Шваненберг, Давид Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Давид Иванович Шваненберг
Давид Шваненберг и Джозеф Уиггинс на фото 1876 годаДавид Шваненберг и Джозеф Уиггинс
на фото 1876 года
Дата рождения 1831 год(1831)
Место рождения Российская империя
Дата смерти 1900 год(1900)
Место смерти Российская империя
Подданство  Российская империя
Род деятельности мореплаватель

Давид Иванович Шваненберг (нем. David Schwanenberg; 1831, Виндава — 15 января 1893[1] или 1900, Соловецкие острова) — российский мореплаватель, в 1877 году проплывший на шхуне «Утренняя заря» из устья Енисея в Санкт-Петербург.

Ранняя биография

Родился в 1831 году. Плавал на кораблях с четырнадцати лет. В 1850-х годах ходил по Белому морю, производил промеры Мезенской губы.

Во время Крымской войны в ходе блокады побережья Финского залива англо-французской эскадрой доставлял грузы из Кронштадта в Гельсингфорс[1]. В 1863 году окончил Архангельские шкиперские учебные курсы[2]. В 1868—1872 годах командовал шхуной «Святой Филипп», ходившей в Вест-Индию[1].

Карская экспедиция

В 1876 году Шваненберг был привлечён золотопромышленником М. К. Сидоровым к участию в организуемой им Карской экспедиции в качестве капитана. Целью экспедиции являлось проведение судна из Енисейска в Европу через Карское море. Клипер-бот «Северное сияние» был спущен на воду в июне 1876 года, однако из-за различных задержек лишь в середине сентября вышел в Енисейский залив, где вскоре из-за повреждений во время шторма и начавшегося ледохода был поставлен на зимовку в дельте Енисея. Шваненберг, оставив с кораблем штурмана Г. Нуммелина с частью команды отправился в Енисейск, а затем в Петербург (необходимо было купить новые паруса и отчитаться перед Сидоровым). Во время зимовки погибли все оставленные кроме Нуммелина (в конце апреля ему на помощь прибыл небольшой отряд, вместе с которым Нуммелин и завершал зимовку)[3][4].

Экипаж шхуны «Утренняя заря» с сибирскими лайками: Давид Шваненберг (на фото стоит в центре); Нуммелин – штурман родом из Финляндии (стоит справа); Мейвальд – штурман из Лифляндии (стоит слева); Кузик – матрос из Эстляндии (сидит слева); малорос Цыбуленко – матрос из Саратовской губернии (сидит справа).

В июне 1877 года Шваненберг прибыл в дельту Енисея, где убедился, что «Северное сияние» восстановлению не поддаётся. Получив разрешение Сидорова осуществить экспедицию на другом корабле, он купил у капитана Дж. Уиггинса и промышленника и путешественника Г. Сибома парусную баржу «Ибис»[3] («Ибис» и другое судно — паровая шхуна «Темза» — направлялись вниз по Енисею, чтобы в конечном итоге достичь Англии, однако «Темза» села на мель и была сильно повреждена, а возвращаться в Англию на «Ибисе» команда Уиггинса отказалась)[4].

«Ибис» был переименован в «Утреннюю зарю», и в августе 1877 года вышел в Енисейский залив, в сентябре достигнув берегов Норвегии, а в ноябре прибыв в Стокгольм, где Шваненберг прочитал о плавании доклад в Шведской академии наук. В конце ноября «Утренняя заря» прибыла в Петербург[4]. Плавание заняло в общей сложности около 100 дней, из них 1 месяц — путь от устья Енисея до берегов Норвегии.

В 1877 году был награждён Русским географическим обществом серебряной медалью за доклад о плавании (одновременно был награждён и Нумеллин — за метеорологические наблюдения во время зимовки в дельте Енисея), а спустя два года — золотой медалью за «доказательство возможности морских сношений Сибири с Европой, что принесет огромные выгоды нашему Отечеству»[1].

Дальнейшая судьба

В 1886 году добился назначения первым капитаном (шкипером) административного (то есть, использовавшегося для нужд властей Архангельской губернии) парохода «Мурман», однако после первой же навигации был отстранён от командования. Причиной послужила заметка в газете «Санкт-Петербургские ведомости», где Шваненберг обвинялся в «пьянстве, безобразном поведении и грубом обращении с народом»[5].

В дальнейшем командовал пароходом, перевозившим паломников на Соловецкие острова[1]. Умер на Соловках в 1893 или 1900 году.

Литература

  • Шваненберг Д. И. Сообщение Д. И. Шваненберга о плавании его к Енисейскому заливу в 1876 г. на клипере «Северное сияние» // Труды Санкт-Петербургского Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству за 1876 г. (с 15 марта 1876-го по 8 февраля 1877 г.). — СПб., 1877. — С. 252—262.
  • Шваненберг Д. И. О плавании яхты «Утренняя заря» из Енисея через Карское море и Северный океан до Вардэ // Труды Санкт-Петербургского Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству за 1877 г. (с 8 февраля 1877-го по 1 января 1878 г.). — СПб., 1877. — С. 244—256.
  • В полярных льдах (Записка кап. Д. Шваненберга) // «Сборник морск. статей и рассказов» (ежемес. прилож. к морск. газ. «Яхта»), СПБ, 1877, № 12, стр. 507—517.
  • Студитский Ф. История открытия морского пути из Европы в сибирские реки Берингова пролива, 2 ч., Петербург, 1883.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 «Немцы России» энциклопедия, том 3: П — Я. М.: Издательство «Общественная Академия наук российских немцев», 2006. Стр. 727—728
  2. Старейшее мореходное: (краткий исторический очерк Архангельского мореходного училища) / К. М. Бурсин, Г. П. Попов ; Архангельское мореходное училище. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1976
  3. 3,0 3,1 Гончаров А. Е. Где ты, «Северное сияние»? Поиски полярного судна Д. И. Шваненберга и история картографирования дельты Енисея во второй половине XIX в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 2018, № 3
  4. 4,0 4,1 4,2 Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. Издательство: Географгиз, 1954
  5. Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX — начале XX вв.: Екатеринбург-Архангельск: ИЭПС УрО РАН, 2003. Кн. 1, 2003. Стр. 179—180

Источники

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!