Церковь Воскресения Христова (Плёс, деревянная)

Материал из «Знание.Вики»
Православный храм
Церковь Воскресения Христова
Plyos. Resurrection Church P5251979 2350.jpg
Адрес Ивановская область,
город Плёс,
Варваринская улица, 19а
Архитектурный стиль Клетские храмы
Строительство 1699 год
Основные даты
1699 год − храм построен селе Билюково,
1903 год − сгорел в Плёсе храм Святых Петра и Павла,
1970-е годы − церковь перевезена в Плёс
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 371610410890006

Состояние действующая
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Церковь Воскресения Христова из села Билюкова — деревянная летняя церковь, расположенная в центральной части города Плёса Ивановской области, на горе Левитана[1], на месте сгоревшей деревянной церкви Петра и Павла (1748—1903). Была перенесена из села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1982 году и отреставрирована по проекту Александра Ополовникова.

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения (Рег. № 371610410890006[2]), Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960.

Описание

Церковь относится к типу клетских построек и состоит из трёх разновысотных частей, рубленных «в лапу». Центральный четверик увенчан высокой клинчатой кровлей с небольшой главкой, с запада к нему примыкает маленькая низкая трапезная с крыльцом, а с востока — пятигранный алтарь.

История

Церковь была построена в 1699 году в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии[3], а в 1833 году приписана к Свято-Троицкому храму села Аньково. Первоначально она представляла собой бревенчатый необшитый сруб на фундаменте из «диких камней» — валунов. Позднее стены храма обшили тёсом. В первой половине XIX века под сруб подвели кирпичный фундамент, а затем над трапезной пристроили шатровую колокольню типа «восьмерик на четверике». Последняя, таким образом, примыкала к западному фасаду церкви и по высоте немного превышала завершение четверика.

Стоявшая здесь прежде церковь ХVII века в 1903 г.

В 1930-х годах колокольня была снесена, а здание самой церкви приспособлено под сельский клуб. В ходе реставрации было установлено, что внутренняя часть храма несколько раз переделывалась — были подняты потолки, а также растесаны проходы между трапезной и центром. Кроме того, на крыше был не маленький четверик, а восьмерик на четверике с главкой.

Оригинальное убранство храма не сохранилось. В 2013 году был изготовлен единственный в Ивановской области новый стилизованный иконостас, где не только каркас, но и изображения святых на иконах выполнены в технике деревянной резьбы[4].

К церкви Воскресения ведет деревянная лестница. Существовавший ранее и изображенный на картине Левитана погост, почти не сохранился. Но на основе рисунков архитектора А. П. Ополовникова были сделаны и установлены надгробия, благодаря которым можно познакомиться с символикой древних крестов и памятников. В память обо всех похороненных здесь воздвигнут большой поклонный крест[4].

Панорама храма

Церковь Левитана

Исаак Левитан, «Над вечным покоем», 1894. Почтовая марка России, 2006 год.

Эта изящная деревянная церковь, стоящая на горе Левитана, свое народное название «Церковь Левитана» получила благодаря знаменитой картине Исаака Левитана. Она привлекла внимание художника еще раньше — в первые дни своего пребывания в Плесе он написал эту церковь с погостом в свете заката (картина так и называется — «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца»). А полотно «Над вечным покоем» написано на озере Удомля под Вышним Волочком, но тамошнюю, менее живописную церквушку, Левитан заменил на плесскую[1].

Посетители Третьяковской галереи, где находится работа «Над вечным покоем», зачастую убеждены, что на горе стоит именно та, «левитановская», церковь. Однако хорошо видно, что церковь на картине и нынешний деревянный храм в Плесе заметно отличаются друг от друга. Причина простая — это действительно другая церковь… Клетская деревянная церковь Петра и Павла, которая послужила источником вдохновения Левитану для его картины, сгорела в 1903 году[3]. Оставшись одной из самых знаменитых церквей русского зодчества на картине великого художника.

Аналогии

Облик Воскресенской церкви типичен для клетских храмов Костромской, Владимирской и Ивановской областей (то есть северо-восточная группа). Имея принципиально одинаковое общее решение и даже схожие детали с церквями Тверской области, они отличаются островерхими покрытиями и прямоскатной кровлей без полиц. Кроме того, все клетские церкви такого типа, сохранившиеся до середины XX века (ныне утрачены), имели пристроенную либо отдельно стоящую колокольню типа «восьмерик на четверике»: церковь Казанской иконы Божией Матери в деревне Соцевино Костромской области (1721—1771), церковь Собора Богородицы в селе Березники Ивановской области (1724); церковь Спаса Преображения из села Спас-Вёжи Костромской области (1713).

Литература

  • Кудряшов, Е. В. Музей деревянного зодчества в Костроме / Е. В. Кудряшов. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1971.
  • Забелло С. Я., Иванов В. Н., Максимов П. Н. Русское деревянное зодчество / Под общей ред. Д. Е. Аркина. — М. : Изд-во Академии архитектуры, 1942. — 212 с. — (Памятники русской архитектуры).
  • Бокарев, А. В. Деревянное церковное строительство XVII—XVIII вв. северо-западных уездов Московской губернии / А. В. Бокарев // Деревянное зодчество. Вып. III. Новые материалы и открытия: [сборник научных статей]- М.; СПб. : Коло, 2013.
  • Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. — М. : Искусство, 1986. — Т. 2. — 310 с.

Примечания

Ссылки