RQ-4 Global Hawk

RQ-4 Global Hawk
Тип стратегический разведывательный БПЛА
Разработчик Соединённые Штаты Америки Northrop Grumman
Производитель Соединённые Штаты Америки Northrop Grumman
Начало эксплуатации Block 10: 2004 год
Статус эксплуатируется, производится
Эксплуатанты ВВС США
ВМС США
ВВС Австралии
Стоимость программы разработки $13,7 млрд
Стоимость единицы Block 30: $215 млн (2011 год)
Варианты Euro Hawk
MQ-4C Triton

RQ-4 Global Hawk — это американский стратегический беспилотный летательный аппарат для разведки, разработанный компанией Teledyne Ryan Aeronautical, которая является дочерним предприятием Northrop Grumman.

Первый полет аппарата состоялся 28 февраля 1998 года на авиабазе ВВС США в Калифорнии. Первый экземпляр Global Hawk был передан ВМС США в 2004 году и начал выполнять боевые задачи в марте 2006 года.

В январе 2012 года ВВС США приняли решение прекратить закупку модификации Block 30 RQ-4 Global Hawk. Ранее принятые на вооружение аппараты планируется перевести в резерв. Основной причиной этого решения стало высокое стоимость их обслуживания, которая значительно превышает затраты на эксплуатацию Lockheed U-2[1][2].

Разработка

В 2012 году стоимость одного аппарата составляла около 140 миллионов долларов (без учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки), а стоимость часа полета равнялась 31 тысяче долларов[2]. К 2014 году удалось снизить стоимость полета до 24 тысяч долларов.

Конструкция

RQ-4 Global Hawk.jpg

RQ-4 имеет стандартную аэродинамическую конфигурацию. Фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов и представляет собой полумонокок. Крыло полностью изготовлено из углеволоконных композитных материалов, а V-образное хвостовое оперение также сделано из композитов.

Это самый крупный и тяжелый серийный беспилотный летательный аппарат в мире. Его длина составляет 13,3 метра (для сравнения, U-2 — 19 м, F-15/16 — 19,5/15 м), размах крыльев примерно 35 метров (U-2 — 31 м, F-15/16 — 13/9,5 м), а взлетный вес достигает почти 15 тонн.

Двигатель

Беспилотник оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H, который обеспечивает тягу в 31,4 кН и способен нести полезную нагрузку до 900 кг.

Оборудование

Комплекс беспилотного летательного аппарата Global Hawk включает воздушный сегмент, наземный сегмент, сегмент обслуживания и обученный персонал. Воздушный сегмент состоит из самого БПЛА, оснащенного различными сенсорами, авионикой и системами передачи данных. Наземный сегмент включает оборудование для запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element) и систему наземного управления (Mission Control Element) с встроенным оборудованием для связи.

Для повышения мобильности все наземные устройства размещены в контейнерах или на специализированных трейлерах.

Global Hawk оборудован интегрированной системой наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance), которая является упрощенной и более экономичной версией комплекса ASARS-2, разработанного компанией Hughes для разведывательного самолета Lockheed U-2. Этот комплекс также используется на армейском БПЛА RC-7B и доступен на международном рынке. Он включает радар SAR/MTI, а также оптические и инфракрасные сенсоры. Все три подсистемы могут работать одновременно, а их данные обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в реальном времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с.

Радар с синтезированной апертурой, разработанный компанией Raytheon (Hughes), предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки можно получить изображение площади 138 тыс. км² на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode) возможно получение более 1900 изображений с разрешением 0,3 м за 24 часа на области размером 2 х 2 км. Global Hawk имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах прямой видимости.

Подсистема SAR/MTI работает в X-диапазоне и обеспечивает:

  • Сканирование и обнаружение движущихся целей на расстоянии до 100 км;
  • Комбинированный режим SAR/MTI, позволяющий наблюдение с разрешением 6 метров за полосой шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км;
  • В режиме детализации радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на площади 10 км².

Радар способен обнаруживать наземные подвижные объекты (moving target indicator — MTI) и передавать информацию о них (координаты и скорость) в текстовом формате.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера, разработанная компанией Hughes, обеспечивает получение изображений высокого разрешения. Датчик (1024 x 1024 пикселя) соединен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от задачи доступны два режима работы: первый — сканирование полосы шириной 10 км, второй — детальное изображение области 2х2 км.

Изображения, полученные с радара и оптических/ИК-сенсоров, обрабатываются на борту БПЛА и передаются на наземную станцию в виде отдельных кадров. Наземная станция собирает эти кадры в изображения и подготавливает их для дальнейшего использования.

Для навигации используется инерциальная система с корректировками от GPS. Global Hawk предназначен для автономного полета и передачи разведывательных данных через спутниковые каналы (Ku и УКВ) на наземную станцию. В случае работы в зоне прямой видимости возможна прямая передача данных на соответствующую наземную станцию.

Наземный сегмент, состоящий из оборудования для запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element) и системы наземного управления (Mission Control Element), также производится компанией Raytheon. MCE используется для постановки задач, управления и контроля, обработки и передачи изображений. LRE предназначен для запуска и поиска БПЛА. В составе LRE имеется оборудование для вычисления дифференциальных поправок системы GPS для определения точного навигационного положения БПЛА во время взлета и посадки. В остальное время основным навигационным средством является инерциальная система (с поправками от GPS). Во время миссий MCE и LRE могут находиться в разных местах (обычно MCE располагается в командном центре). Обе системы, входящие в наземный сегмент, размещаются в укрепленных укрытиях с наружными антеннами для прямой и спутниковой связи.

Модификации

NASA Global Hawk, 2010 год
Euro Hawk, 2010 год

AV — в 2007 году NASA приобрело два беспилотных летательных аппарата для программы исследования атмосферы GloPac[3]. Переоборудование завершилось в 2009 году[3]. Модифицированный аппарат может нести на борту 907 килограммов научного оборудования и подниматься на высоту около 20 километров, а его автономное время работы составляет 30 часов[3]. Первый аппарат получил название AV-1[3].

RQ-4A Global Hawk — базовая модификация:

  • Block 10 — было построено 7 БПЛА, которые были списаны в 2011 году, но продолжают летать (борт 04-2021, борт 42015).

RQ-4B Global Hawk:

  • Block 20 — увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полета сократилась до 8700 морских миль.
  • Block 30 — официально принята на вооружение ВВС США в августе 2011 года. До принятия на вооружение один БПЛА был переброшен на ливийский театр военных действий и начал выполнять первые полеты еще до первых авиационных ударов 19 марта 2011 года. Другой БПЛА использовался в Японии для облета зоны стихийных бедствий. К середине июня 2011 года ВВС США получили 12 комплексов. Всего до начала поставок БПЛА в версии «блок 40» планируется приобрести 31 в версии «блок 30». В целях экономии ВВС США планируют снять с вооружения все Block 30 и прекратить их закупку.
  • Block 40 — основное отличие от предыдущих модификаций Block 20/30 заключается в мультиплатформенном радаре MP-RTIP. Первый полет состоялся 16 ноября 2009 года, когда аппарат взлетел с аэродрома авиазавода № 42 в Палмдейле (Калифорния) и через 2 часа приземлился на авиабазе «Эдвардс» в Калифорнии. К концу 2010 года Northrop Grumman должна была поставить 15 машин RQ-4 Global Hawk Block 40, которые будут базироваться на авиабазе «Гранд Форкс» в Северной Дакоте.

RQ-4D Phoenix — модификация, разработанная на основе RQ-4 Global Hawk Block 40 для программы НАТО по приобретению средств наблюдения за наземной обстановкой с воздуха «NATO’s Alliance Ground Surveillance (AGS)». Система совместного управления — одно из ключевых отличий «европейского» дрона RQ-4D Phoenix от базового американского. В остальном новый дрон является практически полной копией своего предшественника, на 94 % повторяя детали и компоновку RQ-4. Работы по программе AGS финансировались 15 странами-членами НАТО: Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и США. Беспилотники используются в интересах всех тридцати стран НАТО, передавая разведданные всем участникам альянса. Последний из заказанных в рамках программы пяти беспилотников прибыл на постоянное место дислокации на авиабазе Сигонелла в Италии 12 ноября 2020 года[4].

RQ-4E Euro Hawk — немецкая модификация RQ-4, созданная американской корпорацией Northrop Grumman и Европейским авиакосмическим концерном EADS, основанная на Global Hawk Block 20. Она была представлена в октябре 2009 года. На европейскую версию БПЛА будет установлено оборудование радиотехнической разведки SIGINT, разработанное EADS. Наземные средства управления беспилотником созданы Northrop Grumman, а аппаратура обработки информации — европейской компанией. Программа создания Euro Hawk финансируется правительством Германии, которое потратило на нее около 559 млн долларов. ВВС Германии намерены приобрести пять Euro Hawk, поставка которых запланирована к 2016 году[5].

MQ-4C Triton — морской патрульный БПЛА на основе RQ-4 Global Hawk. Он будет оснащен радаром X-диапазона для обнаружения различных надводных кораблей и войдет в систему расширенной морской разведки (BAMS) ВМС США. Управлять новыми беспилотниками будут экипажи патрульных самолетов P-8 Poseidon.

Polar Hawk — модификация, предложенная компанией Northrop Grumman для вооруженных сил Канады. Она разработана на основе RQ-4 Global Hawk Block 30 и приспособлена для работы в условиях сильного холода[6]. БПЛА способен подниматься на высоту до 18 300 метров и вести непрерывное наблюдение в течение 33 часов[7].

Тактико-технические характеристики

RQ-4A RQ-4B
Длина 13,53 м 14,50 м
Размах крыла 35,42 м 39,89 м
Площадь крыла 50,10 м²
Удлинение крыла 25,04
Удельная нагрузка на крыло 232 kg/m²
Высота 4,63 м 4,63 м
Собственный вес 5148 кг 6781 кг
Взлётный вес 12133 кг 14628 кг
Объём топливного бака 6985 л 7847 л
Максимальная скорость 837 км/ч 637 км/ч
Потолок 16811 м 18000 м
Радиус действия приблизительно 5500 км с 24-часовым пребыванием в зоне назначения
Максимальная продолжительность полёта 36 ч
Дальность 25015 км 22780 км
Полезная нагрузка 907 кг 1360 кг

Применение

Global Hawk стал первым беспилотным летательным аппаратом, который получил разрешение от Федерального управления гражданской авиации США на самостоятельное выполнение полетных заданий и использование гражданских воздушных коридоров на территории США без необходимости дополнительных уведомлений.

15 октября 2016 года и 14 мая 2017 года БПЛА, с разрешения властей Украины, выполнил разведывательные полеты вокруг полуострова Крым и Донбасса, вылетев с базы Сигонелла на Сицилии.

С 24 февраля 2022 года Global Hawk проводит постоянный мониторинг приграничных территорий России и подготовки наступления российских войск, регулярно выполняя разведывательные полеты над Черным морем.

Примечания

  1. У ВВС США нашлись лишние деньги. Интернет портал "lenta.ru". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Журнал Time узнал о расходах на беспилотники Global Hawk. Интернет портал "lenta.ru". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 У NASA появился беспилотник для изучения земной атмосферы. Интернет портал "lenta.ru". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  4. Североатлантический Альянс укомплектовался беспилотниками RQ-4D Phoenix. Интернет портал "warspot". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  5. Беспилотник Euro Hawk приступил к летным испытаниям. Интернет портал "lenta.ru". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  6. Американцы предложили Канаде "арктический" беспилотник. Интернет портал "lenta.ru". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  7. Россия создаст самолет для патрулирования Арктики. Интернет портал "lenta.ru". Дата обращения: 10 декабря 2024.