Эльслер, Фанни

Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Эльслер»)
Портрет
Дата рождения 23 июня 1810(1810-06-23)
Дата смерти 27 ноября 1884(1884-11-27) (74 года)
Место смерти Вена, Австрийская империя
Гражданство  Австрийская империя Австро-Венгрия
Профессия артистка балета
Годы активности 1824—1851
Театр Балет Парижской оперы (1834—1840)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Фа́нни Э́льслер (нем. Fanny Elßler, урожд. Franziska Elßler; 23 июня 1810, Гумпендорф —27 ноября 1880, Вена австрийская танцовщица, младшая сестра Терезы Эльслер. Одна из известнейших балерин XIX века, соперничавшая на сцене с Марией Тальони; прима-балерина Парижской оперы в 1834—1840 годах.

Биография

Франциска Эльслер родилась 23 июня 1810 года в Вене, в простой семье. Ее мать была золотошвейка, а дед и отец служили секретарем и камердинером – но служили у знаменитого композитора Йозефа Гайдна. Танцевала она с раннего детства. Искусство танца Фанни Эльслер изучала вместе со старшей сестрой Терезой в балетной школе при Венском Бургтеатре.[1]

Ее учителем был балетмейстер и педагог Жан Омер. Семнадцатилетней она отправилась в Италию, где выступала в театре Сан Карло в Неаполе с исполнением испанских народных плясок. Потом вернулась в Вену и стала выступать вместе с сестрами Терезой и Анной. В 1829 году она исполнила главную партию в балете Вестриса «Фея и рыцарь», потом танцевала в балетах Тальони «Швейцарская молочница» и «Бог и баядерка».

Широкая известность танцовщицы послужила поводом для приглашения её в Большую Парижскую оперу. Именно здесь завоевала она мировую славу и отсюда совершала триумфальные поездки по городам Европы и Америки.

Громкий успех пришёл к Фанни Эльслер в 1830 году в Берлине, а затем в Париже и подкреплён был её последующими турне по Европе, Северной Америке и Кубе.

Природа щедро одарила балерину, она становилась эталоном красоты и предметом подражания. Свобода, раскованность её пластики буквально завораживали зрителей.[1]

С 1834 по 1840 год Фанни была ведущей балериной парижской Оперы. В 1840 году она первой из знаменитых европейских танцовщиц отправилась в двухгодичное турне по Америке.

После возвращения Фанни в Европу поговаривали, что в Новом Свете она буквально свела с ума американцев, осыпавших её золотом.

Находясь в Риме, она удостоилась чести быть допущенной к целованию туфли папы Пия IX. Балерина явилась к святому отцу разодетой, словно на великосветский прием, и усыпанной бриллиантами, как рождественская елка. Присутствовавшие были удивлены и тут же вспомнили, что всего за несколько дней до этого голландская королева, явившаяся к папе с подобной же целью, была одета гораздо скромнее.

Коронным номером её репертуара была огненная испанская «Качуча» из балета «Хромой бес». Кроме того, она охотно танцевала в мужском костюме.

Если Тальони была королевой арабесков и воздушных полетных прыжков, то Эльслер разрабатывала технику мелких красивых движений. В таких танцах, как качуча, мазурка, краковяк, тарантелла, русская пляска, которую Эльслер исполняла в алом сарафане и бриллиантовом кокошнике, она считалась непревзойденной. Дебютировав в 1834 году в парижской Опере, исполнив множество ведущих партий, побывав в Америке, Лондоне, Брюсселе, Будапеште, Милане, Риме, Неаполе, Флоренции, Дублине, Гамбурге, получив в Оксфордском университете в 1843 году степень доктора хореографических наук, Фанни Эльслер поняла – настал черед России.

В Санкт-Петербурге

Директор императорских театров Гедеонов встретил её холодно и предложил ничтожный гонорар в расчете на то, что она не согласится и уедет. Но она согласилась – и покорила Санкт-Петербург. С немалыми сложностями удалось подготовить петербургский дебют Фанни Эльслер. 10 октября 1848 года она танцевала в балете «Жизель». Ее первый выход публика приняла сдержанно, но к финалу первого акта, в сцене сумасшествия Жизели, уже была в восторге. В полной мере талант Фанни раскрылся в следующих балетах «Мечта художника» и «Тщетная предосторожность»[2]

В Москве

В Москве Фанни приняли великолепно. Исполняла партии в балете «Хромой бес» Казимира Жида, партии Лизы («Тщетная предосторожность» Луи Герольда, Эсмеральда («Эсмеральда» Цезаря Пуни).

Во время прощального бенефиса, для которого она выбрала балет «Эсмеральда», на сцену было брошено триста букетов. Из них устроили во втором акте лежанку для Эсмеральды. Ответ балерины был неожиданный — в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного «Феб», Эльслер достала совсем другие буквы и сложила «Москва». Рукоплескания долго не давали продолжить спектакль. А после бенефиса поклонники Эльслер выпрягли лошадей из коляски и на себе довезли любимую исполнительницу до её дома. При этом видные государственные чиновники важно сидели на козлах и стояли на запятках. Этот случай вызвал праведный царственный гнев, и некоторые участники шествия были уволены со службы.[3]

На прощальном обеде она объявила, что так восхищена оказанным ей здесь приемом, что, желая, чтобы Москва сохранила о ней последнее воспоминание, навсегда покидает сцену и никогда более не выступит, за исключением одного спектакля в её родной Вене.[1]

Этим спектаклем был балет Перро «Фауст». В последний раз Фанни Эльслер танцевала в 1851 году. Её последнее выступление состоялось в родной Вене, после чего она до 1854 года жила в Гамбурге.

Она ушла из жизни 27 ноября 1884 года. Похоронена на Хитцингском кладбище.

Репертуар

Театр Ле Пелетье

  • 16 октября 1837 — Принцесса, «Кошка, превращённая в женщину» Жана Коралли, музыка Александра Монфора, либретто Шарля Дюверье (Студент — Жозеф Мазилье).
  • 5 мая 1838 — Зое*, «Вольер, или Птицы Бокаччо» Терезы Эльслер, музыка |Казимира Жида, либретто Эжена Скриба (Владелица сада, её сестра — Тереза Эльслер, Фернанд — [Жозеф Мазилье).
  • 24 июня 1839 — Лауретта*, «Тарантул» Жана Коралли, музыка Казимира Жида, либретто Эжена Скриба (Луиджи — Жозеф Мазилье, в других ролях — Ипполит Барре, Люсьен Петипа).

Театр Ла Скала

  • 8 января 1847 — Катарина**, «Катарина, или Дочь разбойника» Жюля Перро.
  • 16 марта 1847 — Одетта*, «Одетта, или Безумие Карла VI» Жюля Перро.
  • 12 февраля 1848 — Маргарита*, «Фауст» Жюля Перро (Мефистофель — Жюль Перро).

Признание

В 1894 году в честь Эльслер была названа одна из улиц Вены (Elßlergasse). Её имя носят также улицы в Гамбурге и в Айзенштадте.

Образ в искусстве

В живописи

Портрет Фанни Эльслер в роли цыганки из «Хромого беса» с обозначением года её дебюта 1834), написанный Гюставом Буланже по литографии Анри|Анри Греведона, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.

В театре

Фанни Эльслер является героиней двух оперетт:

  • «Танцовщица Фанни Эльслер» — трёхактная оперетта Иоганна Штрауса-сына по либретто Ганса Адлера, премьера состоялась 22 декабря 1934 года в Берлине.
  • «Императорский бал в Шёнбрунне» (Hofball in Schönbrunn) — оперетта Августа Пепёкапо либретто Йозефа Вентера, премьера состоялась 3 сентября |1937 года в Вене.

На экране

  • Die Erlebnisse der berühmten Tänzerin Fanny Elßler — фильм режиссёра Фридриха Цельника, в ролях Лия Мара и Эрнст Хофман (Zelnik-Mara-Film, Берлин, {1920}.
  • Герцог Рейхштадтский (фильм, 1921|Герцог Рейхштадтский]] / Der Herzog von Reichstadt (Австрия, 1921) — актриса Фит Питтнер
  • «Орлёнок» (Франция, 1931). В роли Фанни Эльслер актриса Паулетта Фордис
  • «Фанни Эльслер» — фильм режиссёра Пауля Мартина, в ролях Лилиан Харви и Виллем Биргель (UFA, Берлин, 1937).
  • «Герцог Рейхштадтский» (Германия, Франция, 1931) В роли Фанни Эльслер актриса Грете Нацлер}
  • «Балерина Фанни Эльслер» — фильм режиссёра Артура Рабенральта (Берлин, 1965).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 / Д. Трускиновская Эльслер Фанни
  2. Трускиновская Д.М. «100 великих мастеров балета». — М.: Вече, 2010. — 650 с. — (100 великих (Вече)). — ISBN ISBN 978-5-9533-4373-2.
  3. / Персона «Роковые женщины в балете»

Литература

  • Lieselotte Denk: Fanny Elßler. Tänzerin eines Jahrhunderts. Amalthea-Verlag, Wien 1984, ISBN 3-85002-196-3
  • Ivor Guest: Fanny Elßler. Black Books, London 1970
  • Riki Raab: Fanny Elßler. Eine Weltfaszination. Bergland-Verlag, Wien 1962
  • Jarmila Weißenböck: Fanny Elßler. Materlialien. Böhlau, Wien 1984, ISBN 3-205-06301-5

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!