Эпос о Гильгамеше
Гильгамеш — самый известный герой шумерских и аккадских мифоэпических текстов и песен[1]. Он стал прообразом Геракла в Греции, Геркулеса у Римлян и Святого Георгия в Средневековой мифологии[2]. Гильгамеш — аккадское название, вариант шумеров восходит к форме Бильга-мес, что означает, возможно «предок-герой»[1].
История
Вероятно, шумерские былины о Гильгамеше сложились еще в конце первой половины III тысячелетия до н.э., хотя дошедшие до нас записи указывают дату на 800 лет моложе. К этому же времени относятся первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о Гильгамеше, которая, вероятно, сложилась в последней трети третьего тысячелетия до нашей эры. От второго тысячелетия до нашей эры из Палестины и Малой Азии дошли отрывки другой, «периферийной», версии аккадской поэмы, а также фрагменты ее хурритского и хеттского переводов. Наконец, от конца II тысячелетия, а также от VII и VI вв. до н.э. до нас дошел текст окончательной версии поэмы[3].
Описание
Персонаж шумерских сказаний и эпоса Аккада, одного из самых великих произведений Древнего Востока. Страна Южная Месопотамия. Гильгамеш в эпосе предстаёт пред нами в качестве царя города Урука, сын смертного и богини Нинсун[4]. В царском списке периода III Древнего Востока упоминается царь Гильгамеш, представитель первого Древне-восточного города Урука. Некоторые мифологи называют его Царём Лугальом, военным вождём героев Гильгамеша.
Ряд публикаций последних десятилетий позволяют считать Гильгамеша настоящей «Исторической личностью». Источники говорят о том, что Гильгамеш — пятый правитель Первой Династии Урукского города Шумера, правил в конце XXVII — начале XXVI веков до нашей эры. Он прожил 126 лет и после смерти стал относится к Богам. Никогда не женился.
Книга исполинов, входящая в кумранскую рукопись, показала отражение в мифологии правителя Шумера Гильгамеша. Письменные свидетельства и анализ произведений шумерских художников свидетельствует о том, что образ настоящего героя был списан с действующего правителя города Урука в XVII—XIX веках до нашей эры.
Жизнь великого шумерского героя Гильгамеша исторически интересна. Подвиги Гильгамеша обеспечили ему славу и народную память. Гильгамеш - смелый и бесстрашный полубог.
«Велик он более всех человеков,
На две третьи — Бог, на одну — человек он,
Образ его тела на вид несравненен»[2].
Он отличался любовью к женщине и умением водить дружбу с мужчинами. В клинописи «Эпос о Гильгамеше» (ещё одно название «О всё видавшем») мы узнаём биографию Гильгамеша.
Легенды о Гильгамеше
Эпос состоит из песен и преданий. В них немало мифических элементов и действующих лиц. Разрозненные легенды рассказывают о подвигах Гильгамеша и его соратника Энкиду. Легенды хранят описания исторических событий.
Гильгамеш и Агга
Своенравный Гильгамеш, бунтарь — сын великой богини Нинсун и верховного жреца Лугальбанды[5]. (возможно исторически Гильгамеш был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака)[1]. Гильгамеш — герой меча и магии. Некоторые записи, вошедшие в сборник, датируются третьим тысячелетием до нашей эры.
В 2675 году до нашей эры Гильгамеш добивается независимости Урука и власти в Нижней Месопотамии. Возмужавший Гильгамеш сверг в городе Урук наместника Агги. Владыка Шумеров отправил войско для уничтожения дерзкого повстанца. Гильгамеш уже назывался среди простых людей честным правителем города Куллаба, который находится рядом с городом Урук. Победив в бою, Гильгамеш провозглашает себя царём Урука, и объединяет оба города толстой стеной. Главным его подвигом, если верить сказаниям, стала постройка городской стены длиною до девяти километров и толщиною более пяти метров.
Агга яростно атакует Гильгамеша, а также жителей городов. Гильгамеш не дрогнул. Собрав войско из молодых людей, они отстояли свободу своих городов и освободили жителей от гнёта жадного правителя. Агга проиграл. Получив титул владыки шумеров, Гильгамеш перенёс столицу государства в город Урук. «Здесь, в Уруке, я царь. Я прохожу по улицам один, ибо нет никого, кто осмелился бы подойти ко мне слишком близко».
Гильгамеш, Энкиду и священный кедр
Манускрипт затрагивает царя, не акцентируя на его подвигах. Он упоминается как строитель святилища в священном городе Ниппур. В Тумальских надписях утверждается, что Гильгамеш отстроил храм богини Нинлиль, который пострадал от потопа. На Лагаше построил ворота, носящие имя Гильгамеша.
Сильный и решительный Гильгамеш отличался буйным нравом и боги послали на Землю Энкиду, чтобы усмирить и победить Гильгамеша. Миссию не выполнил Энкиду Перешёл на сторону Гильгамеша и стал лучшим другом правителя Урука. Отправился Гильгамеш в поход в страну Хувавы — великана Ливана, за кедром, вместе с другом Энкиду. «Нарублю я кедра — поросли им горы, — вечное имя себе создам я!».
Жрец к «Горе Бессмертного» обратил помыслы,
Жрец Гильгамеш к «Горе Бессмертного» обратил помыслы.
Рабу своему Энкиду молвил слово:
«Энкиду, гаданье на кирпиче не сулит жизни!
В горы пойду, добуду славы!
Среди славных имён себя прославлю!
Где имён не славят, богов прославлю!»[6].
«Пора нам на бой идти, только помни, что победить Хуваву мы сможем лишь вдвоём, ибо и нить вдвое скрученная, в два раза крепче обычной»[4]. Гильгамеш с Энкиду победили в битве великана Хувавой. Добытый кедр идёт на строительство в столице новых храмов.
Гильгамеш и Инанна
Несмотря на гордость Гильгамеш чтит богов. Когда за помощью обратилась богиня любви Инанне[7], Гильгамеш бросил всё и пошёл в храм прославляющий богиню. Красивая ива росла в храме, но в корнях дерева завелась змея. Демон Лилит в стволе выдолбил убежище, а гнездо орлица свила в кроне[8]. Гильгамеш отрубил голову змее. Увидев расправу орлица улетела, а демон Лилит растворился в воздухе. В знак благодарности Инанне дала Гильгамешу часть дерева, из которой мастера сделали магический барабан. Как только Гильгамеш ударял в магический инструмент, все юноши бросались выполнять поручения, а девушки без колебаний отдавались во власть правителя. Гильгамеш долго предавался любовным утехам, пока боги не отобрали инструмент, устав от жалоб женихов, оставшихся без невест. Увидев как друг страдает без любимой игрушки, Энкиду оправился в подземный мир, зная что боги там спрятали магический барабан. Энкиду нашёл барабан, и не смог выйти из «царства мёртвых». Выйти мог лишь тот, кто не нарушил правил.
Гибель Энкиду
Другая легенда, гласит, что богиня Иштар, пленившись внешностью и смелостью Гильгамеша, предложила герою жениться на ней. Зная непостоянство богини Иштар, Гильгамеш отказался от неё, что вызвало гнев Богини Иштар[9]. Обиженная богиня пожаловалась богу Ану, который наслал чудище, в виде огромного небесного быка, чтобы разрушить город Урук[10]. Энкиду бросился на противника. Вскоре Гильгамеш пришёл на помощь и вдвоём они победили опасного зверя. За расправу над небесным быком боги решили покарать Гильгамеша. После долгих споров решили оставить жизнь Гильгамешу, но забрать жизнь Энкиду. Через тринадцать дней после победы, лучший друг Энкиду умер. «Энкиду, друг мой, которого я так любил, с которым мы все труды делили, — его постигла судьба человека!» Гильгамеш потрясён смертью друга. Он тоскует о любимом друге[11].
Поиски бессмертия
Гильгамеш понимает, что смертен, и отправляется в путь, на поиски бессмертия. Герой преодолевает множество опасностей. Повстречав мудрого старца Утнапишти, единственного человека, который обрёл бессмертие[11], Гильгамеш узнал, что вечную жизнь дарит совет-трава, которая растёт на дне моря. С трудом Гильгамеш достал волшебную траву. Непобедимый и отважный Гильгамеш получает бессмертие, но воспользоваться им не может. Пока приводил себя в порядок, «траву-молодости» съедает змея. Расстроенный Гильгамеш отправляется в обратно, чтобы жить жизнью, полной приключений, и умирать, как все смертные. Он осознал, что слава великих деяний правителя на благо народа бессмертна. Несомненно город Урук, построенный Гильгамешем, прожил много веков, сохраняя память о своём дерзком и смелом правителе.
Клинописные таблички гласят «Ты, читающий меня, в каком бы времени ты не жил, среди всех твоих соплеменников, среди окружающих тебя всегда есть Гильгамеш»[2].
Эпос о Гильгамеше — гимн дружбы, которая способна преодолеть любые сложности. Дружба преображающая и озаряющая. Книга эпических рассказов о герое Гильгамеше является памятником Шумерской литературы. В эпосе о Гильгамеше много интересных страниц, это удивительное произведение, которое читается с огромным интересом спустя много тысячелетий.
Интересные факты
- Гильгамеш — шумерский и аккадский мифологический персонаж.
- Эпос о Гильгамеше и его подвигах переписывался на протяжении веков на большинстве крупнейших языков Персидского залива
- Сохранились пять шумерских эпических песен:
- «Гильгамеш и Ага».
- «Гильгамеш и горы бессмертных».
- «Гильгамеш и небесные быки».
- «Гильгамеш, Энкиду и мир подземных».
- «Гильгамеш в Подземном царстве» (или «Смерть Гильгамеша»).
- Персонаж входит в многосерийный аниме «Врата Вавилона»
- Есть современные авторские песни, мультфильмы о шумерском герое[2].
- В 1849 году британский археолог Остин Генри Лейард проводил раскопки на Ближнем Востоке. Он хотел найти подтверждение событий описанных в Ветхом Завете. Раскопки Лейарда подорвали версию старейших текстов в Библии. Найденные им каменные таблички из библиотеки царя Ашурбанипала в Ниневии оказались старше самых древних библейских текстов.
- Есть версия о том, что у шумеров заимствованы библейские катастрофы.
- Как и в Библии, рассказы о Гильгамеше описывают события Всемирного Потопа.
- В Россию сведения о Гильгамеше привёз Николай Гумилёв в 1919 году.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 В.К. Афанасьева. Гильгамеш // Большая Российская Энциклопедия 2004-2017. — 2016..
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Татьяна Чамова. Гильгамеш - герой нашего времени? // Человек без границ : журнал. — 2024.
- ↑ Эпос о Гильгамеше . Изд-во Акад. наук СССР, Ленингр. отделение (31 октября 2011). Дата обращения: 6 мая 2024.
- ↑ 4,0 4,1 А. Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М.Волчёк и др. Всемирная история / .А. Алябьева, Т.Р. Джум, С.М. Зайцев, В.Н. Цветков, Е.В. Шиш.. — Мн.: Литература, 1997. — С. 407. — 528 с. — ISBN 985-6274-26-5 (т.1).
- ↑ Интересная история. Мир и Россия. Нинсун. // Дзен : канал. — 2020. — 5 декабря.
- ↑ Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве / И.М. Дьяконов. — М.,: Наука, 1979. — С. 89. — 219 с. — ISBN БЗ 86-1-78. 0504010000.
- ↑ Алексей Лукинский. Богиня Инанна: первая чудо-женщина человечества. Как Шумер придумал ночь массовой священной любви? // История : сайт Дзен. — 2021. — 19 марта.
- ↑ Михаил Попов. Чудовища Шумера и Аккада: Тиамат, Пазузу, Лилит // Мир фантастики. — 2020. — 7 октября.
- ↑ Соловьёв С.С. ИШТАР. — М.,: Большая российская энциклопедия, 2008. — С. т.12. — 256 с.
- ↑ TUSOVKA. Ан (Ану) - Верховный бог шумеров и аккадцев: Происхождение, жизнь, образ отца всех богов // Дзен : канал. — 2021. — 21 августа.
- ↑ 11,0 11,1 Патрик Колум. Великие мифы народов мира. — КАРТАСЛОВ.РУ.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |