Юродство

А. М. Васнецов. «Скоморохи». 1904 год

Юро́дство (Юро́дство Христа́ ра́ди) (от ст.‑слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, отчасти (внешне) напоминающего поведение человека, лишенного рассудка, в смиренном терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания, телесных лишений[1]. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) является обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поноше́ний и оскорблений[2]. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни — круглый год ходили босыми и почти без одежды, некоторые носили вериги[3].

Духовный смысл юродства Христа ради

В. Г. Перов. «Блаженный». 1879 год

За подвиги самоотречения Бог награждал юродивых дарами мудрости и прозорливости[3]. Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1Кор.3:19). Юродивый — человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов — гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, потому что к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле[1].

Юродство в христианстве

Представление о юродстве появляется ещё в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Греческая Церковь чтит шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный (IX век) и Симеон Эмесский (VI век). Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания — это безумие, это отвержение привычной, «мирской» системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив — нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что «заземляет» христианина[4]. Люди, вступившие на путь юродства, видели в нём для себя единственную дорогу к спасению — способ подражания Христу. И с христианской, и с исторической точки зрения первым юродивым был Спаситель, полностью отвергавший ценности мира и призывавший человечество к иному образу жизни в Духе Святом. Юродство — это особый вид христианского делания, особый христианский подвиг.

Юродство на Руси

С. А. Кириллов. «Василий Блаженный» Моление. Третья часть трилогии «Святая Русь». 1994 год

История изучения феномена православного юродства берет начало в русской религиозной литературе (если относить к ней основные жанры древнерусской литературы: гомилетику, агиографию, летописание, каноническую и богослужебную литературу), продолжается в церковном книгописании XVIII—XIX веков и находит себя в научной литературе XX—XXI веков[5]. Одним из символов России является знаменитый Храм Покрова Божией Матери, со множественными пределами, один из которых освящен в честь Василия Блаженного[6]. Слово «блаженный», то есть ублажаемый, эквивалентно слову «юродивый» и прилагается почти каждому святому на Руси — Симон Блаженный, Митя Блаженный. Этим словом также часто называли и князей (например, Александр Невский, Пётр Муромский), и преподобных, и святителей[7]. Почитание церковью юродивых отражено в иконах. Почитание иконописного образа блаженных началось с факта заказа местным мастерам иконы с изображением Прокопия Устюжского (1458 г.). Достоверно известно, что умер блаженный Прокопий в 1303 году, канонизирован до 1547 года, следовательно, икона должна быть написана спустя чуть более ста лет после кончины юродивого[5]. Известна целая серия икон XVI—XVII веков, посвящённая блаженным, канонизированным церковью. Например, икона XVI века, посвящённая Василию Блаженному. Однако с конца XVI века юродивые встречаются реже, и московские уже не канонизуются церковно. В России с XVIII века, начиная с эпохи Петра Первого, юродивых становится меньше в силу того, что культурная обстановка того времени сильно изменилась вследствие реформ императора. Это во многом было связано с политикой государства, которое стало преследовать всех «безумцев», запрещало «вымышлять» чудеса и постепенно секуляризировала Церковь[7].

Литература

  • Никольский Н. М. История русской церкви. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
  • Панченко А. М. Юродство как зрелище / отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1974. — 384 с.
  • Федотов Г. П. Святые Древней Руси / сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков. — Москва: Мартис: SAM end SAM, 2000. — 266 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Юро́дство Христа ради. Азбука веры. Энциклопедия. Дата обращения: 27 апреля 2025.
  2. Сморгунова Е. Святость – благость – юродство. Святые – блаженные – юродивые 164. Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. Дата обращения: 27 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Юродивый Христа ради — что это значит?. Богословско-литургический словарь (06.06.2018). Дата обращения: 27 апреля 2025.
  4. Редкий подвиг, или Что такое юродство. Журнал «Фома» (6 февраля 2020). Дата обращения: 27 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 Туминская О. А. К истории формирования иконографии образа юродивого во Христе // Terra Linguistica : журнал. — 2010. — № 111. — С. 241.
  6. Самойловский А. Л. Типологические черты образа юродивых в русской православной традиции (на примере московских святых). Наука. Общество. Оборона (журнал) (4 июля 2022). Дата обращения: 27 апреля 2025.
  7. 7,0 7,1 Тетерина Е. А. Юродство как феномен русской духовной культуры // Философия. Социология. Культурология : журнал. — 2014. — 7 июль (№ 3). — С. 4.

Ссылки