Шваненберг, Давид Иванович
Давид Иванович Шваненберг | |
---|---|
Дата рождения | 1831 год |
Место рождения | Российская империя |
Дата смерти | 1900 год |
Место смерти | Российская империя |
Подданство | Российская империя |
Род деятельности | мореплаватель |
Давид Иванович Шваненберг (нем. David Schwanenberg; 1831, Виндава — 15 января 1893[1] или 1900, Соловецкие острова) — российский мореплаватель, в 1877 году проплывший на шхуне «Утренняя заря» из устья Енисея в Санкт-Петербург.
Ранняя биография
Родился в 1831 году. Плавал на кораблях с четырнадцати лет. В 1850-х годах ходил по Белому морю, производил промеры Мезенской губы.
Во время Крымской войны в ходе блокады побережья Финского залива англо-французской эскадрой доставлял грузы из Кронштадта в Гельсингфорс[1]. В 1863 году окончил Архангельские шкиперские учебные курсы[2]. В 1868—1872 годах командовал шхуной «Святой Филипп», ходившей в Вест-Индию[1].
Карская экспедиция
В 1876 году Шваненберг был привлечён золотопромышленником М. К. Сидоровым к участию в организуемой им Карской экспедиции в качестве капитана. Целью экспедиции являлось проведение судна из Енисейска в Европу через Карское море. Клипер-бот «Северное сияние» был спущен на воду в июне 1876 года, однако из-за различных задержек лишь в середине сентября вышел в Енисейский залив, где вскоре из-за повреждений во время шторма и начавшегося ледохода был поставлен на зимовку в дельте Енисея. Шваненберг, оставив с кораблем штурмана Г. Нуммелина с частью команды отправился в Енисейск, а затем в Петербург (необходимо было купить новые паруса и отчитаться перед Сидоровым). Во время зимовки погибли все оставленные кроме Нуммелина (в конце апреля ему на помощь прибыл небольшой отряд, вместе с которым Нуммелин и завершал зимовку)[3][4].
В июне 1877 года Шваненберг прибыл в дельту Енисея, где убедился, что «Северное сияние» восстановлению не поддаётся. Получив разрешение Сидорова осуществить экспедицию на другом корабле, он купил у капитана Дж. Уиггинса и промышленника и путешественника Г. Сибома парусную баржу «Ибис»[3] («Ибис» и другое судно — паровая шхуна «Темза» — направлялись вниз по Енисею, чтобы в конечном итоге достичь Англии, однако «Темза» села на мель и была сильно повреждена, а возвращаться в Англию на «Ибисе» команда Уиггинса отказалась)[4].
«Ибис» был переименован в «Утреннюю зарю», и в августе 1877 года вышел в Енисейский залив, в сентябре достигнув берегов Норвегии, а в ноябре прибыв в Стокгольм, где Шваненберг прочитал о плавании доклад в Шведской академии наук. В конце ноября «Утренняя заря» прибыла в Петербург[4]. Плавание заняло в общей сложности около 100 дней, из них 1 месяц — путь от устья Енисея до берегов Норвегии.
В 1877 году был награждён Русским географическим обществом серебряной медалью за доклад о плавании (одновременно был награждён и Нумеллин — за метеорологические наблюдения во время зимовки в дельте Енисея), а спустя два года — золотой медалью за «доказательство возможности морских сношений Сибири с Европой, что принесет огромные выгоды нашему Отечеству»[1].
Дальнейшая судьба
В 1886 году добился назначения первым капитаном (шкипером) административного (то есть, использовавшегося для нужд властей Архангельской губернии) парохода «Мурман», однако после первой же навигации был отстранён от командования. Причиной послужила заметка в газете «Санкт-Петербургские ведомости», где Шваненберг обвинялся в «пьянстве, безобразном поведении и грубом обращении с народом»[5].
В дальнейшем командовал пароходом, перевозившим паломников на Соловецкие острова[1]. Умер на Соловках в 1893 или 1900 году.
Литература
- Шваненберг Д. И. Сообщение Д. И. Шваненберга о плавании его к Енисейскому заливу в 1876 г. на клипере «Северное сияние» // Труды Санкт-Петербургского Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству за 1876 г. (с 15 марта 1876-го по 8 февраля 1877 г.). — СПб., 1877. — С. 252—262.
- Шваненберг Д. И. О плавании яхты «Утренняя заря» из Енисея через Карское море и Северный океан до Вардэ // Труды Санкт-Петербургского Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству за 1877 г. (с 8 февраля 1877-го по 1 января 1878 г.). — СПб., 1877. — С. 244—256.
- В полярных льдах (Записка кап. Д. Шваненберга) // «Сборник морск. статей и рассказов» (ежемес. прилож. к морск. газ. «Яхта»), СПБ, 1877, № 12, стр. 507—517.
- Студитский Ф. История открытия морского пути из Европы в сибирские реки Берингова пролива, 2 ч., Петербург, 1883.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 «Немцы России» энциклопедия, том 3: П — Я. М.: Издательство «Общественная Академия наук российских немцев», 2006. Стр. 727—728
- ↑ Старейшее мореходное: (краткий исторический очерк Архангельского мореходного училища) / К. М. Бурсин, Г. П. Попов ; Архангельское мореходное училище. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1976
- ↑ 3,0 3,1 Гончаров А. Е. Где ты, «Северное сияние»? Поиски полярного судна Д. И. Шваненберга и история картографирования дельты Енисея во второй половине XIX в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 2018, № 3
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. Издательство: Географгиз, 1954
- ↑ Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX — начале XX вв.: Екатеринбург-Архангельск: ИЭПС УрО РАН, 2003. Кн. 1, 2003. Стр. 179—180
Источники
- Шваненберг, Давид Иванович // Шахта — Ь. — М. : Советская энциклопедия, 1933. — Стб. 25. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 62).
Ссылки
- Фото экипажа шхуны «Утренняя Заря»
- Из Сибири в Европу на барже «Утренняя заря»
- 145 лет назад парусное судно «Утренняя Заря» завершило плавание из устья Енисея в Петербург.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |