SWOT-анализ
SWOT-анализ (или SWOT-матрица) — метод стратегического планирования и управления, представляющий собой модель комплексной оценки внутренних и внешних факторов организации (объекта анализа), путем их разделения и попарного анализа в рамках основных четырёх категорий:
- Strengths — силы (сильные стороны) — параметры организации, удовлетворяющие рынок и способствующие эффективному функционированию (на момент анализа)
- Weaknesses — слабости (слабые стороны) — параметры организации, приводящие к проблемам функционирования на рынке (на момент анализа)
- Opportunities — возможности — возможности для организации, которые она может использовать в будущем (у организации или фактически есть, или возможны для оперативного получения силы для этого)
- Threats — угрозы — угрозы для организации, которые могут повлиять на её деятельность в будущем (у организации или фактически есть, или возможны для оперативного получения слабости для этого)
Силы (S) и Слабости(W) выступают факторами внутренней среды объекта анализа, то есть тем, чем управляет и/или на что способен повлиять сам объект; Возможности (O) и Угрозы (T) выступают факторами внешней среды, то есть тем, что неподконтрольно объекту анализа и влияет на него извне[1].
Объектами SWOT-анализа могут выступать любые социальные и экономические объекты, действующие на любом уровне в социуме и/или в условиях рынка: страны, города, государственные и общественные институты, отрасли экономики, организации (включая некоммерческие организации (НКО)), сферы деятельности (включая научную сферу), политические партии, отдельные личности и прочее.
SWOT-анализ также называют ситуационной оценкой или ситуационным анализом[2], так как данный метод применяется (прежде всего) в качестве инструмента начального этапа процесса принятия решения, а также в качестве инструмента для оценки текущей стратегической позиции объекта анализа.
Визуальное представление
В рамках использования инструмента, аббревиатуру SWOT традиционно представляют в виде таблицы или матрицы. При этом допускаются и иные визуализации.
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
---|---|---|
Внутренняя среда | Strengths — выражают превосходства объекта анализа над конкурентами | Weaknesses — выражают отставание объекта анализа перед конкурентами |
Внешняя среда | Opportunities — выражают факторы, оказывающие благотворное влияние на объект анализа | Threats — выражают факторы, оказывающие пагубное влияние на объект анализа |
История
В 1965 году трое коллег из Службы долгосрочного планирования Стэнфордского исследовательского института — Роберт Ф. Стюарт, Отис Дж. Бенепе и Арнольд Митчелл — представили технический отчет «Формальное планирование: роль штатного планировщика в стартапе», в котором впервые была представлена концепция с акронимом SOFT:
- Satisfactory — приемлемость — удовлетворение в текущей деятельности
- Opportunities — возможности — возможности для будущей деятельности
- Fails — неудачи — сбои в текущих операциях
- Threats — угрозы — угрозы будущим операциям
Именно она выступает прообразом SWOT-анализа[3].
Также в 1965 году, но уже четверо коллег из Гарвардской высшей школы делового администрирования — Эдмунд П. Лернед, К. Роланд Кристенсен, Кеннет Р. Эндрюс и Уильям Д. Гут — опубликовали первое из многих изданий учебника «Политика бизнеса: текст и Кейсы», в первой главе которого были представлены рассуждения о компонентах SWOT, а также их разделении на внутренние и внешние факторы влияния. При этом в книге отсутствовало упоминание как самой аббревиатуры SWOT, так и классической матричной визуализации анализа[4]. В данных материалах она была интерпретирована как схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов).[5]
К началу 70-х годов начала использоваться аббревиатура SWOT — так впервые она была отражена в опубликованных лекциях Уильям У. Феа как «знакомая студентам мнемонику SWOT, а именно сильные и слабые стороны, возможности, угрозы»[6].
В свою очередь самый ранний пример традиционной матрицы SWOT был опубликован в 1980 году в работе родоначальника концепции стратегического менеджмента, американского математика и экономиста российского происхождения — Игоря Ансоффа (уточнение: Ансофф использовал аббревиатуру T/O/S/W вместо SWOT, но в остальном материалы его работы полностью соответствуют концепции SWOT-анализа)[7].
Преимущества и недостатки метода
Сильными сторонами SWOT-анализа выступают[8]:
- универсальность и гибкость инструмента
- возможность применения инструмента для различного горизонта планирования
- отсутствие потребности в узкопрофильном образовании (для применения метода)
- организация работы по сопоставлению данных, выявлению неочевидных связей анализируемого объекта
- наглядность визуализации данных
Недостатками SWOT-анализа являются[9]:
- «узкий» круг исследуемых данных
- субъективность в выборе и распределении факторов; зависимость от уровня профессионализма исполнителя
- статичность производимого анализа
- (прежде всего) качественный характер исследования
Для получения наиболее эффективного результата SWOT-анализа рекомендовано придерживаться следующих правил[10]:
Необходимо задать определённую цель исследования (пример: метод целеполагания по SMART), сфокусироваться на конкретном объекте анализа и придерживаться конкретных формулировок для всех выявленных факторов по SWOT.
В процессе выявления факторов сильных и слабых сторон необходимо учитывать характеристики исключительно объекта анализа, а не его конкурентов.
Для минимизации влияния субъективного фактора, для формирования SWOT-анализа желательно привлечение команды экспертов.
Виды SWOT-анализа
Выделяют три вида SWOT-анализа[11]:
Экспресс-анализ — представляет собой упрощенный вариант SWOT-анализа, в рамках которого выявляются и анализируются только сильные (S) и слабые (W) стороны объекта, то есть анализ только факторы внутренней среды.
Классический SWOT-анализ — представляет собой полноценный вариант SWOT-анализа (по всем четырём факторам).
Сводный (или смешанный) анализ — представляет собой совмещение экспресс или классического SWOT-анализа с разработанной для объекта анализа системой оценки факторов .
Выполнение SWOT-анализа
Процесс выполнения (классического) SWOT-анализа разделяется на два этапа[12]:
Этап 1. Описание факторов SWOT (для этих целей можно использовать таблицу или матрицу) в рамках заданной цели и заданного объекта анализа
Этап 2. Формирование попарного сопоставления факторов (из Этапа 1)
Возможности |
Угрозы | |
---|---|---|
Силы |
СиВ — анализ того, какие сильные стороны объекта необходимо задействовать, чтобы получить наибольший эффект от имеющихся и/или потенциальных возможностей внешней среды. | СиУ — анализ того, как задействование сильных сторон объекта сможет минимизировать или нивелировать (устранить) имеющиеся и/или потенциальные угрозы внешней среды. |
Слабости |
СЛиВ — анализ того, как можно устранить имеющиеся слабые стороны объекта при помощи имеющихся и/или потенциальных возможностей внешней среды. | СЛиУ — анализ того, какие слабые стороны объекта могут трансформироваться и/или спровоцировать имеющиеся и/или потенциальные угрозы внешней среды. |
В случае реализации экспресс-анализа — этапы остаются прежние, сокращается количество исследуемых факторов.
В случае реализации смешанного анализа — к описанным выше этапам добавляется Этап 3. — Количественная оценка анализируемых факторов
См. также
Примечания
- ↑ Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии, 2013. — № 1 (21). — С.151—157 / issn 2074—1707
- ↑ Ситуационный анализ
- ↑ Истоки SWOT-анализа / Puyt, Richard W.; Lie, Finn Birger; De Graaf, Frank Jan; Wilderom, Celeste P. M. (July 2020). «Origins of SWOT analysis». Academy of Management Proceedings. 2020 (1): 17416. doi:10.5465/AMBPP.2020.132
- ↑ Learned, Edmund Philip; Christensen, C. Roland; Andrews, Kenneth R.; Guth, William D. (1965). Business policy: text and cases (1st ed.). Homewood, Illinois: Richard D. Irwin, Inc. p. 20. OCLC 680327
- ↑ Загородников А. Н. Управление общественными связями в бизнесе. Учебник. М: Крокус, 2013 г. (гл.3 «SWOT-анализ: сущность, цель, содержание»)
- ↑ Бухгалтер — накладные расходы или услуга? / Fea, William W. (1973). «The sixtieth Thomas Hawksley lecture: The accountant—overhead burden or service?». Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. 187 (1): 687—697 (689). doi:10.1243/PIME_PROC_1973_187_155_02
- ↑ НОВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
- ↑ SWOT-анализ: как правильно использовать SWOT-анализ и не ошибаться
- ↑ SWOT-анализ
- ↑ Что такое SWOT-анализ
- ↑ Что такое SWOT-анализ и как его провести
- ↑ SWOT-анализ: что это такое, где его используют, примеры
Литература
- Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business . — Альпина Паблишер, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-9614-2213-9.
- Роберт Грант. Современный стратегический анализ = Contemporary Strategy Analysis. Text and cases . — Питер, 2022. — 80 с. — ISBN 978-5-4461-0381-2.
- Владимир Токарев. SWOT – анализ и стратегический аудит фирмы и стартапа. Собрание сочинений. . — Litres, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-0424-6386-0.
- Островская В. Н. Анализ отрасли и SWOT–анализ в конкурентно-интеграционном бенчмаркинге // Terra Economicus. — 2008. — № 4—3.
- Романов Евгений Валентинович, Дроздова Татьяна Валентиновна, Романова Екатерина Владимировна. SWOT-анализ: от стратегии организации к стратегии личностного роста // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6 (36).
- Набокова Алина Владиславовна. Оценка активов бренда и формирование эффективной стратегии бренд-менеджмента компании // Интернаука. — 2016. — № 12 (56).
- Загородников Андрей Николаевич. Социологическое измерение SWOT-анализа в бизнесе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2012. — № 3.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |