Сходненская черепная крышка

Материал из «Знание.Вики»

Сходненская черепная крышка — часть черепной коробки первобытного человека, является самой древней находкой останков человека на территории Москвы. В настоящее время хранится в Музее антропологии Московского государственного университета[1].

Обстоятельства находки

Сходненская черепная крышка была найдена весной 1936 года на левом берегу реки Сходни, в двух километрах выше впадения её в Москву-реку, при строительстве Сходненской ГЭС (в настоящее время район Покровское-Стрешнево, Москва). Находка была сделана старшим нормировщиком П. И. Чернышёвым на глубине четырёх метров от поверхности земли. В области залегания находки не было обнаружено иных останков человека и животных, однако были обнаружены останки большого количества останков растений — из них были идентифицированы берёза, ива и ольха. Геолог Москваволгостроя В. В. Сахаров, высказывал сомнения в точности установления места залегания черепной крышки, указывая, что находка была сделана не специалистом геологом, а лицом технического персонала, к специалистам она попала со значительным опозданием, и информация об обстоятельствах находки получена исключительно со слов П. И. Чернышёва[2].

Исследования

Реконструкция возможной внешности неандертальского человека

Сходненская черепная крышка представляет собой часть чешуи лобной кости с фрагментами обеих теменных костей. Наибольшая длина составляет 139 мм, наибольшая ширина 114 мм, наибольшая толщина (в задней части лобовой кости) — 9 мм[3]. Датирована верхним палеолитом[4].

Череп неандертальского человека из Ла-Шапель-о-Сен

По мнению О. Н. Бадера Сходненская черепная крышка отличается от современных черепов «в сторону известной близости к ископаемому неандертальскому человеку»[5].

Оживлённую научную дискуссию вызвало происхождение сетчатого отпечатка на поверхности черепной крышки. Предположение о механическом повреждении черепной крышки уже после её находки, было отвергнуто по итогам опроса нашедшего черепную крышку П. И. Чернышёва:

Черепная крышка была в твёрдом состоянии. Она была мною немедленно, здесь же обмыта в воде и отнесена в руках в контору, где положена на деревянный подоконник выпуклостью вверх и ничем не покрыта. Часа через полтора в высохшем виде она была взята мною в карман, отнесена в барак и положена в чемодан, где лежала среди бумаг и носильных вещей. Была ли на поверхности черепа «сетка» в день находки — не обратил внимания. Считаю невероятным, что упомянутая «сетка» отпечаталась после находки мною черепа.из опроса П. И. Чернышёва

Точно так же было отвергнуто и первоначально принятое предположение, о существовании отпечатка на поверхности черепной крышки, в силу особенностей строения кости[5].

Проанализировав все возможные механизмы образования сетчатого отпечатка, О. Н. Бадер признал наиболее вероятным травление находящейся в земле черепной крышки обёрнутой тканью почвенными кислотами, в результате чего на кости отпечаталась текстура ткани. Причинами, по которым череп оказался обёрнут тканью, О. Н. Бадер называл:

  • Проведение погребального обряда. Поскольку травление почвенными кислотами затронуло сами черепные кости, череп либо к моменту погребения был свободен от кожных покровов (скальпирован), либо среда, в которой было совершено погребение оказывала на череп химическое воздействие, разрушившее кожные покровы раньше наложенной ткани.
  • Использование черепа в качестве сосуда, и хранение его завёрнутым в ткань.

Спорным остаётся вопрос о возможности существования технологии ткачества в верхнем палеолите — Бадер предполагал, что более вероятным было наличие технологии плетения, и предполагал наиболее вероятным материалами покрова черепа крапивное волокно, сухожилия, волос или шерсть[5].

Эксперимент Н. А. Синельникова

Возможность травления поверхности черепа почвенными кислотами была подтверждена экспериментом Н. А. Синельникова. Взятые для исследования два черепа XVII—XIX веков обёртывались льняной тканью от полотенца, пропитанной 10% раствором азотной кислоты, сверху располагался слой ваты, также пропитанный азотной кислотой, для предотвращения высыхания ткани. При этом, один из черепов сверху был забинтован поверх ваты марлевым бинтом, а на втором черепе ткань оставлена свободно лежащей. Через двое суток ткань была снята, а черепа промыты в воде и высушены. В результате, на обоих черепах остался отпечаток ранее наложенной ткани.

Исходя из отсутствия значительной деформации Сходненской черепной крышки, Н. А. Синельников предположил, что её нахождение в условиях воздействия почвенных кислот было сравнительно недолгим[6].

Примечания

  1. Харитонов В. М. Пути эволюционной антропологии в России и роль Музея антропологии МГУ в ней. КиберЛенинка. Дата обращения: 27 июля 2023.
  2. Сахаров В. В. Геологические условия залегания Сходненской черепной крышки // Учёные записки. Выпуск 158. Ископаемый человек и его культура на территории СССР. — 1952. — С. 151—154.
  3. Гремяцкий М. А. Морфологические особенности фрагмента черепной крышки со Сходни // Учёные записки. Выпуск 158. Ископаемый человек и его культура на территории СССР : сборник. — 1952. — С. 167.
  4. Трусов А. В. Загадка сходненской черепной крышки. Дата обращения: 27 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 Бадер О. Н. О древности Сходненской черепной крышки и о характере её наружной поверхности. // Учёные записки. Выпуск 158. Ископаемый человек и его культура на территории СССР. — 1952. — С. 155—165.
  6. Синельников Н. А. Об образовании тканевидного рельефа на сходненском фрагменте черепа // Учёные записки. Выпуск 158. Ископаемый человек и его культура на территории СССР : сборник. — 1952. — С. 175—179.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!