Т-54

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Т-54
Музейный комплекс УГМК, Верхняя Пышма, Свердловская областьМузейный комплекс УГМК, Верхняя Пышма, Свердловская область
Т-54А
Классификация средний танк
Боевая масса, т 36,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Харьковское конструкторское бюро машиностроения
Производитель  СССР
Годы производства 19451974
Годы эксплуатации с 1948
Количество выпущенных, шт. 20 375
Основные операторы  СССР  КНДР  Сербия и Черногория  Чехословакия  Польша  Россия  Сирия
Размеры
Длина корпуса, мм 6200
Длина с пушкой вперёд, мм 9000
Ширина, мм 3270
Высота, мм 2218
База, мм 3840
Колея, мм 2640
Клиренс, мм 425-468
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 100 / 60°[1]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 55°[1]
Борт корпуса, мм/град. 80 / 0°[1]
Корма корпуса, мм/град. 45 / 17°[1]
Днище, мм 20
Лоб башни, мм/град. 200 / 0°[1]
106 / 60°[1]
Борт башни, мм/град. 160 / 0°[1]
85 / 60°[1]
Корма башни, мм/град. 65 / 0°
56 / 30°[1]
Крыша башни, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-10Т
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 56
Боекомплект пушки 34
Углы ВН, град. −5…+18
Дальность стрельбы, км 0,02—14,6
Прицелы ТШ-2-22А
Пулемёты 1 12,7-мм ДШК,
2 7,62-мм СГМТ
Двигатель
В-54
Общие данные
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 520 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2254 Н·м, при 1300 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 38 880 см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Тактность (число тактов) 4
Питание
Рекомендованное топливо ДЛ, ДЗ, ДА
Охлаждение жидкостное
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 290—320
Запас хода по пересечённой местности, км 250—300
Удельная мощность, л. с./т 14,4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)

Т-54 (Индекс ГБТУОбъект 137) — советский средний танк. Принят на вооружение Советской армии ВС СССР в 1946 году, серийно выпускался с 1947 года, постоянно модернизируясь. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. Начиная с 1961 года ему на замену начал поступать танк Т-62, созданный на его базе, но на ОЗТМ выпуск Т-55 продолжался вплоть до 1977 года[2].

Также в ряде стран выпускался сам Т-54 либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Несмотря на устаревшую броневую защиту и вооружение, танк в силу простоты конструкции имел высокую эксплуатационную надёжность и использовался в большинстве локальных конфликтов после Второй мировой войны.

История создания

Опыт боевого применения танков Т-34 в годы Великой Отечественной войны показал, что помимо наличия в танке высоких показателей, определяющих его боевые свойства, он должен по своей конструкции допускать возможность модернизации и иметь перспективу дальнейшего развития и совершенствования. Несмотря на свои боевые и технические характеристики, средний танк Т-34 такими возможностями ко времени окончания войны уже не обладал[3].

Необходимо было избавиться от ограничения изначальной компоновки машины – двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка Т-34, благодаря чему башня оказывалась существенно сдвинута вперед, что создавало большую нагрузку на передние катки и делало невозможным наращивание лобовой брони и установку более мощной пушки.

Поэтому уже в том же 1943 году была подготовлена смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор Морозов А. А.) Уральского танкового завода № 183, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136. Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить длину моторного отделения и сместить башню к середине корпуса, разгрузив передние катки. Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85 — 85-мм пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола в 56 калибров, считавшаяся к тому времени бесперспективной для среднего танка, поскольку для борьбы с современными на тот момент танками уже не годилась[3][4].

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию новой модификации танка, которая внешне отличалась от прежней в основном башней несколько больших размеров, усиленной бронёй и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки. Первоначально машина получила обозначение Т-44Б. Проектирова­ние завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года.

Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение[3]. От базовой модели Т-44 он отличался уже не только новой пушкой и башней иной конфигурации, но также и двигателем, и толщиной лобовой брони (180 мм на башне, против обычных 120-мм), и углом наклона броневых листов. Фактически это был уже совершенно другой танк, который после устранения недостатков, выявленных на полигоне, получил самостоятельное название – Т-54 (объект 137)[5]. В 1955 году начали производство улучшенной версии танка — Т-54А, затем Т-54Б.

В 1958 году Т-54 был модифицирован для применения в условиях ядерного конфликта и сменил название на Т-55.  Эта модель в различных вариантах оставалась в производстве до 1977 года.

Конструкция

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44, однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60° и 45° от вертикали, составляла 120 мм против 90 мм у Т-44. В отличие от последнего, в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель. Вместо неё на верхней кромке лобового листа появился перископический прибор, который при необходимости можно было убрать. Сверху прибор прикрывался крышкой.

Литая башня имела толщину брони в лобовой части 180 мм (у Т-44 — 120 мм) и бортов — от 150 до 90 мм (у Т-44 — 90 мм), с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм (у Т-44 — 15 мм), сваренных между собой [6].

Двигатель

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) Т-54 был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-44 мощностью 520 л.с. Благодаря поперечному размещению двигателя удалось сэкономить значительные объемы как внутри корпуса, так и в МТО. Кроме двигателя в корме танка установили входной редуктор («гитара»), многодисковый редуктор сухого трения, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач, два многодисковых бортовых фрикциона, ленточные тормоза и бортовые редукторы. Внутри МТО удалось уместить два основных топливных бака на 520 литров. Кроме того, в надгусеничных полках было предусмотрено место для трех 50-литровых баков. По расчётам, запаса топлива должно было хватать на 300—350 километров пути[3][7].

Ходовая часть

Опорные катки Т-54

Ходовая часть также была практически полностью заимствована у Т-44. Танк получил независимую, торсионную подвеску катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из пяти опорных литых металлических катков с обрезиненными ободами, ширина резинового массива которых увеличилась с 150 до 185 мм и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. С подвесным оборудованием, устанавливаемым вокруг гусениц, танк мог преодолеть вплавь до 60 км при волнении до 5 баллов.

Вооружение

Казённая часть орудия

Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. Дополнительное вооружение состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта, расположенного справа от пушки и установленного на турели, над люком заряжающего, 12,7-мм зенитного пулемета ДШКТ[8].

Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела с бронебойными и осколочными снарядами (20 в отделении управления справа от механика-водителя, 14 в боевом отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.

Модификации

В таблице приведены основные модификации танка Т-54[3].

Модификация Год разработки Характеристики
Т-54 образец №1 (Т-44В) 1945 Модификация Т-44В с применением улучшенного бронирования корпуса, новой башни, новой планетарной трансмиссии (испытана на втором опытном Т-44А), улучшенной системой пожаротушения, с новым двигателем с улучшенной системой охлаждения.
Т-54 образец №2 («объект 137») 1945 Развитие образца №1. Согласно документам наркомата танковой промышленности именно этот образец считается первым танком Т-54.
Т-54-1 1946 Первый прототип Т-54 и первая серийная модель. Серийно производился в 1946-1948 годах на заводах №183 («Уралвагонзавод»), №75 (позже - ПО ХЗТМ, г. Харьков) и №174 (позже ПО Омсктрансмаш», г. Омск), принят на вооружение постановлением СНК СССР в апреле 1946 года.
Т-54-2 1949 Второй прототип Т-54. Отличался новой литой башней без обратного скоса в лобовой части, новой узкой амбразурой пушки. Применена другая турель зенитного пулемёта, один курсовой пулемет в отделении управления, новая уширенная гусеница (580 мм). Серийно производился в 1949-1951 годах, принят на вооружение в 1950 году.
Т-54-3 1951 Третий классический прототип Т-54 отличался новой полусферической литой башней, фурнитурой для крепления минного трала. Серийно производился в 1951—1955 годах. По сравнению с предыдущими моделями улучшены: система охлаждения двигателя, гусеница, установлен новый воздухоочиститель, улучшены ходовая часть, трансмиссия и двигатель, внедрен новый механизм поворота башни.
ОТ-54 («объект 481») 1954 Огнемётный танк, создан на базе Т-54-3 с установкой вместо спаренного пулемета автоматического порохового огнемета АТО-1. Огнеметное оборудование размещено в боевом отделении, бак с огнесмесью АП-7 - в отделении управления. Выпускался серийно.
Т-54М («объект 139») 1954 Опытный средний танк, разработан КБ ПО «Уралвагонзавод», установлены облегченные опорные катки, новые ведущие колеса, новая пушка Д-54Т, ночной прибор механика-водителя ТВН-1 и ночной прицел. Элементы ходовой части позже использованы на Т-55.
Т-54А («объект 137Г») 1954 Модернизированный средний танк Т-54, разработан КБ ПО «Уралвагонзавод», главный конструктор Л. Н. Карцев. Установлены усовершенствованная пушка Д-10ТГ с эжекторным устройством продува ствола, электрогидравлический стабилизатор СТП-1 "Горизонт" (стабилизация по вертикали), новый прицел, ОПВТ и другое оборудование. Танк принят на вооружение в 1954 году и выпускался серийно по 1957 год.
Т-54Б («объект 137Г2») 1956 Средний танк, создан на базе Т-54А. Установлен двухплоскостной стабилизатор пушки, вращающийся полик башни, ОПВТ. В ходе серийного производства на танк устанавливаются ночной прицел наводчика и ночной прибор наблюдения командира танка. В ходе модернизации установлен двигатель В-55, радиостанция Р-123, гусеницы с РМШ (резино-металлическими шарнирами), изменена боеукладка. Принят на вооружение в 1956 году.
Т-54К 1958 Средний командирский танк, создан на базе Т-54-3 с установкой дополнительной радиостанции, навигационной аппаратуры и зарядного устройства. Выпускался небольшой серией начиная с 1958 года.
Т-54АМ 1960-е годы Модернизированный вариант Т-54А, вариант модернизации разработан КБ ПО «Уралвагонзавод». Изменена боеукладка (увеличен боекомплект на 9 выстрелов), установлен новый двигатель В-55, новая радиостанция Р-123, используются облегченные катки, гусеницы с резинометаллическими шарнирами (РМШ), установлены ночной прицел и приборы ночного видения, модернизировано ОПВТ.
Т-54МК 1977 Средний командирский танк, создан на базе Т-54М в КБ ПО «Уралвагонзавод». Установлена дополнительная КВ-радиостанция, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядный агрегат. Модернизировался начиная с 1977 года.

Производство вариантов Т-54 за рубежом

Ниже приведены некоторые варианты танка Т-54, которые выпускались в других странах[9].

Тип 59

Тип 59

Китайский танк, состоящий на вооружении китайской армии. Тип 59 представляет собой незначительно изменённый Т-54А. Выпускался по лицензии с 1957 года. Тип 59 использовался в ходе вьетнамской войны, вьетнамо-китайском пограничном конфликте в 1979 году, а также в индо-пакистанской войне 1971 года.

Танки Тип 59 использовались в следующих странах: Китай, Конго, Мьянма, Северная Корея, Албания, Судан, Вьетнам, Кампучия, Лаос, Таиланд, Зимбабве, Пакистан (Тип 59/Al-Zarar).

Тип 62

Китайский лёгкий танк 1960-х годов, облегчённая версия советского Т-54. Серийно производился с 1963 по 1989 год, общий выпуск составил около 1200 экземпляров. Танк активно поставлялся во многие страны и принимал участие в угандийско-танзанийской войне и китайско-вьетнамской войне 1979 года.

Модифицированный в Израиле Т-54/Т-55 с 105-мм нарезным орудием L7

Ti-67 Тиран-4

Модифицированный в Израиле Т-54. Отличался 105-мм нарезным орудием L7, дымовыми гранатомётами и рядом мелких изменений. Модернизация осуществлялась в конце 1960-х и начале 1970-х годов.

Ягуар

Китайский проект модернизации танков Т-54, Т-55 и Тип 59, совместно с американскими компаниями «Textron Marine» и «Land Systems».

Т-54Е «Рамзес-II»

Модернизация египетских танков Т-54/55, с использованием агрегатов танков M48 и M60. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка М-68 с бельгийской системой управления огнём (СУО) «Титан» Mk1, американский двигатель AVDQ-1790-5A и египетская трансмиссия ТСМ-304. Подвеска заменена на новую General Dynamics 2880.

Боевое применение

Танки Т-54 приняли участие в следующих вооружённых конфликтах:

Машины на базе Т-54

  • ЗСУ-57-2 — («объект 500») зенитная самоходная установка.
  • БМР-2 — бронированная машина разминирования. Создана на базе среднего танка Т-54Б.
  • БТЛ-1 — боевой модуль бронепоезда БП-1. Использовался как в составе бронепоезда, так и отдельно.
  • БТС-2 — бронированный тягач. Разработан на базе среднего танка Т-54.
  • БТС-4А — бронированный тягач. Разработан на базе среднего танка Т-54.
  • БРЭМ-3 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Создана на базе среднего танка Т-54 образца 1949 года.
  • ГПМ-54 — гусеничная пожарная машина на базе среднего танка Т-54.
  • ПТС — плавающий транспортёр.
  • МТУ — танковый мостоукладчик, созданный на базе Т-54. Грузоподъёмность моста — 50 т, максимальная ширина препятствия — 11 м.
  • МТУ-20 — танковый мостоукладчик. При изготовлении использовались шасси от танков Т-54 и Т-55
  • СПК-12Г — самоходный стреловой поворотный кран.
  • СУ-122-54 — Самоходное штурмовое орудие на базе Т-54, вооружённое 122-мм пушкой. Выпускалось малой серией.

Галерея

Cтраны, эксплуатирующие танки T-54/55 (карта)

На протяжении своей истории танк Т-54 находился на вооружении многих стран, как в СССР, так и за его пределами. Отображённые на карте современные операторы и бывшие пользователи танка могут дать представление о его военной значимости и распространённости.

Синим цветом отмечены страны, эксплуатирующие танки T-54/55; красным отмечены бывшие эксплуатанты

Литература

Холявский Г. Л. Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 г.г.. — Минск: Харвест, 1998. — 576 с. — ISBN 985-13-8603-0.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2011. — № 3. — С. 59.
  2. Карпенко, А. В. Обозрение отечественной бронетанковой техники. — СПб.: Невский бастион, 1996. — 479 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Средний танк Т-54 и машины на его основе // ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ : сайт. — 2008. — № 10.
  4. Танк Т-44, боевая машина переходного периода. Армии и Солдаты. Военная энциклопедия. Дата обращения: 11 сентября 2024. Архивировано 6 октября 2024 года.
  5. Трофимов Антон. Долгая история Т-54 и Т-55. Как родились «калашниковы» в мире танков. История.РФ. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  6. «ТАНК-СОЛДАТ» (К 75-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ТАНКА Т-54)
  7. Прототипы среднего танка Т-54. Военное обозрение (4 декабря 2013). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  8. Средний танк Т-54. Военное обозрение (8 июня 2012). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  9. Танк Т-54. Сайт soldat.pro – Военные специалисты. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 С. Шумилин. Боевое применение танков серии Т-54/55. Военно-патриотический сайт «Отвага». Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 4 мая 2012 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 С. Шумилин. Боевое применение танков серии Т-54/55. Военно-патриотический сайт «Отвага». Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 24 июня 2012 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 С. Шумилин. Боевое применение танков серии Т-54/55. Военно-патриотический сайт «Отвага». Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 9 мая 2012 года.
  13. Ред.-составитель С. В. Иванов. БРОНЕТЕХНИКА ВО ВЬЕТНАМЕ В ФОТОГРАФИЯХ. Издание «Танк на поле боя» № 13. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 18 мая 2012 года.

Ссылки

Танк Т-54

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!