Pink Floyd
Pink Floyd | |
---|---|
Основная информация | |
Жанры | |
Годы |
1965—1995 2005 2007 2012—2015[5] |
Страна | Великобритания |
Место создания | Лондон, Англия |
Другое название | The Pink Floyd Sound |
Бывшие участники |
Сид Барретт Роджер Уотерс Дэвид Гилмор Ричард Райт Ник Мейсон |
Другие проекты |
Stars Nick Mason’s Saucerful of Secrets |
Награды и премии | |
Pink Floyd.com | |
Медиафайлы на Викискладе |
Pink Floyd (рус. Пинк Флойд — Розовый Флюид) — культовая британская рок-группа, вошедшая в историю музыкального искусства своими новаторскими композициями, составляющими тематически выдержанные альбомы, напоминающие симфонические произведения, сюиты. Группа экспериментировала со звучанием, достигнув узнаваемости и признания. Жанровая принадлежность произведений Pink Floyd дискуссионна[6][7]. Термины психоделический рок, прогрессивный рок (либо прото-прогрессивный, прото-прог), экспериментальный рок, арт-рок, эйсид-рок, спейс-рок, применявшиеся к музыке этой группы, в большей или меньшей степени характеризуют феномен Pink Floyd[8].
Группа сформировалась в 1965 году, когда лондонские студенты решили сыграть нечто уникальное. Студент из Кембриджа Сид (Роджер Кит) Барретт и обучавшиеся на архитектурном факультете политехнического института бас-гитарист Роджер Уотерс, барабанщик Ник Мейсон и клавишник Ричард Райт записали два сингла, имевших успех. Лидер группы Барретт придумал название «The Pink Floyd Sound» – по именам блюзменов Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. С 1967 года использовалось сокращённое название «Pink Floyd», под ним вышел первый студийный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn. Тексты песен, которые на начальном этапе писал Барретт, претендовали на интеллектуальность и глубину содержания[9].
Барретт, имевший наркотическую зависимость, срывал концерты, поэтому к началу 1968 года его заменил гитарист Дэвид (Дэйв) Гилмор. Лидером Pink Floyd стал Роджер Уотерс, на первые роли претендовал и Ричард Райт. Позднее возрос авторитет Дэйва Гилмора. За 1968—1972 годы вышло шесть альбомов, на двух из них записаны саундтреки к фильмам). Пластинка 1973 года The Dark Side of the Moon принесла Pink Floyd мировую известность, а следующие за ней Wish You Were Here (1975) и Animals (1977) увеличили популярность группы. Эффектное оформление пластинок увеличивало их продажи, а впечатляющие грандиозностью шоу приводили публику в восторг. Группа Pink Floyd достигла коммерческого успеха и вошла в историю рок-музыки. В мировом масштабе продажи составили около 250 миллионов альбомов[10].
Роджер Уотерс, автор большинства композиций The Wall (1979), монополизировал власть в Pink Floyd, что привело к конфликтам и уходу из коллектива Ричарда Райта. После записи оставшимися троими участниками альбома The Final Cut (1983), группа распалась, музыканты начали строить сольную карьеру либо вошли в другие проекты. В 1986 году Гилмор смог восстановить Pink Floyd вместе с Ником Мейсоном, позднее в группу вернулся Ричард Райт. В альбоме A Momentary Lapse of Reason (1991) авторство большей часть композиций принадлежит Гилмору. Мировое турне и выпуск двойного концертного альбома Delicate Sound of Thunder возвестили о возвращении группы. После записи диска The Division Bell (1994) и концертного тура в творчестве Pink Floyd вновь наступил перерыв.
Публика и критики сожалели об отсутствии в составе Pink Floyd Уотерса, и «классический состав» группы собрался вновь, но лишь на один благотворительный концерт. В 2006 году умер Сид Барретт, а в 2008 году Ричард Райт. Студийный альбом группы The Endless River (2014), созданный на основе демозаписей 1993—1994 годов с участием Райта, стал последним в дискографии группы.
История и дискография
1963—1967: создание Pink Floyd
Ник Мейсон и Роджер Уотерс, поступив учиться в Лондонский политехнический институт на факультет архитектуры, с 1963 года играли в студенческом квинтете. Позднее к ним присоединился Ричард Райт, который в том же году ушёл из политеха в Королевский колледж музыки. В группу вошла также вокалистка Джульетт Гейл, впоследствии — жена Ричарда Райта. Коллектив выступал на вечеринках, а репетиции проводил в подвале института[11].
Уотерс и Мейсон снимали квартиру на Стэнхоуп-Гарденс, 39 у преподавателя Майка Леонарда, игравшего на электрооргане вместе со своими жильцами, и разрабатывавшего проекционную машину для создания световых эффектов. Летом 1964 года Ник Мейсон переехал, а в квартиру поселился гитарист Боб Клоуз, и, немного позднее, Сид Барретт, самый младший из музыкантов. Он с 1962 года учился в Камберуэллском колледже искусств и был другом детства Роджера Уотерса. Уотерс и Барретт были друзьями детства. За 1964 год группа, первоначально называвшаяся «Sigma 6», многократно переименовывалась: «The Meggadeaths», «Leonard’s Lodgers», «The Abdabs», «The Spectrum Five», «The Tea Set»[12].
В конце 1964 года группа записала свою первую демозапись с четырьмя композициями, три из которых написал Барретт. Работая по ночам в The Countdown Club, группа удлиняла композиции, поскольку репертуар был небольшим, а повторы не приветствовались. В 1965 году Клоуз решил сосредоточиться на учёбе, и соло-гитаристом стал Сид Барретт,. К концу года квартет стал называться «The Pink Floyd Sound» по именам блюзменов-афроамериканцев, диски с записями которых были у Барретта: Пинка Андерсона из Южной Каролины и Флойда Каунсила из Северной Каролины, игравших «пидмонтский» акустический кантри-блюз. Вопреки расхожему мнению, Пинк и Флойд не играли вместе, даже не были знакомы. Оба они перенесли инсульт в 1960-х и завершили карьеру, и оба умерли от сердечного приступа в 1970-х. Вероятнее всего, они не знали, что их имена увековечены ещё при жизни[13].
Первые контракты
The Pink Floyd Sound исполняли в лондонских клубах преимущественно ритм-энд-блюз. На выступлении весной 1966 года в клубе The Marquee на музыкантов обратил внимание Питер Дженнер, впечатлённый игрой Барретта и Райта. Дженнер и его деловой партнёр Эндрю Кинг предложили The Pink Floyd Sound подписать контракт. По нему четыре музыканта и два их менеджера получали по одной шестой часть суммы дохода группы. На деньги Кинга была создана фирма Blackhill Enterprises, которая купила для группы музыкальные инструменты и звуковое оборудование. Менеджеры организовали выступления на сценах британского андеграунда, Дженнер предложил убрать из названия слово «Sound». Группа Pink Floyd стала включать в свои номера световые эффекты, слайды, которые проецировались на сцену[12].
Деятельность Кинга и Дженнера способствовала публикациям о группе в прессе. О группе писали в Financial Times, а статья в The Sunday Times уделила внимание и спецэффектам:
На презентации нового журнала „IT“ поп-группа под названием The Pink Floyd исполнила захватывающую музыку. Их выступление сопровождалось демонстрацией цветных изображений на большом экране. […] Разумеется, всё было весьма психоделично[14]
К началу 1967 года группа стала исполнять больше собственных композиций, чаще выступала, но оставалась малоизвестной и принималась не всеми. Владелец Клуба католической молодёжи (Catholic Youth Club) отказался оплачивать их выступление на том основании, что они исполняли «не музыку», и менеджеры группы не смогли доказать обратное в суде. Более тёплый приём оказывал группе клуб UFO, где у The Pink Floyd появились первые фанаты. Барретт, чувствуя поддержку, играл с воодушевлением. «Он постоянно мог превосходить сделанное им же ранее и проникать во всё более интересные и новые сферы», — делился первым впечатлением от выступления музыканта поэт-песенник Пит Браун[12].
Группа Pink Floyd, в 1967 году убравшая из названия артикль, заинтересовала представителей музиндустрии, начавших переговоры с менеджерами[2]. Джо Бойд, совладелец клуба UFO, вместе с агентом по концертам Брайаном Моррисоном в январе 1967 года организовали для Pink Floyd запись на студии Sound Techniques. Представители компании EMI, послушавшие песню Сида Барретта «Arnold Layne», предложило группе аванс 5000 фунтов стерлингов. Контракт был подписан 1 февраля 1967 года, и уже 29 января была записана дебютная пластинка группы: «Arnold Layne», и на второй стороне — «Candy and a Currant Bun». 10 марта Columbia Graphophone Company, филиал EMI, выпустил сингл группы. Текст об Арнольде Лейне, который по ночам похищал женское бельё, вызвал запрет на ряде радиостанций, посчитавших песню непристойной. Но влиятельные продавцы при помощи манипуляций со статистикой продаж и скупки партий пластинки подставными лицами, всё же вывели сингл в топ-20 UK Singles Chart[15]. Релиз второго сингла «See Emily Play» 16 июня того же года был более удачным: шестое место в хит-параде страны, две недели в Top-10. На шоу телеканала BBC Look of the Week Роджер Уотерс и Сид Барретт были вынуждены отвечать на неудобные вопросы[11], а в эфире британской телепередачи Top of the Pops, от них потребовали петь под фонограмму. Перед следующим шоу Сид Барретт отказался выступать. К этому времени стали заметны аномалии в его поведении. Барретт в 1967 году начал регулярно употреблять наркотики и «дистанцировался от всего происходящего»[15].
The Piper at the Gates of Dawn (1967)
Брайан Моррисон при подписании контракта с EMI договорился о выпуске первого альбома Pink Floyd. Запись в студии Эбби-Роуд с продюсером EMI Норманом Смитом. Ник Мейсон вспоминал, что всё шло хорошо, но Смит утверждал, что Барретт не воспринимал конструктивную критику. В августе 1967 года Columbia выпустила The Piper at the Gates of Dawn. Альбом поднялся до шестой строчки британского чарта, продержался там 19 недель. Через месяц пластинку перевыпустил лейбл Tower Records, филиал Capitol Records[16]. Pink Floyd с Барреттом собирали полный залы в UFO; но психическое состояние Сида вызывало беспокойство членов группы и менеджеров[15].
Эндрю Кинг отменил выступление Pink Floyd на Национальном фестивале джаза и блюза, сообщив прессе, что у Барретта нервное истощение страдает от нервного истощения. Роджер Уотерс отвёз Сида к психиатру Рональду Лэйнгу, но Барретт отказался покинуть из машину. Отпуск, который Барретт провёл на острове Форментера со своей подругой Линдси Корнер и доктором Сэмом Хаттом, не привёл излечению[15]. Осенью того же года коллектив дал ряд в Европе, а затем отправился в турне по США. Там Барретту стало ещё хуже, а в эфире телепередач Пэта Буна и Дика Кларка Сид не отвечая на вопросы, смотрел в одну точку и отказался открывать рот под фонограмму песни «See Emily Play». Кинг остановил гастроли и отправил музыкантов в Лондон. После возвращения группа выпустила сингл «Apples and Oranges и отправилась на гастроли по Англии на разогреве у гитариста из США Джими Хендрикса. В турне было задействовано 7 ансамблей, каждый выступал дважды за за вечер. Депрессивное состояние Сида в это время достигло точки невозврата — группа и менеджеры решили пригласить нового участника на замену Барретта, который мог бы его заменить[12].
1967—1978 годы: мировая слава
Приглашение Гилмора, уход Барретта
Новым участником группы Pink Floyd стал в декабре 1967 года гитарист Дэвид Гилмор. Он учился с Барреттом в колледже Anglia Ruskin University, они даже играли в обеденных перерывах на гитарах и губных гармониках, а также путешествовали по Франции автостопом, зарабатывая как уличные музыканты[12]. Коллектив The Jokers Wild, в котором играл Дейв, в 1965 году участвовал в концерте вместе с The Tea Set. В январе 1968 года Гилмор был объявлен пятым участником Pink Floyd как второй гитарист. Барретта менеджеры рассматривали как автора песен, без участия в концертах[11]. Но в качестве нового хита Сид предложил группе песню «Have You Got It Yet?», умышленно импровизируя в ходе репетиции. Композицию невозможно было разучить, она в итоге осталась неизданной. Отстранённость Барретта от коллектива наблюдалась и в ходе фотосессии в январе 1968 года: в кадре он смотрит в сторону, а не в объектив. Дэйв Гилмор, которому важна была мелодическая основа творчества, профессиональный уровень Pink Floyd показался неудовлетворительным. В дальнейшем он старался придать их музыке форму, сделав Pink Floyd более зрелой группой[12].
Сотрудничество в качестве автора песен Pink Floyd с Барреттом не сложилось, он был в состоянии, напоминающем кататонический синдром[15]. По пути на концерт в Саутгемптон в начале 1968 года один музыкантов спросил, не заехать ли за Сидом, на что другие ответили: «О нет, давайте не будем!»[1]. Роджер Уотерс позднее вспоминал: «Он был нашим другом, но теперь бо́льшую часть времени мы хотели его придушить»[11]. Ник Мейсон спустя годы говорил: «Ты пытаешься остаться в группе, добиться успеха и заставить весь механизм работать — а ничего не вытанцовывается. Непонятно, почему всё так получается, ты не можешь не поверить в то, что кто-то умышленно пытается завалить всё дело. При этом твой внутренний голос […] говорит: «Этот человек — сумасшедший, он пытается уничтожить тебя!»»[12]. В марте 1968 года коллектив на переговорах с Кингом и Дженнером убедил Барретта покинуть группу, остальные музыканты сохранили за собой наименование «Pink Floyd», а менеджеры Blackhill получили права на все записи с участием Барретта[11]. «Потустороннее звучание», привнесённое Барреттом, осталось фирменным стилем группы, так же как и добавление в композиции звуковых эффектов, а погружение музыканта в бездну безумия стало темой будущих концептуальных альбомов The Dark Side of the Moon, The Wall, Wish You Were Here[12]
6 апреля 1968 года Blackhill Enterprises сообщила официально об уходе из группы Барретта. Ещё некоторое время Сид приходил на концерты Pink Floyd. Сочинять песни вместо него начали Роджер Уотерс и Ричард Райт. Уотерсу пришлось выбирать тематику песен и направление творчества группы в целом[15]. Вокальные партии исполнял Дэйв Гилмор, поначалу подражая голосу Барретта. Группа стала исполнять новые композиции «It Would Be So Nice», «Careful with That Axe, Eugene»[2]. Концертный агент Брайан Моррисон вскоре продал свой бизнес фирме «NEMS Enterprises» Брайана Эпстайна, и единоличным менеджером Pink Floyd стал Стивен О’Рурк, партнёр Моррисона[15]. Питер Дженнер и Эндрю Кинг прекратили работать с Pink Floyd и занялись сольной карьерой Сида Барретта[1].
A Saucerful of Secrets (1968)
Группа приступила к записи на студии Эбби-Роуд нового, второго по счёту, альбома A Saucerful of Secrets. В него вошли три композиции Роджера Уотерса, не лишённых авторского стиля, — «Set the Controls for the Heart of the Sun», «Corporal Clegg» и «Let There Be More Light», две композиции Ричарда Райта — «Remember a Day» и «See-Saw», а также психоделичная «Jugband Blues» — последняя композиция Сида Барретта в дискографии Pink Floyd. Продюсер Норман Смит дал группе советы по технической части, и участники Pink Floyd начали работать в студии звукозаписи самостоятельно, что содействовало творчеству. Однако Смит был недоволен исполнительским уровнем музыкантов. Он даже сел за ударную установку, когда Нику Мейсону не удалось сыграть барабанную партию в композиции «Remember a Day»[11].
Альбом A Saucerful of Secrets вышел в июне 1968 года и поднялся до девятого места UK Albums Chart, в котором продержался 11 недель. Журнал Record Mirror отозвался об альбоме положительно, хотя и сравнил с фоновой музыкой для вечеринки[11]. Радиоведущий Джон Пил дал характеристику заглавной композиции, сравнив её с религиозным опытом», а New Musical Express назвал A Saucerful of Secrets «длинной и скучной… с малым количеством моментов, оправдывающих её монотонное содержание»[11]. Психоделическое оформление обложки альбома A Saucerful of Secrets создала студия дизайна Hipgnosis. После выхода пластинки группа Pink Floyd приняла участие в первом благотворительном концерте в Гайд-парке. Вскоре музыканты выехали в США, где прошло их второе турне. На гастролях группу сопровождали коллективы The Who и Soft Machine[15]. В декабре 1968 года коллектив выпустил сингл «Point Me at the Sky», но он был менее успешен, чем предыдущие, и до 1973 в США и 1979 года в Британии группа синглов не записывала[12].
Ummagumma (1969)
В 1969 году Pink Floyd на Harvest Records, дочернем лейбле EMI, выпустили двойной альбом Ummagumma. Он отличался от предыдущего по музыкальному стилю и по методике формирования музыкального материала. Необычный способ создания первого диска заключался в том, что каждому музыканту группы была предоставлена для наполнения содержимым четверть диска. Музыкант получал возможность самовыражения, записи собственных сольных композиций, при полном отсутствии творческих ограничений. В основном сольные сочинения, попавшие на диск, можно было охарактеризовать как музыкальные эксперименты в стиле экспериментального рока или рок-авангарда. Второй диск альбома содержал записи концертов в Манчестерском колледже коммерции и в клубе Mothers, расположенном в районе Бирмингема Эрдингтон над мебельным магазином. Дизайном обложки двойного альбома занималась студия Сторма Торгесона Hipgnosis. На обложке помещено несколько одинаковых фотографий участников группы, расположенных одна в другой таким образом, что видуально они уходят в бесконечность, создаётся Эффект Дросте[1].
Альбом Ummagumma получил преимущественно положительные отклики со стороны музыкальных критиков. Обозреватель International Times охарактеризовал концертную часть альбома как одну из лучших живых записей, которую он когда-либо слышал. Альбом Ummagumma поднялся до 5-й строчки британского чарта, и продержался в нём 21 неделю[1].
Atom Heart Mother (1970)
В октябре 1970 года Pink Floyd записала свою первую стереофоническую пластинку Atom Heart Mother. Заглавная композиция «Atom Heart Mother» ранее уже исполнялась группой в концертных программах[17]. Но для долгоиграющей пластинки трек, длящийся 23 минуты 44 секунды, дополнили хоровыми и оркестровыми партиями. «Atom heart mother named» — заголовок статьи в газете «Evening Standart», напечатанной 16 июля 1970 года. В ней говорилось о многодетной матери, в сердце которой врачи установили «атомный кардиостимулятор» (кардиостимулятор с радиоизотопным питанием)[18]. Совет по поиску названия в заголовках группе дал композитор Рон Гисин. Пока Pink Floyd находились в туре по США, этот композитор доработал должным образом партитуру, подготовил записи виолончели, хора, а также духовых инструментов[19]. Руководить группой классических музыкантов поручили хормейстеру Джону Олдису. 27 июня 1970 года на Международном фестивале в Бате Bath International Music Festival состоялась премьера оркестрованной сюиты «Atom Heart Mother»[12]. После выпуска этой пластинки группа рассталась с Норманом Смитом, исполнительным продюсером, который, со слов Дейва Гилмора, «не принимал какого-либо участия»[11].
На второй стороне долгоиграющей пластинки было четыре трека: «If» Роджера Уотерса, «Summer '68» Ричарда Райта, «Fat Old Sun» Дейва Гилмора и «Alan's Psychedelic Breakfast» в трёх частях, написанная совместно четырьмя участниками Pink Floyd. На обложке диска, разработанной студией Hipgnosis, было размещено фото коровы по кличке Лалабель III, что вызвало вопросы журналистов. Музыканты объясняли, что таким образом Pink Floyd избавляется от имиджа коллектива, играющего спейс-рок. Изображение коровы с пятнами на боках, с укором глядящей на зрителей, истолковывали также как образ Матери-Земли[18].
Позднее Роджер Уотерс негативно отзывался об этом альбоме, Дэвид Гилмор тоже назвал её «кучей чепухи»[12]. Но в британском хит-параде Atom Heart Mother преуспел и стал первым альбомом группы, занявшим первую строчку UK Albums Chart, при этом продержавшись там 18 недель. Pink Floyd стали первыми рокерами, выступившими на престижном фестивале классической музыки в швейцарском Монтрё. Синтез рока и классики вызвал интерес у публики. Балетмейстер Ролан Пети предложил коллективу создать балетную программу Pink Floyd Ballet[15]. Кинорежиссёр Стэнли Кубрик в 1971 году планировал использовать музыку «Atom Heart Mother» для саундтрека своей картины «Заводной Апельсин». Но желание режиссёра выкупить исключительные права привело к отказу группы от сделки. Кубрик лишь использовал обложку от пластинки в одном из эпизодов[18].
Meddle (1971)
После гастролей по Европе и Америке имевших успех, группа Pink Floyd заняла второе место рейтинге читателей Melody Maker за 1970 год. Финансовое положение группы позволило Ричарду Райту и Нику Мейсону, которые создали семьи, приобрести недвижимость в Лондоне, а Дейв Гилмор купил старинную ферму в Эссексе и стал коллекционировать музыкальные инструменты и антиквариат. Роджер Уотерс смог купил дом в Ислингтоне, в саду которого оборудовал студию звукозаписи[12]. В январе 1971 года группа начала подготовку очередной пластинки, работая над звуком. В студии AIR музыканты извлекали звуки с помощью бытовых предметов, что пригодится им позднее. Работа на Эбби-Роуд прерывалась концертами по всей Британии, в июне-июле — в Европе, в августе — в Австралии и Японии. В октябре того же года был снят фильм Pink Floyd: Live at Pompeii, а в ноябре начались гастроли в США. Альбом Meddle был готов в октябре 1971 года: в США он был представлен 30 октября, а в Британии — 5 ноября[1].
Альмом получил высокую оценку музыкальных критиков, отмечавших роль Дэвида Гилмора как формообразующей силы (Rolling Stone). NME охарактеризовал Meddle как «исключительно хороший альбом», назвав композицию «Echoes» «наивысшей точкой»[12]. The Washington Post назвал Meddle «наиболее близкой к авангарду вещью». Не впечатлил альбом Майкла Уоттса (Melody Maker), который назвал Meddle «саундтреком к несуществующему фильму» и, перефразировав Шекспира, охарактеризовал альбом как «много ярости и звука из ничего»[20]. Критики позднее отмечали, что музыка Meddle была промежуточным звеном между 1960-ми и новым стилем Pink Floyd. Работая над Meddle Роджер Уотерс написал композицию «Dark Side of the Moon», намекающую на болезнь Сида Барретта (затем переименована в «Brain Damage»). Но песню оставили для следующего диска[12]. Пластинка не поднялась выше третьего места хит-парада Британии, но провела в нём 85 недель. Преобладание осенне-зимнего настроения совпало со временем выхода Meddle. Новая инструментальная музыка, баллада «A Pillow of Winds», меланхоличное «Echoes» в атмосфере ноября удачно сочетались с обложкой альбома, над которой работала студия Hipgnosis и фотограф Роберт Даулингу. Фото погружённого в воду уха с расходящимися над ним кругами от капель подчёркивало утончённость нового звука Pink Floyd. На развороте альбома был напечатан чёрно-белый коллективный фотопортрет «плечом к плечу», ставший узнаваемым образом группы[18].
The Dark Side of the Moon (1973)
Альбом The Dark Side of the Moon Pink Floyd записывали на студии Эбби-Роуд со звукоинженером Аланом Парсонсом с мая 1972 года по январь 1973 года. Название «Обратная сторона Луны», обычно ассоциирующееся с космосом, сами музыканты считали образом помрачения рассудка[15]. Группа работала над материалом в ходе гастролей по Европе, Великобритании, Северной Америке и Японии. Алану Парсонсу оказывал помощь Крис Томас, сглаживающий разногласия между Уотерсом и Гилмором, касающиеся аранжировки. Уотерс стал единственным автором всех текстов альбома. Большинство мелодий пластинки принадлежит Ричарду Райту и Роджеру Уотерсу, но и Дэйв Гилмор сгенерировал ряд идей, в том числе как ведущий продюсер[18].
Выпуск в марте 1973 года альбома The Dark Side Of The Moon предварялся представлением композиций прессе. Уотерс, Гилмор и Мейсон бойкотировали встречи с журналистами, поскольку квадрофонический микс альбома был не готов, а стереосистема не даст полноценного впечатления о новой пластинке. The Dark Side Of The Moon сразу поднялся на вершины чартов Западной Европы, собрал восторженные отзывы критиков. Ллойд Гроссман, обозреватель Rolling Stone, отметил, что пластинка «не только развлекает, но и требует участия»[21]. Новый альбом утвердил звёздный имидж Pink Floyd, репутацию группы мирового масштаба. С марта 1973 года материал этой долгоиграющей пластинки группа исполняла нам концертах целиком, как отдельную часть программы[12].
The Dark Side Of The Moon имел феноменальный коммерческий успех: он установил рекорд среди рок-альбомов, заняв 1 место в ведущем чарте США Billboard 200 и находясь в нём 14 лет. Тираж пластинки составил свыше 45 миллионов во всём мире. В Британии альбом разместился на втором месте хит-парада, пробыв там в общей сложности 535 недель. Успех альбома принёс колоссальную прибыль участникам группы. Роджер Уотерс и Ричард Райт приобрели себе огромные загородные дома, а Ник Мейсон начал коллекционировать элитные автомобили. Группа Pink Floyd подписала контракт с лейблом Columbia, получив аванс в сумме 1 миллион долларов США. В Европе Pink Floyd продолжали сотрудничать с компанией Harvest Records[15].
The Dark Side Of The Moon, состоящий из суперхитов, стал единственной пластинкой Pink Floyd, удостоенной премии «Grammy». При этом группа не фокусировалась на коммерческом успехе, а только искала своё звучание, переходное от андеграундных к более конкретным формам. Пластинка начинается и завершается звуками сердцебиения, которые соединяют весь песенный цикл, объединённый общей концепцией текста, носящего мировоззренческий характер. Компания Hipgnosis предложила несколько вариантов дизайна обложки. Музыканты выбрали пирамидальную призму, которая преломляет белый свет в радугу. Чёрный фон и идея призмы были подсказаны Ричардом Райтом, по совету Роджера Уотерса изображение поместили на обратной стороне обложки в перевёрнутом виде, а также с обратным действием: из радуги пирамида формирует луч белого света. Уотерс придумал также радугу-кардиограмму, напечатанную внутри, рядом с фотоснимком Египетских Пирамид, символизирующих вечность. Съёмку пирамид Hipgnosis провели непосредственно в Гизе[18].
Wish You Were Here (1975)
После гастрольного тура Pink Floyd, в ходе которого на концертах исполняли сюиту The Dark Side of the Moon, в январе 1975 года группа начала записывать девятую пластинку Wish You Were Here. Алан Парсонс в это время занялся своим The Alan Parsons Project. Звукоинженером альбома стал Брайан Хамфрис. После успеха The Dark Side of the Moon работа шла тяжело. Дэйв Гилмор предлагал идею доработки трёх новых композиций, но стремился к более профессиональному подходу, Уотерс был против. Мейсон находился в «опасном упадке духа» из-за семейных проблем, брак Уотерса тоже распадался[15].
Творческий поиск занял несколько недель, после чего Роджер Уотерс решил связать концепцию будущего альбома с происходящим: «наши тела были тут, а наши души и помыслы бродили бог знает где». Тема отчуждённости вообще и между участниками группы вновь повернула мысли к судьбе Сида Барретта. «Глубокая меланхолия» композиции «Shine On You Crazy Diamond», исполнявшейся на концертах в черновом варианте, и четырёхнотная загадочная гитарная фраза, сочинённая Гилмором, вызвали у Уотерса воспоминания о Барретте. Уотерс сочинил три новые песни, посвящённые теме взлёта и падения их друга. «Я хотел как можно точнее и искреннее передать свои чувства… ту не поддающуюся определению непроходящую грусть от ухода Сида», — говорил Уотерс. — «Не будь его, вообще ничего бы и не произошло, но, с другой стороны, это не могло бы продолжаться с ним»[22].
По мистическому совпадению, 5 июня 1975 года в студию Эбби Роуд внезапно пришёл Сид Барретт. Предположительно, он узнал о свадьбе Дэйва Гилмора с Вирджинией Хасенбейн и хотел его поздравить. Группа завершала запись композиции «Shine On You Crazy Diamond», как вдруг в студию вошёл полный, обритый наголо, включая брови, человек с пакетом в руке. Музыканты не видели Сида более 5 лет, и никто его не узнал, приняв за технического работника. В мемуарах «Вдоль и поперек: Личная история Pink Floyd» Мэйсон характеризует речь Барретта как «несвязную и не вполне осмысленную»[23]. Спустя некоторое время музыканты поняли, что это Барретт. Сторм Торгерсон из Hipgnosis описал её так: «Два или три человека плакали. Он присел и некоторое время говорил с остальными, но было понятно, что мысли его на самом деле не здесь»[22].
Менеджер Эндрю Кинг спросил Барретта о лишнем весе и Сид сказал, что на его кухне большой холодильник, он ест много свиных отбивных. Барретт сидел неподвижно, слушая «Shine On You Crazy Diamond», а потом сказал, что всегда готов помочь. Затем Сид присоединился к празднованию свадьбы Гилмора в кафетерии, и ушёл по-английски, не попрощавшись. После этого никто из музыкантов Pink Floyd не виделся с Сидом до 2006 года, когда Барретта хоронили. Явление «томительного призрака» не повлияло на текст и музыку пластинки, только в самом конце было добавлено несколько секунд мелодии «See Emily Play»[23].
Премьера Wish You Were Here состоялась на фестивале в Небуорт-хаусе 5 июля 1975 года. Пластинка вышла через 2 месяца и поднялась на вершины всех хит-парадов. В Британии предварительные заказы альбома составляли 250 тысяч штук, и EMI допечатывала тиражи, предупредив торговые сети, что заказы будут выполнены лишь наполовину. До 1991 года Wish You Were Here был наиболее продаваемым альбомом Pink Floyd, но музыкальные критики отзывались о нём разнонаправленно: одни называли музыку «искренней и притягательной», имеющей «полное право называться симфонической», а другие писали, что она «звучит неубедительно»[17].
Animals (1977)
В 1976 году музыканты Pink Floyd записали десятый альбом Animals в собственной Britannia Row Studios. Ещё в 1975 году, после успеха девятого альбома, они приобрели трёхэтажное здание в Ислингтоне, на Британиа-Роу, 35, переоборудовав его для звукозаписи и хранения сценической аппаратуры[15]. Концепция новой пластинки отсылала к повести «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. Эта идея принадлежала Роджеру Уотерсу, который, как выразился Ричард Райт, «решил прибрать всё к своим рукам». Тексты песен описывали те или иные слои общества, представленные в виде антропоморфных свиней, собак и овец[11].
Песни альбома Animals, были написаны до записи Wish You Were Here, но не вошли в него. Их исполняли на концертах начиная с 1974 года. В альбом вошли три композиции длительностью более 10 минут каждая и одна короткая баллада. Такая структура альбома вела к возникновению конфликтов, поскольку авторские гонорары рассчитывались по песням. Дэвид Гилмор за композицию «Dogs», занимавшую почти половину пластинки, получил меньший гонорар, чем Роджер Уотерс, являвшийся автором короткой, но состоявшей из двух треков Pigs on the Wing[11].
Райт и Мейсон вспоминали, что Дэйву Гилмору было что предложить, и Уотерс был в восторге от его идей, однако сдерживал Гилмора и сбивал его с толку. Поэтому вклад Дэвида в альбом оказался меньше, чем прежде, а Райт и Мейсон приняли в создании альбома минимальное участие. Animals оказался первым альбомом Pink Floyd, у которого в перечне авторов не был упомянут Райт. По мнению Райта, Уотерс поверил в то, что он является единоличным автором группы. Вышедший в январе 1977 года альбом занял вторую строчку в британском хит-параде и третью в американском[17].
Во время гастрольного тура In The Flesh, впервые организованного для продвижения конкретной пластинки, исполнялся преимущественно материал этой пластинки. Концертный состав группы расширили, пригласив второго гитариста Сноуи Уайта и клавишника-саксофониста Дика Пэрри. Впервые группа Pink Floyd выступала на больших стадионах, что вызывало тревогу у музыкантов. Уотерс стал приезжать на концерты в одиночку, уезжая сразу после их окончания. Райт улетел в Англию во время гастролей, пытаясь уйти из Pink Floyd[15]. На Олимпийском стадионе в Монреале во время концерта шум фанатов у сцены так разозлил Уотерса, что он плюнул в них. Впоследствии это породило креативную идею для альбома The Wall. Дэйв Гилмор отмечал, что группа была близка к развалу, поскольку на вершине успеха было «сложно понять, чего ещё желать»[15].
Обложка альбома Animals выполнена с использованием фотографии электростанции Баттерси. Это здание в стиле ар-деко снабжало электричеством Лондон. Между трубами для съёмки привязали девятиметровую надувную свинью, заказанную в Германии на заводе, производившем дирижабли. Во время съёмки порыв ветра унёс свинью к аэропорту Хитроу. Позднее свинья нашлась и была возвращена за вознаграждение. После этого происшествия надувная свинья, названная Элджи, использовалась как атрибут концертов Pink Floyd[24].
1978—1985: Лидерство Уотерса
The Wall (1979)
В 1978 году финансовое положение группы ухудшилось. Компания Norton Warburg Group (NWG), с которой группа опрометчиво заключила агентский договор, рискованно инвестировала средства, что привело к потере денег. Новый альбом должен был помочь решить финансовые проблемы. Роджер Уотерс выдвинул две концепции следующей пластинки: первая — демозапись под названием Bricks in The Wall — была принята, а вторая в дальнейшем стала первым сольным альбомом Уотерса The Pros and Cons of Hitch Hiking. Боб Эзрин, сопродюсер альбома, отредактировал сценарий и стихи Роджера. Сюжет The Wall развивался вокруг Пинка — гештальт-персонажа, впитавшего детские впечатления Уотерса, в том числе гибель отца во Второй мировой войне. Добиваясь славы в рок-музыке, Пинк не выдерживает прессинга музиндустрии, деградирует морально и психически, а его фанаты походят на фашистскую группировку. Пинк разрушает «стену» и снова становится нормальным человеком[11].
Роджер Уотерс продолжил нападки на Ричарда Райта и добился лишения его доли в Pink Floyd Ltd. Райт оставался лишь приглашённым музыкантом до конца работы над The Wall. Райт утверждал, что Уотерс угрожал, если Ричард не уйдёт из группы, уничтожить все новые записи. А Уотерс говорил, что Райт не был готов участвовать в создании альбома и согласился уйти без шума, сохранив свой гонорар[25].
Сингл «Another Brick in The Wall (Part II)» возглавил европейские и американские чарты по обе стороны Атлантики. 30 ноября 1979 года на двух пластинках вышел альбом The Wall, который 15 недель находился на вершине хит-парада США. В Британии он поднялся лишь на 3 место. Джеральд Скарф создал анимационные фильмы для шоу The Wall Tour и эскизы надувных кукол — персонажей сюжета «Мать», «Школьного учителя», «Миссис Пинк»[26]. The Wall Tour был очень напряжённым: музыканты избегали общения друг с другом. Уотерс ездил на личном автомобиле, останавливался в других отелях. Райт, записавший свою первую сольную пластинку, участвовал в туре в статусе приглашённого музыканта. Он стал единственным участником, получившим прибыль от тура. Остальные понесли убытки из-за высокой стоимости постановки шоу. Проект был задуман Уотерсом как мультимедиа: альбом, шоу, фильм[24].
Концепция фильма сочетала кадры шоу и анимационные сцены, но запись шоу не подошла для фильма. Режиссёр Алан Паркер оставил анимацию, а сюжет должны были сыграть профессиональные актёры. На роль Пинка пригласили Боба Гелдофа, который назвал сюжет «чушью собачьей» и запросил большой гонорар[11]. Премьера фильма «Пинк Флойд: Стена» состоялась в мае 1982 года на Каннском кинофестивале, а в Великобритании — в июле 1982 года[17].
The Final Cut (1982)
Роджер Уотерс в 1982 году задумал новый проект Spare Bricks — альбом музыки к фильму «Стена». Но после начала Англо-аргентинской войны он начал новый проект, поскольку посчитал избыточным ответ Маргарет Тэтчер на действия Аргентины. Гилмор полагал, что будущая пластинка должна состоять из новых песен, а не из переработанного материала, не подошедшего для прошлого альбома. В ответ Уотерс упрекал Гилмора в том, что он сам сочиняет мало песен. Композитор и аранжировщик Майкл Кэймен, приглашённый в качестве клавишника вместо Райта, пытался их примирить. Уотерс и Гилмор в основном работали по отдельности, но отношения накалялись. После одной из ссор Уотерс исключил имя Гилмора из списка продюсеров. Мейсон мало участвовал в записи нового диска, в одной композиции на ударных вместо него играл Энди Ньюмарк. Но зато Мейсон работал со звуковыми эффектами системы Holophonics, использованными в порядке эксперимента при записи альбома[15].
В марте 1983 года альбом The Final Cut вышел и сразу поднялся на первую строчку хит-парада Великобритании, а в США дошёл лишь до шестого места. Упоминание в тексте Брежнева, Афганской войны и «партии» стало причиной запрета этой пластинки в СССР с формулировкой «извращение внешней политики СССР». Все тексты и музыку для этого альбома написал Уотерс, а у Гилмора в тот момент отсутствовал готовый материал. Он просил Роджера подождать, но тот отказался. Курт Лодер из Rolling Stone назвал эту пластинку «величайшей вершиной арт-рока» и «по сути, сольным проектом Уотерса», «обрушивающим на мировой политический порядок столь разрушительное и убедительное моральное презрение». Критик отмечает, что «Уотерса считали простым женоненавистником, разглагольствующим чудаком, но здесь он наконец-то находит свою цель...»[27]. Однако Дэвид Гилмор, относившийся к этому альбому пренебрежительно, назвал её «дешёвым наполнителем того типа, который мы годами не пропускали на пластинки Pink Floyd»[12].
Судебные тяжбы
Дэвид Гилмор в 1984 году записал второй сольный альбом About Face, дистанцируясь от Pink Floyd и Роджера Уотерса, который гастролировал со своей дебютной пластинкой The Pros and Cons of Hitch Hiking, в то время как Ричард Райт выпустил с группой Zee альбом Identity. В августе 1985 года и Ник Мейсон выпустил сольный альбом Profiles в соавторстве с Риком Фенном). В то же время разрастался конфликт Уотерса и менеджера группы О’Рурка, связанный с обязательствами по выплате роялти за записи Pink Floyd, которые могли быть выпущены в будущем. В июне 1985 года Роджер Уотерс расторг свой контракт с О’Рурком и нанял Питера Раджа. Уотерс советовал Гилмору и Мейсону тоже отказаться от услуг О’Рурка, но они отказались[12].
Уотерс письменно обратился в EMI и Columbia, сообщая, что уходит из Pink Floyd, и просил снять с него обязательства по контрактам. Бас-гитарист, не записывая новые альбомы группы, нарушал контракт, предусматривающий остановку выплаты роялти с выпущенных ранее песен. Поэтому остальные участники Pink Floyd, по словам Уотерса, хотели через суд обязать его работать над новым материалом. Но осенью 1986 года Роджер сам обратился в суд , чтобы распустить группу и запретить использование названия Pink Floyd. Он объявил коллектив «выдохшейся творческой единицей»[17].
Адвокаты Роджера Уотерса выявили отсутствие официального документа о сотрудничестве музыкантов. Уотерс обратился в суд, чтобы получить право вето на использование названия Pink Floyd, мотивируя это тем, что группа может работать лишь при единодушным желании участников. Уотерс полагал, что так группа «уйдёт красиво», поскольку без ничего не будет, ведь он «последние пятнадцать лет он тащил её на себе». Гилмор в пресс-релизе, объявил, что Pink Floyd продолжит работу: «Роджер — собака на сене, и я собираюсь побороть его. Пока никто, кроме него, ещё не утверждал: «Pink Floyd — это я». Тот, кто утверждает подобное, в высшей степени самонадеян»[12].
1985—1994: Лидерство Гилмора
A Momentary Lapse of Reason (1987)
В 1986 году Дэвид Гилмор пригласил музыкантов для записи альбома A Momentary Lapse of Reason, ставшего первой пластинкой Pink Floyd без Роджера Уотерса. Несмотря на то, что в договоре 1981 года о выходе Райта из группы, налагался запрет на его возвращение, Гилмор и Мейсон пригласили его в студию, полагая, что его присутствие «придаст силы»[12]. Клавишник был нанят в качестве сессионного музыканта. Запись велась на пришвартованной к берегу Темзы плавучей студии Дэвида Гилмора Astoria. Для создания текстов привлекли поэта-песенника Энтони Мура. Ник Мейсон, не будучи уверен, что справится сам, пригласил ударников для записи некоторых барабанных партий. Работа со звуком, экспериментальными эффектами привлекала Мейсона всё больше[15].
Для работы над обложкой вновь пригласили Сторма Торгерсона. На развороте впервые после Meddle была помещена фотография музыкантов. Это подчеркнуло уход Уотерса. В сентябре 1987 года альбом A Momentary Lapse of Reason вышел в свет и поднялся на 3-е место в хит-парадах Великобритании и США. Раздосадованный Уотерс раскритиковал пластинку своих бывших коллег: «Я думаю, что это поверхностная, но довольно умелая подделка… В целом песни плохие…тексты Гилмора — третьесортные»[11]. Журнал Q охарактеризовал A Momentary Lapse of Reason как сольный альбомом Гилмора, хотя по звучанию он был похож на репертуар Pink Floyd периода расцвета. Хью Филдер из еженедельника Sounds отозвался о пластинке положительно, написав, что это возвращение «назад, через стену, туда, где бриллианты безумны, у Луны есть тёмная сторона, а у матерей — атомные сердца»[12].
После выхода A Momentary Lapse of Reason музыканты организовали гастрольный тур. Гилмор и Мейсон сами оплатили стартовые расходы, Ник даже заложил свой Ferrari 250 GTO[11]. Мейсон и Райт давно не выступали, поэтому пришлось порепетировать перед туром по Северной Америке, который стартовал в сентябре 1987 года и продолжался 3 месяца, а затем был продлён, поскольку оказался очень успешным. В общей сложности концертный тур продолжался больше двух лет. Уотерс вознамерился помешать группе, начав свои гастроли по Северной Америке с песнями своей сольной пластинки Radio K.A.O.S.. Уотерсу не удалось переманить слушателей у бывших коллег: он выступал на маленьких площадках, иногда отменял концерты, а музыканты Pink Floyd без него собирали аншлаг на стадионах. Тогда Уотерс начал угрожать промоутерам судом за использовать наименования «Pink Floyd» на афишах. Гилмору и его коллективу пришлось в каждом городе нанимать адвокатов. Тогда же рассматривался иск о правах на название и о правах Уотерса на надувную «летающую свинью»[12]. 23 декабря было подписано соглашение, по которому и Мейсон и Гилмор сохраняли собой право бессрочно называться «Pink Floyd», а Уотерс — эксклюзивно использовать концепцию шоу The Wall и спецэффекты, включая свинью Элджи[11].
Визит в СССР
Pink Floyd в 1989 году стала четвёртой рок-группой приехавшей с концертами в СССР[28]. До них это сделали Uriah Heep, Scorpions и Status Quo[29]. Отношение советских чиновников к творчеству группы менялось в зависимости от содержания текстов альбомов. К примеру, The Wall получил положительный отзыв в отделе пропаганды ЦК КПСС за «антиимпериалистическую направленность». О группе напечатали статьи в молодёжных изданиях. Журнал «Ровесник» писал о Pink Floyd в 1981 году под заголовком «Разрушители Стены». Журнал «Кругозор» выпустил гибкую пластинку с сокращённой версией композиции «Shine On You Crazy Diamond». Однако после выхода The Final Cut с упоминанием Брежнева, группу запретили популяризировать в СССР[30]. В первые годы перестройки запрет отменили, а в 1989 году, после пяти концертов тура A Momentary Lapse of The Reason популярность группы возросла[28]. Концерта прошли с аншлагом, хотя цена билетов доходила до 100 рублей при средней зарплате в 217 рублей[30]. Зрители называли концерты Pink Floyd в Москве «самыми значительными сольными выступлениями какой-либо рок-группы в СССР»[31], «как если бы инопланетяне высадились на Красной площади»[28].
The Division Bell (1994)
В 1992 году Pink Floyd записали саундтрек к фильму La Carrera Panamericana, рассказывающем об автогонке, проходившей в Мексике. В гонке приняли участие Гилмор, Мейсон и их менеджер О’Рурк. Они являлись спонсорами гонки и инициаторами создания документального фильма. С января 1993 года началась работа музыкантов на студии Britannia Row над новым альбомом. Через две недели, подготовив материал, группа приступила к записи песен на студии Astoria. С февраля до мая 1993 года музыканты работали над 25 различными идеями. В работе снова был задействован Эзрин, выступивший сопродюсером Дэвида Гилмора[15].
По контракту Ричард Райт не был членом группы и сомневался, участвовать ли в записи альбома. Однако, впервые за многие годы, он вошёл в список авторов, поскольку участвовал в создании пяти композиций[11]. Гилмор к этому времени уже развёлся со своей первой женой. Эта тема нашла отражение в песне Coming Back To Life. А будущая вторая жена Дэвида, поэтесса Полли Сэмсон вошла в число создателей альбома как автор текстов нескольких песен, в том числе ключевой композиции «High Hopes». В начале её участие понравилось не всем, но в итоге Полли вдохновила Гилмора и «объединила всех в работе над альбомом»[11].
Для аранжировки вновь пригласили Майкла Кеймена, партию саксофона исполнил Дик Пэрри, а звукорежиссёром стал Крис Томас. Название The Division Bell придумал писатель-фантаст Дуглас Адамс. The division bell — это колокол, висящий в Палате общин британского парламента. Он звонит при начале голосования, или «разделения», как говорят парламентарии[32]. Колокол разделения символизирует потерю понимания между людьми, между членами группы. Во избежание конкуренции с другими релизами, как случилось с альбомом A Momentary Lapse of Reason, который вышел одновременно с дисками Майкла Джексона и Брюса Спрингстина, Pink Floyd решили выпустить альбом и начать гастроли не позднее конца марта 1994 года. The Division Bell занял первое место в чартах и в США, и в Великобритании, продержавшись в британском хит-параде 51 неделю[17].
Две недели перед гастролями группа репетировала на авиабазе Нортон в Сан-Бернардино, в ангаре. 29 марта 1994 года тур начался в Майами. Первоначальная программа концерта состояла из самых популярных песен группы, но позднее вторую половину шоу стали полностью посвящать альбому The Dark Side of the Moon. Уотерса приглашали присоединиться, но он отказался. Тур завершился 29 октября 1994 года, став последними гастролями Pink Floyd. В 1995 году музыканты выпустили альбом P.U.L.S.E. и концертное видео, которые были записаны в ходе их последнего тура[17].
После Pink Floyd
Live 8
Роджер Уотерс, Дэйв Гилмор, Ник Мейсон и Ричард Райт 2 июля 2005 года, в первый за 24 года и в последний раз, объединились для выступления на мероприятии Live 8 в Гайд-парке. Учредитель концерт Боб Гелдоф с трудом уговорил музыкантов сыграть вместе. Они обсудили перечень композиций, три дня репетировали в студии Black Island Studios, споря о стиле и темпе. Когда началось шоу, при первых аккордах «Wish You Were Here», Роджер Уотерс обратился к залу с посвящением выступления Сиду Барретту. В конце музыканты обнялись, фото этих объятий оказалось на первых полосах газет[11].
Музыканты отказались от предложенного им за совместное турне контракта на сумму 136 миллионов фунтов стерлингов. Уотерс сказал, что готов выступать только на благотворительных мероприятиях, а Гилмор исключил и такой вариант. В интервью газете La Repubblica 2006 года Гилмор заявил «Pink Floyd — бренд распущенный, законченный, определённо умерший». Гилмор сказал, что ему уже 60 лет и нет желания много работать. Удобнее для него работать в одиночку»[33].
Прощание с Барреттом и Райтом
Сид Барретт скончался 7 июля 2006 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Кембридже, ему было 60 лет. На похоронах 18 июля 2006 года никто из группы Pink Floyd не присутствовал. Музыканты были опечалены вестью о кончине Барретта и отмечали, что «Сид был путеводной звездой раннего состава группы и оставил после себя наследие, которое продолжает вдохновлять»[34]. Дэвид Гилмор в некрологе писал: «Запомните Сида как сумасбродного гения, который дарил нам всем улыбки со своими замечательными произведениями о велосипедах, гномах и чучелах. Его карьера была ужасно коротка, но он достучался до сердец огромного количества людей, большего, чем он мог себе представить». Барретт более 30-ти лет не занимался музыкой, имея проблемы с психическим здоровьем, но британская пресса посмертно превозносила музыканта за его выдающийся вклад в развитие современной музыки. Уотерс, Гилмор, Мейсон и Райт 10 мая 2007 года выступили на трибьют-концерте Барретта «Madcap’s Last Laugh» в Лондоне. Гилмор, Мейсон и Райт исполнили две песни Сида — «Bike» и «Arnold Layne». Уотерс выступил сольно со своей песней «Flickering Flame», посвятив её Барретту[35].
15 сентября 2008 года в возрасте 65 лет умер от онкологического заболевания Ричард Райт [36]. Бывшие коллеги отдали дань памяти Райта. Дэйв Гилмор отметил: «Он был добрым, скромным и непубличным, но его проникновенный голос и манера исполнения были жизненно важными, волшебными компонентами столь узнаваемого звучания Pink Floyd»[37]. Спустя неделю после кончины Ричарда Райта Дэвид Гилмор исполнил его песню «Remember a Day». Композитор и клавишник Кит Эмерсон в своём заявлении отметил заслуги Райта, назвав его неотъемлемой частью Pink Floyd[38].
Благотворительность и гонорары
Гилмор и Уотерс 10 июля 2010 года приняли участие в благотворительном концерте фонда Hoping Foundation, собирающего пожертвования для палестинских детей. Концерт проходил в частном особняке, аудитория составляла около 200 человек[39]. Гилмор, в качестве благодарности Уотерсу за участие в благотворительном мероприятии, исполнил на его сольном шоу 12 мая 2011 года на стадионе O2 Arena, композицию «Comfortably Numb». Мейсон на этом концерте играл на тамбурине в композиции Outside the Wall, аккомпанируя Уотерсу. При этом Гилмор играл на мандолине[40].
4 января 2011 года группа Pink Floyd и компания EMI подписали контракт, завершив спор о тиражировании отдельных записей. Музыканты отстояли в суде свою позицию: материал должен выпускаться в виде альбомов, а не отдельных треков. Альбомы являются концептуальными, цельными произведениями. 26 сентября 2011 года было начато переиздание дискографии группы под наименованием «Why Pink Floyd...?». При реализации этого проекта перевыпущено всё наследие коллектива в новых ремастированных версиях. В том числе — мультиформатные издания альбомов, получившие наименование Experience и Immersion. Ремастерингом руководил Джеймс Гатри, сопродюсер альбома The Wall. В ноябре 2015 года выпущен мини-альбом 1965 года: Their First Recordings, с шестью песнями, записанными до The Piper at the Gates Of Dawn[41].
The Endless River (2014) в память о Райте
Дэйв Гилмор вместе с Ником Мейсоном в 2012 году составили из черновых записей альбома The Division Bell, в которых участвовал Райт, новый диск Pink Floyd. Приглашённые музыканты исполнили недостающие партии, были задействованы современные студийные технологии. Роджер Уотерс в этом проекте не участвовал. Ник Мейсон охарактеризовал этот альбом как дань памяти Райту: «Я думаю, что эта запись — хороший способ узнать многое из того, чем он занимался, и почему его игра лежит в сердце звучания Pink Floyd. Слушая эти сессии, я действительно понял, каким необыкновенным музыкантом он был»[42]. Альбом The Endless River выпущен компанией Parlophone 7 ноября 2014 года и получил неоднозначные оценки музыкальной прессы. Установив рекорд по предварительным заказам на британском Amazon[43], альбом взлетел на первые места чартов во многих странах[44]. На виниловом носителе альбом имел самый высокотиражным в Великобритании начиная с 1997 года[45].
В интервью Дэвид Гилмор неоднократно отмечал, что The Endless River будет последним альбом группы Pink Floyd: «Очень жаль, но это конец»[46]. Тур в поддержку пластинки группа не проводила, так как Гилмор не считал возможным делать это без Райта[47]. В 2015 году Дэйв Гилмор вновь высказался о том, что Pink Floyd остался в прошлом: «Годы, которые принято считать нашим расцветом, были на 95 процентов наполнены музыкой и радостью, весельем и смехом. И я, конечно, не хочу, чтобы остальные пять процентов наложили отпечаток на фантастическое время, которое мы провели вместе. Но оно прошло, мы закончили с этим: было бы лицемерием пытаться вернуться назад». Гилмор также подчеркнул, что воссоединение без Райта «было бы просто неправильным»[48].
Воспоминания о молодости
В ноябре 2016 года выпущен бокс-сет The Early Years 1965–1972, включающий неизданные концертные и студийные записи, ремиксы, а также фильмы о раннем периоде истории группы[49]. В конце 2019 года издано продолжение — The Later Years с записями, созданными после ухода Роджера Уотерса[50].
Ник Мейсон в 2018 году создал собственную группу Nick Mason’s Saucerful of Secrets, которая исполняла ранний репертуар Pink Floyd. В коллективе работали гитарист Гэри Кемп, прежде игравший в группе Spandau Ballet и бас-гитарист Гай Пратт, который ранее сотрудничал с Pink Floyd[51]. Nick Mason’s Saucerful of Secrets выступили в 2018 году с гастролями в европейских странах[52], а в 2019 году в Северной Америке[53]. Примечательно, что на концерте в Нью-Йорке к коллективу присоединился Роджер Уотерс, который исполнил вокальную партию в композиции «Set the Controls for the Heart of the Sun»[54].
Уотерс жил в Нью-Йорке с 2007 года и продолжал сольные выступления, зачастую связанные с его политической позицией, близкой к социалистам, сформировавшейся в молодости. В 2016 году он выступал против «Брексита», в 2018 году после «химической атаки» в сирийском городе Думе, назвал группу «Белые каски», заявившую о применении химического оружия, «фальшивой организацией». В том же году Уотерс высказался о событиях на Майдане в 2014 году, организованных Вашингтоном и спровоцировавших Россию на действия в Крыму, поскольку «Севастополь очень важен для России и россиян. Существует множество договоров и бумаг, по которым Россия имеет все права на этот город». В связи с этим Украина включила Роджера Уотерса в базу «Миротворец»[55]. В 2019 году Роджер исполнил «Wish You Were Here» на митинге у МВД Великобритании в поддержку основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа[56]. Летом 2022 года Роджер Уотерс назвал военным преступником Джо Байдена, разжигающего конфликт на Украине, тогда как действия России стали ответом на расширение блока НАТО на восток[57].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Povey G. The Complete History of Pink Floyd (англ.) / 2nd Revised edition. — Chesham: Mind Head Publishing, 2008. — С. 15—18, 67—85, 115, 135—136, 155-174. — 368 с. — ISBN 978-0-9554624-1-2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Di Perna, Alan. Mysterious Ways // Guitar World Presents: Pink Floyd (англ.) / Kitts, Jeff; Tolinski, Brad. — Milwaukee: Hal Leonard, 2002. — С. 13, 29. — ISBN 978-0-7546-6708-7.
- ↑ George-Warren, Holly. The Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll (англ.). — 2005 revised and updated. — New York: Fireside, 2001. — ISBN 978-0-7432-9201-6.
- ↑ Greene D. Rock, Counterculture and the Avant-Garde, 1966—1970: How the Beatles, Frank Zappa and the Velvet Underground Defined an Era (англ). — Jefferson: McFarland, 2016. — С. 158. — ISBN 978-1-4766-2403-7.
- ↑ Сосновский Д. Дэвид Гилмор официально объявил о роспуске Pink Floyd . Москва: Российская газета (14 августа 2015). Архивировано 18 октября 2024 года.
- ↑ Greene D. Rock, Counterculture and the Avant-Garde, 1966—1970: How the Beatles, Frank Zappa and the Velvet Underground Defined an Era (англ). — Jefferson: McFarland, 2016. — С. 158. — ISBN 978-1-4766-2403-7.
- ↑ George-Warren, Holly. The Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll (англ.). — 2005 revised and updated. — New York: Fireside, 2001. — С. 760—761. — ISBN 978-0-7432-9201-6.
- ↑ Пинк Флойд / 47879 // Большой энциклопедический словарь — 1-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров.. — М.: Большая российская энциклопедия, 1991. — С. 1628. — ISBN 5-85270-160-2.
- ↑ Романчиков А. А. Пинк Флойд // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017. — Т. 26. — С. 766. — ISBN 978-5-85270-363-7.
- ↑ Beech M. Pink Floyd Reunion Tops Fans' Wish List in Music Choice Survey (англ.). New York: Bloomberg Television (26 сентября 2007-09-26). Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 11,11 11,12 11,13 11,14 11,15 11,16 11,17 11,18 Blake, Mark. Comfortably Numb: The Inside Story of Pink Floyd (англ.). — Cambridge: Da Capo Press, 2008. — С. 37—45, 86—87, 90—118, 148—242. — ISBN 978-0-306-81752-6.
- ↑ 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 12,11 12,12 12,13 12,14 12,15 12,16 12,17 12,18 12,19 12,20 Шэффнер Н. Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd = Saucerful of Secrets. The Pink Floyd Odyssey. — М.: Издательство Сергея Козлова, 1998. — С. 38, 62-68, 113-121, 132, 164, 178—192. — 365 с. — ISBN 5-901013-01-8.
- ↑ Аускерн Л. Пинк и Флойд, которые дали имя Pink Floyd . World Electric Guitar (2024). Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Шэффнер Н. Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd = Saucerful of Secrets. The Pink Floyd Odyssey. — М.: Издательство Сергея Козлова, 1998. — С. 62-68. — 365 с. — ISBN 5-901013-01-8.
- ↑ 15,00 15,01 15,02 15,03 15,04 15,05 15,06 15,07 15,08 15,09 15,10 15,11 15,12 15,13 15,14 15,15 15,16 15,17 Мейсон Н. Inside Out: Личная история Pink Floyd. Inside Out. A Personal History of Pink Floyd. — 2-е изд., испр. — СПб.: «Амфора», 2015. — С. 86—94, 102—109, 119—120, 137—140, 158—181. — 415 с. — ISBN ISBN 978-5-367-03946-7.
- ↑ Cavanagh J. The Piper at the Gates of Dawn (англ.). — New York: Continuum, 2003. — С. 55—56. — ISBN 978-0-8264-1497-7.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 Povey G. The Complete History of Pink Floyd (англ.) / 2nd Revised edition. — Chesham: Mind Head Publishing, 2008. — С. 15—18, 67—85, 115, 135—136, 155-174. — 368 с. — ISBN 978-0-9554624-1-2.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 Котин И. Pink Floyd. Закат дольше дня. Atom Heart Mother . knizhnik.org (2024). Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Шэффнер, 1998, с. 176.
- ↑ Watts, Michael. Pink's muddled Meddle // Pink Floyd: Through the Eyes of the Band, Its Fans and Foes (англ.) / MacDonald, Bruno. — New York: Da Capo Press, 1996. — С. 55—56. — ISBN 978-0-306-80780-0.
- ↑ Гроссман, Ллойд. Dark Side of the Moon Review (англ.). Rolling Stone (24 мая 1973). Дата обращения: 4 ноября 2024.
- ↑ 22,0 22,1 Watkinson, Mike; Anderson, Pete. Crazy diamond: Syd Barrett & the dawn of Pink Floyd (Illustrated ed.). — Omnibus Press, 2001. — С. 119—121. — ISBN 0711988358.
- ↑ 23,0 23,1 Mason, Nick. Inside Out — A Personal History of Pink Floyd. — Phoenix: Philip Dodd, 2005. — С. 206—208. — ISBN 0753819066.
- ↑ 24,0 24,1 Котин И. Pink Floyd. Закат дольше дня. Animals . knizhnik.org (2024). Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Simmons, Sylvie. Pink Floyd: The Making of The Wall (англ.) (англ.) // Mojo : magazine. — 1999. — December (vol. 73).
- ↑ Scarfe, Gerald. The Making of Pink Floyd: The Wall (англ.). — Boston: Da Capo Press, 2010. — С. 91—115. — ISBN 978-0-306-81997-1.
- ↑ Лодер, Курт. Pink Floyd — The Final Cut (англ.). Rolling Stone (14 апреля 1983). Дата обращения: 8 ноября 2024. Архивировано 22 октября 2024 года.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Байков А. Моментальное помутнение рассудка: первый концерт Pink Floyd в Москве . Москва 24 (18 сентября 2013). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 21 октября 2024 года.
- ↑ Перанов О. Ударная бригада: как группа Scorpions выступала перед Горбачевым и ела пиццу в СССР . Собеседник. Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 23 октября 2024 года.
- ↑ 30,0 30,1 Князев С. Приключения Pink Floyd в СССР . СамКульт (2 мая 2015). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 21 октября 2024 года.
- ↑ ПЯТЬ ДНЕЙ В ИЮНЕ. Воспоминание о гастролях Pink Floyd в СССР . Музыкальная жизнь (31 мая 2024). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 9 июня 2024 года.
- ↑ Садыков М. От и до: Pink Floyd — The Division Bell (1994) pt II . drive2.ru (1 марта 2024). Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Кастальдо, Джино. Il requiem di David Gilmour "I Pink Floyd? Sono finiti" (итал.). La Repubblica (3 февраля 2006). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 22 октября 2024 года.
- ↑ Пэерлес, Джон. Syd Barrett, a Founder of Pink Floyd And Psychedelic Rock Pioneer, Dies at 60 (англ.). The New York Times (12 июля 2006). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 23 октября 2024 года.
- ↑ Young I. Floyd play at Barrett tribute gig (англ.). BBC News (телеканал) (11 мая 2007). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 21 октября 2024 года.
- ↑ Booth R. Pink Floyd’s Richard Wright dies (англ.). The Guardian (15 сентября 2008). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 21 октября 2024 года.
- ↑ Floyd Founder Wright dies at 65 (англ.). BBC News (телеканал) (15 сентября 2008). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 21 октября 2024 года.
- ↑ Official Keith Emerson Website — Richard Wright Tribute by Keith Emerson (англ.). Keithemerson.com. Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 22 октября 2024 года.
- ↑ Wilkinson M. Pink Floyd’s Roger Waters and David Gilmour reunite for charity gig: Duo play together for Hoping Foundation (англ.). New Musical Express (11 июля 2010). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 22 октября 2024 года.
- ↑ Pink Floyd Reunite at Roger Waters Show in London (англ.). Rolling Stone (12 мая 2011). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 22 октября 2024 года.
- ↑ Kreps D. Pink Floyd Release Rare '1965: Their First Recordings' EP (англ.). Rolling Stone (2 декабря 2015). Дата обращения: 9 ноября 2024. Архивировано 5 ноября 2024 года.
- ↑ Roberts R. Pink Floyd offers release date, cover art for album 'The Endless River' (англ.). Los Angeles Times (22 сентября 2014). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 22 сентября 2024 года.
- ↑ Kharpal A. Pink Floyd album becomes most pre-ordered on Amazon (англ.). CNBC (10 ноября 2014). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 29 октября 2024 года.
- ↑ Moss L. Pink Floyd score first Number 1 album in nearly 20 years! (англ.). The Official Charts Company (16 ноября 2014). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 20 октября 2024 года.
- ↑ Lee D. Vinyl record sales hit 18-year high (англ.). BBC News (телеканал) (27 ноября 2014). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 27 октября 2024 года.
- ↑ Everitt M. With a Pink Floyd Exclusive, Pink Floyd Talk to 6 Music's Matt Everitt (англ.) (Video). BBC Radio 6 Music (9 октября 2014). Дата обращения: 11 ноября 2024. Архивировано 11 ноября 2024 года.
- ↑ Greene A. David Gilmour: There’s No Room in My Life for Pink Floyd (англ.). Rolling Stone (29 октября 2014). Дата обращения: 11 ноября 2024. Архивировано 8 ноября 2024 года.
- ↑ David Gilmour’s New Album "Coming Along Very Well..." in 2015 (англ.). Neptune Pink Floyd (29 октября 2014). Дата обращения: 11 ноября 2024. Архивировано 9 ноября 2024 года.
- ↑ Grow K. Pink Floyd Detail Massive 27-Disc 'Early Years' Box Set (англ.). Rolling Stone (28 июля 2016). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 11 сентября 2024 года.
- ↑ Kreps D. Pink Floyd Ready Massive ‘The Later Years’ Box Set (англ.). Rolling Stone (29 августа 2019). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 30 октября 2024 года.
- ↑ Mazza E. Pink Floyd Co-Founder Forms New Act To Play The Band’s Earliest Songs Live (англ.). HuffPost (28 мая 2018). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 12 октября 2024 года.
- ↑ Kielty M. Nick Mason's Pink Floyd Supergroup Announces Debut Tour (англ.). Ultimate Classic Rock (25 мая 2018). Дата обращения: 5 ноября 2024. Архивировано 29 октября 2024 года.
- ↑ Greene A. Pink Floyd’s Nick Mason to Play Pre-'Dark Side of the Moon' Songs on U.S. Tour (англ.). Rolling Stone (31 октября 2018). Дата обращения: 15 ноября 2024. Архивировано 15 ноября 2024 года.
- ↑ Grow K. See Roger Waters, Nick Mason Reunite to Play 'Set the Controls for the Heart of the Sun' (англ.). Rolling Stone (19 апреля 2019). Дата обращения: 15 ноября 2024. Архивировано 16 октября 2024 года.
- ↑ Экс-лидер Pink Floyd Роджер Уотерс попал в базу украинского сайта "Миротворец" . ТАСС (27 августа 2018). Дата обращения: 5 ноября 2024.
- ↑ Мельников В. Роджер Уотерс выступил у здания МВД Британии в поддержку Ассанжа . РИА Новости (2 сентября 2019). Дата обращения: 2 сентября 2024.
- ↑ Основатель Pink Floyd назвал Байдена военным преступником . РИА Новости (7 августа 2022). Дата обращения: 11 ноября 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Музыкальные коллективы по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Рок-группы Великобритании
- Группы прогрессивного рока
- Группы психоделического рока
- Члены Зала славы рок-н-ролла
- Музыкальные коллективы, появившиеся в 1965 году
- Музыкальные коллективы, распавшиеся в 1995 году
- Музыкальные коллективы, распавшиеся в 2015 году
- Музыкальные коллективы 1960-х годов
- Музыкальные коллективы 1970-х годов
- Музыкальные коллективы 1980-х годов
- Музыкальные коллективы 1990-х годов
- Музыкальные коллективы 2000-х годов
- Музыкальные коллективы 2010-х годов
- Лауреаты премии «Грэмми»
- Квартеты
- Группы спейс-рока
- Исполнители EMI Records
- Исполнители Harvest Records
- Исполнители Capitol Records
- Группы арт-рока