Танк Т-44

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Т-44 (Объект 136) — советский средний танк, разработанный в период с 1943 по 1944 годы харьковским конструкторским бюро машиностроения под руководством А. А. Морозова. Он предназначался для замены Т-34 в качестве основного и среднего танка в составе РККА. Было построено всего 1823 единицы, но Т-44 не успел принять участие в боевых действиях. Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, но из-за ограничений, связанных с Великой Отечественной войной и необходимостью сосредоточиться на выпуске Т-34-85 в период масштабных наступательных операций, оно было ведено в ограниченных масштабах. В последующие годы Т-44 был заменён более совершённым Т-54, который унаследовал некоторые агрегаты от Т-44. Т-44 так и не стал основным и средним танком, его роль выполнил уже Т-34-85, а сам Т-44 продолжал служить в армии до 1970 годов после нескольких модернизаций.

Т-44
Средний танк Т-44 знаменский pic1.JPG
Классификация средний танк
Боевая масса, т 31,8
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4 чел
История
Разработчик Александр Александрович Морозов
Производитель  СССР
Годы производства 1944-1947 год
Годы эксплуатации 1945- конец 1970 годов
Количество выпущенных, шт. 1823 шт.
Основные операторы  СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 6070
Длина с пушкой вперёд, мм 7650
Ширина, мм 3180
Высота, мм 2410
База, мм 3800
Колея, мм 2630
Клиренс, мм 425
Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 54,6
Боекомплект пушки 58
Углы ВН, град. −5…+25°
Дальность стрельбы, км 5,2 км из пушки и 1,5 км из спаренного пулемёта по прицелу ТШ-16
Прицелы телескопический ТШ-16
Пулемёты 2 7,62-мм ДТМ
Двигатель
В-44
Подвижность
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя, л. с. 368 кВт
Мощность двигателя, кВт 500 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20-30
Запас хода по шоссе, км 200-250
Запас хода по пересечённой местности, км 180-200
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,83
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

История

Средний танк Т-44 был разработан в 1943 — 1944 годах, но не успел принять участие в войне и остался менее известным, чем его предшественник — легендарный Т-34. Он занимает особое место в истории отечественного танкостроения. Именно на Т-44 советские конструкторы освоили новые технические решения и приёмы, которые стали основой для большинства послевоенных советских танков. Глубокая модернизация Т-44 привела к созданию Т-54, а затем и Т-55 — одного из самых массовых танков СССР, выпущенных после войны[1].

Два экземпляра танка T-44 были изготовлены зимой 1944 года. Внешне они отличались длиной башенного погона: у одного танка погоны были длиной 1,6 метров, а у другого — 1,8 метров. Обе модели были оснащены прочной пушкой Д-5Т калибра 85 миллиметров.

Третий экземпляр сборки танка неприменительной эффективности был скоро подготовлен, оснащённый орудием д-25-44 с калибром, увеличенным до 122 мм. Однако использование такого орудия на среднем танке оказалось неэффективным. Летом был собран прототип серийной модели танка Т-44А, который был принят на вооружение в июле 1944 года.

До дня победы на заводе в Харькове было произведено 190 единиц танка Т-44. Производство этих танков продолжалось до августа 1947 года, и общее количество собранных машин составило 1823 штуки. Наиболее успешным годом был 1945-й, когда было выпущено 880 танков данной модели. В попытках модернизации танка, инженеры рассматривали возможность использования пушки ЛБ-1. Однако установка стальных противокумулятивных экранов привела к значительному увеличению веса танка, и, в итоге, разработка этой модификации не была принята на вооружение[2].

Производство Т-44 на заводе № 75 (по данным Военной приёмки)
Год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего
1944 5 20 25
1945 20 20 60 65 75 85 100 120 85 35 45 170 880
1946 30 50 130 50 90 49 50 85 40 14 50 80 718
1947 28 19 44 23 23 33 27 3 200
Всего 1823

Технические характеристики

Сравнение основных советских средних танков периода Второй мировой войны

Т-34, модификация 1940 года Т-34, модификация 1941 года Т-34, модификация 1942 года Т-34, модификация 1943 года Т-34-85 Т-44
Масса, т 26 26,5 28,5 30,9 32 31,9
Орудие 76-мм Л-11 76-мм Ф-34 76-мм Ф-34 76-мм Ф-34 85-мм ЗИС-С-53 85-мм ЗИС-С-53
БК, снарядов 76 77 77 100 60 58
Горючее, л 460 460 610 790 810 642
Запас хода, км 300 400 400 465 360 300
Броня, мм 15—45 20—52 20—65 20—70 20—90 15—120

Описание конструкции

Двигатель и трансмиссия

Дизельный двигатель В-44 получил значительное улучшение в виде новой топливной аппаратуры, что позволило увеличить мощность до 520 лошадиных сил, при этом сохраняя тот же объём цилиндров, что и у предыдущей модели В-34. Для уменьшения габаритов двигателя, компактный маховик был установлен вместо выступающего за пределы картера вентилятора. Благодаря этому инженеры смогли разместить дизель на низкой, но прочной и лёгкой раме, что позволило снизить высоту корпуса на 300 миллиметров[3].

Вооружение

Танк Т-44, предшественниками которого были экспериментальная модель Т-44-85 с орудием Д-5Т и Т-44-122 с пушкой Д-25, претерпел изменения с появлением на вооружение орудия ЗИС-С-53. В связи с этим пришлось модифицировать Т-44 и оснастить его 122-мм орудием. Однако испытания показали, что такой вариант не годится для среднего танка.

В 1945 году было принято решение разрабатывать новую башню для установки орудия Д-10Т. Для обеспечения подвижности и защиты от кумулятивных снарядов, конструкторы установили на крыше люка заряжающего дополнительную турель с зенитным пулемётом ДШК и защитили ходовую часть и борта танка экранами[3].

Ходовая часть

Танк был оснащён пятью обрезиненными опорными катками, ведущим колесом, задним колесом с пятью роликами и направляющим колесом с натяжным механизмом. Чтобы обеспечить более плавное движение, ходовая часть была оснащена индивидуальной торсионной подвеской для опорных катков. Двигатель был соединён с пяти-ступенчатой коробкой передач с помощью специальной передачи, известной как «гитара». Эта передача включала трёх цилиндрических шестерёнки и имела передаточное число 0,7. Также в танке были использованы передачи и бортовые фрикционные сцепления, заимствованные у модели Т-34[3].

Эксплуатация

О боевых действиях, происходивших в конце Великой Отечественной войны, почти нет информации. Однако известно, что документированы подвиги сотой Ченстоховской бригады. В декабре 1944 года это подразделение было усилено 60 новыми танками. Предположительно, термин «Т-44» мог включать и другие модели танков.

В 1961 году оставшиеся в строю танки были модернизированы, и их подвижные части были унифицированы с танком Т-54. Версия Т-44М получила ночное видение и более разнообразный боекомплект.

Танк Т-44МК был дополнен вспомогательной радиостанцией для командира. В середине 60-х годов часть танков была переделана в тягачи. В конце 70-х годов танк Т-44 был списан с вооружения Советской армии.

В начале 60-х годов Т-44 был включён в боевой арсенал военных частей, размещённых на территории государств Варшавского договора. Почти все эти модели использовались в качестве тренировочных танков. Танкисты могли практиковаться в стрельбе из 85-мм орудия: склады были заполнены снарядами этого калибра, а их утилизация была неэффективной.

Единственным подтверждённым военным конфликтом, в котором принимал участие Т-44, была операция «Вихрь» в 1956 году, когда танк использовался для подавления восстания в Венгрии[2].

Машины на базе Т-44

  • САУ-100М-2, известная также как «Уралмаш-1», является проектом самоходной артиллерийской установки с 100-миллиметровой пушкой Д-10С в 1944 год.
  • САУ-100-44 «Гром-1» — это проект самоходной артиллерийской установки с 100-миллиметровой пушкой Д-10С в 1944-1945 годы.
  • САУ-122-44 «Гром-2» — это проект самоходной артиллерийской установки с 122-миллиметровой пушкой Д-25С в 1944-1945 годы.
  • САУ-101 «Уралмаш-1» — опытный образец самоходной артиллерийской установки с 100-миллиметровой пушкой Д-10С в 1945 год.
  • САУ-102 «Уралмаш-1» (САУ-101М) — опытный образец самоходной артиллерийской установки с 122-миллиметровой пушкой Д-25-44С в 1945 год.
  • БТС-4 — это тягач для танков в 1963 год.

В конце 1945 года на базе танка Т-44 на инициативе завода № 183 был разработан проект тяжёлого артиллерийского тягача, предназначенного для замены «Ворошиловца». Шасси было удлинённое и имело шесть опорных катков. Предполагалось, что транспортёр будет выпускаться в двух вариантах: вариант артиллерийского тягача и вариант бензозаправщика. Был создан полноразмерный макет.

В конце зимы 1944 года заводом № 183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый танк (Т-44-1 № 2\3, также известный как Т-44-122) был оснащён 122-миллиметровым орудием Д-25Т-44, а второй — 85-миллиметровым орудием Д-5Т.

В обоих случаях использовался двигатель В-2-ИС. Боевое отделение было переделано и увеличено, но в случае с 122-миллиметровыми унифицированными снарядами, которых было всего 24 в боеукладке, это оказалось недостаточным.

Ни один из опытных образцов не был запущен в серийное производство, вместо этого в 1945 году начали выпускать Т-44 с 100-миллиметровым орудием Д-10Т.

Также в 1945 году был разработан проект Т-44Б с 100-миллиметровой пушкой ЛБ-1, противокумулятивными экранами и переделанной башней от Т-44-100, но и он не пошёл в серию[4].

Оценка защищённости

В июле 1944 года на полигоне НИБТ ГБТУ была проведена оценка защищённости танка Т-44 с помощью калиберных бронебойных снарядов немецких танковых пушек калибров 75 и 88 мм. Результаты показали следующее:

  • Бронекорпус танка Т-44 почти полностью не защищён от 88-мм бронебойных снарядов на любых дистанциях реального огня и только частично защищён от 75-мм бронебойных снарядов, но на расстоянии более 1580 метров.
  • Самым уязвимым местом танка в отношении снарядов является башня. Она пробивается 75-мм бронебойными снарядами при любых углах нападения и положениях башни на дистанции до 1300 метров.

Учитывая тенденцию роста калибра танковых пушек в конце 1940 — начале 1950 годов, принятый уровень бронирования на Т-44 не мог считаться перспективным.

Галерея

Примечания

  1. Антон Т. Т-44. Первый послевоенный танк Советского Союза. История.РФ (10 ноября 2021). Дата обращения: 9 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Андрей Ж. Танк Т-44 — обзор, история, характеристики, интересные факрты. Мужской журнал (28 октября 2023). Дата обращения: 9 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Средний танк Т-44. Военное обозрение (7 июня 2012). Дата обращения: 9 марта 2024.
  4. 122-мм танковая пушка Д-25. The Russian Battlefield (26 ноября 2011). Дата обращения: 9 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!