Толчиф, Мария

Материал из «Знание.Вики»
Мария Толчиф
англ. Elizabeth Marie Tallchief
Maria Tallchief 1954.png
Имя при рождении Элизабет Мэри Тол Чиф
Дата рождения 24 января 1925(1925-01-24)
Место рождения Фэйрфакс, США
Дата смерти 11 апреля 2013(2013-04-11) (88 лет)
Место смерти Чикаго, США
Гражданство  США
Профессия артистка балета
Театр Нью-Йорк Сити балет

Эли́забет Мэ́ри Тол Чиф (имя на языке оседжи в написании латиницей: Ki He Kah Stah Tsa; на русский переводится как «Высокий Вождь»; (англ. Elizabeth Marie Tallchief; 24 января 1925 год, Фэрфакс, Оклахома — 11 апреля 2013 год, Чикаго) — одна из так называемых «пяти лун», первая американская прима-балерина[1], первый представитель индейцев — балерина[2]. Считается, что она произвела революцию в балете[3][4][5][6].

Биография

Её отец был вождём индейского племени осейджи, а предки матери были шотландских и ирландской кровей. Мария Толчиф или Ki He Kah Stah Tsa (именно так выглядит её имя в написании латиницей на языке осейджи) родилась в индейской резервации, но стала первой американской прима-балериной и первой балериной в мире с индейскими корнями[7].

Начало карьеры

Мария Толчиф и её сестра, Марджори начали танцевать ещё с трех лет. Когда девочке исполнилось 8 лет, семья переехала в Лос-Анджелес, где у девочек было больше возможностей обучаться танцам. Позже она училась у Брониславы Нижинской и Дэвида Лишина, а также других известных преподавателей. В 17 лет в поисках ангажемента она переехала в Нью-Йорк, где по настоянию работодателей взяла псевдоним «Мария Толчиф» (Maria Tallchief).

В труппе Баланчина

В течение пяти лет Толчиф танцевала в компании «Русский балет Монте-Карло» (1942—1947)[8], где она познакомилась с Джорджем Баланчиным и вышла за него замуж. Когда Баланчин стал балетмейстером собственной труппы, Толчиф стала одной из основных её солисток[9].

В 1946 году Баланчин объединился с меценатом Линкольном Кирстейном, чтобы основать балетное общество, которое является прямым предвестником Нью-Йорк Сити балет. У неё оставалось шесть месяцев до истечения контракта с Русским балетом Монте-Карло, поэтому она оставалась в труппе до 1947 года[10].

Когда супруги вернулись в США, она быстро стала одной из первых звезд и первой примой-балериной Нью-Йорк Сити балета, который открылся в октябре 1948 года[11].

В этой труппе Талчиф буквально расцвела, танцуя в балетах Баланчина, для которого она была музой при создании хореографии. В 1954—1955 годах Мария была примой труппы. Она получила всемирное признание за свои выступления в «Орфее» (1948), «Огненной птице» и «Капризном чучеле» (оба в 1949), «Караколе» и «Шотландской симфонии» (оба в 1952), «Па-де-Дикс» (1955), «Allegro Brillante» (1956), и «Симфонии Гуно» (1958). Кроме того, она исполнила главные роли в версиях Баланчина таких постановок, как «Сильвия Па-де-де» (1950), «Лебединое озеро» (1951) и «Щелкунчик» (1954). После развода с Баланчином Мария Толчиф ушла из труппы и выступала в 1960—1962 годах в Американском балетном театре, появляясь, прежде всего, в драматических ролях[12].

Мэри Толчиф и Эрик Брун, 1961

Репертуар

27 ноября 1949 — Жар-птица*, «Жар-птица» Джорджа Баланчина (Иван-царевич — Франсиско Монсьон)

После завершения карьеры

Страстная манера танца Толчиф удачно сочеталась с виртуозной хореографией Баланчина, наполненной техническими сложностями. Известность балерине принесла главная партия в балете «Жар-птица» (1949). Другой удачной партией стала Фея Драже в «Щелкунчике». Она объездила весь мир, став первой гражданкой США, выступившей в Большом театре, регулярно выступала на американском телевидении. После завершения исполнительской карьеры в 1966 году Мария Толчиф принимала активное участие в развитии балета в Чикаго: в 1974 она основала труппу Чикагского городского балета, которая первоначально функционировала в составе Лирической Оперы, а затем, в 1981 году, стала самостоятельной компанией.

Толчиф умерла 11 апреля 2013 года в возрасте 88 лет в больнице Чикаго, штат Иллинойс. У неё остались дочь Элиза Пашен, сестра и коллега-балерина Марджори Толчиф и двое внуков[13]

Награды

Она стала членом американского Национального зала славы женщин и получила Национальную медаль за вклад в искусство. В 1996 году Толчиф получила награду Центра Кеннеди за весомый вклад в развитие искусства. Её жизнь была предметом нескольких документальных фильмов и биографий[12].

Примечания

  1. Hedy Weiss (April 12, 2013). «American prima ballerina Maria Tallchief dies at 88». Chicago Sun Times. Retrieved April 15, 2013.
  2. Howard Chua-Eoan (April 12, 2013). «The Silent Song of Maria Tallchief: America’s Prima Ballerina (1925—2013)». Time. Retrieved April 16, 2013.
  3. Hedy Weiss. American prima ballerina Maria Tallchief dies at 88. Chicago Sun Times (12 апреля 2013). Дата обращения: 15 апреля 2013. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  4. Dance Magazine 1960 Award Winners: Maria Tallchief (англ.) // Dance Magazine : magazine. — No. April 1961.
  5. Halzack, Sarah Maria Tallchief, ballet star who was inspiration for Balanchine, dies at 88. The Washington Post (12 апреля 2013). Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано 14 апреля 2013 года.
  6. Howard Chua-Eoan. The Silent Song of Maria Tallchief: America's Prima Ballerina (1925-2013). Time (12 апреля 2013). Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 9 октября 2020 года.
  7. Maria Tallchief; Larry Kaplan. 1 // Maria Tallchief: America's Prima Ballerina. — Holt, 1998. — ISBN 0-8050-3302-5.
  8. Суриц Е. Я. Толчиф, Мария // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  9. Anderson, Jon; Smith, Sid Maria Tallchief dead at 88:Chicago dance legend, Balanchine muse. Chicago Tribune (12 апреля 2015). Дата обращения: 15 сентября 2015. Архивировано 7 августа 2015 года.
  10. "Dance Magazine 1960 Award Winners: Maria Tallchief" // Dance Magazine.
  11. Howard Chua-Eoan. The Silent Song of Maria Tallchief: America’s Prima Ballerina (1925-2013) (англ.) // Time : magazine. — 2013-04-12. — ISSN 0040-781X. Архивировано 9 октября 2020 года.
  12. 12,0 12,1 Известные балерины: Мария Толчиф
  13. Мария Толчиф
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!