Церковь Воскресения Христова (Плёс, деревянная)
Православный храм | |||
Церковь Воскресения Христова | |||
---|---|---|---|
Адрес |
Ивановская область, город Плёс, Варваринская улица, 19а |
||
Архитектурный стиль | Клетские храмы | ||
Строительство | 1699 год | ||
Основные даты | |||
1699 год − храм построен селе Билюково, 1903 год − сгорел в Плёсе храм Святых Петра и Павла, 1970-е годы − церковь перевезена в Плёс |
|||
Статус |
|
||
Состояние | действующая | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Церковь Воскресения Христова из села Билюкова — деревянная летняя церковь, расположенная в центральной части города Плёса Ивановской области, на горе Левитана[1], на месте сгоревшей деревянной церкви Петра и Павла (1748—1903). Была перенесена из села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1982 году и отреставрирована по проекту Александра Ополовникова.
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения (Рег. № 371610410890006[2]), Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960.
Описание
Церковь относится к типу клетских построек и состоит из трёх разновысотных частей, рубленных «в лапу». Центральный четверик увенчан высокой клинчатой кровлей с небольшой главкой, с запада к нему примыкает маленькая низкая трапезная с крыльцом, а с востока — пятигранный алтарь.
История
Церковь была построена в 1699 году в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии[3], а в 1833 году приписана к Свято-Троицкому храму села Аньково. Первоначально она представляла собой бревенчатый необшитый сруб на фундаменте из «диких камней» — валунов. Позднее стены храма обшили тёсом. В первой половине XIX века под сруб подвели кирпичный фундамент, а затем над трапезной пристроили шатровую колокольню типа «восьмерик на четверике». Последняя, таким образом, примыкала к западному фасаду церкви и по высоте немного превышала завершение четверика.
Стоявшая здесь прежде церковь ХVII века в 1903 г.
В 1930-х годах колокольня была снесена, а здание самой церкви приспособлено под сельский клуб. В ходе реставрации было установлено, что внутренняя часть храма несколько раз переделывалась — были подняты потолки, а также растесаны проходы между трапезной и центром. Кроме того, на крыше был не маленький четверик, а восьмерик на четверике с главкой.
Оригинальное убранство храма не сохранилось. В 2013 году был изготовлен единственный в Ивановской области новый стилизованный иконостас, где не только каркас, но и изображения святых на иконах выполнены в технике деревянной резьбы[4].
К церкви Воскресения ведет деревянная лестница. Существовавший ранее и изображенный на картине Левитана погост, почти не сохранился. Но на основе рисунков архитектора А. П. Ополовникова были сделаны и установлены надгробия, благодаря которым можно познакомиться с символикой древних крестов и памятников. В память обо всех похороненных здесь воздвигнут большой поклонный крест[4].
Церковь Левитана
Эта изящная деревянная церковь, стоящая на горе Левитана, свое народное название «Церковь Левитана» получила благодаря знаменитой картине Исаака Левитана. Она привлекла внимание художника еще раньше — в первые дни своего пребывания в Плесе он написал эту церковь с погостом в свете заката (картина так и называется — «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца»). А полотно «Над вечным покоем» написано на озере Удомля под Вышним Волочком, но тамошнюю, менее живописную церквушку, Левитан заменил на плесскую[1].
Посетители Третьяковской галереи, где находится работа «Над вечным покоем», зачастую убеждены, что на горе стоит именно та, «левитановская», церковь. Однако хорошо видно, что церковь на картине и нынешний деревянный храм в Плесе заметно отличаются друг от друга. Причина простая — это действительно другая церковь… Клетская деревянная церковь Петра и Павла, которая послужила источником вдохновения Левитану для его картины, сгорела в 1903 году[3]. Оставшись одной из самых знаменитых церквей русского зодчества на картине великого художника.
Аналогии
Облик Воскресенской церкви типичен для клетских храмов Костромской, Владимирской и Ивановской областей (то есть северо-восточная группа). Имея принципиально одинаковое общее решение и даже схожие детали с церквями Тверской области, они отличаются островерхими покрытиями и прямоскатной кровлей без полиц. Кроме того, все клетские церкви такого типа, сохранившиеся до середины XX века (ныне утрачены), имели пристроенную либо отдельно стоящую колокольню типа «восьмерик на четверике»: церковь Казанской иконы Божией Матери в деревне Соцевино Костромской области (1721—1771), церковь Собора Богородицы в селе Березники Ивановской области (1724); церковь Спаса Преображения из села Спас-Вёжи Костромской области (1713).
Литература
- Кудряшов, Е. В. Музей деревянного зодчества в Костроме / Е. В. Кудряшов. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1971.
- Забелло С. Я., Иванов В. Н., Максимов П. Н. Русское деревянное зодчество / Под общей ред. Д. Е. Аркина. — М. : Изд-во Академии архитектуры, 1942. — 212 с. — (Памятники русской архитектуры).
- Бокарев, А. В. Деревянное церковное строительство XVII—XVIII вв. северо-западных уездов Московской губернии / А. В. Бокарев // Деревянное зодчество. Вып. III. Новые материалы и открытия: [сборник научных статей]- М.; СПб. : Коло, 2013.
- Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. — М. : Искусство, 1986. — Т. 2. — 310 с.
Примечания
Ссылки
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Статьи без рег. № ЕГРОКН
- Объекты культурного наследия России
- Перемещённые здания и сооружения России
- Православные храмы Плёса
- Церкви на Волге
- Русские деревянные церкви
- Храмы Воскресения Христова
- Храмы, построенные в 1699 году в России