Штурм Берлина

Материал из «Знание.Вики»
Штурм Берлина
Основной конфликт: Великая Отечественная война, Вторая мировая война
Советские танки и САУ на улицах Берлина.jpg
Дата 24 апреля2 мая 1945
Место Берлин, Германия
Итог Победа СССР
Изменения смерть Адольфа Гитлера
Противники

 СССР
Польша Войско Польское

Германия Нацистская Германия

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик Г. К. Жуков
Союз Советских Социалистических Республик И. С. Конев
Союз Советских Социалистических Республик В. И. Чуйков
Польша С. Г. Поплавский

Германия Адольф Гитлер  
Германия Йозеф Геббельс  
Германия Ганс Кребс 
Германия Гельмут Вейдлинг  сдался

Силы сторон

464 тыс. человек, свыше 12,7 тыс. орудий и миномётов, 2100 установок реактивной артиллерии, около 1500 танков и самоходных артиллерийских установок[1].

ок. 100—120 тыс. чел., 3 тыс. орудий и миномётов, 50—60 танков[2][3]

Потери

ок. 75 тыс. убитых,
ок. 300 тыс. раненых,
661 танк безвозвратно [4]

ок. 100 тыс. убитых и раненых военных, неизвестное число потерь среди ополчения, ок. 175 тыс. убитых и раненых гражданских лиц[5]

Штурм Берлина — завершающая часть Берлинской наступательной операции 1945 года, в ходе которой Красная армия завладела столицей нацистской Германии. Операция по взятию Берлина продолжалась с 24 апреля по 2 мая.

Немецкая оборона

Гарнизон Берлина оборонялся на площади около 327 км². Берлинская группировка, по оценке советского командования, насчитывала около 200 тысяч человек, 3 тысячи орудий и 250 танков, включая Фольксштурм. Оборона города была тщательно продумана и отлично подготовлена. В основе лежала система сильного огня, опорных пунктов и узлов сопротивления. В Берлине было создано девять секторов обороны — восемь по окружности и один в центре. Чем ближе к центру города, тем оборона становилась плотнее. Особую прочность ей придавали массивные каменные постройки с большой толщиной стен. Окна и двери многих зданий заделывались и превращались в амбразуры для ведения огня. Всего в городе имелось до 400 железобетонных долговременных сооружений — многоэтажных бункеров (до 6 этажей) и ДОТов, оснащённых орудиями (в том числе зенитными) и пулемётами. Улицы перекрывались мощными баррикадами толщиною до четырёх метров. Обороняющиеся имели большое количество фаустпатронов, которые в обстановке уличных боев оказались грозным противотанковым оружием. Немаловажное значение в немецкой системе обороны имели подземные сооружения, в том числе и метро, которые широко использовались противником для скрытого маневра войск, а также для укрытия их от артиллерийских и бомбовых ударов[6].

Вокруг города была развёрнута сеть радиолокационных постов наблюдения. Берлин располагал сильной противовоздушной обороной, которую обеспечивала 1-я зенитная дивизия. Её основные силы располагались на трёх огромных бетонных сооружениях — Зообункер в Тиргартене, в Гумбольдтхайн и Фридрихсхайн. На вооружении дивизии имелись 128-, 88- и 20-мм зенитные орудия. Особенно сильно был укреплён изрезанный каналами центр Берлина с рекой Шпрее, фактически ставший одной огромной крепостью[6].

Штурм Берлина

Советские танки Т-34/85 7-го гвардейского танкового корпуса в боях за Берлин (апрель 1945 года)

20 апреля в 13 ч 50 мин дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса (генерал-майор С.Н. Переверткин) 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта первой открыла огонь по Берлину, положив начало штурму столицы Германии.

Войска 1-го Украинского фронта 19 и 20 апреля, совершив стремительный маневр по охвату франкфуртско-губенской группировки противника, вышли к Берлину с южного и юго-западного направлений. 21 апреля части 3-й гвардейской танковой армии ворвались на южную окраину Берлина. 4-я гвардейская танковая армия вышла на южные подступы к Потсдаму. Используя успех танковых армий, общевойсковые армии ударной группировки фронта быстро продвигались на северо-запад.

5-я ударная армия (генерал-полковник Н.Э. Берзарин), начавшая 24 апреля бои за овладение кварталом правительственных зданий, в том числе Имперской канцелярией, где находилась ставка Гитлера, была усилена 11-м танковым корпусом (генерал-майор И.И. Ющук). На первом этапе армия должна была взять сильно укрепленное здание вокзала в центре города и форсировать реку Шпрее с её высокими бетонными берегами. В ночь на 25 апреля войска, ведя ожесточённые бои, успешно продвинулись к площади Александерплац, к дворцу кайзера Вильгельма, берлинской ратуше, Имперской канцелярии. Быстрый успех, который был достигнут в боях за центр города, явился следствием умелой организации взаимодействия между всеми наступавшими войсками[7].

25 апреля наступавшие войска 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта встретились западнее Берлина в районе Кетцина с частями 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, завершив тем самым окружение Берлина. Продвижение советских войск было стремительным. В отдельные дни наступления удавалось очистить от врага до 300 кварталов, несмотря на то, что каждую улицу и каждый дом приходилось штурмовать.

Рукопашные схватки завязывались в зданиях, тоннелях метро, подземных коммуникациях. Ближе к центральной части города, где сосредоточились главные военно-политические и финансовые учреждения страны опорных пунктов обороны немцев становилось больше, а их сопротивление резко усиливалось[7].

Продвижение советских войск было стремительным. В отдельные дни наступления удавалось очистить от врага до 300 кварталов, несмотря на то, что каждую улицу и каждый дом приходилось штурмовать. Бойцы рвались вперед, проявляя массовый героизм, шли в атаки на сильно укрепленные объекты, смело и организованно под минометным огнем врага на катерах Днепровской флотилии форсировали неприступные берега Шпрее и берлинские каналы. Рукопашные схватки завязывались в зданиях, тоннелях метро, подземных коммуникациях. Ближе к центральной части города, где сосредоточились главные военно-политические и финансовые учреждения страны опорных пунктов обороны немцев становилось больше, а их сопротивление резко усиливалось, ожесточение борьбы нарастало. Многоэтажные здания, массивные стены, бомбоубежища и казематы, связанные между собой подземными ходами, туннелями метро и подземной канализационной сети играли в обороне немцев особую роль. Со зданий немцы прочно контролировали окружающее пространство улиц и площадей, а по подземным ходам они могли выходить из одного квартала в другой и появляться в тылу советских войск. Министерские здания в центре Берлина были почти неприступными, каждый дом здесь защищал гарнизон, часто силой до батальона. Поэтому перед атакой здания штурмовой отряд разделялся на две группы. Первая под прикрытием орудийного огня врывалась в здание, блокировала выходы и подвальные помещения, где гитлеровцы укрывались во время артподготовки, затем уничтожала их гранатами и бутылками с горючей жидкостью. Вторая – очищала верхние этажи от автоматчиков и снайперов. Все усилия воинов были направлены на то, чтобы не дать возможности отходящему к центру противнику организовать оборону в новых опорных пунктах. Специфические условия ведения боевых действий в крупном городе обусловили ряд особенностей в использовании родов войск. Так, в дивизиях и корпусах создавались артиллерийские группы разрушения, а в общевойсковых армиях – группы дальнего действия[7].

В связи с тем, что в период штурма Берлин был окутан дымом, массированное использование бомбардировочной авиации часто затруднялось. Наиболее мощные удары по военным объектам в городе авиация нанесла 25 апреля и 26 апреля. В этих ударах участвовало более двух тысяч самолетов. Благодаря советским летчикам 16-й воздушной армии и зенитчикам после 28 апреля блокированный гарнизон Берлина уже не мог получать помощь продовольствием, боеприпасами извне. Советские самолеты, постоянно патрулировавшие над Берлином, сбивали немецкие транспортные самолеты еще на подлете к городу или уничтожались зенитной артиллерией.

29 апреля начались бои за берлинскую ратушу. Наступавшие 1008-й (полковник В.И. Борисов) и 1010-й (полковник М.Ф. Загородский) стрелковые полки 266-й стрелковой дивизии встретил такой шквал огня противника, что продвижение по улице становилось просто невозможным. Тогда было принято решение пробиваться к ратуше, через проломы в стенах зданий, сделанные с помощью взрывчатки. Несмотря на огонь врага, саперы успевали закладывать тол и взрывать стены домов, а под прикрытием дыма от взрыва в проходы бросались штурмовые группы и в рукопашной схватке с гитлеровцами очищали здания, прилегающие к ратуше. Ворвавшиеся в разбитые артиллерией тяжелые железные двери ратуши бойцы, закидали её коридоры ручными гранатами, с боем освобождая каждую комнату. Младший лейтенант К.Г. Громов (1008-й стрелковый полк), сбросив на мостовую фашистский флаг, водрузил над ратушей Красное знамя[7].

Взятие рейхстага

Поднятие флага над Рейхстагом

30 апреля 79-й стрелковый корпус 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта начал бои за рейхстаг. В тот же день берлинская группировка была расчленена на 4 изолированные части. Ночью захватив мост Мольтке, части корпуса овладели крупным узлом сопротивления – зданием, где размещалось министерство внутренних дел фашистской Германии и швейцарское посольство и вышли непосредственно к рейхстагу. Только к вечеру этого дня, после многократных атак части 150-й стрелковой дивизии (генерал-майор В.М. Шатилов) и 171-й стрелковой дивизии (полковник А.И. Негода), преодолев упорное сопротивление врага, ворвались в здание рейхстага. Непосредственно в штурме участвовали 756-й (полковник З.Н. Зинченко), 674-й (подполковник А.Д. Плеходанов) и 380-й (майор В.Д. Шаталин) стрелковые полки. Их поддерживала 23-я танковая бригада (полковник С.В. Кузнецов)[7].

Сержант М.В.Кантария и сержант М.А.Егоров

В ночь на 1 мая разгорелась яростная борьба внутри рейхстага. Бои шли за каждый этаж, на лестницах и в коридорах происходили рукопашные схватки. Штурмующие бойцы метр за метром, комнату за комнатой очищали здание от фашистов. По мере овладения рейхстагом в разных его местах советские воины водружали знамена и флаги. При штурме особенно отличились солдаты и офицеры стрелковых батальонов под командованием капитанов С.А. Неустроева, В.И. Давыдова и старшего лейтенанта К.Я. Самсонова, танковых батальонов – майора И.Л. Ярцева и капитана С.В. Красовского, а также отдельные группы – под командованием М.М. Бондаря, капитана В.Н. Макова и лейтенанта Р. Кошкарбаева. В ночь на 1 мая на куполе поверженного рейхстага взвилось красное Знамя Победы. Его водрузили разведчики 756-го стрелкового полка сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария во главе с заместителем командира батальона по политчасти лейтенантом А.П. Берестом под прикрытием автоматчиков из роты И.Я. Саянова. Бои за рейхстаг продолжались до утра 1 мая, а отдельные группы фашистов, засевшие в подвальных помещениях, продолжали сопротивляться до утра 2 мая.

В то время как в горевшем здании шли ожесточенные бои, фюрер Германии А. Гитлер покончил жизнь самоубийством в своем подземном бункере. В 6 часов 30 минут утра 2 мая начальник обороны Берлина генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг сдался в плен и отдал приказ остаткам войск берлинского гарнизона о прекращении сопротивления. В середине дня сопротивление гитлеровцев в городе прекратилось, в плен сдались 135 тысяч немецких солдат и офицеров. Этим же днем были ликвидированы окруженные группировки немецких войск юго-восточнее Берлина[8]

Результаты операции

Потери советских войск в Берлинской операции были велики: погибли и пропали без вести 78 тыс. человек, более 350 тыс. человек были ранены. Однако вся миллионная вражеская группировка прекратила своё существование: примерно 150 тыс. вражеских солдат были убиты, остальные взяты в плен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Берлина», которой наградили около 1,1 млн человек[9].

Медаль «За взятие Берлина»

Описание медали

Медаль «За взятие Берлина»

Медаль «За взятие Берлина» изготовляется из латуни и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали: в центре надпись «За взятие Берлина», вверху над надписью пятиконечная звездочка, внизу по окружности полувенок из дубовых листьев. Лицевая сторона медали окаймлена бортиком. На оборотной стороне медали дата взятия Берлина «2 мая 1945», под датой пятиконечная звездочка. Все надписи и изображения на медали выпуклые[10].

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой красной шелковой муаровой лентой шириной 24 мм. Посередине ленты пять полосок: три черные и две оранжевые. Крайние черные полоски окаймлены узенькими оранжевыми полосками.

Из истории медали

Начальник тыла Красной Армии генерал армии Хрулев 19 апреля 1945 года дал задание Техническому комитету главного интендантского управления разработать проекты медалей за взятие и освобождение городов за пределами СССР. К работе над проектами медалей была привлечена большая группа художников. Просмотр первых эскизов состоялся уже 24 апреля, а шесть дней спустя была представлена еще одна серия проектов. В общей сложности рассматривалось 116 рисунков. Уже к 3 мая 1945 года по отобранным проектам гравер Б. Андрианов сделал несколько образцов в металле. Автор утвержденного проекта медали — художник Кузнецов А.И., также являющийся автором проектов нескольких других наград[10]ю

Большая часть награждений медалью «За взятие Берлина» произошла непосредственно после окончания Великой Отечественной войны. Так, в период за 1945-1948 гг. медалью было награждено около 1.082.000 человек. Однако, некоторая часть солдат и офицеров, участвовавших в штурме Берлина, по различным причинам не смогла получить медаль в этот период. Всем этим лицам медали были вручены позднее.

Вероятно, одно из последних в истории награждений этой почетной медалью состоялось летом 2003 года. В российском посольстве в Армении медаль вручили жителю Еревана Анатолию Зеленцову. Во время штурма Берлина гвардии старшина Зеленцов был ранен, попал в госпиталь и по каким-то причинам не получил заслуженную награду. Медаль нашла его лишь спустя 58 лет.

Всего медалью «За взятие Берлина» было произведено свыше 1.100.000 награждений[10].

Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии

Условия Акта о капитуляции Германии

Стороны сформулировали условия Акта очень кратко, практически всё уместилось на одной странице. Сводились они, в общем и целом, к следующему:

1. Немецкое командование приказывает всем вооружённым силам полностью прекратить сопротивление в полночь 8 мая, сдаться и передать всё оружие и боеприпасы союзникам.

2. Не разрушать и не повреждать транспортные средства или их части (двигатели и т. д.), различное оборудование и вооружение.

3. Если какие-либо части германских вооружённых сил не подчинятся Акту, союзники имеют право на любые карательные меры.

Подписание Акта в Реймсе

Ночью в 2 часа 41 минуту 7 мая в Реймсе начальник Оперативного штаба Верховного командования германской армии генерал-полковник Йодль наконец подписал Акт капитуляции германских вооружённых сил. Церемонию возглавлял начальник штаба Эйзенхауэра генерал Беделл-Смит, который и подписал Акт после Йодля. Затем свою подпись поставили в качестве свидетелей генерал И. Суслопаров и представитель Франции, заместитель начальника штаба Национальной обороны генерал Франсуа Севез.

Окончательное подписание Акта о безоговорочной капитуляции в Карлсхорсте

Фельдмаршал Кейтель подписывает условия капитуляции Германии в Берлине 8 мая 1945 года

Днём 8 мая представители союзников прибыли в Берлин на аэропорт Темпельхоф на трёх самолётах (с репортёрами, помощниками и т. д.). Встречали их заместитель маршала Г. К. Жукова генерал армии В. Д. Соколовский, первый комендант Берлина генерал-полковник Н. Э. Берзарин, член Военного совета армии генерал-лейтенант Ф. Е. Боков и другие офицеры Красной армии. Оттуда они отправились в Карлсхорст, в здание столовой немецкого училища военных инженеров.

Туда же, на Темпельхоф, прилетели из Фленсбурга под британским конвоем немцы — фельдмаршал В. Кейтель, адмирал Г. фон Фридебург и генерал-полковник люфтваффе Г. Штумпф.

Ровно в 24 часа по московскому времени (а по местному — в 22 часа) все представители и пресса собрались в конференц-зале. Немцы сидели за отдельным столом. Сталин назначил представителем Верховного Главнокомандования советских войск Жукова, а к нему приставил А. Я. Вышинского — помогать советом, быть «помощником по политической части».

По приглашению Жукова Кейтель и остальные немцы, а затем и союзники подписали пять экземпляров акта. В 0 часов 43 минуты церемония закончилась. Так, вечером 8 мая 1945 г. в 22 часа 43 минуты (в СССР в тот момент уже наступило 9 мая) в Карлсхорсте союзники и поверженная Германия завершили подписание второго, окончательного акта о безоговорочной капитуляции Германии:

«Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооружённых сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил»[11]

Память

Советский военный мемориал в Панкове — мемориальный комплекс памяти воинов Красной Армии, павших во время штурма Берлина. Находится в народном парке Шёнхольцер-Хайде в районе Нидершёнхаузен в берлинском округе Панков. Один из трёх главных советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Трептов-парке и Тиргартене)[12].

На почтовых марках и монетах

Примечания

  1. Балашов К. «Всемирная История Войн», стр. 405
  2. ↑ Берлинская операция. Международный объединенный Биографический Центр. Проверено 16 мая 2011. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  3. Балашов К. «Всемирная История Войн», стр. 404
  4. Kiederling, Gerhard (1987). Berlin 1945–1986. Geschichte der Hauptstadt der DDR. Berlin: Dietz Verlag. ISBN 978-3-320-00774-4.[неавторитетный источник?]
  5. Antill, Peter (2005). Berlin 1945: End of the Thousand Year Reich. Campaign Series. 159 (illustrated ed.). Oxford: Osprey Publishing. p. 85. ISBN 978-1-84176-915-8.
  6. 6,0 6,1 02.05.45 — взятие Берлина советскими войсками
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 70 лет назад, 2 мая 1945 г. во время Второй мировой войны советские войска овладели столицей Германии Берлином
  8. Взятие Берлина советскими войсками в 1945 году
  9. Штурм Берлина
  10. 10,0 10,1 10,2 Битва за Берлин
  11. Акт о безоговорочной капитуляции Германии
  12. Памяти советских солдат, павших при штурме города Берлина.

Литература

Ссылки