Троицкий мост (Санкт-Петербург)
Троицкий мост | |
---|---|
Исторические названия | мост Равенства, Кировский мост |
Пересекает | река Нева |
Место расположения | Санкт-Петербург |
Конструкция | |
Тип конструкции | средний пролёт – арочноконсольный, остальные пролёты балочноконсольные |
Материал | Металлический из литого железа |
Число пролётов | 10 |
Общая длина | 582 метра |
Ширина моста | 23,6 метра |
Полос движения | 4 |
Эксплуатация | |
Конструктор, архитектор | архитекторы В. Шаброль и Р. Патуйар, инженеры А. Флаше и И.А. Ландау |
Начало строительства | 1897 |
Открытие | май 1903 года |
Закрытие на реконструкцию |
1965—1967 - реконструкция разводного пролёта, 2001—2003 - реконструкция пролётного строения |
Объект культурного наследия РФ | объект № 781711205420005 |
Тро́ицкий мост (с октября 1918 по декабрь 1934 года — мост Равенства, с 1934 по октябрь 1991 года — Кировский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Неву, расположен в Санкт-Петербурге, в створе Каменноостровского проспекта (бывший Кировский проспект) и Суворовской площади. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), построенный в стиле модерн по проекту фирмы «Батиньоль» в 1897—1903 годах и открытый к 200-летию города[1].
Троицкий мост соединяет Марсово поле в Центральном районе с Троицкой площадью на Петроградской стороне (Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова). Ось Троицкого моста в северной части пересекает Пулковский меридиан[2].
С 1990 года Троицкий мост входит в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (региональное значение) и находится под охраной КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры)[1].
Описание моста
Троицкий мост гармонично вписывается в пространство акватории Невы и выделяется красотой силуэта, изысканностью пропорций и элегантностью форм. Декор — гранитные пилоны, чугунные решётки художественного литья и фонари — выполнен в стиле модерн. На постоянных пролётах установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки[2].
Мост украшают обелиски с двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы обелисков выполнены из розового гранита, а их четырёхгранные завершения — из красного полированного гранита. Вдоль пролёта моста установлены 16 больших канделябров с тремя плафонами (точные копии торшеров, украшающих мост Александра III в Париже), в основании которых помещены рельефные геральдические изображения[3], а также 24 малых канделябра с одним плафоном[2].
Обелиски на въезде на Троицкий мост со стороны Суворовской площади украшают бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами всех участников проекта[4].
Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста:
«Троицкий мост заложен 12 августа 1897 г. в память 25-летия бракосочетания Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны, в третье лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в присутствии Императорских Величеств, Президента Французской республики Феликса Фора, Членов Императорской семьи, Представителей Иностранных Государств, Представителей Правительственных Учреждений и Городского Общественного Управления в бытность Министром Внутренних дел И. А. Горемыкина, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским Головою В. А. Ратькова-Рожнова, Председателями подготовительных комиссий: П. П. Дурново и Ф. И. Жербина»
Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста сбоку:
«От города технический надзор за постройкою моста имели старший инспектор Б. А. Берс, инспекторы: В. А. Сокольский, Г. Г. Кривошеин, А. П. Становой и А. П. Пшеницкий»
Мемориальная доска на обелиске с верховой стороны моста:
«Троицкий мост окончен в 1903 г. в девятое лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в бытность Министра Внутренних дел В. К. Плеве, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским головою П. И. Лелянова, товарищем его С. А. Тарасова и членами Управы М. А. Аничкова, А. Н. Бутова, М. Ф. Еремеева, И. Т. Крюкова, И. П. Медведева, В. С. Петрова и В. А. Тройницкого. Постройка моста и составление проектов производились под руководством Исполнительной комиссии: председателя А. И. Глуховского и членов А. А. Архангельского, А. П. Веретенникова, П. Н. Казина, И. В. Клименко, Ф. Б. Нагеля, А. И. Кокшарова, А. Г. Редько, М. Ф. Андерсина и П. А. Лихачева, представителя от Министерства Внутренних дел Л. И. Новакова и представителей от Министерства Путей Сообщения Л. Ф. Николаи, Ф. Г. Зброжека, Н. Б. Богуславского, А. Б. Бернгарда и Г. Н. Соловьева при участии Комиссии от Императорской Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике из членов Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, М. П. Боткина, Г. И. Котова и М. А. Чижова. Металлическая часть моста с каменными опорами длиною 225 сажен построена французским строительным Обществом „Батиньоль“ по проекту, им же составленному, при председателе Общества Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Гальяре. Каменная часть моста длиною 38 сажен построена А. Симоновым и Е. Кнорре по проекту Г. Г. Кривошеина»
Мемориальная доска на обелиске с верховой стороны моста сбоку:
«От Строительного общества „Батиньоль“ были: строитель моста А. Флаше, консультант Н. А. Белелюбский, представитель Общества И. А. Ландау, производители работ: Л. де-Лонги, М. Бернар, С. Смирнов и В. Волков»
Технические характеристики моста
- Это 10-пролетное сооружение (582 метра — длина, 23,5 метра — ширина) раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролётом у левого берега.
- Постоянные пролетные строения представляют собой сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Размеры пролетов (слева направо, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18, масса металлических пролётных строений — 11 242 тонн.
- Разводной пролёт металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Отверстие разводного пролёта — 43 метра в свету. Разводка производится с помощью гидравлической системы.
- Левобережный постоянный пролёт перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. Правый берег соединен с металлической частью моста трехпролетной каменной аркадой длиной 89,9 метра. Аркада, построенная по проекту Г. Г. Кривошеина, представляет собой бесшарнирные каменные своды на свайном основании с тремя отверстиями, облицованные гранитом[2]
- Тип фундамента — под русловыми опорами — кессонный, под береговыми устоями и правобережной эстакадой — деревянные сваи.
Наиболее сложные и ответственные работы были связаны с устройством фундаментов опор. Как и на Литейном мосту, при строительстве опор Троицкого моста были использованы кессоны, однако, при этом был учтен уже накопленный опыт, прежде всего по безопасности ведения работ в кессонах под повышенным давлением. Кессоны для моста сооружались возле Петропавловской крепости и представляли из себя цилиндры эллиптической формы из клепанного железа толщиной 9 миллиметров. Высота каждого кессона составляла 23,5 метра, при ширине 8,5 метра и длине 34 метра, общая масса каждого кессона 276 тонны. После сборки на берегу кессон буксировался на место установки, это было возможно за счет того, что на расстоянии 3,2 метров от нижнего обреза кессон имел плотное железное дно. Сразу после буксировки в назначенное место и закрепления в кессоне начиналась кладка. Мост опирается на 11 опор, из них 2 береговых устоя и 9 быков (в железной и каменной частях моста). Береговые устои моста и 4 быка входящих в состав каменной эстакады на правом берегу возведены на деревянном свайном фундаменте, заглубленном в озерноледниковые отложения. Кессоны, служащие основанием для 5 быков погружены в кровлю моренных суглинков тугопластичной консистенции на глубину от 8 до 14 метров по грунту.
После сооружения опор на них устанавливались пролетные строения, подвозившиеся со строительной площадки на берегу специальными баржами. Металлическая часть моста была выполнена из литого железа, средний пролёт моста перекрыт арочно-консольным пролетным строением, остальные постоянные пролеты перекрыты балочно-консольными пролетными строениями. Масса металлических конструкций моста превышает 11000 тонн. Каменная часть моста в виде трёхпролетной каменной аркады была построена по проекту инженера Г. Г. Кривошеина из гранитных сводов на каменных опорах с гранитной облицовкой, вместо предлагавшейся по проекту фирмы Батиньоль насыпи. Первоначально разводная часть моста представляла из себя двухпролётный однорукавный поворотный механизм, располагавшийся в левого берега. В 1965—1967 годах была выполнена реконструкция Троицкого моста, в ходе которой поворотная конструкция моста была заменена раскрывающейся, у левого берега был размещен пролёт, имеющий вид арочного, в массивной опоре которого установлен механизм разводки[5].
Короткая хронология
1803 год — наведение первого наплавного (плашкоутного) Петербургского моста между Петроградским и 1-м Адмиралтейским островами
1827 год — открытие второго наплавного (плашкоутного) Троицкого моста
1876 год — мост укрепили и проложили по нему линию конной железной дороги[6]
1891 год — решение Городской Думы о постройке постоянного моста через Неву
1892 год — первый международный конкурс. Победа проекта Гюстава Эйфеля приобретён для города, но его осуществление приостановлено[4].
1896 год — второй международный конкурс, победа проекта фирмы «Батиньоль»
1897 год — подписан контракт с фирмой «Батиньоль» на постройку металлического консольно-арочного моста
1897 год (12 августа) — торжественная церемония закладки моста в присутствии русских монарших особ и президента Франции
1903 год (16 мая) — торжественное открытие моста, приуроченное к 200-летию Санкт-Петербурга
1908 год — по Троицкому мосту пустили трамвай[7]
1918 год — мост переименован в мост Равенства.
1934 год (15 декабря) — постановлением ЦИК СССР Троицкий мост переименован в Кировский
1935 год — бронзовые памятные доски на обелисках при въезде на мост со стороны Марсова поля демонтированы и заменены на новые
1965—1967 год — первая капитальная реконструкция моста
1988—1989 год — произведена реконструкция освещения моста
1991 год (4 октября) — решением президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов» мост снова стал называться Троицким
1994 год — при активном содействии внучки И. А. Ландау — Симоне Густавовне Ландау на обелиски были установлены созданные по проекту архитектора А. Л. Скиба копии оригинальных памятных досок[4]
2001-2003 год — вторая капитальная реконструкция моста. Во время ремонта на мост вернули символы самодержавия — двуглавых орлов на обелиски, короны на пилоны к трёхсветным фонарям[8].
2005 год — разведенный Троицкий мост стал неотъемлемым атрибутом праздника выпускников Алые паруса[9].
2008, 2013 и 2015 год — проводится показ анимационных фильмов под открытым небом в рамках фестиваля «Мультивидение»[9].
История моста
Наплавные (плашкоутные) мосты
История Троицкого моста ведется с начала XIX века. В 1803 году на место между Петроградским и 1-м Адмиралтейским островами переместили Воскресенский плашкоутный мост, который назвали Петербургским. В таком виде Петербургский мост просуществовал 20 лет, после чего его пришлось перестроить.
Новую переправу делали с помощью гранитных блоков, которые брали возле каналов у Михайловского замка. Новый мост открыли в 1827 году. Изначального его хотели назвать Суворовским в честь памятника знаменитому генералиссимусу, который находится перед Марсовым полем. В итоге переправа получила название благодаря Троицкой площади[10].
Береговые устои моста возводились по проекту инженер-майора В. П. Лебедева. Этот наплавной мост был тогда самым длинным, более 500 метров, и выделялся своим убранством. От других плашкоутных мостов Троицкий отличался своим богатым металлическим декором, изготовленным на Металлическом заводе Ч. Берда по проекту В. П. Лебедева, П. П. Базена и А. П. Зуева[6].
Порталы, перильное ограждение, фонарные столбы были чугунные, художественного литья. Фонарные столбы в виде пучков пик, средние из которых увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски пирамидальные, украшены накладными деталями — овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Все архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.
Постоянный мост
Решение Городской думы о постройке третьего по счету постоянного моста через Неву было принято ещё 9 октября 1891 года, но для воплощения этого решения в действительность потребовалось тринадцать лет. В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс. К осени поступило 16 проектов и ещё два вне конкурса. Пять работ предоставили российские инженеры, шесть — французские. Первую премию в 6 000 рублей за проект под девизом «Минор» получил Александр Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже, которая была построена за два года до того. Мало того, фирма Эйфеля предложила ещё один проект, под девизом «Мажор», также приобретённый Городской управой. Второе место занял российский проект арочного моста «Кремль», его разработали инженеры К. Э. Лембке и Е. К. Кнорре. Третье место завоевал болгарский проект инженера Момчилова — мост балочной системы под девизом «Acier» («Сталь»)[6].
Вполне вероятно, что в Санкт-Петербурге мог появиться Эйфелев мост, однако в дело вмешалась французская же фирма «Батиньоль». Она предложила новую на то время идею соединения пролётных арок, проект предусматривал консольно-арочную систему моста. Она позволяла уменьшить массу речных устоев (быков), облегчить металлическую конструкцию. Таким образом проект был не только более изящным, но и более экономичным. Затруднение, однако, возникло оттого, что Общество «Батиньоль» не соглашалось продать проект городу, а хотело осуществить его само[3].
Начались долгие дебаты, которые длились весь 1894 и частично 1895 годы. Ещё в 1871 году русский инженер Г. С. Семиколеннов одним из первых обосновал преимущества консольно-арочной системы, сделал её детальный расчёт. Модель моста такой системы демонстрировалась в Москве в 1882 году. Однако изобретение не было вовремя запатентовано. А вот «Батиньоль» в январе 1893 года добилась юридической привилегии 10 лет применять такую систему в России. Городская Дума в июне 1894 года поначалу решила не отдавать постройку моста французам, а по словам думца А. П. Веретенникова создать «самостоятельный проект русскими силами». Инженер Я. К. Ганнекен посчитал что дешевле будет прорыть тоннель под Невой. Однако большинство в Думе всё же посчитали неразумным отказываться от технического проекта «Батиньоля».
В 1896 году провели второй конкурс с условием, что победитель и становится строителем. Конкурс на этот раз привлёк лишь ещё двух участников, а в феврале 1897 года Дума приняла решение отдать подряд на строительство обществу «Батиньоль».
5 июня 1897 года Николай II утвердил общий вид моста. 2 августа был заключён контракт со строителями, сметная стоимость строительства составила 5 200 000 рублей. Мост решили строить из отечественных материалов русскими рабочими под контролем петербургских инженеров и архитекторов[11].
На решение комиссии, вероятно, повлияло политическое сближение двух стран: в это же время — 7 октября 1896 года — в Париже состоялась закладка моста императора Александра III через реку Сену. Мост был украшен фигурами, олицетворяющими Францию и Россию, и открыт для движения в 1900 году[7].
В торжественной церемонии закладки моста (12 августа 1897 года) принимали участие император Николай II и президент Французской Республики Феликс Фор. Дата была выбрана в память 25-летия бракосочетания государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны. Место закладки находилось внизу, у края набережной. Здесь лежал большой гранитный монолит — первый камень основания будущего моста. Несколько выше раскинут был царский шатер, подбитый светлым шелком, оформленный в русском стиле архитектором Леонтием Бенуа. Позади памятника Суворову во всю ширину площади расположились трибуны для публики. А на Неве протянулась внушительная линия судов, изукрашенных пестрыми сигнальными флажками. В тот памятный августовский день духовые оркестры исполняли гимны России и Франции — «Марсельезу» и «Боже, Царя храни!»[12]. Николай II и Феликс Фор символически положили по серебряной монете у мостовых опор у самого края набережной. Вслед за ними по монете опустили и строители. Далее был отслужен торжественный молебен[3].
Главным инженером строительства был назначен Артур Флаше, уполномоченным фирмы «Батиньоль» в Санкт-Петербурге — Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау). Ещё до работ Ландау приезжал в Россию для ознакомления с местом работы и строительными материалами. В 1896 году вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, жил на Гагаринской улице. Ландау согласовывал проект с петербургскими специалистами и городскими властями. Главная контора по постройке Троицкого моста находилась на Аптекарском переулке, мастерские — на Троицкой площади, склады — на Гагарином буяне.
26 мая 1898 года был опущен первый кессон под промежуточную опору № 4. Сборка металлических ферм производилась в мастерских фирмы «Батиньоль», расположенных в Волынкиной деревне, на берегу реки Екатерингофки. Перила и весь металлический декор отлили на фабрике Сан-Галли в Санкт-Петербурге[6].
За созданием моста следила Исполнительная комиссия Городской Думы, избранная в мае 1898 года под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховского. Она заседала в доме № 7 на Большой Дворянской улице. В состав комиссии также входили крупнейшие специалисты того времени Н. А. Архангельский, Л. Ф. Николаи, Л. И. Новиков, А. П. Веретенников, Н. Б. Богуславский, Ф. Г. Зброжек, Г. Н. Соловьёв. По техническим вопросам консультации давал профессор Н. А. Белелюбский. В инспекцию технического надзора входили мостовики В. А. Берс, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий. Художественную экспертизу проекта осуществляла Академия Художеств.
Сначала собирались сохранить земляную дамбу у правого берега. Однако в 1899 году посчитали, что она не будет уместной у стального моста. Было принято решение одеть в гранит весь правый берег, создать новую набережную и эстакаду. 27 июля 1900 года Николай II одобрил проект трёхпролётной каменной дамбы длиной 80 метров. Её авторы — Г. Г. Кривошеин и В. П. Апышков.
Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и Вильброде Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесла комиссия Академии Художеств под председательством Р. А. Гёдике. Кроме него в комиссию входили архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов[13].
В начале 1901 года профессора Академии художеств предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади. Это предложение было принято. Пьедесталы обелисков сделаны из розового пютерлакского гранита чистой тёски, а четырёхгранные завершения — из красного гангутского полированного гранита. Ростры кораблей для обелисков отлили из бронзы по моделям эстонского скульптора А. Г. Адамсона.
По договору фирма «Батиньоль» обязывалась построить мост к 1901 году. Однако эти сроки она не выдержала и заплатила в городскую казну штраф в 150 000 рублей.
Открытие моста приурочили к 200-летию Санкт-Петербурга. А перед этим следующий французский президент побывал в столице Российской Империи. В дни его визита (7-9 мая 1902 года) был освящён ночлежный дом имени Феликса Фора на Гутуевском острове, заложен новый павильон больницы Французского благотворительного общества на Васильевском острове. В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой.
Мост был торжественно открыт утром 16 мая 1903 года. На новоотстроенной набережной между мостовыми гранитными обелисками с четырьмя фонарями и памятником Суворову высился легкий навес на мачтах, с гирляндами и флагами. Под ним был выстлан красным сукном помост с аналоями для молебствия и чашей для водосвятия. По прибытии к месту торжества Их Императорских Величеств началось богослужение. После чего городской голова П. И. Лелянов представил Государю председателя и членов думской комиссии по постройке моста и представителей Общества «Батиньоль». После церемонии представления городской голова поднес Николаю II на красной бархатной подушке кнопку, соединенную электрическим проводом с механизмом разводящейся части моста, Его Величество нажал кнопку, и разводная часть соединила мост с набережной. Затем городской голова поднес вдовствующей Императрице Марии Фёдоровне на голубой бархатной подушке серебряные ножницы. Государыня приблизилась к ленте русских национальных цветов и изволила перерезать её. Вслед за ней Её Величество Александра Фёдоровна, также серебряными ножницами, перерезала вторую ленту, французских национальных цветов. По окончании этой процедуры Их Величества, в предшествии духовенства со святой водой, вступили на мост. На той стороне процессию ждал украшенный павильон с бюстом Императора Александра Ш. Здесь городской голова преподнес Их Величествам золотые юбилейные медали в память освящения Троицкого моста и альбом с фотографическими изображениями работ по его постройке. В газетах новую переправу называли французской или парижской красавицей[3].
Сразу после открытия Троицкого моста на украшающих его обелисках установили бронзовые мемориальные доски с текстом, напоминающим о закладке и окончании строительства переправы, а также об участниках её возведения.
Оставшиеся после строительства гранитные плиты и другие строительные материалы были пожертвованы фирмой «Батиньоль» для сооружения церкви Лурдской Божьей Матери в Ковенском переулке. Этот храм был построен в 1909 году, его возведением руководил главный строитель Троицкого моста И. А. Ландау[14].
В 1908 году по Троицкому мосту пустили трамвай[6].
В октябре 1918 года Троицкий мост переименовали в мост Равенства. В декабре 1934 года после гибели С. М. Кирова он стал называться Кировским. На верхушки обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды[15].
Оригинальные памятные доски с обелисков Троицкого моста сняли в 1935 году. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о С. М. Кирове[4]:
На обелиске с низовой стороны моста:
«По просьбе трудящихся Ленинграда, в память С. М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, руководителя ленинградских большевиков — этот мост 15 декабря 1934 года назван Кировским»
На обелиске с верховой стороны моста:
«Кировский (бывший Троицкий) мост заложен 12 августа 1897 года и торжественно открыт 16 мая 1903 года в день празднования двухсотлетия Петербурга. Мост строился под руководством видных деятелей русской техники и архитектуры: Л. Н. Бенуа, М. П. Боткина, Р. А. Гедике, Г. И. Котова, Ф. Г. Зброжека, Л. Ф. Николаи, А. Н. Померанцева, А. А. Симонова, А. О. Томилина, М. А. Чижова и др.»
4 октября 1991 года мосту было возвращено историческое название — Троицкий. В 1994 году года при участии мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака, представителей фирмы «СПИ Батиньоль» и французского консульства, инженерной и архитектурной общественности города в торжественной обстановке прошла церемония открытия воссозданных мемориальных досок Троицкого моста, изготовленных за счет средств фирмы «СПИ Батиньоль» (на церемонии присутствовали С. Г. Ландау, внучка И. А. Ландау, и его правнук С. А. Ландау)[4].
Реконструкции моста
В 1964 году, в связи с открытием Волго-Балтийского пути, встал вопрос о реконструкции Кировского и Литейного мостов, так как ширина разводных пролётов ограничивала свободу судоходства в новых условиях, а также со временем невские мосты перестали удовлетворять всё возрастающим требованиям транспорта.
В 1965—1967 годах по проекту инженеров «Ленгипротранса» Г. М. Степанова, К. П. Клочкова и архитектора Ю. А. Синицы была произведена реконструкция только левобережной части Троицкого моста, а пять постоянных пролётов и 3-х пролётная правобережная аркада сохранились без изменений. Работы продолжались 18 месяцев, но движение на переправе ни разу не прерывалось. Для этого разместили временный мост, который заменял разводной пролёт и его соседнюю часть.
В итоге первой реконструкции двукрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным. Реконструкцию разводного пролёта Троицкого моста осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством инженеров Л. С. Корнеева и Б. Б. Тульчина. Ширину судоходного пролёта увеличили с 22,8 до 43 метров. При этой реконструкции тротуары у обелисков были расширены, вдоль парапетов появились гранитные скамьи. В 1977 году в связи с увеличившимся транспортным потоком расширили проезжую часть моста. Технический надзор вёл инспектор Дирекции Д. В. Снятовский и Г. Ф. Шишилов, при участии главного инженера Дирекции — В. А. Тюхтина.
В 1977 году произведён капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б. Б. Левина. На мосту уложена гидроизоляция проезжей части и тротуаров, установлен гранитный парапет высотой 50 см и уложен новый асфальт. На разводном пролёте уложено тонкослойное эпосланбетонное покрытие. Работы осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством Л. Л. Рождественского и главного инженера Е. В. Лейкина. РСУ выполняло работы по устройству эпосланбетонного покрытия на разводном пролёте. Технический надзор осуществлял В. А. Кононов.
В 1978—1979 годах произведён ремонт повреждённой фасадной фермы моста по проекту инженера организации «Ленгипроинжпроект» Е. В. Дворкина.
В 1988—1989 годах была произведена реконструкция освещения моста[16].
В 2001 году в октябре месяце мост был передан в капитальный ремонт. Заказчиком стало ГУ «Дирекция ТС», генподрядчиком выступило ЗАО «Пилон». Генеральный проектировщик — ЗАО институт «Стройпроект». Проект реконструкции позволил восстановить исторический облик моста, который неоднократно менялся на протяжении XX века, в том числе, были восстановлены гранитная облицовка, двуглавые трёхсторонние орлы на обелисках, картуши, короны и монограммы с инициалами Александра III и Марии Федоровны. Были также отреставрированы перильные ограждения и модернизированы конструкции разводного пролёта. В ходе работ было демонтировано и заменено около 740 т конструкций, не подлежащих ремонту. Для герметизации щелей было наложено 11 000 м сварных швов, произведена шлифовка острых кромок общей длиной 8500 м. При ремонте пролетных строений было установлено 13 т высокопрочных болтов с полукруглой головкой, напоминающих исторические заклепки (на видимых плоскостях моста). Болты были разработаны ЦНИИС и изготовлены на Щелковском заводе «Спецмонтажизделие». Кроме того, было установлено 51 т обычных высокопрочных болтов. При замене шарнирных узлов и узлов опирания пролётного строения была использована уникальная технология с применением специальных балок подхвата, на которые на период замены узлов передавалась нагрузка от веса главных ферм.
Троицкий мост — единственный в Санкт-Петербурге, где после реконструкции удалось сохранить лотковое железо в качестве опалубки пролётного строения, сводчатое очертание которого позволило облегчить конструкцию плиты проезжей части.
Торжественное открытие моста после реконструкции состоялось 23 мая 2003 года в честь празднования 300-летия Санкт-Петербурга[17].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Распоряжение об установлении охранного обязательства собственника . КГИОП. Дата обращения: 3 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 АУДИОЭКСКУРСИЯ «ТРОИЦКИЙ МОСТ» . СПб ГБУ «Мостотрест». Дата обращения: 3 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Пичахчи С. А. ТРОИЦКИЙ МОСТ В ПЕТЕРБУРГЕ И САМЫЙ АЛЕКСАНДРА III В ПАРИЖЕ. ДИАЛОГ ДВУХ СТОЛИЦ И ДВУХ СТРАН // НАУЧНЫЕ ТРУДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ : журнал. — 2021. — № 58. — С. С. 77-78. — ISSN 2782-1889.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Павлов В.Е. Троицкий мост Троицкий мост Троицкий мост (К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ) // История Петербурга : журнал. — 2003. — № 4 (14). — С. 18.
- ↑ Олейник Н.Н. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВ ЧЕРЕЗ РЕКИ НЕВУ И БОЛЬШУЮ НЕВУ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА С УЧЕТОМ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ЕЕ ДОЛИНЫ // ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ : журнал. — 2012. — № 5 (61). — С. С. 207-213. — ISSN 1684-2626.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Юбилей Троицкого моста . СПб ГБУ «Мостотрест». Дата обращения: 22 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 120-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЕТ 29 МАЯ ТРОИЦКИЙ МОСТ . СПб ГБУ «Мостотрест». Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Троицкий мост . Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ 9,0 9,1 Троицкий разводной мост . razvod-mostov.spb.ru. Дата обращения: 23 августа 2023.
- ↑ Троицкий мост: от Эйфеля до «Алых парусов» . ОАО Spbnews. Дата обращения: 3 августа 2023.
- ↑ Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. — «Глагол», 2002.
- ↑ Дедушкин мост . Бессмертный барак. Дата обращения: 22 августа 2023.
- ↑ Троицкий мост . Citywalls.ru. Дата обращения: 3 августа 2023.
- ↑ Троицкий мост . Прогулки по Петербургу. Дата обращения: 3 августа 2023.
- ↑ ТРОИЦКИЙ МОСТ . Все о Санкт-Петербурге. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Троицкий мост . Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга. Дата обращения: 3 августа 2023.
- ↑ Троицкий мост в Санкт-Петербурге . АО «Институт «Стройпроект». Дата обращения: 3 августа 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |