Mk19 MOD-3, либо 12,7-мм пулемёт М2 НВ. Кроме того, имеется возможность установки пулемёта М240В калибра 7,62 мм.

Для дистанционного наведения турели используются тепловизор TIM от «Талес Оптроник Кэнада» и телекамера VIM с зум-объективом. Встроенный лазерный дальномер позволяет измерять дистанцию до цели на расстоянии до 6000 м с точностью 2,5 м. Модуль вооружения способен вращаться на 360 градусов по горизонту и в вертикальной плоскости — от −20 до +55 градусов. Максимальная скорость разворота модуля составляет 60 градусов в секунду. Условия эксплуатации могут варьироваться от −40 до +60 градусов Цельсия[4].

На турели установлены четыре блока дымовых гранатомётов М6, каждый из которых состоит из шести 66-мм гранатомётов. Пуск гранат может осуществляться как коллективно, так и индивидуально. Базовый боекомплект бронетранспортёра «Страйкер» включает 2000 патронов калибра 12,7 мм для пулемёта М2 НВ или 480 гранат калибра 40 мм для гранатомёта Mk19, а также 16 66-мм дымовых гранат. Коробки с боеприпасами размещаются на бортах в верхней части корпуса или на крыше между люком командира и вентиляционным люком. В 2004 году армия США модернизировала систему М151 RWS до уровня блока I, получившую обозначение М151Е1. Первые системы М151Е1 были поставлены на «Страйкеры» для пятой бригады. Модернизированный блок I включает замену тепловизора на более совершенное инфракрасное устройство с увеличенной дальностью и улучшенной разрешающей способностью, а также установку новой телекамеры с цветным экраном. Эргономика рукоятки управления системой М151, расположенной у командира, была улучшена. Также увеличены размеры короба для боекомплекта, который фиксируется на турели, и установлен счётчик расхода боеприпасов. В настоящее время ведутся разработки системы М151 RWS блока II, которая будет иметь стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении на скоростях до 40 км/ч[4].

Боевое применение

С октября 2003 года по 2011 год «Страйкеры» использовались в операциях на территории Ирака. Сообщения о потерях этих машин во время войны со стороны США не публиковались. Однако известно, что в первую неделю сражения за Бакубу в мае 2007 года было уничтожено 5 машин, в результате чего погибли 8 человек, а несколько десятков получили ранения.

С 2009 года по 2011 год «Страйкеры» также применялись в ходе войны в Афганистане. Экипажи этих машин понесли самые значительные потери среди всех подразделений. В первый год использования было убито и ранено 275 членов экипажей. Информация о потерях техники США не раскрывалась, и данные о потерях за три года остаются неизвестными[6].

Тактико-технические характеристики

  • БМТВ M1128 MGS.
  • Боевой вес: 18,77 т.
  • Экипаж: 3 человека.
  • Вооружение: 105-мм пушка M68A2, спаренный 7,62-мм пулемёт, дополнительно может быть установлен 12,7-мм зенитный пулемёт.
  • Боекомплект: 18 снарядов, 3400 патронов 7,62 мм, 400 патронов 12,7 мм.
  • Максимальная скорость на шоссе: 96 км/ч.
  • Запас хода на шоссе: 531 км.
  • Объём топливных баков: 215 л[7].

Примечания

  1. Piranha III на сайте army-guide. Дата обращения: 12 июля 2011. Архивировано 21 апреля 2014 года.
  2. Stryker (бронетранспортёр). bigenc.ru. Дата обращения: 6 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Бронетранспортер Stryker (США). armedman.ru. Дата обращения: 6 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 БТР "СТРАЙКЕР" ("STRYKER"). www.red-bear.ru (6 сентября 2024). Дата обращения: 6 сентября 2024.
  5. БТР Stryker. vimpel-v.com. Дата обращения: 6 сентября 2024.
  6. Stryker. warriors.fandom.com. Дата обращения: 6 сентября 2024.
  7. БТР Stryker. vimpel-v.com. Дата обращения: 6 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!