Строителям железной дороги Старый Оскол - Ржава
Строителям железной дороги Старый Оскол - Ржава - мемориал, представляющий собой скульптурную композицию трёх женщин в момент работы по укладке рельс, расположен на границе старой и новой частей города Старый Оскол, был торжественно открыт 9 июля 2008 года в канун 65-летия Курской битвы[1].
История
В период с 3 июля 1942 года по 5 февраля 1943 года город Старый Оскол находился в оккупации, которая стала временем истребления местных жителей, разграбления и уничтожения культурных ценностей, организованного голода, надругательств над честью советского человека. В народной памяти эти страшные 7 месяцев были названы «временем слёз и унижений».
За время оккупации из Старого Оскола фашисты угнали в Германию 2737 юношей и девушек. За 7 месяцев каратели замучили, расстреляли и повесили 506 мирных жителей[2].
После освобождения город играл важную роль в обеспечении перевозки грузов войск Воронежского фронта. С этой целью 8 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол — Ржава» протяженностью 95 километров. С 15 июня по 15 июля 1943 года, то есть в рекордные 32 дня, благодаря самоотверженному труду в основном женщин и детей, была проложена железнодорожная линия.
Две трети участка (68 км) были построены заново, а 27 км реконструировали из старой одноколейки, расположенной в районе Курской магнитной аномалии. В строительстве приняли участие 25 тысяч человек. На долю женщин и детей пришлось возведение насыпей. При норме в 3,5 куба они укладывали от 4 до 6 кубометров.
После ввода дороги в эксплуатацию время доставки грузов к линии фронта было уменьшено практически на двое суток. Это во многом способствовавшая Победе советских войск на Огненной дуге 1943 г. Этому объекту было присвоено наименование — строительство № 217. Значительно позже местные жители дали название «Дорога мужества». Эта дорога была использована для организации кольцевого одностороннего движения поездов по маршруту Касторная — Курск — Сараевка — Старый Оскол, что значительно увеличило провозную способность железных дорог на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы[3].
Скульптурная композиция
Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры в момент работы. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась над рельсами, утрамбовывая грунт. Одна из девушек на минутку разогнула уставшую спину, чтобы вытереть пот со лба. Обуты девушки в грубые ботинки и сапоги, головы покрыты платками. Рядом взметнулись в небо рельсы, соединенные между собой.
Фигуры отлиты из бронзы и смонтированы на гранитном постаменте из камня, привезенного с Урала. Высота фигур — 2,5 м, вес композиции — 3 тонны, вес бетонного основания — 90 тонн[4]. Сбоку от женских фигур на плите начертаны слова Белгородского поэта В. Белова:
- «Женщинам Приосколья»
- Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
- В подолах пол-Земли перенесли,
- К сраженью подготовили Державу
- И с воинами Родину спасли!
Авторы мемориала
Проект памятника разработал архитектор М.А. Хромов, скульптором выступил заслуженный художник России А.А. Шишков.