Человек на часах
| Человек на часах | |
|---|---|
| Первоначальное название «Спасение погибавшего» | |
| Жанр | рассказ |
| Автор | Николай Семёнович Лесков |
| Язык оригинала | русский |
| Дата написания | 1887 |
| Дата первой публикации | апрель 1887 |
| Издательство | «Русская мысль» |
| Цикл | «Праведники» |
«Челове́к на часа́х» — рассказ русского писателя XIX века Николая Семёновича Лескова, опубликованный в 1887 году[1].
История создания
Рассказ был впервые опубликован в журнале «Русская мысль», в апрельском номере за 1887 год, под названием «Спасение погибавшего»; в том же году и под тем же названием он был включен в первую книгу издания «Повести и рассказы».
В основу рассказа положены действительные события. Сын писателя Андрей Лесков отмечает, что он «написан со слов бывшего директора Александровского лицея, генерал-лейтенанта Николая Ивановича Миллера, в момент происшествия с рядовым Постниковым — капитана и начальника караула». В 17-й главе рассказа в лице «владыки» фигурирует иерарх, митрополит московский, Филарет Дроздов (1783—1867). С. А. Кокошкин (в 1830-е годы петербургский обер-полицеймейстер) и Н. П. Свиньин (полковник) — тоже реальные исторические лица.
Во время подготовки издания «Повести и рассказы», кн. 1, СПб., 1887, в которое вошли «Скоморох Памфалон» и «Человек на часах» (ещё под своим первоначальным заглавием), Николай Семёнович Лесков писал С. Н. Шубинскому[2]:
Указываемые Вами два рассказа: «Кадетский монастырь» и «Скоморох», отдаю в Ваше распоряжение на тех условиях, какие Вы предлагаете... Но я советовал бы присоединить к тем двум еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам», — не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен... Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе...ГПБ, Архив С. Н. Шубинского, оп. 1, № 37, л. 99
Идейно-тематическое своеобразие
Рассказ входит в цикл «Праведники». Тема: случай из жизни военных во время правления Николая I. Идея: лжецов награждают, а истинных героев наказывают, то есть общество устроено неправильно. Произведение наполнено христианскими мотивами. Художественный конфликт строится на антитезе человечности и карьеризма, праведности и жестокости[3].
Жанр
По словам самого Н. С. Лескова, жанр произведения определяется как «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия». В современной интерпретации это авторское определение не утратило своего значения. Действительно, по внутреннему содержанию — это исторический анекдот, а по форме — это рассказ. Оба эти понятия с разных сторон определяют жанровую природу данного произведения[4].
Композиция
Рассказ «Человек на часах» состоит из 18 маленьких главок.
- 1 главу можно считать прологом.
- 2 глава содержит экспозицию (погружение в среду, в которой будут развиваться события, знакомство с некоторыми персонажами).
- 3 глава содержит завязку (сообщение о беде).
- 5 глава содержит кульминацию (офицер инвалидной команды делает заявление, что это он спас утопающего).
- 12 и 14 главы содержит развязку (награждение лжеца и наказание истинного героя).
- 18 главу можно считать эпилогом.
- Остальные главы – развитие событий.
Сюжет
Зимою 1839 года была сильная оттепель, лёд на Неве подтаял. Солдат Постников, стоявший на посту у Зимнего дворца, услышал крики о помощи. Он знал, что часовой не имеет права покидать своей будки. Полчаса шла борьба с самим собой, наконец, милосердие победило, и он покинул пост, чтобы спасти утопающего. Спасённый был в тяжёлом состоянии, и Постников стал осматриваться: не передать ли его кому. Мимо проезжали сани, в которых сидел офицер придворной инвалидной команды, человек легкомысленный и наглый. Он взял спасённого и отправился с ним на Морскую, в съезжий дом Адмиралтейской части. Там он сделал приставу заявление, что спас человека, рискуя собственной жизнью. Пристав не очень в это поверил, потому что офицер был абсолютно сух, а спасённый весь промок.
Межу тем вымокший Постников чистосердечно рассказал своему командиру Николаю Ивановичу Миллеру, как всё было на самом деле. Наказание за оставление поста тогда было очень суровым, вплоть до расстрела. Скрыть от государя этот факт не представлялось возможным, так как было замешано постороннее лицо — инвалидный офицер. Миллер решает обратиться к своему батальонному командиру подполковнику Свиньину. Тот, боясь за свою карьеру, обращается к обер-полицмейстеру Кокошкину, который слыл способностью улаживать щекотливые дела.
Кокошкин изучил протокол дела. Также состоялась личная беседа его с приставом, офицером-спасателем и спасённым утопленником. Выяснилось, что спасённый не помнит, кто его вытащил из воды. Офицер бессовестно этим пользуется, заявляя, что в качестве спасателя был именно он. Кокошкин всё понял, но решил спасти многих, пользуясь наглостью мнимого героя, который в результате был награждён медалью «за спасение погибавших».
Свиньин же был человеком принципиальным, ему показалось мало того, что солдат Постников три дня просидел в карцере, ожидая свой участи. Он приказывает Миллеру наказать рядового Постникова перед строем двумястами розог. После исполнения экзекуции Свиньи по-отечески навестил солдата в лазарете и подарил ему фунт сахару и четверть фунта чаю. Постников остался доволен. По тем временам наказание в двести розог считалось мягким.
Семейство Свиньиных водило дружбу с владыкой. Однажды он стал расспрашивать об этой истории, и подполковник честно обо всём рассказал, несколько смущаясь за судьбу настоящего героя. Однако владыка изрёк: «Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе. В сём справедливость от вас нимало не пострадала». Он тоже оказался доволен исходом данного случая.
Система образов
Николай Иванович Миллер — молодой офицер, командир роты Измайловского полка (впоследствии полный генерал и директор лицея). Это был человек с так называемым «гуманным» направлением.
Постников — солдат Измайловского полка, человек очень чувствительный и добрый.
Свиньин — подполковник, батальонный командир, отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплины, «службист».
Кокошкин — обер-полицмейстер, внушал всем большой страх к себе, но иногда мирволил шалунам и добрым весельчакам из военных; обладал удивительным многосторонним тактом, «умел сделать из мухи слона, но так же легко умел сделать из слона муху»
Офицер придворной инвалидной команды (без имени) — человек очень легкомысленного характера, и притом немножко бестолковый, и изрядный наглец.
Владыко — осторожный и неравнодушный к «светским событиям».
Примечания
- ↑ Батюто А. И. Комментарии: Н. С. Лесков. Человек на часах // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т.. — Москва: ГИХЛ, 1957. — Т. 8. — С. 576–579.
- ↑ Батюто А. И. Примечания. Лесков Н. С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 8. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. — С. 576—578. — 633 с.
- ↑ Ильинская Т. Б. Антитетичные мотивы в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах» // Вестник Марийского государственного университета : журнал. — 2025. — Январь (т. 19, № 1). — С. 80—85.
- ↑ Тюпа В.И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс : журнал. — 2018. — 3 февраля (№ 2). — С. 19—24.