Эффект Даннинга — Крюгера

Эта статья входит в число готовых статей
Кривая Даннинга — Крюгера
(график носит иллюстративный характер)

Эффе́кт Да́ннинга-Крю́гера (по англ. Dunning–Kruger effect) — когнитивное искажение, описывающее феномен того, когда люди с низким уровнем компетенций завышают оценку своей квалификации, а высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей[1].

Этот феномен получил своё название в честь двух американских социальных психологов профессора психологии Корнелльского университета Джастина Крюгера (Justin Kruger) и Дэвида Даннинга (David Dunning).

В 1999 году они в соавторстве опубликовали статью под названием «Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments» в журнале «Journal of Personality and Social Psychology», в которой описали данный эффект. В ходе ряда экспериментов этот феномен, представленный сначала на уровне гипотезы, по мнению авторов, получил своё подтверждение[1].

Первое исследование: гипотеза и экспериментальная проверка

Исследование Д. Даннинга и Д. Крюгера было вдохновлено случаем МакАртура Уиллера, грабителя банков, который в 1995 году в Питтсбурге попытался скрыться от камер наблюдения, натерев своё лицо лимонным соком. Уиллер ошибочно полагал, что лимонный сок сделает его лицо невидимым для видеокамер, основываясь на знании о «невидимых чернилах». Этот случай стал отправной точкой для изучения того, как некомпетентность может препятствовать осознанию собственных ошибок[1].

Базовая гипотеза исследования касалась того, что люди с низким уровнем навыков не только совершают ошибки, но и неспособны их осознать из-за недостатка метакогнитивных способностей. Они остаются уверенными в своей правоте даже при явных доказательствах обратного.

Мы утверждаем, что когда люди некомпетентны в выбранных ими стратегиях для достижения успеха и удовлетворения, они страдают от двойного бремени: они не только приходят к ошибочным выводам и совершают неудачные выборы, но и их некомпетентность лишает их способности это осознать. Вместо этого, как мистер Уиллер, они ошибочно полагают, что всё делают правильно.

Д. Крюгер, Д. Даннинг

Для проверки выдвинутой гипотезы Д. Даннинг и Д. Крюгер провели четыре эксперимента на студентах-психологах Корнелльского университета в Великобритании, изучая восприятие навыков в разных областях:

  1. Юмор: участникам предлагалось оценить шутки и их результаты сравнивались с оценками профессиональных комиков. Люди с низкими результатами демонстрировали наибольшую переоценку.
  2. Логика: аналогичные результаты были получены при тестировании логических способностей.
  3. Грамматика: участники, плохо справлявшиеся с заданиями, были убеждены, что их результаты выше среднего.
  4. Тренинг и осознание: в четвёртом исследовании тренинг помог участникам с низкими результатами осознать свои ошибки и скорректировать самооценку.

В четырёх исследованиях, проведённых Даннингом и Крюгером, было установлено:

  • Участники с низкими результатами тестов (в нижнем квартиле) систематически переоценивали свои способности. Например, они считали, что их результаты находятся в 62-м перцентиле, в то время как объективно они находились в 12-м.
  • Компетенция в определённой области часто требует тех же навыков, что и способность оценивать эту компетенцию. Люди, не обладающие такими навыками, неспособны адекватно оценить ни свои способности, ни способности других.
  • Высококомпетентные люди, напротив, часто недооценивают свои навыки, предполагая, что их уровень знаний и умений свойственен большинству. Этот феномен авторы объяснили эффектом ложного консенсуса[1].

В 2000 году за это открытие Д. Даннинг и Д. Крюгер получили Шнобелевскую премию по психологии, а феномен получил название «эффект Даннинга — Крюгера»[2].

Критика

Несмотря на популярность и широкое признание эффекта Даннинга–Крюгера учёные, исследователи выделяют несколько аспектов, вызывающих дискуссию. Важной частью критики эффекта Даннинга–Крюгера является вопрос о достоверности данных и интерпретации результатов оригинальных исследований.

В 2010 году Тал Яркони опубликовал статью под названием «What the Dunning-Kruger effect is and isn't»(«Что такое эффект Даннинга–Крюгера и чем он не является»). Яркони указывает, что эффект описывает тенденцию, при которой люди с низкими показателями склонны переоценивать свои способности относительно других, а люди с высокими показателями могут недооценивать свои способности. Но он подчёркивает, что эффект не утверждает, что некомпетентные люди считают себя более компетентными, чем компетентные. Тал Яркони пишет, что эффект Даннинга–Крюгера не является универсальным объяснением для всех случаев несоответствия между реальными и предполагаемыми способностями. Часть эффекта можно объяснить статистическими артефактами, такими как регрессия к среднему и общими когнитивными искажениями, а не только недостатком метакогнитивных навыков. Также Яркони подчеркивает, что методы оценки компетенции и самооценки могут быть подвержены влиянию дополнительных факторов, таких как личностные особенности, эмоциональное состояние участников и субъективные предпочтения, что не учитывается в исходном исследовании[3].

В 2016 и 2017 годах коллектив авторов в лице Кристофера Когана, Эдварда Науфера, Стивена Флейшера, Эрика Гейза опубликовали ряд работ, в которых указывается, что используемые графические методы и подходы к анализу могут создавать артефакты, которые выглядят как закономерности, но на деле объясняются случайным шумом. Использование небольших выборок делает полученные результаты менее устойчивыми и затрудняет их воспроизводимость. Самооценки участников часто содержат значительную долю случайного шума, который дополнительно может искажать представления о связи между самооценкой и реальной компетенцией. Авторы отмечают, что часть наблюдаемых эффектов может быть результатом регрессии к среднему — статистического явления, которое искажает восприятие связи между реальной компетенцией и самооценкой. Так же критикуется влияние "потолочного" и "польного" эффектов: высококомпетентные участники физически ограничены в возможности значительно завышать свои оценки, в то время как низкокомпетентные участники могут демонстрировать сильное завышение самооценки. Это приводит к усилению разрыва между восприятием и реальной компетенцией[4][5].

В 2019 году Стивен Новелла в статье «Misunderstanding Dunning-Kruger» («Неправильное понимание эффекта Даннинга–Крюгера») для журнала «Neuroscience» выделяет следующие дискуссионные аспекты:

  • Часто ошибочно полагают, что эффект Даннинга–Крюгера применим только к «некомпетентным людям», тогда как на самом деле он касается всех и проявляется в любой области знаний.
  • Эффект касается всех уровней компетенции, а не только низкого, и он проявляется у большинства людей, которые находятся ниже 80-го перцентиля компетентности в данной области.
  • Люди с умеренными навыками (например, те, кто находится в 60–75 перцентилях) тоже переоценивают свои способности, но в меньшей степени.
  • Эффект варьируется в зависимости от личности, темы и уровня знаний. Например, люди с нарциссическими чертами личности значительно переоценивают свои способности и плохо воспринимают критику.

Стивен Новелла подчеркивает, что важно развивать критическое мышление, чтобы люди в целом были более осознанными и скромными в оценке собственных знаний и способностей, чтобы компенсировать общую тенденцию к самоуверенности[6].

В 2022 году Ян Магнус из Vrije Universiteit в Амстердаме и профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Анатолий Абрамович Пересецкий в статье «A Statistical Explanation of the Dunning–Kruger Effect» («Статистическое объяснение эффекта Даннинга–Крюгера») также предложили объяснение эффекта Даннинга-Крюгера, используя простую статистическую модель с учётом ограничений данных (границы результатов тестов от 0 до 100). Авторы продемонстрировали, что эффект возникает естественно как артефакт данных, а не как отражение человеческой природы. Таким образом, они утверждают, что Эффект Даннинга–Крюгера может быть не когнитивным феноменом, а статистическим артефактом, вызванным свойствами данных, такими как границы и регрессия к среднему[7].

Другие исследования и публикации

В 2002 году Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер обсуждали критику своего исследования в статье «Unskilled and Unaware—But Why? A Reply to Krueger and Mueller». В этой работе они отвечали на замечания, касающиеся их первоначального исследования 1999 года, и уточняли свои выводы. Авторы подчеркнули, что их эффект описывает тенденцию, а не универсальный закон, и что он проявляется в зависимости от уровня знаний и контекста. Они также отметили необходимость дальнейших исследований для выявления дополнительных нюансов и уточнения механизмов, лежащих в основе эффекта[8].

В статье «Why People Fail to Recognize Their Own Incompetence» («Почему люди не осознают свою некомпетентность»), которая вышла в 2003 году, рассматриваются причины, по которым люди не осознают свою некомпетентность. Так Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер отмечают гендерные различия в самооценке - женщины, несмотря на равные результаты с мужчинами, чаще оценивают свои научные навыки ниже. Это может приводить к снижению интереса к научным дисциплинам и отказу от участия в соревнованиях[9].

В 2011 году публикуется глава «The Dunning–Kruger Effect: On Being Ignorant of One’s Own Ignorance» в авторитетной серии академических публикаций, посвящённой обзорам последних исследований и достижений в области социальной психологии «Advances in Experimental Social Psychology»[10].

В интервью журналу «OpenMind» в 2024 году Дэвид Даннинг отметил, что их исследование показало:

Люди, которые не являются экспертами в какой-либо области, не обладают достаточными знаниями, чтобы осознать свою некомпетентность.

Он подчеркнул, что эффект Даннинга–Крюгера касается каждого в тех областях, где недостаточно знаний и что люди часто не осознают своих пробелов в знаниях, что приводит к переоценке собственных способностей. Даннинг отметил необходимость развития критического мышления и саморефлексии для преодоления этого когнитивного искажения[11].

В 2017 году в рамках 27-й Ежегодной церемонии вручения Шнобелевской премии прошла презентация мировой премьеры «Песни Даннинга–Крюгера» из оперы «Опера о некомпетентности». Опера состоит из трёх коротких актов. «Песня Даннинга Крюгера» — заключительный акт.[12].

В 2023 году Дэвид Даннинг Джастин Крюгер стали лауреатами и получили премию Грэмемейера в области психологии[13][14]

Литература

  • Парушин, Е. Б. Математическая модель и интерпретация эффекта Даннинга-Крюгера / Е. Б. Парушин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 319-323. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33855/ (дата обращения: 26.01.2025).
  • Канеман, Д. Думай медленно, решай быстро. — АСТ:Neoclassic. — 2024. — 656 стр.
  • Халлинан, Дж. Почему мы ошибаемся? Ловушки мышления в действии. — МИФ. — 2021. —304 стр.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Justin Kruger; David Dunning. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1999. — Vol. 77, no. 6. — P. 1121—1134. — doi:10.1037/0022-3514.77.6.1121. — PMID 10626367.
  2. Ig Nobel Prize - Антинобель. Шнобелевская премия. Дата обращения: 26 января 2025.
  3. Tal Yarkoni. what the Dunning-Kruger effect is and isn’t. — 2010.
  4. Edward Nuhfer, Christopher Cogan, Steven Fleisher, Eric Gaze, Karl Wirth. Random Number Simulations Reveal How Random Noise Affects the Measurements and Graphical Portrayals of Self-Assessed Competency // Numeracy. — 2016. — Январь (т. 9). — ISSN http://dx.doi.org/10.5038/1936-4660.9.1.4.
  5. Nuhfer, Edward, Steven Fleisher, Christopher Cogan, Karl Wirth, and Eric Gaze. How Random Noise and a Graphical Convention Subverted Behavioral Scientists' Explanations of Self-Assessment Data: Numeracy Underlies Better Alternatives. // Numeracy. — 2017. — 4 января (т. 10). — ISSN http://dx.doi.org/10.5038/1936-4660.10.1.4.
  6. Steven Novella. Misunderstanding Dunning-Kruger // Neuroscience. — 2019. — 8 января.
  7. Jan R. Magnus, Dmitri Peresetsky. A Statistical Explanation of the Dunning–Kruger Effect // Statistical Modelling. — 2022. — 25 марта (т. 13, № Front. Psychol. 13:840180. doi: 10.3389/fpsyg.2022.840180).
  8. J. Kruger and D. Dunning. Unskilled and Unaware—But Why? A Reply to Krueger and Mueller (2002) // 2002 : Journal of Personality and Social Psychology. — Т. 82, № 2. — С. 189–192.
  9. Dunning, Johnson, Ehrlinger, Kruger. Why People Fail to Recognize Their Own Incompetence // Current Directions in Psychological Science. — 2003. — Т. 12, № 3. — С. 83-87. — ISSN 10.1111/1467-8721.01235.
  10. David Dunning. [https://www.researchgate.net/publication/12688660_Unskilled_and_Unaware_of_It_How_Difficulties_in_Recognizing_One's_Own_Incompetence_Lead_to_Inflated_Self-Assessments The Dunning–Kruger Effect: On Being Ignorant of One’s Own Ignorance] // Advances in Experimental Social Psychology. — 2011. — Т. 44. — С. 249-290. — ISSN 0065-2601.
  11. Corey S. Powell. David Dunning: Overcoming Overconfidence. Pulitzercenter (2024.04.05). Дата обращения: 26 января 2025.
  12. Marc Abrahams. The Incompetence Opera (including the Dunning-Kruger song) (2017.12.30). Дата обращения: 26 января 2025.
  13. David Dunning Wins the 2023 Grawemeyer Award in Psychology. The University of Michigan (12/09/2022). Дата обращения: 26 января 2025.
  14. Social Psychologists Behind “Unskilled and Unaware of It” Bias Idea Receive 2023 Grawemeyer Award. Association for Psychological Science (8 декабря 2022). Дата обращения: 26 января 2025.