Художники в приёмной богача (картина)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Fedor Bronnikov 005.jpg
Фёдор Андреевич Бронников
Художники в квартире (в приемной) богача. 1876
Холст, масло. 33 × 43 см
Вольский краеведческий музей, Вольск

«Художники в квартире (в приёмной) богача» — картина русского живописца Фёдора Андреевича Бронникова, написана в 1876 году. Картина была написана для пятой Передвижной выставки. Она хранится в Вольском краеведческом музее[1].

История создания

Фёдор Андреевич Бронников долгие годы жил и трудился в Италии. Однако художник внимательно следил за изменениями художественной ситуации в России и принимал в ней участие. Он всё больше разделял идеи демократической живописи передвижников и присылал картины на третью Передвижную выставку, а через год стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок в одном ряду с И. Крамским, В.Перовым и другими. В 1874 году Бронников прислал на выставку три бытовых «вполне передвижнических» картины, которые по трактовке тяготели к академизму, представляя собой их интересный сплав. На пятой Передвижной выставке в 1876 году он выставил одну из таких картин — «Художник в приёмной богача», которую восторженно приветствовал В.Стасов и многие художники-передвижники: «В ней много жизненной правды, точно обрисован комизм ситуации»[2][3].

Бронников человек уже пожилой, и всем казалось, что от него нельзя было ожидать нового успеха и нового развития. Можно было думать, что он до конца своего века останется при изображение пифагорейцев, ахиллесов, гречанок и римлянок, всевозможных средневековых сцен. Трудно было предполагать, что он уйдёт когда-нибудь от природы совершенно условной и фальшивой от прилизанности и не правды .. И однако невозможное совершилось. Бронников вдруг прислал из Рима картину в самом деле прекрасную, где много жизни и правды.В.В. Стасов

Советский искусствовед Г. И. Кожевников писал: «Художник стремится своим творчеством примкнуть к передовому, идейно-реалистическому искусству. Однако этому в значительной степени мешает его академическое воспитание и оторванность от родины». Бронников это понимал, но изменить ситуацию был не в состоянии. В письме к архитектору А.Щедрину он поясняет: «Дело в том, мой друг, что больно я соскучился в Риме. Чувствую, что далее оставаться в нём для меня может быть гибельно». Поездка была отложена из-за ухудшегося состояния здоровья художника[4].

Картина была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым не позднее 1875 года в Риме. Так как фонды Вольского музея формировались из коллекций Третьяковской галереи и Саратовского художественного музея, то картина могла попасть в данный музей двумя способами. Саратовский государственный художественный музей имеет одну из самых больших коллекций работ Фёдора Бронникова.

Описание сюжета

В парадную приёмную итальянского богача, полную бархата, штофа и позолоты, великолепной мебели и хрустальных люстр, картин в искусстно оформленных рамках пришли утром два художника: один — молодой, красивый франтик, с огромным свёрнутым планом подмышкой и торчащими из карманов записными книжками, довольно храбро рассматривает комнату, но другой, более пожилой человек, совсем бедный и робкий, как «усталая кляча», уткнул нос в пол и хоронился за спиной франтоватого товарища. Большого художества от него ожидать кажется не стоит, он ещё на половину ремесленник, но его печальное комичное лицо, его оробелость перед блеском к которому он не привык, его неловкость, всё это удалось Бронникову прекрасно. А не много впереди них камердинер, он ещё одет по-утреннему, в фартуке метёлкой в руках и толстой оттопыренной губой, стоит в дверях и докладывает хозяину о том, что к нему пришли посетители[4].

Среди работ 1870 — начала 1880 годов, особенно тех, которые Бронников присылал на передвижные выставки, были и произведения, несущие в себе реалистические начала. Это не только «Художник в приёмной богача» (1876 год), но и «Нищий» (1881 год) — полотна, близкие передвижникам своим демократическим содержанием. Демократические черты присущи и картинам «Просители в приёмной у кардинала в Риме» (1882 год), «Воскресная школа детей в церкви» (1882 год)[5].

Примечания

  1. Художники в приемной богача.. Артпоиск. Дата обращения: 26 июля 2023.
  2. Науменко, О. В. Федор Андреевич Бронников (к 180-летию со дня рождения) // История и этнология: на перекрестке времен и культур : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курган, 16 ноября 2007 года. – Курган: Курганский государственный университет. — 2008. — С. 150—156..
  3. Книга для чтения по истории русского искусства. Выпуск IV. Искусство второй половины XIX века Выпуск IV. Искусство второй половины XIX века / Н.Машковцев. — Государственное издательство «Искусство», 1948.
  4. 4,0 4,1 Владимир Трифонов. АВТОР «Римских бань» мечтал о «родимой сторонушке». Беzформата (2019). Дата обращения: 21.27.2023.
  5. Основные бытописатели в Товариществе и развитие их тенденций. Товарищество художников - передвижников. Дата обращения: 26 июля 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!