Acura
| Acura | |
|---|---|
| | |
| Тип | подразделение Honda |
| Основание | 1986 |
| Расположение |
|
| Ключевые фигуры |
Михаил Аккавитти, Эрик Беркмэн Japan; Джон Мендель, V.P., Acura USA |
| Отрасль | Автомобилестроение |
| Продукция | Престижные легковые автомобили |
| Материнская компания | Honda |
| Сайт | www.acura.com |
Acura (рус. А́кура[1]) — премиальный бренд японской компании Honda, основанный в 1986 году в США и специализирующийся на производстве и продаже престижных и спортивных автомобилей на рынках Северной Америки, Китая, Кувейта. Acura стала первой японской маркой класса люкс, успешно конкурирующей с европейскими производителями.
Этимология и логотип
Название Acura происходит от латинского слова «acutus», означающего «острый, заточенный». Логотип представляет собой стилизованный штангенциркуль — инструмент для точных измерений, символизирующий скрупулёзное внимание к деталям, которое вкладывается в каждый автомобиль[2].
История
1980-е годы
В условиях ограничений на экспорт японских автомобилей в США компания Honda приняла решение о создании премиального бренда Acura, последовав примеру конкурентов — Toyota и Nissan. В 1986 году состоялся дебют марки Acura на рынке Северной Америки. Модельный ряд включал седан бизнес-класса Legend, разработанный совместно с британским концерном Austin Rover, и компактный хэтчбек Integra, технически основанный на Honda Quint[3].
В середине 1980-х годов модели Acura, особенно флагманский седан представительского класса Legend, быстро завоевали признание автомобильных экспертов и потребителей. Этому способствовал ряд факторов, среди которых исключительное качество сборки, широкий набор стандартного оборудования, передовые технологии и выдающиеся ходовые характеристики.
Успех Acura побудил конкурирующих автопроизводителей ускорить разработку собственных люксовых марок для североамериканского рынка. Статистические данные свидетельствуют о стремительном росте популярности автомобилей Acura: в первый полный год присутствия бренда на рынке объём продаж превысил отметку в 100 тыс. единиц, а уже к 1990 году достиг 138 тыс. экземпляров, что сопоставимо с показателями ведущих представителей премиум-сегмента из Германии и Японии.
1990-е годы
Значимой вехой в истории Acura стал 1990 год, ознаменовавшийся премьерой революционного спортивного купе NS-X (New Sportscar eXperimental). Среднемоторная компоновка в сочетании с атмосферным бензиновым двигателем V6 и задним приводом позволили позиционировать NSX как первый японский автомобиль, способный на равных конкурировать с признанными эталонами класса — Ferrari и Porsche. Разработка NSX продемонстрировала выдающийся конструкторский и технологический потенциал Honda и её подразделения Acura. В частности, именно на NSX дебютировала инновационная система изменения фаз газораспределения и высоты подъёма клапанов VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control). Впервые в мировом автомобилестроении кузов и шасси серийной модели были целиком выполнены из алюминиевых сплавов. При этом NSX отличался относительной простотой повседневной эксплуатации, высочайшим качеством изготовления и надёжностью, нехарактерными для суперкаров рубежа 1980-х и 1990-х годов, благодаря чему заслужил неформальное звание «практичного суперкара на каждый день»[4]. Одновременно с выходом NSX был представлен новый фирменный логотип Acura в виде стилизованного кронциркуля с буквой «A» в центре, призванный подчеркнуть приверженность бренда высочайшим стандартам проектирования и производства автомобилей премиум-класса.
Несмотря на чрезвычайно успешный старт марки Acura, статистика продаж во второй половине 1990-х годов продемонстрировала тенденцию к снижению спроса на продукцию бренда. Автомобильные обозреватели и аналитики рынка связывали это с рядом факторов, среди которых сдержанный и недостаточно эмоциональный дизайн ряда моделей, представлявших собой глубоко модернизированные версии автомобилей Honda для внутреннего рынка Японии, как, например, седан бизнес-класса Vigor образца 1992 модельного года. Кроме того, негативную роль сыграл переход Acura от запоминающихся собственных названий моделей (Legend, Vigor, Integra) к безликому буквенно-цифровому обозначению по образцу NSX. Многие поклонники марки сочли, что такие индексы, пришедшие на смену именам, вокруг которых успели сложиться своеобразные «культы», размывают идентичность бренда и снижают его привлекательность в глазах целевой аудитории[5].
В этот период падение спроса затронуло и сам NSX — во многом из-за сравнительно консервативной модернизации модели, сохранившей узнаваемый силуэт и ключевые технические решения на протяжении всего производственного цикла оригинального поколения 1990 года. Кроме того, на канадском рынке седан Integra уступил место модели 1.6 EL, представлявшей собой перелицованную версию Honda Civic/Domani. В США Integra оставался в продаже до 2001 года, после чего был номинально заменён моделью RSX, фактически идентичной праворульной версии Honda Integra (DC5) для внутреннего рынка Японии.
2000-2003 годы
Начало XXI века стало периодом возрождения марки Acura, обусловленным появлением ряда моделей с яркой индивидуальностью и передовыми техническими решениями. Первой ласточкой стал седан повышенной комфортности 3.2 TL, дебютировавший в 1999 году. Профильные издания отмечали, что, несмотря на отсутствие явного превосходства над конкурентами по отдельным параметрам, 3.2 TL отличался гармоничным сочетанием динамических качеств и уровня оснащения, предлагая оптимальный баланс «премиальности» и практичности. Эти достоинства в сочетании со сбалансированной ценовой политикой обеспечили высокий спрос на модель среди целевой аудитории. Последующие модели Acura следовали сходной концепции, предлагая богатое базовое оснащение при относительно небольшом количестве опций и пакетов дополнительного оборудования.
Ещё одной знаковой новинкой Acura начала 2000-х гг. стал полноразмерный кроссовер MDX, построенный на общей платформе с минивэном Honda Odyssey. MDX пришёл на смену низко востребованной модели SLX, фактически представлявшей собой перелицованную версию рамного внедорожника Isuzu Trooper. В свою очередь, MDX позиционировался как премиальный кроссовер, ориентированный на эксплуатацию преимущественно на дорогах с твёрдым покрытием. В рамках первого полноценного сравнительного теста с основными конкурентами MDX получил высшие оценки от влиятельного автомобильного издания Car and Driver, особо отметившего выдающуюся плавность хода, управляемость и энергоэффективность модели.
Помимо вышеупомянутых 3.2 TL и MDX, в первой половине 2000-х годов модельный ряд Acura включал седаны и купе 3.2 CL, компактный хэтчбек RSX (преемник Integra), а также среднемоторный суперкар NSX, сохранивший верность изначальной концепции. Во второй половине десятилетия компания реализовала переход от буквенно-цифровых индексов, включавших сведения о рабочем объёме двигателя, к более лаконичным двух- или трёхбуквенным обозначениям (так, 3.5 RL после рестайлинга получил наименование RL). Тем не менее, выпуск седанов TL 1999-2003 модельных годов сопровождался рядом нареканий, связанных с конструктивными недостатками трансмиссии и другими техническими проблемами[6].
В 2001 году появился компактный спортивный хэтчбек RSX, номинально сменивший модель Integra, но фактически представлявший собой перелицованную версию Honda Integra четвёртого поколения (DC5), изначально доступную только на внутреннем рынке Японии. Как и предшественник, RSX получил признание в среде энтузиастов послепродажного тюнинга и послужил основой для целого ряда ярких проектов от ведущих ателье и частных мастерских. Несмотря на популярность модели, в конце 2006 года её производство было завершено, а вскоре RSX покинул и японский рынок. Истинные причины отказа от названия Integra не разглашались, однако представители Acura объясняли снятие RSX с конвейера стратегическим решением укрепить позиции бренда в премиальном сегменте, дистанцировавшись от более молодёжной и широкодоступной по цене модели, ассоциирующейся, в первую очередь, с начинающими водителями и поклонниками субкультуры тюнинга.
2004-2006 годы
В 2004-2006 годах произошло существенное обновление модельного ряда Acura. Седан бизнес-класса TL 2004 модельного года с 270-сильным V6 обеспечил резкий рост продаж, достигнув 71 тыс. единиц в США в 2005 году. Также дебютировал TSX — богато оснащённая версия европейского и японского Honda Accord, ставший единственным седаном Acura с 4-цилиндровым мотором[7]. Обе новинки получили высокие оценки автомобильной прессы и стали бестселлерами марки.
В 2005 году в продажу поступил флагманский седан RL второго поколения. Он отличался более мощным 300-сильным V6, усовершенствованным дизайном и инновационной системой полного привода SH-AWD. Несмотря на положительные отзывы в профильных изданиях, RL не смог добиться высоких продаж из-за завышенной цены, сопоставимой со стоимостью конкурентов, оснащённых V8.
Осенью 2006 года Acura представила новое поколение кроссовера MDX и компактный кроссовер RDX с мощными двигателями V6 и системой SH-AWD. Таким образом, в середине 2000-х годов компания провела масштабное обновление модельного ряда, нацеленное на повышение конкурентоспособности бренда в премиальном сегменте автомобильного рынка США.
2007-2013 годы
В 2007 модельном году Acura возобновила выпуск спортивной версии седана TL Type-S. В 2008 календарном году были представлены полностью новые поколения TL и TSX, а также модернизированный RL; их продажи стартовали в 2009 году. Компания планировала к 2011 году подготовить радикально обновлённый RL и анонсировала создание нового люксового кроссовера ZDX на базе одноимённого концепт-кара.
ZDX стал первой моделью Acura, дизайн которой разрабатывался в собственной студии бренда в Торрансе (Калифорния) под руководством Мишель Кристенсен. Он использовал платформу и 300-сильный 3,7-литровый V6 от MDX в сочетании с системой полного привода SH-AWD. Это также первый автомобиль Acura, полностью производившийся в Северной Америке. Публичный дебют серийного ZDX состоялся 15 октября 2009 года на автошоу в округе Ориндж (Калифорния). Концепция модели предполагала создание «четырёхдверного купе» со стремительным силуэтом кузова, подобным «натянутой рогатке», и массивными задними крыльями, нависающими над колесными арками. Продажи ZDX начались в декабре 2009 года.
Первоначально Acura намеревалась оснастить RL третьего поколения задним приводом и двигателем V8, но эти планы были отложены из-за экономического кризиса 2008 года[8].
На Нью-Йоркском автосалоне 2010 года Acura представила универсал TSX, продажи которого стартовали осенью. Он был создан на базе европейской версии Honda Accord, давно присутствовавшей на рынке Старого Света. При этом компания не сообщала о планах разработки нового поколения седана RL.
В 2010 модельном году кроссоверы MDX претерпели незначительные изменения дизайна и получили новые опции. Двигатель остался прежним, но 5-ступенчатая АКП уступила место 6-диапазонной с подрулевыми лепестками, унифицированной с ZDX.
В 2012 году Acura вывела на рынок компактную модель ILX, сменившую CSX в Канаде и построенную на платформе Honda Civic. Изначально она предлагалась с тремя силовыми установками: 1,5-литровым 4-цилиндровым гибридным мотором от Honda Civic Hybrid в паре с вариатором, 2,0-литровым R20A1 с 5-ступенчатым «автоматом» и 2,4-литровым K24Z7, сочетающимся с 6-ступенчатой «механикой» с дифференциалом повышенного трения от Civic Si. Также на автосалоне в Нью-Йорке был показан концепт Acura RLX — предвестник замены RL.
В 2012 году дебютировал концепт обновлённого кроссовера RDX, в котором турбированная «четвёрка» уступила место атмосферному 3,5-литровому V6. Серийный RDX 2013 модельного года в целом повторял концепт, но отличался дизайном колес, задней оптики и других деталей экстерьера. Он был во многом схож с «младшим» ILX и лишился системы SH-AWD в пользу «интеллектуального полного привода», подобного Honda CR-V.
В 2013 году Acura показала предсерийный прототип MDX следующего поколения, а вскоре запустила модель в производство. Новый MDX позиционировался как конкурент Lexus RX, Audi Q7 и других premium-кроссоверов.
В декабре 2013 года на автошоу в Лос-Анджелесе состоялась премьера гибридного флагмана RLX Sport Hybrid SH-AWD. Он оснащался 310-сильным 3,5-литровым V6 и двумя электромоторами (по одному на каждой оси) суммарной мощностью 377 л.с., работающими с 7-ступенчатой роботизированной КПП с двумя сцеплениями. Технические новшества включали электронный селектор трансмиссии в виде блока кнопок вместо традиционного рычага, позволяющий удобно выбирать режимы движения. Продажи RLX Sport Hybrid начались в середине 2014 года.
С 2014 года
В начале 2014 года на автосалоне в Детройте Acura представила совершенно новый спортивный седан TLX 2015 модельного года, призванный заменить TSX и TL. Версия с 2,4-литровым мотором оснащалась инновационным 8-ступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями, а топовый вариант с 3,5-литровым V6 — 9-диапазонным «автоматом» и системой полного привода SH-AWD. Продажи TLX стартовали летом 2014 года.
В 2015 году Acura существенно модернизировала ILX 2016 модельного года. Отныне он предлагался только с 2,4-литровым двигателем K24V7 в сочетании с 8-ступенчатой трансмиссией DCT, пришедшей на смену прежним силовым агрегатам. В оснащение вошли светодиодные фары Jewel Eye и задние фонари, новые колеса, подвеска и бамперы. Появились опциональные пакеты AcuraWatch (с радарным круиз-контролем, системами предотвращения столкновений и удержания в полосе) и A-Spec (с агрессивным обвесом).
Также был обновлён кроссовер RDX 2016 модельного года. Он получил модернизированный 3,5-литровый двигатель в паре с 6-ступенчатой АКП, оптику Jewel Eye и новый пакет Advance с датчиками парковки, системой бесключевого доступа, вентиляцией сидений и другими опциями.
В 2017 году Acura изучала возможность открытия дилерских центров в Индии в рамках глобальной экспансии бренда[9].
Маркетинг
Первоначальный вариант логотипа Acura, утверждённый без одобрения основателя Honda Соитиро Хонды, не имел горизонтальной перекладины, соединяющей две вертикальные опоры, и не образовывал стилизованную букву «H». По распоряжению Соитиро Хонды были уничтожены все 5000 изготовленных к тому моменту значков, в том числе демонтированы эмблемы с 309 автомобилей моделей Integra, Legend и NSX для рынка США[10].
В 2010 году Acura начала сотрудничество с компанией Marvel Entertainment. Первым результатом партнёрства стало появление кроссовера ZDX в сцене после титров фильма «Железный человек 2». 20 апреля 2011 года Acura и Marvel объявили о запуске совместной рекламной кампании, в рамках которой Acura становилась официальным автомобильным брендом вымышленной организации «Щ.И.Т.» (S.H.I.E.L.D.) из комиксов Marvel.
Вскоре после этого анонса модели Acura, такие как MDX, ZDX, RL и TL, были показаны в фильмах «Тор» и «Первый мститель». В блокбастере «Мстители» 2012 года супергерой Тони Старк (Железный человек) в исполнении Роберта Дауни-младшего управлял эксклюзивным спорткаром Acura, созданным специально для фильма, вместо ранее использовавшегося Audi R8. Это позволило повысить узнаваемость бренда Acura среди поклонников кинематографической вселенной Marvel.
Текущие модели
- MDX (среднеразмерный кроссовер, с 2000 г. по настоящее время);
- RDX (компактный кроссовер, с 2006 г. по настоящее время);
- ZDX (среднеразмерный электрический кроссовер, 2009-2013 гг., с 2024 г. по настоящее время);
- Integra (компактный лифтбек, 1985-2001 гг., с 2022 г. по настоящее время, заменяет ILX)[11];
- TLX (седан бизнес-класса, с 2014 г. по настоящее время, заменяет TL и TSX).
Снятые с производства модели
- RLX (среднеразмерный седан представительского класса, 2014-2020 гг., заменил RL);
- CSX (компактный седан, 2005-2011 гг., заменял EL, продавался только в Канаде, заменён на ILX);
- TSX (компактный спортивный седан/универсал, 2003-2014 гг., заменён на TLX);
- RSX (спортивное купе, 2002-2006 гг., заменило Integra третьего поколения, заменено на TSX);
- EL (компактный седан, 1997-2005 гг., заменил седан Integra, продавался только в Канаде, заменён на CSX);
- CL (люксовое купе, 1997-1999 гг., 2001-2003 гг., снят с производства после 2003 модельного года);
- TL (среднеразмерный спортивный седан, 1996-2014 гг., заменён на TLX);
- RL (полноразмерный седан, 1996-2012 гг., снят с производства после 2012 модельного года, заменён на RLX);
- SLX (внедорожник, 1996-1999 гг., ребрендинг Isuzu Trooper, заменён на MDX, продавался только в США);
- Vigor (среднеразмерный седан, 1992-1994 гг., заменён на TL);
- Legend (седан и купе представительского класса, 1985-1995 гг., переименован в RL в 1996 модельном году);
- NSX (экзотический спорткар, 1991-2005 гг. и 2017-2022 гг.);
- ILX (компактный седан, 2013-2022 гг., преемник CSX и Integra)[12];
- CDX (субкомпактный люксовый кроссовер, 2017-2022 гг., продавался только в Китае).
Примечания
- ↑ acura.com.
- ↑ Acu is Where We Started Архивировано 25 августа 2023 года. Acura Official Website.
- ↑ «Acura History page». Acura.com.
- ↑ «Acura NSX and Lexus LS400: When Japan Ruled the Automotive World». MotorTrend.
- ↑ Jerry Flint (April 1, 2003). «Backseat Driver – Acura». Forbes.
- ↑ «1999-2003 Acura TL: Reliability - Consumer Guide Automotive». Consumerguideauto.howstuffworks.com.
- ↑ Акура ТСХ технические характеристики, комплектации и цены.
- ↑ В чем была суть финансового кризиса 2008 года и повторится ли он сейчас.
- ↑ «Honda Mulling Acura Brand for India to Take on Lexus». Businessweek.com.
- ↑ «Gods, Diamonds, and Mystical Beasts: Explore the Fascinating World of Car Company Logos». The Daily Drive | Consumer Guide.
- ↑ «A Legend Returns: New Acura Integra Coming for a New Generation» (Press release). Monterey, California: Honda..
- ↑ Acura ILX Compact Sedan Headed for 2012 Detroit Auto Show, Based on Civic Platform. blog.caranddriver.com.
Ссылки
- Официальный сайт Acura (англ.)
- «W.C.E.-Acura Evolution (1986 - 2020)» (англ.) на YouTube