JDM
Japanese Domestic Market (JDM) (англ. Японский отечественный рынок или Японский внутренний рынок) — термин, распространённый в отношении автомобилей, запчастей и других товаров, продающихся на рынке Японии. Модели автомобилей, предназначенные для японского рынка, обычно отличаются от тех же моделей для других рынков или вовсе не имеют зарубежных аналогов[1]. Характерными особенностями JDM автомобилей являются богатое оснащение салона, высокие технические характеристики, практически обязательные АКПП и кондиционер, а также соответствие нормам левостороннего движения (руль справа, фары светят налево).
JDM является третьим по объёму после рынков Китая и США[2]. Уникальной особенностью политики японских автопроизводителей является выпуск новых моделей и технологий сначала на внутреннем рынке, используя более качественные материалы и сборку, а затем — экспорт некоторых моделей в более скромных комплектациях.
Таким образом, японские покупатели часто получают возможность приобрести более качественные и технологичные автомобили, чем те, что продаются японскими производителями в других странах. Многие популярные в Японии модели вообще не попадают на экспорт.
Мировая популярность
Мотоциклы
В 1990-е годы мотоциклы JDM приобрели популярность во всём мире благодаря строгим ограничениям по мощности и лицензированию в Японии.
Эти ограничения привели к созданию моделей объёмом 250 см³ и 400 см³, которые были миниатюрными репликами больших мотоциклов объёмом 750 см³ и 900 см³, недоступных где-либо ещё. До 1993 года ограничения по мощности составляли: 45 л. с. для класса 250 см³, 60 л. с. для класса 400 см³ и 77 л. с. для класса 750 см³. После 1993 года лимиты были снижены до 40 л. с., 53 л. с. и 77 л. с. соответственно, а мотоциклы объёмом более 750 см³ были разрешены, но ограничены до 100 л.с[3].
Строгие правила лицензирования и продаж в сочетании с практически отсутствующим рынком подержанных мотоциклов сделали экспорт почти новых мотоциклов экономически выгодным. Возник процветающий рынок «серого импорта», на котором специализированные импортёры удовлетворяли спрос на эти уникальные и доступные мотоциклы.
Однако, когда экономика Японии в конце 1990-х годов впала в рецессию, экспорт стал менее прибыльным, а владельцы стали дольше сохранять свои мотоциклы. Мировой финансовый кризис ещё больше повлиял на индустрию «серого импорта», что привело к закрытию крупных специализированных импортёров.
Автомобили
Автомобили JDM начали набирать популярность с конца 1990-х годов. В Новой Зеландии на автомобили JDM приходится 59 % всех зарегистрированных транспортных средств, причём в период с 2015 по 2019 год в среднем ежегодно импортировалось 134 834 автомобиля JDM. Популярные модели включают Mazda Axela, Suzuki Swift, Nissan Tiida, Toyota Corolla и Mazda Demio. Ранее импортировались даже такие экзотические автомобили, как Honda Torneo, Nissan Skyline, Nissan Laurel и Toyota Altezza, а также кей-кары, такие как Suzuki Carry, Daihatsu Move и Subaru R2. Из-за популярности подержанных автомобилей из Японии и их относительно низких оценок в краш-тестах Министерство транспорта Новой Зеландии в настоящее время изучает возможность ужесточения ограничений на импортируемые автомобили, в частности, на ввоз Toyota Corolla, Mazda 2 (Demio) и Suzuki Swift[4].
В Канаде импорт автомобилей JDM стал популярным в 2004 году, поскольку такие востребованные автомобили, как Nissan Skyline GT-R 1989 года, стали соответствовать 15-летнему правилу страны. Напротив, ввоз автомобилей с серого рынка в США намного сложнее — большинство частных лиц ждут 25 лет, прежде чем ограничения EPA перестанут применяться.
Железнодорожный транспорт
Бывший в употреблении железнодорожный подвижной состав из Японии становится все более популярным в развивающихся странах, таких как Индонезия, Таиланд и Мьянма. Эти страны часто приобретают подержанные поезда из Японии для модернизации своих железнодорожных систем, а не закупают совершенно новый подвижной состав. Японские железнодорожные компании, такие как JR, Tokyo Metro и Tokyu Corporation, дарят или продают свои подержанные поезда этим странам, а получатель оплачивает расходы на доставку. Популярные модели бывших в употреблении японских электропоездов включают серии 103, 203, 205 от JNR/JR East, а также поезда 5000, 6000 и 7000 серий от Eidan/Tokyo Metro. Среди дизель-поездов популярны серии KiHa 11, 35, 40, 52 от JNR/JR, а также KiHa 58 от JR East, которые также поставлялись в Россию и Китай в 1990—2000-х годах[5].
Российский рынок
Географическая близость Японии к дальневосточным регионам России, доступные цены на подержанные автомобили JDM и репутация японского качества привели к массовому импорту этих транспортных средств в страны СНГ, особенно в Россию, начиная с 1990-х годов. Автомобили JDM быстро завоевали популярность на вторичном рынке от Владивостока до Уральских гор, существенно потеснив леворульные модели. Даже государственные учреждения начали активно использовать подержанные праворульные автомобили из Японии, оценив их привлекательное соотношение цены и качества.
В восточных регионах России леворульные автомобили зачастую оказывались дороже своих праворульных аналогов из-за высоких транспортных расходов, менее развитой сервисной инфраструктуры, дефицита запчастей и сравнительно скромных комплектаций. В то же время в европейской части страны модели JDM встречаются значительно реже, хотя и пользуются определённым спросом в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и в Краснодарском крае.
Автомобили JDM привлекают российских покупателей рядом преимуществ по сравнению с моделями, предназначенными для европейского рынка, включая Россию:
- более доступные цены по сравнению с европейскими аналогами;
- богатое оснащение, нередко включающее кондиционер, климат-контроль, люки, навигацию и полный электропакет;
- высокий уровень технического оснащения.
Несмотря на отсутствие законодательных ограничений на эксплуатацию праворульных легковых автомобилей в России (за исключением некоторых требований к светотехнике, которые решаются адаптацией или заменой фар), начиная с 1993 года неоднократно предпринимались попытки запретить использование таких транспортных средств под предлогом их потенциальной опасности на дороге. Эти инициативы неизменно встречали протесты жителей восточных регионов, для которых праворульные автомобили являются основным средством передвижения. Невысокий уровень доходов в этих регионах также не позволяет массово перейти на более дорогие леворульные модели. В результате решение о запрете праворульных автомобилей регулярно откладывалось или отклонялось, пока не возникали новые подобные предложения.
В 2009 году по указу премьер-министра В. В. Путина были введены повышенные таможенные пошлины на автомобили с объёмом двигателя более 2 литров, которые были наиболее востребованы на российском рынке. Кроме того, был снижен «проходной порог» — если раньше повышенные пошлины применялись только к автомобилям старше 7 лет, то теперь они распространились и на 5-летние машины.
Это решение вызвало недовольство во многих регионах, особенно на Дальнем Востоке, но протесты не смогли повлиять на позицию правительства. В результате импорт подержанных автомобилей из Японии сократился примерно на 90 %, так как в приемлемую ценовую категорию теперь попадают только малолитражки с двигателями до 1,5 литров.
Компоненты
Звуковой сигнал превышения скорости
Одной из характерных особенностей автомобилей JDM на протяжении нескольких десятилетий был звуковой сигнал превышения скорости (速度警告音), который срабатывал, когда водитель превышал 105 км/ч для обычных автомобилей и 85 км/ч для кей-каров. Этот сигнал, известный как «кинкон» (キンコン) из-за своего звучания, впервые стал обязательным 21 ноября 1974 года согласно статье 1 «Постановления министерства о частичном пересмотре стандартов безопасности для автотранспортных средств».
Однако под давлением со стороны США и других иностранных производителей это требование было отменено в 1986 году, так как оно рассматривалось как нетарифный барьер. Дополнительной проблемой было то, что повторяющийся звук мог вызывать сонливость у уставших водителей. В некоторых моделях использовались электромеханические системы типа глокеншпиля, в других — зуммер.
Несмотря на отмену обязательного требования, несколько производителей продолжали предлагать звуковой сигнал превышения скорости в качестве опции до начала 2000-х годов. Последним автомобилем, оснащённым этой системой в стандартной комплектации, стал Honda City (GA1/GA2)[6].
Индикатор скорости
Начиная с августа 1967 года, грузовые автомобили JDM грузоподъёмностью более 5 тонн и полной массой более 8 тонн должны были оснащаться индикатором скорости (速度表示灯) в соответствии со статьёй 48 «Стандартов безопасности для автотранспортных средств».
Этот индикатор представляет собой световые сигналы, расположенные спереди кабины или на крыше, которые автоматически включаются при достижении определённых скоростных режимов:
- при скорости 40 км/ч и ниже: горит 1 индикатор;
- при скорости от 40 до 60 км/ч: горят 2 индикатора;
- при скорости выше 60 км/ч: горят 3 индикатора.
Индикатор скорости не должен иметь ручного выключателя, кроме основного выключателя питания автомобиля. Сигналы индикатора должны быть видны с расстояния 100 метров спереди и иметь жёлто-зелёный цвет. Погрешность индикации должна быть минимальной при движении по ровным мощёным дорогам. В кабине должен быть предусмотрен световой или иной индикатор, позволяющий водителю контролировать работу системы.
Несмотря на благие намерения, обязательный индикатор скорости оказался нетарифным барьером для европейских и американских производителей, чьи грузовики приходилось модифицировать для соответствия этому требованию. Кроме того, большинство людей на японских дорогах не знали, как интерпретировать сигналы индикатора. Поэтому в 2001 году это требование было отменено. Вместо этого производители грузовиков теперь должны устанавливать ограничители скорости, которые активируются при достижении примерно 90 км/ч[7].
Реплики и конверсии в стиле JDM
Некоторые автолюбители увлекаются созданием реплик автомобилей JDM на базе локально доступных моделей. Например, в США энтузиасты часто берут Honda Civic шестого поколения для американского рынка, переделывают её с леворульной на праворульную и устанавливают двигатель, коробку передач и другие компоненты от японской версии EK9 Type R, чтобы получить «точную» копию. Другие формы «конверсий в стиле JDM» включают переделку американской версии Subaru Impreza первого поколения с использованием деталей от японской STi.
В Юго-Восточной Азии распространена практика конвертации базовых моделей Mitsubishi Lancer в «копии» Lancer Evolution путём замены необходимых компонентов вплоть до модификации днища кузова.
Однако такие автомобили не являются аутентичными моделями JDM, поскольку сохраняют идентификационные номера (VIN) страны, где была произведена конверсия. Более того, даже при масштабных доработках невозможно полностью воссоздать ходовые качества оригинала, так как многие инженерные решения, такие как усиление кузова в определённых зонах, характерные для настоящих Lancer Evolution и Civic Type R, отсутствуют в базовых версиях. Поэтому конверсии, как правило, могут лишь имитировать внешний вид оригинальных моделей JDM, но не их конструктивные особенности и динамические характеристики[8].
Примечания
- ↑ Сергей Знаемский. JDM-декодер: русско-японский толкователь новинок автосалона в Токио. Авторевю, №21 2017 (ноябрь 2017). . Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Александр Чупров. Мировой авторынок в марте вырос в 1,5 раза. Автостат (14 апреля 2021). . Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Suzuki GSX-R750 (англ.). suzukicycles.org. Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Vehicle Statistics (англ.). mmnz.biz. Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Japanese Rail World Wide (англ.). Jorsa. Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ 【速度警告音】速度警告音ってなぜ無くなってしまったの? (неопр.). autoc-one. Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ How Does the Green Light Work on the Front of Cabin? (англ.). Yamada Sharyo Corporation (21.12.2018). Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Wekfest LA 2012 Coverage…Part 2: The Morning… (англ.). stickydiljoe.com (5.06.2012). Дата обращения: 25 ноября 2024.