Столкновение над Днепродзержинском
| Столкновение над Днепродзержинском | |
|---|---|
| | |
| Общие сведения | |
| Дата | 11 августа 1979 года |
| Время | 13:35:38 EEST |
| Характер | Столкновение в воздухе |
| Причина | Ошибки авиадиспетчеров (УВД Харькова) |
| Место |
|
| Координаты | 48°33′35″ с. ш. 34°40′33″ в. д. / 48.55972° с. ш. 34.67583° в. д. (G) (O) (Я) |
| Погибшие | 178 (все) |
| Воздушное судно | |
|
|
|
| Модель | Ту-134А |
| Авиакомпания |
|
| Принадлежность |
|
| Пункт вылета |
|
| Остановки в пути |
|
| Пункт назначения |
|
| Рейс | SU-7628 |
| Бортовой номер | СССР-65816 |
| Дата выпуска | 24 марта 1974 года (первый полёт) |
| Пассажиры | 88 |
| Экипаж | 6 |
| Погибшие | 94 (все) |
| Второе воздушное судно | |
| Модель | Ту-134АК |
| Авиакомпания |
|
| Принадлежность |
|
| Пункт вылета |
|
| Остановки в пути |
|
| Пункт назначения |
|
| Рейс | SU-7880 |
| Бортовой номер | СССР-65735 |
| Дата выпуска | 5 ноября 1971 года |
| Пассажиры | 77 |
| Экипаж | 7 |
| Погибшие | 84 (все) |
Столкнове́ние над Днепродзержи́нском — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 11 августа 1979 года и ставшая одной из ста крупнейших авиакатастроф в истории авиации. В небе в районе Днепродзержинска на высоте 8400 метров столкнулись два авиалайнера Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот»: рейсы SU-7628 Челябинск—Воронеж—Кишинёв и SU-7880 Ташкент—Гурьев—Донецк—Минск. Погибли все находившиеся в обоих самолётах 178 человек — 94 на рейсе 7628 (88 пассажиров и 6 членов экипажа) и 84 на рейсе 7880 (77 пассажиров и 7 членов экипажа); 17 человек на борту рейса SU-7880 являлись членами футбольной команды «Пахтакор» из Ташкента.
История
11 августа 1979 года в небе над городом Днепродзержинском, Украинская ССР столкнулись два самолета Ту-134А. Погибли сто семьдесят восемь человек: сто шестьдесят пять пассажиров и тринадцать членов экипажа, включая семнадцать членов футбольной команды «Пахтакор» из Ташкента, выступавшей в то время в высшей лиге. В тот день команда из Узбекистана отправлялась на матч с минским «Динамо», чтобы принять участие в календарном матче чемпионата СССР[1][2][3].
Первый самолёт совершал рейс SU-7628 по маршруту Челябинск—Воронеж—Кишинёв. В 12:54 EEST рейс 7628 вылетел из аэропорта Воронежа и после набора высоты занял эшелон 8400 метров. На его борту находились шесть членов экипажа и восемьдесят восемь пассажиров: шестьдесят четыре взрослых и двадцать четыре ребёнка[4]. Самолётом управлял экипаж из 269-го лётного отряда, состоявший из командира Алексея Тараненко, второго пилота Валентина Тарасенко, штурмана Анатолия Иващенко и бортмеханика Владимира Бутырского.
Второй самолёт совершал рейс SU-7880 по маршруту Ташкент—Гурьев—Донецк—Минск. Управлял им экипаж из 104-го лётного отряда, состоявший из командира Анатолия Комарова, второго пилота Сергея Петросяна, штурмана Николая Щипера, бортмеханика Егора Симакова и бортрадиста Юрия Смирнова. В салоне работали две стюардессы: Людмила Лаптева и Наталья Гапанович. В 13:11 EEST рейс SU-7880 вылетел из аэропорта Донецка и после набора высоты занял эшелон 5700 метров. На его борту, помимо семи членов экипажа, находились семьдесят семь пассажиров: двенадцать детей и шестьдесят пять взрослых, включая членов футбольной команды «Пахтакор» и участников узбекского ансамбля «Пахтаой». В составе футбольной команды не оказалось вратаря команды Александра Яновского, улетевшего в Минск днём раньше вместе с дублирующим составом, и главного тренера Олега Базилевича, руководившего командой с весны 1979 года. Он с разрешения руководителей клуба улетел в Сочи на несколько дней до игры в Минске, чтобы повидаться с семьей, с которой долго не виделся. Семнадцать членов команды: тренер Изгай Тазетдинов, врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талибджанов, а также игроки Михаил Ан, Виктор Чуркин, Владимир Сабиров, Сирожиддин Базаров, Шухрат Ишбутаев, Сергей Покатилов, Равиль Агишев, Алым Аширов, Константин Баканов, Юрий Загуменных, Николай Куликов, Владимир Макаров, Александр Корченов и Владимир Фёдоров[1][2][3].
Диспетчер Сумской из Харьковского центра управления, услышав в динамиках доклад командира белорусского самолета о пролете Днепропетровска на высоте 8400 метров и увидев на экране локатора, что два Ту-134А быстро сближаются друг с другом на одной высоте, попытался развести самолёты. Он забрал у Жуковского микрофон и приказал экипажу Ил-62 подняться на высоту 9600 метров, а белорусскому Ту-134А – на высоту 9000 метров и предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идёт другой самолёт. Услышав в ответ «понял... (неразборчиво), 8400», и, приняв последнюю фразу как подтверждение экипажа белорусского самолета о занятии эшелона 9000 метров, диспетчер Сумской решил, что разрядил обстановку. Оба диспетчера даже не взглянули на локатор, чтобы проконтролировать исполнение экипажем белорусского Ту-134А приказа о перемене эшелона. На самом деле из-за возникших радиопомех белорусский борт Ту-134А команду диспетчера не принял и продолжал следовать прежним курсом и на прежней высоте, а в эфире прозвучал ответ экипажа Ил-62[1][2][3].
В 13 часов 35 минут 38 секунд молдавский Ту-134А врезался под углом девяносто пять градусов в белорусский лайнер. Оба самолёта шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полёта лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение. Падение лайнеров наблюдал экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс Черкассы — Донецк. В 14.08 минут из аэропорта Подгородное Днепропетровской области, взлетел самолет Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе сёл Куриловка, Николаевка и Елизаветовка Днепропетровской области разбросаны металлические обломки, а на земле замечены два очага пожара. К месту падения самолетов немедленно направились милицейские наряды, а к вечеру весь район катастрофы оцепили войска[1][2][3].
Итоги
Для расследования катастрофы была создана специальная правительственная комиссия, в которую наряду с представителями Аэрофлота, авиационными экспертами и судебными медиками вошли представители Министерства обороны СССР. После тщательного изучения всех обстоятельств виновными в трагедии были названы диспетчеры Харьковского центра управления. В ходе расследования, которое продлилось девять месяцев, выяснилось, что Жуковский допустил сразу несколько ошибок, самовольно меняя эшелоны самолётов и отказывая в их смене пилотам. По его вине едва не произошло еще одно столкновение, которого удалось избежать лишь потому, что один из самолётов отклонился от курса, обходя облачность. Сумский же, хотя и имел опыт работы, неоднократно получал выговоры за нарушение правил. По заключению комиссии причиной катастрофы явились ошибки и нарушения требований НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными судами, соблюдения правил фразеологии радиообмена. 11 июля 1980 года Верховный Суд УССР приговорил Николая Жуковского и Владимира Сумского к пятнадцати годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима. В тюрьме под Кривым Рогом Сумской провёл шесть лет и пять месяцев. Николай Жуковский покончил жизнь самоубийством[1][3].
Почти все погибшие члены футбольной команды «Пахтакор» были похоронены на Боткинском кладбище в Ташкенте в братской могиле. После трагедии Федерацией футбола СССР в регламент чемпионата СССР был внесён пункт, согласно которому «Пахтакор» в течение трёх сезонов был защищён от вылета из высшей лиги независимо от итогового результата. Помимо этого ташкентскую команду усилили игроки пятнадцати клубов национального первенства, среди которых были полузащитник московского «Спартака» Валерий Глушаков, защитники Михаил Бондарев и Владимир Нечаев из ЦСКА и одесского «Черноморца», нападающие Зураб Церетели и Пётр Василевский, выступавшие за тбилисское «Динамо» и минское «Динамо», и многие другие[5]. В итоге «Пахтакор» занимал девятое место в Чемпионате 1979 года, шестнадцатое место в Чемпионате 1980 года и восемнадцатое место в Чемпионате 1981 года. В 1984 году он выбыл из высшей лиги. Вернулась команда в главное первенство Союза в последний 1991 год существования СССР[1]
Память
В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134 был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: «Памяти футбольной команды «Пахтакор» и всем жертвам, погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР»[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Столкновение самолетов Ту-134 над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. РИА новости. Дата обращения: 3 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 «Почти все боялись летать». 40 лет назад в авиакатастрофе погибли футболисты «Пахтакора». ТАСС. Дата обращения: 3 августа 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты. Газета.ru. Дата обращения: 3 августа 2025.
- ↑ Столкновение двух Ту-134А Белорусского УГА и Молдавского РПО ГА близ Днепродзержинска. Гибель футбольной команды «Пахтакор» (борт СССР-65816). AirDisaster.ru. Дата обращения: 3 августа 2025.
- ↑ Муромов А. И. Столкновение самолётов Ту-134А // 100 великих авиакатастроф / гл. ред. С. Дмитриев. — М.: Вече, 2003. — 528 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0029-8.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Столкновение над Днепродзержинском
- Петриковский район (Днепропетровская область)
- ФК «Пахтакор»
- Столкновения в воздухе
- Авиационные происшествия на Украине 1979 года
- Авиационные происшествия с футбольными командами
- Авиационные происшествия Белорусского УГА
- Авиационные происшествия Молдавского РПО ГА
- Авиационные происшествия вследствие нарушений в управлении воздушным движением
- 1970-е годы в Днепропетровской области