Трефилова, Вера Александровна
Вера Александровна Трефилова | |
---|---|
Балерина Вера Трефилова | |
Дата рождения | 1875 год |
Место рождения | Владикавказ |
Дата смерти | 1943 год |
Место смерти | Париж |
Гражданство | Российская империя |
Профессия | балерина |
Театр | Мариинский театр |
Вера Александровна Трефилова (8 октября 1875, Владикавказ — 11 июля 1943, Париж) — прима-балерина Мариинского театра, педагог[1][2].
Биография
Вера Александровна Трефилова родилась 8 октября 1875 года во Владикавказе[2]. В документах она значилась не как Вера Александровна, а как Вера Ивановна. Была незаконнорожденной дочерью унтер-офицерской вдовы Н. П. Трефиловой. Ее мать была драматической актрисой и выступала в «Народных домах». После окончания училища в 1894 году, Вера Трефилова стала кордебалетной танцовщицей в балетной труппе, получала жалование в размере 600 рублей. Два года Трефилова протанцевала в кордебалете. Балерина Леньяни обратила внимание на Трефилову и сказала, что её ждет большое балетное будущее. Это стало стимулом для того, чтобы Трефилова начала усердно заниматься. В 1898 году она уже была второй танцовщицей, а её оклад составлял 900 рублей. В 1901 году её оклад был равен 1400 рублей, Вера Трефилова числилась в первых танцовщицах[3].
Артистка танцевала в балете «Грациелла», свою партию она исполняла очень выразительно и красиво. Позже выступала в «Коппелии» и «Гарлемском тюльпане». Постепенно Вера Трефилова получала все новые и новые роли, и её выступления пользовались все большим и большим успехом, но одним из слабых мест балерины оставалась её мимика. В 1903 году жалование Трефиловой составило 1800 рублей, в 1904 году — 2100 рублей[3].
В 1903 году по эскизу художника Л. С. Бакста для Веры Трефиловой был изготовлен костюм японской куклы[4].
В 1904 году Трефилова исполнила роль «Авроры» в «Спящей красавице»[3].
В том же 1904 году состоялась её поездка в Милан, где она на протяжении двух месяцев брала уроки у хороших балетных педагогов. Она очень успешно станцевала в балете «Конёк-горбунок». В 1906 году оклад Трефиловой стал равен 4000 рублей. Она стала считаться прима-балериной. Трефилова исполняла партии в балетах «Грациелла», «На перепутьи», «Фея кукол», «Ручей», «Дон-Кихот», «Кот в сапогах», «Привал кавалерии»[3]. В 1907 году состоялись гастроли Веры Трефиловой в Париже. Затем она гастролировала в Москве, выступая в балетах «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Пахита» и «Коппелия»[3].
Упорное учение пришло на помощь природному дарованию - из Трефиловой сформировалась артистка, достойная первенствовать на любой европейской сцене...Танец Трефиловой был строго класичен и до тонкости виртуозенС. Худенков[3]
Вера Трефилова была одной из шести артисток Мариинского театра, кто получил в 1900—1910 годы звание балерин — это было высшее звание в табели о рангах балерин[5].
Критик Аким Волынский говорил про творчество Веры Трефиловой, как про «истинное воплощение блестящей фантазии старого балета в безупречно-чистой форме, своей трезвой ясностью напоминающий стих Пушкина»[6].
Уход из театра и переезд во Францию
В 1910 году Трефилова решила уволиться из театра. Она попросила назначить ей пенсию и предоставить ей прощальный бенефис. Одной из причин её решения стало то, что режиссер Сергеев относился к артистке нетерпимо. Просьба о пенсии была отклонена, но прощальный бенефис состоялся. Артистка получила подарок от императора — кулон, который был украшен бриллиантами и сапфирами. В бенефис был дан балет «Лебединое озеро», её выступление прошло с большим успехом[3].
После 1915 года Трефилова стала выступать на сцене Михайловского театра как драматическая актриса. Позже она уехала со своими третьим мужем, Валерианом Светловым, в Париж, где они вместе открыли балетную студию[7]. В 1920-х годах была участницей «Русского балета Дягилева». Перестала выступать в 1926 году[2].
Умерла Вера Трефилова в Париже 11 июля 1943 года[2].
Семейная жизнь
Балерина была трижды замужем. Первым её мужем был А. И. Бутлер, сын сенатор. У мужчины были вредные привычки и склонность к азартным играм[3].
Вторым мужем Трефиловой был гласный Городской думы, издатель и антикварий, редактор-издатель журнала «Русский библиофил» Н. В. Соловьев. Соловьев был директором-распорядителем товарищества «В. И. Соловьев», которое основал еще его отец. Он настаивал на том, чтобы Вера Трефилова прекратила выступать на сцене. В 1914 году стал владельцем особняка по улице Рентгена, 9 в Санкт-Петербурге. Умер в 1915 году[3][1][8].
В 1916 году Трефилова вышла замуж за редактора журнала «Нива», Валериана Светлова[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Левкий Иванович Жевержеев (1881–1942) и его «Опись моего собрания» .
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 ТРЕФИ́ЛОВА .
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Борисоглебский М., 1939, с. 79.
- ↑ Новые выразительные возможности цвета в русском балетном костюме 1900-1910-х годов .
- ↑ Учитель - повторись в ученике: О. И. Преображенская и её студия .
- ↑ "ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕТИПА" И "НЕИДЕАЛЬНЫЙ ФОКИН" В БАЛЕТНОЙ КРИТИКЕ ВОЛЫНСКОГО 1913 ГОДА .
- ↑ Борисоглебский М., 1939, с. 80.
- ↑ Три цилиндра на Лицейской. Чем интересен особняк Чаева в Петербурге .
Литература
- Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |