Страйкбол
Страйкбол | |
---|---|
Категория | стрелковый спорт |
Первые соревнования | |
Другие соревнования | Удар |
Международная федерация | |
Название | Berget |
Год основания | 1970 год |
Связанные проекты | |
Категория:Страйкбол | |
Пейнтбол |
Страйкбол (англ. strike — удар и ball — шар) — это командная военно-тактическая игра, основанная на честности участников, в которой используется специально разработанная мягкая пневматика.
В России страйкбол является аналогом более известной игры airsoft (от английского air — воздух и soft — мягкий), которая предполагает использование «мягкой пневматики» с ограниченной дульной энергией не более 3 Дж.
Согласно приказу Министерства спорта Российской Федерации от 12 мая 2020 года, страйкбол был внесён во Всероссийский реестр видов спорта[1]. Развитием страйкбола как спортивной дисциплины занимается общественная организация «Федерация страйкбола».
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16 ноября 2021 года были утверждены правила для официальных соревнований по страйкболу.
Кроме официальных соревнований, также проводятся сценарные игры с разнообразными сюжетами, правила которых зависят от региона и организаторов.
История появления
Считается, что страйкбол возник в Японии после Второй мировой войны. После поражения страна потеряла право иметь полноценную армию и использовать боевое оружие. Тем не менее, для поддержания физической формы и подготовки к различным сценариям военные начали проводить тренировки с «игрушечным» оружием, которое выпускало пластиковые пульки[2].
Пионером страйкбольных приводов стал Ичиро Нагата, фотограф и увлечённый стрелок. В 70-х годах XX века он создал концепцию модели оружия, способного стрелять настоящими снарядами, но не представляющего опасности для жизни. Эти «игрушки» с мягкими пулями удовлетворяли потребности любителей стрельбы и соответствовали тогдашнему законодательству Японии[2].
В середине 1970-х годов начали появляться реплики огнестрельного оружия, которые стреляли мягкими шарами диаметром 6 мм, использующими сжатый воздух, что также не нарушало японские законы. Это изобретение получило название «Airsoft Gun» или «мягкая пневматика». Вскоре появились первые команды, которые начали организовывать сражения, используя это оружие. Новая игра быстро завоевала популярность среди японцев и была названа «Airsoft»[3].
С 1986 года японская компания Tokyo Marui начала производство различных моделей оружия для страйкбола. В 1991 году она представила модель, стреляющую с помощью пневматического устройства с электрическим приводом — гирбоксом.
Электрические модели оружия для airsoft стали ключевыми в развитии этой игры по всему миру и особенно полюбились игрокам. Электрические приводы остаются наиболее распространёнными и востребованными, но в некоторых случаях используются газовые приводы[3].
В 1993 году компания Tokyo Marui разработала и запатентовала новое устройство, основанное на физическом эффекте, которое позволяло увеличить дальность полета шарика без необходимости увеличивать его начальную скорость. Это инновационное устройство, встроенное во все модели airsoft-оружия, обеспечивает вращение шарика вокруг поперечной оси во время выстрела, что придаёт ему дополнительную подъемную силу в полёте[2].
С этого момента структура приводов окончательно сформировалась и сохраняется до сих пор.
Регламент
Суть игры заключается в командном выполнении задач, заданных сценарием, при соблюдении игровых правил[4]. Участниками могут быть только психически стабильные граждане, не находящиеся в состоянии алкогольного (за редким исключением) или наркотического опьянения.
Игроки используют игровое снаряжение, представляющее собой так называемую мягкую пневматику, которую приводят в действие электродвигателем, сжатым газом (включая углекислоту) или силой своих мышц. Обязательной частью снаряжения является защитная амуниция, включая защитные очки. Игрок без защитных очков, которые способны выдержать попадание пластикового шарика из самого мощного используемого привода, не допускается к участию в игре.
Игра основывается на честности до первого попадания (за исключением милсимов, где разрешены ранения), поэтому споры между участниками в ходе игры не допускаются. Игроки, которые начинают разбираться в отношениях друг с другом во время игрового процесса, исключаются из игры до её завершения[4].
Честность участников является основополагающим принципом страйкбола, так как ответственность за соблюдение правил (в отличие от пейнтбола) лежит на самих игроках. Это означает, что игрок, который получил поражение по правилам, должен самостоятельно признать это, немедленно надеть яркую красную повязку или поднять руку и направиться в лагерь либо в иное согласованное место[4].
Длительность одной игры может варьироваться от нескольких часов до нескольких суток, в зависимости от выбранной территории, игрового сценария и количества участников. На мероприятиях могут действовать различные строгие условия участия, такие как соответствие снаряжения определённым стандартам.
Типы игр
Существует несколько видов игр, которые различаются по целям, местам проведения, используемому снаряжению, требованиям к участникам и другим факторам. Наиболее распространенными и популярными типами являются «Колбаса», CQCS, MilSim и ARW.
«Воскреска»
Или «колбасные войны», это разговорное название для коротких игр, проходящих на ограниченной площади, независимо от типа местности. Без преувеличения можно сказать, что «колбаса» — это начало страйкбола в России. Именно динамичные игры на любой местности, по своей сути являющиеся реальным воплощением компьютерных игр, стали стимулом для привлечения участников, распространения и дальнейшего качественного роста популярности страйкбола, чему способствовали и китайские производители страйкбольного оружия.
Ролевые игры
Или «страйкбольные ролевки» — это игры живого действия, которые включают элементы страйкбола (оружие, снаряжение, механики). Обычно ролевые игры моделируются в вымышленной вселенной, но также встречаются ролевые игры в историческом контексте. В настоящее время популярностью пользуется сталкерстрайк — страйкбольные игры, основанные на вселенной игры S.T.A.L.K.E.R.
CQCS
CQCS (симуляция боя на близком расстоянии) или CQB (бои на коротких дистанциях) — это сражения на расстоянии до 100 метров. Обычно такие бои происходят между группами различного размера или подразделениями. Стрельба осуществляется из мягкой пневматики, имитирующей малокалиберное оружие, предназначенное для ведения боя на близкой и/или средней дистанции. Этот тип боя отличается жесткостью, неожиданностью и высокой слаженностью команд.
Некоторые особенности:
- Существует ограничение на тюнинг оружия, касающееся максимальной скорости вылета шарика.
- Разрешено применять рукопашный бой в рамках, установленных правилами.
Отличия от урбана (городских боев):
- Бои могут проходить не только в квартирах, но и в открытых помещениях (таких как обширные пространства или густые леса/джунгли) и закрытых (например, туннели, бункеры, торговые центры и другие).
- Сражения, как правило, ведутся с использованием автоматического огня.
- В боях участвуют игроки с хорошей выносливостью, в оптимальном и легком снаряжении с уменьшенным силуэтом
Military simulation
MilSim, или «военная симуляция», подразумевает воспроизведение действий настоящих солдат. Некоторые особенности:
- Одежда должна строго соответствовать историческому периоду и типу подразделения.
- Разрешено использование только механических магазинов, содержащих от 50 до 130 шаров.
- Бункерные магазины (на 400—2000 или даже 5000 шаров) могут использоваться исключительно пулеметчиками.
- Игры могут быть сложнее для новичков из-за своей длительности по сравнению с другими форматами.
- Реже встречается правило о наличии лишь одной «жизни» на всю игру.
ARW
ARW, или «реальная война с использованием страйк», проходит без ограничения по времени, без перерывов для восстановления, с учетом «ранений» и ограниченным количеством боеприпасов. Правила требуют, чтобы в магазине было столько шаров, сколько предусмотрено для боевого прототипа (например, если в боевом магазине АК-74 30 патронов, то в «механическом» магазине страйкбольного аналога на 100 шаров можно использовать только 30). Игроки могут «умереть» только один раз за всю игру.
Правила могут комбинироваться в различных пропорциях. На крупных официальных турнирах применяются правила организации, проводящей мероприятие. По соглашению между командами к стандартным правилам могут добавляться ранения и ограничения на боезапас. Вводятся патронные ящики, и игроки не имеют права дозаряжаться, а ящики передвигаются между контрольными точками. В неофициальных играх также могут присутствовать нестандартные сюжеты, требующие от участников решения необычных задач, интересные «пакетные» задания и даже ролевые аспекты.
ARW или «airsoft real war» — проходит без ограничений по времени, без оживлений, с «ранеными» и при ограниченном боекомплекте. Правила требуют наличия в магазине такого количества шаров, какое предусмотрено в боевом прототипе (например, если в боевом магазине АК-74 30 патронов, то в «механическом» магазине страйкбольного аналога на 100 шаров можно использовать только 30). Игроки умирают только один раз за игру.
Правила смешиваются в любых пропорциях. На больших официальных играх играют по правилам устраивающей игру организации. По договорённости между командами, к обычным правилам добавляют ранения и ограничивают боезапас. Патронные ящики введены и на бои — нельзя дозаряжаться, а ящики игроки таскают между контрольными точками. Также неофициальные игры могут отличаться неординарным сюжетом, требовать от игроков решения непривычных задач, иметь больше интересных «пакетных» заданий и даже включать ролевые элементы.
Официальные игры
Большие игры представляют собой, прежде всего, ежегодное открытие и закрытие страйкбольного сезона, а также специальные тематические события. На такие мероприятия собираются игроки из различных городов, а иногда и из других стран. Общее количество участников может достигать нескольких тысяч человек. Для создания соответствующей атмосферы могут использоваться различные виды техники, такие как грузовики, боевые машины, БТР, водный транспорт, танки и авиация. Открытие и закрытие сезона, по мнению Ассоциации страйкбола, рассматриваются как фестиваль страйкбола.
Приватные игры
Приватные игры организуются для реализации игр с повышенными требованиями к атмосфере или для практической апробации запланированных новшеств в правилах. Участвовать в них имеют право только приглашённые команды или игроки. На таких мероприятиях могут вводиться определённые ограничения, которые не предусмотрены общими правилами страйкбола, или, наоборот, некоторые из них могут быть сняты.
Международные игры
В Европе крупнейшими страйкбольными играми считаются мероприятия серии «Berget»[5].
Типовые сценарии игр
Игра на выбывание
Команды стартуют с заранее заданных точек (респаунов), а убитые игроки возвращаются на эти точки, чтобы возродиться. Для возрождения может понадобиться наличие нескольких игроков в мертвяке одновременно или необходимо, чтобы игрок ожидал определённый период времени (включая время, затраченное на путь от места смерти). Победителем становится последняя команда, у которой остались живые участники, или команда, имеющая больше всего убитых противников к моменту окончания игры.
«Мясо»
Это вариант предыдущего типа игры, но без ограничений на количество и время возрождения. Обычно имеет временные ограничения и служит в качестве разминки перед основной игрой. Счет не ведется, и победитель не определяется.
Захват флага
Команды должны овладеть флагом противника и доставить его на свою базу. В качестве флага может быть использован любой другой объект.
Удержание
Команды должны захватить заданную точку и удерживать её в течение установленного времени, после чего она будет считаться принадлежащей захватившей стороне.
Штурм-оборона
Одна команда выполняет оборонительные действия, в то время как другая осуществляет атаку. Если обороняющимся удастся продержаться установленное время (например, если у них все еще есть живые игроки), они одерживают победу. В противном случае победу получают атакующие. Обычно обороняющиеся имеют только одну жизнь, в то время как атакующие располагают несколькими жизнями.
Бомба
Одна команда должна установить и взорвать бомбу в определённой точке, а вторая команда должна помешать её установке или обезвредить.
Найти и уничтожить/защитить
На игровом поле находится игрок, представляющий, к примеру, сбитого пилота. Одна команда должна вывести его на свою базу, в то время как другая пытается его уничтожить или захватить. При этом как союзники, так и противники могут быть осведомлены о его примерном местоположении.
VIP
Одна команда выполняет роль телохранителей и должна безопасно доставить целевого игрока в заданное место или по заданному маршруту. В то время как другая команда пытается его убить или захватить. Вместо игрока в качестве цели может использоваться какой-либо предмет.
Распространение страйкбола
Страйкбол в мире
В Японии и США страйкбол считают видом спорта. В этих странах организованы официальные сообщества и ассоциации, такие как Columbus Airsoft Association.
Страйкбол в России
Страйкбол был адаптирован в России как местная версия игры с использованием мягкой пневматики в 1997 году[6].
По состоянию на осень 2012 года в Санкт-Петербурге действуют несколько страйкбольных объединений: СПАС («Санкт-Петербургская ассоциация страйкбола»; 86 команд, 12 направлений) и ОСК («Общество страйкбольных команд»; 21 команда), а также другие. В целом в Санкт-Петербурге насчитывается более 150 команд.
«Вооружение»
Ключевым компонентом экипировки страйкболиста является снаряжение класса мягкая пневматика (англ. airsoft), которое стреляет пластиковыми шариками диаметром 6 мм (иногда 8 мм) и весом от 0,12 до 0,43 г, используя сжатый воздух или газовую смесь[4]. При желании также можно применять резиновые ножи.
Принцип работы
Существует четыре типа «приводов» в зависимости от принципа их работы:
- Пружинно-поршневые (spring) — механизм взвода пружины осуществляется с помощью физической силы игрока. Чаще всего такие системы используются в снайперских винтовках и дробовиках, а также иногда в пистолетах.
- Электропические (AEG) — это самый распространённый тип оборудования в страйкболе. Они функционируют с помощью электродвигателя с редуктором, который питается от аккумулятора. В качестве аккумуляторов применяются LiPo, LiFe и NiMH с ёмкостью, в среднем, от 900 до 4000 mAh и напряжением от 7.4 до 11.1 В. В основном это автоматы, пулеметы и снайперские винтовки, а также иногда пистолеты.
- Газовые (GAS) — в основном это пистолеты, реже снайперские винтовки и дробовики, и очень редко — автоматы. Они имеют аналогичную конструкцию, независимо от используемого газа, и отличаются лишь способом подачи. Газовые пистолеты могут имитировать работу своих огнестрельных аналогов благодаря функции «Blowback», которая позволяет газу не только выталкивать шарик из ствола, но и воспроизводить эффект отдачи, приводя подвижный затвор в движение.
- На воздухе высокого давления (ВВД) — функционируют от баллонов с воздухом, которые могут быть подключены через шланг или установлены в приклад привода (система airstock). Это самый редко встречающийся тип привода, используемый во всех видах оружия.
Шары
Используются шары весом от 0,12 до 0,5 грамм, однако на практике 0,12-граммовые шары применяются лишь в гранатах, тогда как для приводов обычно используются шары от 0,20 г. Наиболее распространёнными являются белые пластиковые шары весом 0,25-0,30 г. Шары массой до 0,4 г в основном используются снайперами. Кроме белых, существуют шары и других цветов.
Также имеются биоразлагаемые шары (экологически безопасные), которые практически не применяются на практике, а также флуоресцентные и трассёрные шары, предназначенные для ночных игр и игр в темноте.
Гранаты
В качестве игровых гранат применяются имитации (которые не всегда внешне напоминают настоящие гранаты), заполненные легкими шариками, горохом или издающими хлопающие звуки. В качестве «взрывчатки» используют петарды, которые обычно классифицируются по мощности на «Корсар 4» и «Корсар 6». Использование самодельных гранат на играх обычно запрещено из-за соображений техники безопасности.
Снаряжение
Обязательным элементом снаряжения игрока являются очки[4]. Они должны быть изготовлены из прочного, небьющегося материала, способного выдержать выстрел в упор из самого мощного привода, используемого в игре. Как правило, это поликарбонат и металлическая сетка.
Рекомендуется также использовать маску для лица, особенно при игре в закрытых помещениях, чтобы защитить щеки и зубы.
Дополнительное снаряжение включает: форму, наколенники и налокотники, шлемы и каски, шарфы и маски-подшлемники. Цвет камуфляжа подбирается в соответствии с требованиями команд.
Критика страйкбола
Травмоопасность
Необходимость защищать глаза во время игры не избавляет игроков от множества травм, таких как переломы рук и ног при падениях на игровом поле, выбитые зубы, а также перфорации щек и ушей. Травмоопасность страйкбола зависит как от типа местности, на которой проходит игра (чаще всего это пересеченная местность или здания), так и от опыта игроков. Опытные участники обычно заранее осматривают игровой полигон на наличие опасных участков. Тем не менее, настоятельно рекомендуется каждому игроку иметь аптечку и, по возможности, уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Отношение общественности
В Челябинске был вынесен первый приговор за хранение самодельных взрывных устройств: страйкболист, собравший дома самодельные взрывные устройства и задержанный на Южноуральской ГРЭС, получил условный срок на 2 года с отсрочкой на год. В производстве остаются и другие дела.
Некоторые неосмотрительные игроки появляются в игровом снаряжении и с приводами вне игровых площадок, в общественных местах, что может вызвать панику среди граждан, путающих их с бойцами действующих военных подразделений. Бывали случаи стрельбы в общественных местах[7]. Такое поведение вызывает негативную реакцию в сообществе страйкболистов. К нарушителям могут применяться санкции, вплоть до полного запрета на участие в играх.
Примечания
- ↑ Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2020 № 359 "О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта" (Зарегистрирован 15.06.2020 № 58638) . publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 История страйкбола: от зарождения до современных игр. Страйкбол в мире и России Источник: https://kulturologia.ru/news/8018/ . Интернет портал "культурология.рф". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Солдаты первой шаровой . Интернет портал "Коммерсантъ". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 ПРАВИЛА . Интернет портал "airsoftgun.ru". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Berget Events AB 2024 (англ.). Интернет портал "berget-events". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ О СТРАЙКБОЛЕ . Интернет портал "airsoftgun.ru". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Видео: в Хабаровске задержали страйкболиста, расстреливавшего людей на улице . Интернет портал "РЕН-ТВ". Дата обращения: 9 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |