Юродство
Юро́дство (Юро́дство Христа́ ра́ди) (от ст.‑слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, отчасти (внешне) напоминающего поведение человека, лишенного рассудка, в смиренном терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания, телесных лишений[1]. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) является обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поноше́ний и оскорблений[2]. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни — круглый год ходили босыми и почти без одежды, некоторые носили вериги[3].
Духовный смысл юродства Христа ради
За подвиги самоотречения Бог награждал юродивых дарами мудрости и прозорливости[3]. Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1Кор.3:19). Юродивый — человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов — гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, потому что к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле[1].
Юродство в христианстве
Представление о юродстве появляется ещё в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Греческая Церковь чтит шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный (IX век) и Симеон Эмесский (VI век). Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания — это безумие, это отвержение привычной, «мирской» системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив — нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что «заземляет» христианина[4]. Люди, вступившие на путь юродства, видели в нём для себя единственную дорогу к спасению — способ подражания Христу. И с христианской, и с исторической точки зрения первым юродивым был Спаситель, полностью отвергавший ценности мира и призывавший человечество к иному образу жизни в Духе Святом. Юродство — это особый вид христианского делания, особый христианский подвиг.
Юродство на Руси
История изучения феномена православного юродства берет начало в русской религиозной литературе (если относить к ней основные жанры древнерусской литературы: гомилетику, агиографию, летописание, каноническую и богослужебную литературу), продолжается в церковном книгописании XVIII—XIX веков и находит себя в научной литературе XX—XXI веков[5]. Одним из символов России является знаменитый Храм Покрова Божией Матери, со множественными пределами, один из которых освящен в честь Василия Блаженного[6]. Слово «блаженный», то есть ублажаемый, эквивалентно слову «юродивый» и прилагается почти каждому святому на Руси — Симон Блаженный, Митя Блаженный. Этим словом также часто называли и князей (например, Александр Невский, Пётр Муромский), и преподобных, и святителей[7]. Почитание церковью юродивых отражено в иконах. Почитание иконописного образа блаженных началось с факта заказа местным мастерам иконы с изображением Прокопия Устюжского (1458 г.). Достоверно известно, что умер блаженный Прокопий в 1303 году, канонизирован до 1547 года, следовательно, икона должна быть написана спустя чуть более ста лет после кончины юродивого[5]. Известна целая серия икон XVI—XVII веков, посвящённая блаженным, канонизированным церковью. Например, икона XVI века, посвящённая Василию Блаженному. Однако с конца XVI века юродивые встречаются реже, и московские уже не канонизуются церковно. В России с XVIII века, начиная с эпохи Петра Первого, юродивых становится меньше в силу того, что культурная обстановка того времени сильно изменилась вследствие реформ императора. Это во многом было связано с политикой государства, которое стало преследовать всех «безумцев», запрещало «вымышлять» чудеса и постепенно секуляризировала Церковь[7].
Литература
- Никольский Н. М. История русской церкви. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
- Панченко А. М. Юродство как зрелище / отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1974. — 384 с.
- Федотов Г. П. Святые Древней Руси / сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков. — Москва: Мартис: SAM end SAM, 2000. — 266 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Юро́дство Христа ради. Азбука веры. Энциклопедия. Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ Сморгунова Е. Святость – благость – юродство. Святые – блаженные – юродивые 164. Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Юродивый Христа ради — что это значит?. Богословско-литургический словарь (06.06.2018). Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ Редкий подвиг, или Что такое юродство. Журнал «Фома» (6 февраля 2020). Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Туминская О. А. К истории формирования иконографии образа юродивого во Христе // Terra Linguistica : журнал. — 2010. — № 111. — С. 241.
- ↑ Самойловский А. Л. Типологические черты образа юродивых в русской православной традиции (на примере московских святых). Наука. Общество. Оборона (журнал) (4 июля 2022). Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Тетерина Е. А. Юродство как феномен русской духовной культуры // Философия. Социология. Культурология : журнал. — 2014. — 7 июль (№ 3). — С. 4.